На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову

ТАБЫК
I

Ай-Тал (Сунтар)

Айхал (Сунтар)

Этин' (Сунтар)

Белый шаман (Верхоянск)

Дуораан (Якутск)

Чороон (Якутск)

Кэрэх (Чурапча)

Чурапчы (Чурапча)

Туйма (Чурапча)

Муручээнэ (Усть-Алдан)

Сэргэ (Майя)

Сээдьэ (Нижняя Колыма)

Чокур таас (Аллаиха)



Фото А.Назарова

Made in Yakutia

Недуг ломал тело. Казалось, душа в безнадежном плену у злых духов. Но она восстала. Забил тревогу табык, призывая на помощь все добрые силы... Ослабели “объятия” тяжких пут. Еще чуть-чуть, и душа, наверное, сможет, подобно птице, взмыть к облакам иль, как рыба, легко постичь тайны водных глубин. Только оглянулась свободная душа вокруг: сколь же еще плененных... И вновь послышались удары большого табыка...

Так весьма символично начался I республиканский фестиваль якутской рок-музыки “Табык-90”. Хотя, оговоримся, именование стиля – якутский рок – довольно условно. Кое-кто из организаторов даже придерживался мнения, что лучше заменить его на доходчивое “современная музыка”. Но остановились на этом.

Ну, а если говорить о роке, то кто из меломанов без дрожи в руках не читал в “Литературке” статьи “История рока в стране большевиков” бывшего полудиссидента, а ныне вполне уважаемого музыкального критика Артема Троицкого (кстати, на “Табык-90”, несмотря на обещания, Артем не приехал). Автор статьи с прискорбием предрек неминуемое падение советского рока. А в роли “могильщиков” видит... гласность и перестройку. В прежние времена “андерграунда” меломаны боготворили рокеров: ведь взамен сладенькой бурды официальной пропаганды они потчевали что ни на есть горькой правдой. Социальная тема вынесла рок на фарватер. Только на пороге стоял апрель 85-го. И вскоре журналистские перья оказались куда острее. Рок-движение сходу налетело на мель...

Местные меломаны могут вздохнуть с облегчением: якутской рок-музыке это не грозит. Ставки на социальность она никогда не делала. Ей скорее ближе философская тема. Да и взрос якутский рок совсем на другой почве – национального возрождения.

Фестиваль “Табык-90” состоял из двух частей: из выступления признанных мэтров – “Чорона” (лидер Г.Сергучев), “Сэргэ” (А.Босиков) и “Айталы” (Ю.Спиридонов) и конкурса начинающих групп – команд из районов.

“Чорон”, любимый еще нашими родителями, полностью изменил свой стиль. Свидетельство тому – две композиции из нового альбома. А в мелодиях группы “Сэргэ” чувствовались явно фольклорные нотки. В “Айталы” появился новый солист – Степан Семенов, отличающийся самобытным якутским стилевым пением. Все три группы по типу традиционного тюсюльгэ дали один цельный концерт.

Но отчего же они стали так похожи друг на друга? Может, композиции так были подобраны, или, упаси боже, группы начали эксплуатировать удачно найденное “Чолбоном” ощущение мистического, а значит, пришло время новой статьи “История рока в республике Якутия?” К счастью, это напрасные страхи. Алексей Егоров (“Чорон”) объяснил мнимое сходство просто:

– На фестивале “Табык-90” мы реализовали нашу мечту. Совсем недавно, после долгих раздумий, мы вдруг поняли, что едины. У нас одни корни.

Ему вторит Владимир Мохначевский (“Чорон”):

– Якутская музыка черпает свою самобытность из природы, где торжествует гармония -будь то пение птиц, или шум дождя, шелест листьев и раскаты грома.

– Мы все – одно поколение когда-то ставших на путь поиска истинного якутского песнопения, совершаем переход к своему национальному стилю, – подвел итог лидер “Сэргэ” Анатолий Босиков.

Фото из архива А.Ермолаева

Вы чувствуете, меломаны? На ваших глазах рождается новый музыкальный стиль современной музыки “саха”. Его отцом можно смело назвать Михаила Тумусова. Сам себя он именует свободным художником. В прошлом Михаил работал с “Чолбоном”. И помог взлету этой группы. Сейчас начался новый этап его творчества – контакт с “Чороном”, “Сэргэ” и “Айталы”. Тумусов твердо убежден, что необходимо найти новые современные формы возрождения якутского фольклора. Эта задача не по плечу без единения творческих сил. Вот поэтому и объединились три ведущие группы республики.

Нелегок и тернист будет их путь. Как бы ни запутали творческие поиски весьма прозаические преграды: в республике нет возможности сделать качественную запись композиций. Увы, остается мечтой многоканальный магнитофон. “Чолбон” выручил все тот же Троицкий, позволив записать несколько тем в своей студии. А как быть остальным: надеяться на благодетеля – доброго московского критика?

