На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову

Гулкое эхо Табыка

Пятилетнему юбилею фестиваля посвящается...

Компакт-диск, который Вы держите в своих руках, посвящён знаменательной дате – пятилетнему юбилею Международного фестиваля современной молодёжной музыки Республики Саха (Якутия) и составлен на основе лучших аудиоматериалов “Табыка” разных лет.

Это не первый опыт презентации фестивальных программ. Не так давно – в 1993 году – был выпущен двойной альбом с записями концертов “Табык-91”, который произвёл неизгладимое впечатление на российских меломанов.

Надеемся, что настоящий компакт-диск откроет новую страницу в познании духа, нерва и сердца якутской рок-музыки. Пять лет... Много это или мало? Теперь, по истечении времени, мы словно путники можем оглянуться назад и вспомнить – с чего же всё началось? А начало положила стремительно взлетевшая, яркая, феерическая Утренняя звезда, а по-нашему – просто “Чолбон”. В символичности этого названия кроется что-то мистическое. Действительно, трудно не проводить аналогии между рождением новой звезды и возникновением саха-рока – уникального, самобытного явления не только в культуре якутов, но и рок-музыки в целом. “Чолбон”, подобно метеору, увлёк в свой звёздный путь возникшие вслед за ним другие молодые якутские группы. Они не стремились к славе и наградам. Они просто взяли в руки гитары и высказали всё то, что их более всего волновало. И тогда они обрели свой голос, голос полный силы и мощи, голос, гулким табыком отозвавшийся в сердцах молодых, затронув самые сокровенные струны их душ.

Успех и признание сами нашли их. В мае 1987 г. “Чолбон” выступил в Мирном, где произвёл огромное впечатление не только на своих земляков, но и на гостей рок-фестиваля. Уже осенью 1989 года группа совершила триумфальное турне по городам России – Барнаулу, Свердловску, Москве и др. А потом “инициативная группа” якутских рокеров и меломанов, а именно – Семен и Александр Ермолаевы, Дмитрий Васильев и легенда саха-рока, его “крестный отец” Михаил Тумусов решили: “Почему бы якутским рок-музыкантам не объединиться и не провести свой республиканский фестиваль?”. С их легкой руки, а так же при активном содействии сначала обкома комсомола, а затем Министерства по делам молодежи, туризма и спорта и, прежде всего, “крестной матери” рок-фестиваля Антониды Корякиной, родился “Табык-90”.

Это название было выбрано не случайно. Оно тоже весьма символично. Табык – древний ритуальный инструмент народа саха. В него били в дни больших праздников или бедствий. А разве не показательно, что “Табык” звучал именно тогда, когда рок стал выражением нового мироощущения молодого поколения саха, обретшего в нем свой культурный символ, надежду и рупор? “Табык-90”, подобно древнему культовому инструменту, всколыхнул размеренную, традиционную в культурном отношении жизнь якутян. Он ворвался в их сознание и души подобно стремительному шквальному ветру, его импульсивные ритмы прокатились не только по самым дальним улусам Якутии, но и потрясли основы отечественной и зарубежной рок-культур.

На вечевой глас “Табыка-90” отозвались рок-музыканты из различных уголков земного шара. “Табык” заметили и сразу признали. С 1991 года фестиваль получил так же и статус “международного”. И тут же с корабля на бал: в 1991 году в Москве состоялась презентация якутской этнической музыки – групп “Чолбон”, “Ай-Тал”, “Сэргэ” и “Чорон”, заранее обреченная на полный... успех.

А что дальше? Дальше – “Табык-92”. И хотя на нем отсутствовали “Сэргэ” и “Чорон”, “зачехлившие свои клинки”, но зато мощным рывком вперед вышла группа “Харды”. Смело заявили о себе “Сандал”, “Санта-Мария” и др. Но именно 1992 год вошел в историю “Табыка” как год кризисный и переломный. Жесткое дыхание рыночных отношений, повсеместная коммерциализация музыкального искусства, сложное материальное положение, а порой и безработица многих молодых музыкантов не могли не отразиться на атмосфере “Табыка-92”. Исполнители почувствовали некий творческий застой и ощущение того, что они отдали зрителям все, что могли. К тому же, по древнему якутскому обычаю, в табык бьют только трижды – при рождении, зрелости и смерти...

