Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

Якутское художественное училище: 60 лет

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Выставка картин, посвященная 60-летию Великой Победы, прошедшая в Москве в Центральном Доме Художников открыла российской публике имя молодой якутской художницы Марии Иннокентьевой. Ее последняя работа — триптих на фронтовую тематику «Портрет снайпера В.Я.Олесова», «На войну», «Бабушка» был выставлен на Крымском валу вместе с картинами корифеев российского изобразительного искусства, в том числе и мэтра якутской живописи Афанасия Осипова.

Мария Иннокентьева:

«Портрет снайпера
В.Я.Олесова».
2005 г. Х.м.

«Стезя художника — путь верующего»

Мария Иннокентьева родилась в Якутске в семье известного якутского художника Николая Иннокентьева. Ныне отец и дочь «прописаны» в одной творческой мастерской в старой «хрущевке» на проспекте Ленина. Мария — выпускница художественной спецшколы в Москве, престижной «Репинки» (Санкт-Петербургского института изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры им. А.Е.Репина) — преподает в Якутском художественном училище имени П.П.Романова, а все свое свободное от лекций и домашних забот время посвящает Его Величеству Творчеству.

В мастерской Иннокентьевых — атмосфера творческого беспорядка, располагающая к созидательному настроению. Эскизы, наброски, деревянные рамки, обтянутые холстом, многочисленные книжные ярусы, на стульях и столах, везде, где только можно — художественные альбомы. Большой портрет подруги, небольшие живописные пейзажи вперемешку с отцовскими работами — «свежеиспеченной» панорамной картиной с губернатором Крафтом и солидной «стопкой» картин из юбилейной экспозиции. Довершает рабочий интерьер мягкий шлейф запаха масляной краски.

«До пяти лет я жила с родителями в мастерской. Запах краски, мольберт, эскизы все это знакомо мне с детства. Часто, как старший ребенок в семье, я помогала отцу, и он не скрывал, что видит во мне продолжательницу семейной династии. Поэтому вопрос о выборе другой профессии отпал сам собой, тем более, что я сама чуть ли не с рождения мечтала стать художником», — начинает свой рассказ Мария.


«Бабушка». 2005 г. Х.м.

Наверное поэтому, когда двенадцатилетняя Маша прошла строгий отбор в московскую художественную спецшколу, куда, выдержав сложные испытания, попадали талантливые школьники со всего бывшего Союза, родители не сомневались: дочка не подведет. Так и произошло. Маша жила в интернате и училась на одни «пятерки». Годы учебы на Кадышевском переулке пролетели незаметно, сохранив в сердце радостные воспоминания о походах в родную «Третьяковку», куда юные художники забегали как к себе домой и знали наизусть расположение всех залов и картин.

«В Третьяковскую галерею всегда были многочисленные очереди, а нас пропускали в музей без очереди по ученическим билетам. Наш класс был очень дружный. В День Победы вместе ходили смотреть салют на Красную Площадь, после уроков играли во дворе интерната», — вспоминает Мария о школьных годах. Будучи школьницей, она с замиранием сердца любовалась работами Брюллова, Иванова, Серова...

Но уже в «Репинке» у студентки-якутянки появились новые кумиры — Веласкес, «малые голландцы», а особенно притягательным был Рубенс с его «Камеристкой», написанной так виртуозно, живо и легко. Мария днями пропадала в Эрмитаже, Русском Музее, часами бродила по бесчисленным набережным, проспектам, улицам и садам, в потаенных уголках которых, казалось, жила сама История. Ее вдохновляли особый дух и настроение города, восхищали величественная эстетика зданий и шедевры архитектуры.

«Как-то один из моих учителей сказал: «Если вы научитесь писать волосы, то можете считать себя состоявшимися художниками». Безусловно, профессия накладывает свой отпечаток: когда ты смотришь на известную картину, то стараешься уловить то, как автор «написал» лицо, глаза, кожу, детали одежды, передал характер героя. Это то, что называется чутьем. Этому не учат ни в одном институте. Оно приходит с годами, опытом», — делится секретами ремесла художница.

Мария считает, что в мире изобразительного искусства сейчас наблюдается тенденция возрождения традиционной школы реалистической живописи, в приверженцы которой она записывает и себя. Побывав на академической даче Союза художников в Подмосковье, куда мечтают попасть многие молодые художники, к своей большой радости, она нашла единомышленников среди коллег по цеху, с которыми интересно говорить о будущем российского искусства, творческих поисках, новых задумках...


«Якутский алаас». 2003 г. Х.м.

— Мария, можно ли растерять талант, будучи по природе своей человеком тяжелым на подъем или же просто ленивым?

— Конечно, чем больше практики, тем выше мастерство. Если лениться, то можно растерять талант, данный свыше. Художник — профессия серьезная, где-то тяжелая, требующая психологической подготовки. В свои картины вкладываешь всю душу, живешь творчеством. Чтобы самореализоваться, требуются огромное желание и упорство. Профессиональные художники — как верующие, очень преданы своему делу, им присуща определенная богемность. Что еще? Важно иметь надежный тыл. Мне повезло: муж Анатолий и дети — сын Коля и дочь Оля — всячески помогают мне в работе.

— Мария, у вас отец тоже художник, вы с ним работаете в одной мастерской. А не возникает ли у него желания взять в руки кисть, добавить красок, что-то подправить в ваших работах?

— Мы вместе с отцом выезжаем на этюды, по очереди работаем в мастерской, но править, давать друг другу советы у нас не принято. Если мне нужно узнать его мнение, то я сама об этом попрошу. Чаще вопросы возникают чисто по антропологическим параметрам: как «сидит» голова, пропорциональна ли фигура и т.д. Вообще, среди художников есть такое суеверие — пока работа не завершена, ее стараются не показывать, а демонстрируют только на открытии выставки.

— Как ты находишь героев для своих картин?

— На создание портрета ветерана-снайпера, прошедшего через войну, меня вдохновила статья в газете о якутских снайперах. Владимир Яковлевич Олесов — охотник, ветеран войны, живет в Хангаласском улусе. Его я нашла через знакомых. Работа велась под руководством Валентина Михайловича Сидорова — председателя Союза художников России. Помню, у дедушки болела спина, поэтому он не очень долго мне позировал. Второй портрет — это портрет моей бабушки, потерявшей на войне первого мужа.


«На войну». 2005 г. Х.м.

Мария разворачивает тяжелый, большой деревянный мольберт с собственным творением. В его центральной части — ярко-рыжий, полудикий конь с золотой гривой охраняет в тени заброшенного балагана на тихом якутском аласе покой своего табуна, кобылиц и жеребят. «Работа называется «Якутский алаас». Долго вынашивала его сюжет. Такого красивого жеребца я увидела еще в детстве. С тех пор его образ на покидал меня, пока я не написала эту картину», — рассказывает художница.

В ближайших планах у Марии — создание серии зимних работ, поездка в северные улусы. Есть задумка написать триптих, посвященный этапам жизни женщины. Готовится семейная выставка, где на зрительский суд свои работы представят два поколения художников Иннокентьевых: Николай Николаевич и его дочери Мария, Ньургуйаана и Айталина.

Туйаара КОНСТАНТИНОВА.


Статья из журнала «Художник Якутии», апрель-май 2005 г.

Hosted by uCoz