«Видеть необычное
в обычном...»
Петр
Альбертович Ласс —
педагог и художник
Интересно, как можно
научить рисовать? В поисках ответа на этот и другие вопросы я
направилась к Петру Альбертовичу Лассу — художнику-педагогу, который
нынче уже в сороковой раз принял новых первокурсников. Последние
выдержали большой конкурс для того, чтобы овладеть специальностями
художника-костореза, резчика по дереву, ювелира. Для них первый
семестр — это трудный период адаптации в училище.
Как П.А.Ласс ведет свои занятия? Тема урока — «Натюрморт из
трех гипсовых геометрических тел». Для проверки навыков
первокурсников Петр Альбертович сначала дал самостоятельную работу,
которую тщательно проанализировал с каждым студентом. Педагог сумел
четко определить задачи: передать взаимное расположение предметов,
положение их в пространстве и по отношению к линии горизонта,
определить местонахождение собственных и падающих теней, передать
особенности конструкции предметов, легкой светотени. Для
непосвященного человека — задание не из простых. Работы студентов
довольно высоко были оценены членами цикловых комиссий на текущем,
первом для первокурсников, просмотре: семь студентов получили оценку
«хорошо». Хотя немногие ребята из группы ранее обучались в
художественных классах, и только благодаря своему опыту
преподаватель в этот короткий период смог почувствовать
индивидуальность первокурсника и помочь ему справиться с заданием.
После урока я задала интересующие меня вопросы Петру
Альбертовичу.
Пленэр на Ленских столбах. 1978 г.
П.А.Ласс со студентами отделения «Живопись»
у сэргэ. |
|
— Как Вы сами научились рисовать?
— Как и все дети, в школьные годы я срисовывал
иллюстрации из книг и дарил их своим друзьям. Они им нравились. Я
постоянно рисовал школьные стенгазеты. Мы жили за городом и, когда я
учился в седьмом классе, потянуло рисовать дома, деревья, животных с
натуры. Эти рисунки мне помогли поступить в художественное училище.
Дальше я продолжал учебу в Хабаровском педагогическом институте на
художественно-графическом факультете. Много творчески работал.
— Были ли художники, мастеровитые люди в роду Ласс?
— Моя мама была музыкально одарена. Она прекрасно играла
на гитаре, цитре — латышском национальном инструменте, замечательно
пела. Старший брат Роберт писал маслом, но ему не пришлось учиться,
так как и в годы войны, и после войны все трудились на износ,
поднимали страну из руин. Так что я один оказался профессионально
приобщенным к изобразительному искусству.
—
Петр Альбертович, расскажите о Вашей родословной.
— Мои дед и бабушка, как и многие латыши, с семьей уехали
из Латвии в конце XVIII века в Сибирь, осваивать новые земли. В
Красноярском крае есть станция Балай, где в основном живут латыши.
Там прошли молодые годы моих родителей. Отец, Ласс Альберт Адамович,
1901 года рождения. Мать, Мария Иосифовна, на три года младше его.
Латыши занимались земледелием и животноводством. Имели большое
подворье, трудясь от зари до зари, жили довольно зажиточно. Когда в
тридцатые годы началась коллективизация, латыши со станций Уяр,
Борисовка, Клюквино вступили в колхоз. Некоторые из них даже
возглавили коллективные хозяйства, стали председателями,
секретарями, то есть работали на ответственных постах. В годы
репрессий начались преследования руководителей, которых считали
«врагами народа». В их число попали и мои дяди — братья моих
родителей. Многие исчезли совсем и о судьбе их ничего не известно до
сих пор.
— Как же Вы оказались в Якутии?
— Родители, напуганные репрессиями, решили покинуть те
места. Бросив все, двинулись в путь, преодолевая таежные реки. Вышли
к Алдану. Сделав плот, спустились по нему вниз. Первым населенным
пунктом оказалась база Угино, где и остановились. Это был 1939 год.