Судьба мэтров в их руках. Обратим взоры на, так сказать, подрастающее поколение. Если сравнить “Табык-90” с прошлогодней панорамой “Туймада”, то ситуация кардинально изменилась. Все меньше подражания западным группам. По мнению лидера “Чорона” и члена жюри Георгия Сергучева, молодые группы показали неплохой уровень. Конечно, до профессионалов им еще далековато. Но ведь сколько советских звезд впервые пробовали свои силы в самодеятельности. А участники конкурса-фестиваля “Табык-90” действительно только начинающие. Например, группа “Этин'” из Сунтар, получившая приз за лучшую аранжировку, была образована за... две недели до начала фестиваля. Увидев объявление о музыкальном празднике республики, ребята дружно решили: “попытка -не пытка”. Очень похожа на “Этин'” и история создания группы “Урсун” из Верхоянского района. У внушительной части команд год рождения – 1990. Ну, что ж, неплохо для начала.

Большинство новых групп стремятся к самобытности. Наперекор стереотипам рок-фестиваля, ребята выходили на сцену в национальных костюмах. Даже если это мода, то все равно дурной ее не назовешь.

Победители фестиваля якутской рок-музыки получили право представлять республику на конкурсах “Рок-Азия” в Барнауле и “Голос Азии” в Алма-Ате.

Оргкомитет “Табык-90” обещал еще один рок-фестиваль молодых групп города Якутска. Но нужны деньги. Республиканский фестиваль обошелся довольно в небольшую для такого уровня событий сумму: около десяти тысяч рублей. Однако и их было непросто найти. Спасибо спонсорам: территориальному комитету комсомола поселка Мохсоголлох и молодежному рекламному агентству “Алгыс”. Будем и сейчас надеяться, что мир не без добрых людей.

Не стоит в спешке подводить творческие итоги республиканского фестиваля “Табык-90”, несмотря на то, что он уже закончился. Его значение выяснится чуть позже, когда молодые таланты расправят плечи. Лидеры нового самобытного стиля определены – “Айталы”, “Чорон”, “Сэргэ”. Отнюдь не хуже представители других направлений: рока – “Чолбон” и попса – “Дуораан”. Как знать, может новое поколение выберет свой путь...

Конечно, конкурсанты отличались уровнем профессионализма. Но в артистизме им всем не откажешь. Не выдержала бешеного темпа рок-н-ролла, заданного группой “Чурапча”, – рухнула тарелка. Впрочем, это не ввело в смущение “чурапчинцев”, и они на “ура” закончили композицию.

Местные поклонники рока довольно похожи на своих коллег, сгорающих от любви к музыке где-нибудь на Британских островах. Только наших, правда, не откачивают водой. И одежда любимцев остается цела. Ну, а свистят они по-рокерски превосходно.

Каким представляется будущее якутской рок-музыки? Начавшееся с прошлого года движение “саха” пока в начале пути. Но сегодня, по словам Георгия Сергучева (“Чорон”), лучше иметь одно монолитное, крупное явление, чем несколько, но не очень интересных групп. Тем более, что это однообразие в “саха” лишь кажущееся.

Неважно, чей вклад больше, чей меньше, главное – мы начали работать единым творческим коллективом, состоящим из трех групп.

Они все шли к этому долго, блуждая, находя и теряя, подражая и учась. Как говорят сегодня музыканты, они обрели чувство человека, наконец-то нашедшего свое пристанище. “Нас зовут и манят вершины олонхо, тойуков, якутской веры, философии, мировоззрения...” И это, пожалуй, объединяет “Чорон”, “Айталы”, “Сэргэ”.

Возможно, то, о чем говорят и что исполняют музыканты “Чорона”, “Айталы”, “Сэргэ” и Михаил Тумусов, нам, воспитанным в духе социалистического реализма, отошедшим от фольклора, народного песнопения, покажется несколько претенциозным и спорным. Чтобы понять их, необходимо освободиться от стереотипов нашей повседневности, быть в той степени свободными, когда включаешься в их особый, созданный фантазией и богатством фольклора, мир.

И голос шамана, и звуки бубна, и его неистовый танец – все это не покажется чем-то диковинным, а приобретет свой особый, но пока для нас неведомый смысл.

Олег Сидоров, Светлана Худякова, Снежана Шавловская, Маргарита Леман
Газета “Молодежь Якутии”,
Якутск

 

Яндекс.Реклама
Приобрести в магазине косметика christian dior с доставкой. Продаж курсы мск - управление персоналом семинары и тренинги московский центр нлп.. бильярдные столы в аренду в Калининграде
Hosted by uCoz