На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову

Шаман-Блюз

Табык. Современная музыка народа Саха.
Фили Рекордз

Громче, бубен тугой, взывай,
Неистово грохочи!
Не напрасно летели мы
С блистающей высоты!
Мы властны
Разрубленное срастить,
Мы властны
Разрушенное обновить...
“Олонхо” (героический якутский эпос)

Шаманизм – культ сумасшествия. По крайней мере, так говорят европейские этнографы. Недаром знали шаманы, – пишет исследователь Нина Гаген-Торн, – что ритм дает власть над духами, и овладевший им в магическом танце становится шаманом, т.е. посредником между духами и людьми, не овладевший кувырком летит в безумие, становится душевнобольным, “менереком”. Заклятие ритмом. Шаманский бубен уводит человека в просторы Седьмого неба.

Главный же бубен якутского народа (теперь официально – народа Саха), на изготовление которого уходило двенадцать коровьих шкур, назывался Табык. Это название получил и фестиваль современной якутской музыки.

Якутский рок – вроде бы смешно. Ледяная пустыня, почт вечная ночь на краю земли, проспиртована кровь ее пленников. Как говаривал один давний хиппи, когда единственный грязный аккорд еще не мелодия, не музыка, но вызывает в крови прилив адреналина, – перед вами рок собственной персоной. Поэтому неудивительно, что якуты сумели органично соединить арсенал рок-музыки и шаманские корни своей культуры в новый электрический эпос, современный “Олонхо”. У них есть то, чего так часто не хватает нашим рокерам, а именно – драйв, нематериальная субстанция, что является сутью рока и недостачу которого не сможет восполнить никакой профессионализм.

“Фили Рекорда” издала двойной альбом, запечатлевший Табык на выезде – “живое” выступление в Москве в декабре 1991 года четырех лучших якутских групп, не только любопытных для столичных критиков, но и любимых всем Саха-народом.

Из них самая знаменитая в рок-кругах – Чолбон из села Намцы – тягучий заполярный Pink Floyd, выгодно отличающийся от оного тем, что подрывает собственную медитативностъ нарастающими неистовыми ритмами. Кому не довелось увидеть, как frontman Никифор Семенов, облаченный в традиционный шаманский наряд, впадает в транс, тот много потерял. Продюсер Александр Липницкий (экс-"Звуки My") был в свое время так потрясен этой сельской группой, что сделал все, чтобы их увидела Москва. Да и американцев пытался распропагандировать, крутя композиции Чолбона на тамошних студенческих радиостанциях (оплотах некоммерческой музыки).

Две другие группы – Ай-Тал и Чороон, чей рабочий стаж уже около 20 лет, – скорее этнические, чем роковые. Они все же ближе к филармоническому звучанию, чему способствует часто выступающая с ними профессиональная певица Степанида Борисова. Они не столь экстатичны и агрессивны, как Чолбон, вызывающий просто звуковой шторм, но зато вьсокопрофессиональны, культурны в аранжировках и поэтичны в текстах и настроении. К тому же имеют опыт заграничных гастролей.

Но, с каким бы уважением ни относиться к этической музыке, столь успешно соединяющей традиционные инструменты вроде бубна и варгана с электрогитарами и синтезаторами, намного интереснее непосредственный рок-н-ролл четвертой группы – Сэргэ. Их сырой, грязный гитарный звук напоминает самые эзотерические и радикальные группы Запада, стремящиеся к неопримитивизму, ритуальности и первобытности. С тем отличием, что у Сэрга все это натуральное. Жаль только, что Чолбон и Сэргэ на этой пластинке занимают меньше места, чем две другие группы.

Андрей Бухарин
Газета “Сегодня”, Москва


Здесь можно скачать альбомы группы "Чолбон" и сборники фестивалей "Табык":

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon92.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2000.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2001.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk1.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk2.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk3.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music2/cholbon1990_probuzhdenie.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2007_live.php

 

Hosted by uCoz