В 1941 году отец и старший брат были призваны в армию. Отец погиб на
фронте в 1942 году. Брат работал в г.Анджеро-Судженске Кемеровской
области в свинцовых шахтах. В 1945 году мы переехали в Якутск.
— В нашем обществе идет переоценка ценностей. Отражается ли
это на процессе обучения, на качестве подготовки специалиста?
—
Многим из нас сегодня трудно считаться с реалиями времени. Обучение
будущих художников все больше стало зависеть от эстетической
установки в обществе. Она во многом определяет характер и принципы
обучения.
Качество подготовки современного художника стало определяться его
способностью адаптации к новым условиям жизни. В советское время
Министерство культуры заключало творческие договора с художниками,
была возможность выезда в творческие командировки, то есть художники
в какой-то мере были социально защищены. А теперь многие вынуждены
работать «на продажу» — для коллекций частных лиц и, таким образом,
часть работ художника просто исчезает, и их уже никогда нельзя будет
увидеть на выставках.
Вся жизнь П.А.Ласса — человека влюбленного в свое дело, прошла
в училище: в далеком 1952 г. он переступил порог Якутского
музыкально-художественного училища как студент, и вот уже полвека
верен избранной профессии художника-педагога, который должен
воспитать не просто ремесленника, а художника — творца Прекрасного.
Петр Альбертович Ласс — один из немногих художников-педагогов,
умеющих и выполнить художественную работу в соответствии с
существующими эстетическими требованиями, и умело, со знанием и
пониманием специфики современной культуры, научить этому своих
воспитанников, которых у него — за тридцать шесть выпусков —
насчитывается уже более трехсот. Есть среди них и именитые:
заслуженные деятели искусств РС(Я) Н.Н.Иннокентьев — живописец,
награжден Орденом дружбы народов, коллега по работе в училище,
А.А.Романов — скульптор, награжденный золотой медалью Международной
федерации художников «За вклад в Отечественную культуру»,
И.А.Мекумянова, А.В.Чикачев — известные современные якутские
живописцы, А.Л.Габышева — заслуженный деятель искусств РС(Я),
генеральный директор Национального художественного музея им.
М.Ф.Габышева, Ф.И.Марков — косторез, народный художник РС(Я),
Е.Е.Шапошникова — график, сценограф, главный художник Театра оперы и
балета и многие другие, за успехи которых на тернистом пути
искусства он рад и горд.
Петр Альбертович, как преподаватель, старается идти в ногу со
временем. До 1997 года работали согласно Государственному стандарту
среднего профессионального образования, утвержденному постановлением
Правительства РФ от 18 августа 1995 года, а с 1997 года идет
постепенный переход на новые Госстандарты обучения по
изобразительному искусству. Повысились требования к образованности
выпускника. В первый год работы в художественном училище автор этих
строк была удивлена тем, что в училище не ведется обучение по таким
общеобразовательным предметам, как математика, информатика,
география. В общеобразовательную подготовку ныне включены эти
предметы.
Выпускник
училища должен знать основы предпринимательской деятельности и
особенности предпринимательства в профессиональной сфере, иметь
представление о современном мире как духовной, культурной,
интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое
место в современном обществе.
Понимая, что изменение содержания процесса обучения, его методики
и направленности возможно с помощью учебно-творческого подхода, Петр
Альбертович, используя свой многолетний опыт работы, два года тому
назад разработал с учетом региональной специфики экспериментальную
учебную программу по дисциплине «Живопись» для обучения по
специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы». Программа Петра Альбертовича проходит апробацию. В
«Пояснительной записке» к программе П.А.Ласс пишет: «Постановки
должны быть жизненными и органичными, побуждать живой интерес
студентов, учитывать специфическую особенность отделения
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»... Тщательно
продуманная содержательная постановка, фон, интерьер, освещение
способствуют активной и успешной работе студентов над заданием».
