Выставка картин, посвященная 60-летию Великой
Победы, прошедшая в Москве в Центральном Доме Художников открыла
российской публике имя молодой якутской художницы Марии
Иннокентьевой. Ее последняя работа — триптих на фронтовую тематику
«Портрет снайпера В.Я.Олесова», «На войну», «Бабушка» был выставлен
на Крымском валу вместе с картинами корифеев российского
изобразительного искусства, в том числе и мэтра якутской живописи
Афанасия Осипова.
Мария Иннокентьева:
«Портрет снайпера
В.Я.Олесова».
2005 г. Х.м. |
|
«Стезя художника — путь верующего»
Мария Иннокентьева родилась в Якутске в семье известного
якутского художника Николая Иннокентьева. Ныне отец и дочь
«прописаны» в одной творческой мастерской в старой «хрущевке» на
проспекте Ленина. Мария — выпускница художественной спецшколы в
Москве, престижной «Репинки» (Санкт-Петербургского института
изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры им. А.Е.Репина)
— преподает в Якутском художественном училище имени П.П.Романова, а
все свое свободное от лекций и домашних забот время посвящает Его
Величеству Творчеству.
В мастерской Иннокентьевых — атмосфера творческого беспорядка,
располагающая к созидательному настроению. Эскизы, наброски,
деревянные рамки, обтянутые холстом, многочисленные книжные ярусы,
на стульях и столах, везде, где только можно — художественные
альбомы. Большой портрет подруги, небольшие живописные пейзажи
вперемешку с отцовскими работами — «свежеиспеченной» панорамной
картиной с губернатором Крафтом и солидной «стопкой» картин из
юбилейной экспозиции. Довершает рабочий интерьер мягкий шлейф запаха
масляной краски.
«До пяти лет я жила с родителями в мастерской. Запах краски,
мольберт, эскизы все это знакомо мне с детства. Часто, как старший
ребенок в семье, я помогала отцу, и он не скрывал, что видит во мне
продолжательницу семейной династии. Поэтому вопрос о выборе другой
профессии отпал сам собой, тем более, что я сама чуть ли не с
рождения мечтала стать художником», — начинает свой рассказ Мария.
«Бабушка». 2005 г. Х.м. |
Наверное поэтому, когда двенадцатилетняя Маша прошла строгий
отбор в московскую художественную спецшколу, куда, выдержав сложные
испытания, попадали талантливые школьники со всего бывшего Союза,
родители не сомневались: дочка не подведет. Так и произошло. Маша
жила в интернате и училась на одни «пятерки». Годы учебы на
Кадышевском переулке пролетели незаметно, сохранив в сердце
радостные воспоминания о походах в родную «Третьяковку», куда юные
художники забегали как к себе домой и знали наизусть расположение
всех залов и картин.
«В Третьяковскую галерею всегда были многочисленные очереди, а
нас пропускали в музей без очереди по ученическим билетам. Наш класс
был очень дружный. В День Победы вместе ходили смотреть салют на
Красную Площадь, после уроков играли во дворе интерната», —
вспоминает Мария о школьных годах. Будучи школьницей, она с
замиранием сердца любовалась работами Брюллова, Иванова, Серова...
Но уже в «Репинке» у студентки-якутянки появились новые кумиры —
Веласкес, «малые голландцы», а особенно притягательным был Рубенс с
его «Камеристкой», написанной так виртуозно, живо и легко. Мария
днями пропадала в Эрмитаже, Русском Музее, часами бродила по
бесчисленным набережным, проспектам, улицам и садам, в потаенных
уголках которых, казалось, жила сама История. Ее вдохновляли особый
дух и настроение города, восхищали величественная эстетика зданий и
шедевры архитектуры.
«Как-то один из моих учителей сказал: «Если вы научитесь писать
волосы, то можете считать себя состоявшимися художниками».
Безусловно, профессия накладывает свой отпечаток: когда ты смотришь
на известную картину, то стараешься уловить то, как автор «написал»
лицо, глаза, кожу, детали одежды, передал характер героя. Это то,
что называется чутьем. Этому не учат ни в одном институте. Оно
приходит с годами, опытом», — делится секретами ремесла художница.
Мария считает, что в мире изобразительного искусства сейчас
наблюдается тенденция возрождения традиционной школы реалистической
живописи, в приверженцы которой она записывает и себя. Побывав на
академической даче Союза художников в Подмосковье, куда мечтают
попасть многие молодые художники, к своей большой радости, она нашла
единомышленников среди коллег по цеху, с которыми интересно говорить
о будущем российского искусства, творческих поисках, новых
задумках...
«Якутский алаас». 2003 г. Х.м. |
— Мария, можно ли растерять талант, будучи по природе своей
человеком тяжелым на подъем или же просто ленивым?
— Конечно, чем больше практики, тем выше мастерство. Если
лениться, то можно растерять талант, данный свыше. Художник —
профессия серьезная, где-то тяжелая, требующая психологической
подготовки. В свои картины вкладываешь всю душу, живешь творчеством.
Чтобы самореализоваться, требуются огромное желание и упорство.
Профессиональные художники — как верующие, очень преданы своему
делу, им присуща определенная богемность. Что еще? Важно иметь
надежный тыл. Мне повезло: муж Анатолий и дети — сын Коля и дочь Оля
— всячески помогают мне в работе.
— Мария, у вас отец тоже художник, вы с ним работаете в одной
мастерской. А не возникает ли у него желания взять в руки кисть,
добавить красок, что-то подправить в ваших работах?
— Мы вместе с отцом выезжаем на этюды, по очереди работаем в
мастерской, но править, давать друг другу советы у нас не принято.
Если мне нужно узнать его мнение, то я сама об этом попрошу. Чаще
вопросы возникают чисто по антропологическим параметрам: как «сидит»
голова, пропорциональна ли фигура и т.д. Вообще, среди художников
есть такое суеверие — пока работа не завершена, ее стараются не
показывать, а демонстрируют только на открытии выставки.
— Как ты находишь героев для своих картин?
— На создание портрета ветерана-снайпера, прошедшего через
войну, меня вдохновила статья в газете о якутских снайперах.
Владимир Яковлевич Олесов — охотник, ветеран войны, живет в
Хангаласском улусе. Его я нашла через знакомых. Работа велась под
руководством Валентина Михайловича Сидорова — председателя Союза
художников России. Помню, у дедушки болела спина, поэтому он не
очень долго мне позировал. Второй портрет — это портрет моей
бабушки, потерявшей на войне первого мужа.
«На войну». 2005 г. Х.м. |
Мария разворачивает тяжелый, большой деревянный мольберт с
собственным творением. В его центральной части — ярко-рыжий,
полудикий конь с золотой гривой охраняет в тени заброшенного
балагана на тихом якутском аласе покой своего табуна, кобылиц и
жеребят. «Работа называется «Якутский алаас». Долго вынашивала его
сюжет. Такого красивого жеребца я увидела еще в детстве. С тех пор
его образ на покидал меня, пока я не написала эту картину», —
рассказывает художница.
В ближайших планах у Марии — создание серии зимних работ, поездка
в северные улусы. Есть задумка написать триптих, посвященный этапам
жизни женщины. Готовится семейная выставка, где на зрительский суд
свои работы представят два поколения художников Иннокентьевых:
Николай Николаевич и его дочери Мария, Ньургуйаана и Айталина.
Туйаара КОНСТАНТИНОВА.
Статья из журнала «Художник Якутии», апрель-май 2005 г.