Наступила тишина. Тишина особенно громкая и гнетущая после терпких созвучий и грохочущих ритмов “Табыка – 90, 91, 92”.

В течение всего 1993 года исполнители и организаторы дискутировали на тему: “Быть или не быть? Вот в чем вопрос...”. Ведь из смотра самодеятельных рок-коллективов “Табык” успел стать плацдармом целого направления – движения современной музыки народа саха. К тому же он был единственным фестивалем подобного рода не только у нас в республике, но и во всем Восточно-Сибирском регионе. В нем нуждались как сами исполнители, испытывающие потребность в тесном контакте с широкой аудиторией, знакомстве друг с другом, так и публика, с нетерпением ожидающая от своих кумиров новых творческих находок. И что еще немаловажно, за эти годы “Табык” собрал вокруг себя инициативную, энергичную, талантливую молодежь, энтузиазм и экспериментаторство которой создавали на фестивале особую, дерзкую, бодрящую атмосферу большого праздника. Поэтому, несмотря на то, что было сказано, что “Табык” умер... мы снова провозгласили: "Да здравствует “Табык”!"

Такова предыстория “Табыка-94”. На нем, помимо титанов якутского рока – “Чолбон” и “Ай-Тал”, – было представлено большое количество молодых начинающих групп. Из зарубежных гостей следует назвать монгольских исполнителей – Сарантуя и Гана, а так же группу “Shining Path” из Великобритании. В “Табыке-94” приняли участие и коллективы т.н. этнической поп-музыки – “Иэхэй-Чуохай”, “Колымчане”, “Сээдьэ”. На заседаниях арт-клуба неоднократно поднимался вопрос о правомерности представления в рамках одного фестиваля столь разнонаправленных групп. Картина современной якутской музыки очень пестра. Её сложно делить на течения и направления, которые сформировались в западной и русской рок-поп-культурах. Наверное и не следует этого делать, потому что она все ещё находится в стадии формирования и “первобытного синкретизма”. Поэтому пестрота и некоторая разнонаправленность “Табыка” вполне объяснимы. Соглашусь с мнением московского менеджера Андрея Баранова, что западный и отчасти русский рок – скорее продукт ума и техники, нежели души. Искусство же лучших якутских групп, представленных на этом диске, базируется на богатейших традициях фольклора, национальной философии и мифологии, пантеистского и анимистического воззрения на окружающий мир. Оно идет из глубин живой народной души, поющей голосом нового поколения саха. Умение гармонично сочетать новейшие веяния рок-поп-музыки с традициями духовной культуры якутов и определило необыкновенный успех “Сэргэ”, “Чолбона”, “Ай-Тал”, “Чороона” и др. По мнению фольклориста, доктора искусствоведения Эдуарда Алексеева, “рок и фольклор близки по своей сути, являясь живым устным искусством, которое непосредственно откликается на сегодняшнюю музыкальную ситуацию. Встреча двух музыкальных явлений, ранее отдельно существовавших, аккумулирует энергию народного музыкального творчества, накопленную столетиями, и огромную энергию рока, подкрепленную новыми техническими средствами...”.

Рождение и быстрый взлет нового направления в якутской культуре – саха-рока обусловлены возрождением фольклора, новыми веяниями и позитивными сдвигами в обществе, ростом национального самосознания.

Татьяна Павлова,
музыковед


Здесь можно скачать альбомы группы "Чолбон" и сборники фестивалей "Табык":

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon92.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2000.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2001.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk1.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk2.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/tabyk3.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music2/cholbon1990_probuzhdenie.php

http://musecatcher.sakhaworld.org/music/cholbon2007_live.php

Hosted by uCoz