— Каким образом нужно в художественном образовании решить
проблему развития творческих способностей студентов?
— Сегодня недостаточна ориентация лишь на художественную
классику реалистического характера. Особенностью современной
художественной культуры является широкая шкала
художественно-образного отражения форм реальной действительности —
от натуралистического до абстрактного и педагог должен стремиться
обучить ребят видеть необычное в обычном. Преподавателю необходимо
учитывать индивидуальные особенности каждого студента, бережно
сохраняя и развивая положительные стороны его дарования.
В декабре мы чествовали Петра Альбертовича как педагога,
проработавшего в одном училище сорок лет. Он в картинной галерее
училища выставил свои работы — за исключением тех, что находятся в
музеях и галереях. В основном, это были пейзажи. Считаю, что
неслучаен был выбор Петром Альбертовичем этих работ, так как он
выставку без помпезности просто дарил взору своих коллег-педагогов,
студентов. Сколько раз видели ребята талый снег, бескрайние дали,
серое небо, осенний наряд леса... И мало к кому приходило в голову,
что в таких обыкновенных мотивах заключена неповторимая красота. Но
вот Петр Альбертович Ласс взглянул на эти пейзажи глазами художника,
и родились картины, которым суждено было стать олицетворением
якутских времен года. И все посетители выставки увидели, как
прекрасен самый простой, самый обыкновенный уголок родной природы.
Петр Альбертович собрал, сконцентрировал кусочки Прекрасного и
как бы в готовом виде преподнес их нам, простым смертным, и мы
приобщились к тем людям, которые начинают больше видеть, тоньше
чувствовать, острее воспринимать Прекрасное.
На чествование Петра Альбертовича пришло много его выпускников.
Они тепло и искренне отзывались о своем учителе. Вот некоторые
фрагменты их выступлений.
На 65-летии П.А.Ласса. Слева — работники НХ музея,
справа спонсоры издания А.Ф.Пироговский, И.П.Пироговская. |
На 65-летии П.А.Ласса. С приветствием выступает и поет
А.Самсонов. 2001 г. |
Ирина Мекумянова.: «Петр Альбертович прекрасный учитель.
Он приобщил нас к классическому искусству и это помогает нам, его
выпускникам, в дальнейших творческих исканиях». Афанасий Романов:
«Картины Петра Альбертовича дышат теплотой и любовью к Якутии,
ставшей для него родной, к простым сельским труженикам. Портреты
матерей-героинь из с.Усть-Татта Алексеевского улуса, из с.
Хара-Алдан Усть-Алданского улуса художником подарены в картинную
галерею с. Харбалах. Петр Альбертович — активный участник выставок
различного ранга, его работы выставлялись в Чите, Красноярске,
Владивостоке, Улан-Удэ, Москве, Румынии, Монголии». Николай
Иннокентьев: «Петр Альбертович — мой учитель. Будучи сыном
переселенцев, он был «невыездным» художником. Благодаря своему
спокойному характеру он со всеми своими учениками, коллегами находит
общий язык и поэтому долго проработал на одном месте. Он истинный
педагог, влюбленный в свое дело». Известный искусствовед Татьяна
Тишина: «Петр Альбертович приглашал меня в училище преподавать
«Историю искусств». На вечер я принесла копии титульных листов
учебных планов, утвержденных Петром Альбертовичем, анкет бывших
студентов училища, в которых они мечтали о новом, светлом,
просторном здании для своего училища»...
— Расскажите историю прялки, которую в семидесятые годы
принесли в натюрмортный фонд училища...
— Первые годы жизни в Якутске оказались очень трудными
для нашей семьи. Нам приходилось выполнять различные подсобные
работы, пасти коров. Мама списалась с родственниками, оставшимися в
Латвии, и они выслали ей прялку. Она стала прясть пряжу (в основном,
из собачьей шерсти) и вязать носки, рукавички, шали и другие теплые
поделки. Мне запомнилась собачка-болонка, подстриженная матерью и
похожая на маленького львенка, так как лохматой оставалась лишь ее
голова. Связанные теплые вещи мама разменивала на хлеб и другие
продукты.
Некоторые вещи родителей мы храним до сих пор. Прялку я подарил
натюрмортному фонду училища, а круг прялки оставил у себя как
семейную реликвию.
— Петр Альбертович, как же научить писать маслом ребят,
которые никогда не держали в руках кисти?
— Большинство ребят с уроков рисования знакомы с
акварелью. Основам понимания цветоведения, тона, световоздушной
среды, смешения красок быстрее и легче обучить при работе с
акварелью. В то же время акварель является очень сложным материалом
для познания основ живописи. Однако после непродолжительной работы в
этой технике учащимся легче перейти на масляную живопись, так как
они уже имеют определенные знания и навыки. Привыкнув работать с
маслом, редко кто возвращается к технике акварели, считая ее
довольно сложным видом, поэтому редко встречаются художники,
работающие в технике акварели.
— Как работаете с ребятами на пленэре? Ваши выпускники
как-то рассказывали нынешним студентам, что их учитель —
интернационалист, что с ним вместе они на пленэре на Ленских столбах
поставили памятное сэргэ. И что Вас любовно между собой называют
«Петр Мольбертович»...
— Считаю, что пленэр является важным периодом в учебном
процессе. Именно на пленэре открываются и воспитываются творческие
возможности студентов. Не зря говорят, что природа — лучший учитель.
Результаты пленэра также зависят и от места, где он проходит. При
организации пленэра нужно обязательно учесть создание условий для
нормальной жизни и питания, чтобы было как можно меньше отвлекающих
ребят моментов.
Бывая ежегодно с ребятами на пленэре, Петр Альбертович
развивает их вкус, учит видеть в самом утилитарном, в обычной жизни,
в природе Прекрасное.
В прошлом учебном году в картинной галерее училища состоялась
выставка пленэрных работ его студентов, которую посетили директора и
преподаватели художественных отделений и классов детских музыкальных
школ республики. Всем выставка очень понравилась и посетители
выразили желание, чтобы чаще их приглашали на такие выставки.
Удивительно, хотя выставка состояла из пленэрных работ: букашки,
комарики, листочки, лепесточки и т.п.
— Кто из художников оказал влияние на Ваше творчество?
— На мое творчество, как художника, оказали влияние
М.В.Лукин, Г.У.Кравченко, Л.А.Ким — известные живописцы. С Кимом мы
были друзьями и объездили с этюдниками почти всю Якутию.
— Что Вы думаете о преемственности, непрерывности
организации обучения молодежи изобразительному искусству? Ведь ни
для кого не является секретом — для того, чтобы стать
профессиональным художником, нужно пройти обучение в художественных
школах (классах), в училищах, в вузах, то есть долгих пятнадцать
лет.
— Считаю, что такая последовательность обучения просто
необходима. Кроме этого, чтобы стать профессиональным художником,
обязательна творческая самостоятельная работа. Без этого художник
может и не состояться.
И сейчас Петр Альбертович выкраивает время, чтобы выбраться на
этюды и из накопленного материала, впечатлений художника, возможно,
появятся новые пейзажи, картины, волнующие душу и восхищающие взор.
Петр Альбертович продолжает удивлять нас, он не только художник,
но и музыкант. К празднику «День учителя» он, латыш по
национальности, приготовил подарок для своих коллег — русские
мелодии на балалайке. И на «бис», экспромтом, исполнил на балалайке
в дуэте с якутским хомусом, на котором сыграла преподаватель
М.Е.Тихонова, «Музыкальные картинки дня». Мужчины-коллеги знают его
как удачливого рыбака, охотника. Как говорится, талантливый человек
— талантлив во всем...
Осень на Саостыме. 1983 г. |
Шуга на р.Лене. 1987 г. |