Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

Якутское художественное училище: 60 лет

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

«Видеть необычное
в обычном...»

Петр Альбертович Ласс —
педагог и художник

Интересно, как можно научить рисовать? В поисках ответа на этот и другие вопросы я направилась к Петру Альбертовичу Лассу — художнику-педагогу, который нынче уже в сороковой раз принял новых первокурсников. Последние выдержали большой конкурс для того, чтобы овладеть специальностями художника-костореза, резчика по дереву, ювелира. Для них первый семестр — это трудный период адаптации в училище.

Как П.А.Ласс ведет свои занятия? Тема урока — «Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел». Для проверки навыков первокурсников Петр Альбертович сначала дал самостоятельную работу, которую тщательно проанализировал с каждым студентом. Педагог сумел четко определить задачи: передать взаимное расположение предметов, положение их в пространстве и по отношению к линии горизонта, определить местонахождение собственных и падающих теней, передать особенности конструкции предметов, легкой светотени. Для непосвященного человека — задание не из простых. Работы студентов довольно высоко были оценены членами цикловых комиссий на текущем, первом для первокурсников, просмотре: семь студентов получили оценку «хорошо». Хотя немногие ребята из группы ранее обучались в художественных классах, и только благодаря своему опыту преподаватель в этот короткий период смог почувствовать индивидуальность первокурсника и помочь ему справиться с заданием.

После урока я задала интересующие меня вопросы Петру Альбертовичу.

Пленэр на Ленских столбах. 1978 г. П.А.Ласс со студентами отделения «Живопись»
у сэргэ.

— Как Вы сами научились рисовать?

— Как и все дети, в школьные годы я срисовывал иллюстрации из книг и дарил их своим друзьям. Они им нравились. Я постоянно рисовал школьные стенгазеты. Мы жили за городом и, когда я учился в седьмом классе, потянуло рисовать дома, деревья, животных с натуры. Эти рисунки мне помогли поступить в художественное училище. Дальше я продолжал учебу в Хабаровском педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Много творчески работал.

— Были ли художники, мастеровитые люди в роду Ласс?

— Моя мама была музыкально одарена. Она прекрасно играла на гитаре, цитре — латышском национальном инструменте, замечательно пела. Старший брат Роберт писал маслом, но ему не пришлось учиться, так как и в годы войны, и после войны все трудились на износ, поднимали страну из руин. Так что я один оказался профессионально приобщенным к изобразительному искусству.

— Петр Альбертович, расскажите о Вашей родословной.

— Мои дед и бабушка, как и многие латыши, с семьей уехали из Латвии в конце XVIII века в Сибирь, осваивать новые земли. В Красноярском крае есть станция Балай, где в основном живут латыши. Там прошли молодые годы моих родителей. Отец, Ласс Альберт Адамович, 1901 года рождения. Мать, Мария Иосифовна, на три года младше его.

Латыши занимались земледелием и животноводством. Имели большое подворье, трудясь от зари до зари, жили довольно зажиточно. Когда в тридцатые годы началась коллективизация, латыши со станций Уяр, Борисовка, Клюквино вступили в колхоз. Некоторые из них даже возглавили коллективные хозяйства, стали председателями, секретарями, то есть работали на ответственных постах. В годы репрессий начались преследования руководителей, которых считали «врагами народа». В их число попали и мои дяди — братья моих родителей. Многие исчезли совсем и о судьбе их ничего не известно до сих пор.

— Как же Вы оказались в Якутии?

— Родители, напуганные репрессиями, решили покинуть те места. Бросив все, двинулись в путь, преодолевая таежные реки. Вышли к Алдану. Сделав плот, спустились по нему вниз. Первым населенным пунктом оказалась база Угино, где и остановились. Это был 1939 год. В 1941 году отец и старший брат были призваны в армию. Отец погиб на фронте в 1942 году. Брат работал в г.Анджеро-Судженске Кемеровской области в свинцовых шахтах. В 1945 году мы переехали в Якутск.

— В нашем обществе идет переоценка ценностей. Отражается ли это на процессе обучения, на качестве подготовки специалиста?

— Многим из нас сегодня трудно считаться с реалиями времени. Обучение будущих художников все больше стало зависеть от эстетической установки в обществе. Она во многом определяет характер и принципы обучения.

Качество подготовки современного художника стало определяться его способностью адаптации к новым условиям жизни. В советское время Министерство культуры заключало творческие договора с художниками, была возможность выезда в творческие командировки, то есть художники в какой-то мере были социально защищены. А теперь многие вынуждены работать «на продажу» — для коллекций частных лиц и, таким образом, часть работ художника просто исчезает, и их уже никогда нельзя будет увидеть на выставках.

Вся жизнь П.А.Ласса — человека влюбленного в свое дело, прошла в училище: в далеком 1952 г. он переступил порог Якутского музыкально-художественного училища как студент, и вот уже полвека верен избранной профессии художника-педагога, который должен воспитать не просто ремесленника, а художника — творца Прекрасного.

Петр Альбертович Ласс — один из немногих художников-педагогов, умеющих и выполнить художественную работу в соответствии с существующими эстетическими требованиями, и умело, со знанием и пониманием специфики современной культуры, научить этому своих воспитанников, которых у него — за тридцать шесть выпусков — насчитывается уже более трехсот. Есть среди них и именитые: заслуженные деятели искусств РС(Я) Н.Н.Иннокентьев — живописец, награжден Орденом дружбы народов, коллега по работе в училище, А.А.Романов — скульптор, награжденный золотой медалью Международной федерации художников «За вклад в Отечественную культуру», И.А.Мекумянова, А.В.Чикачев — известные современные якутские живописцы, А.Л.Габышева — заслуженный деятель искусств РС(Я), генеральный директор Национального художественного музея им. М.Ф.Габышева, Ф.И.Марков — косторез, народный художник РС(Я), Е.Е.Шапошникова — график, сценограф, главный художник Театра оперы и балета и многие другие, за успехи которых на тернистом пути искусства он рад и горд.

Петр Альбертович, как преподаватель, старается идти в ногу со временем. До 1997 года работали согласно Государственному стандарту среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18 августа 1995 года, а с 1997 года идет постепенный переход на новые Госстандарты обучения по изобразительному искусству. Повысились требования к образованности выпускника. В первый год работы в художественном училище автор этих строк была удивлена тем, что в училище не ведется обучение по таким общеобразовательным предметам, как математика, информатика, география. В общеобразовательную подготовку ныне включены эти предметы.

Выпускник училища должен знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере, иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе.

Понимая, что изменение содержания процесса обучения, его методики и направленности возможно с помощью учебно-творческого подхода, Петр Альбертович, используя свой многолетний опыт работы, два года тому назад разработал с учетом региональной специфики экспериментальную учебную программу по дисциплине «Живопись» для обучения по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Программа Петра Альбертовича проходит апробацию. В «Пояснительной записке» к программе П.А.Ласс пишет: «Постановки должны быть жизненными и органичными, побуждать живой интерес студентов, учитывать специфическую особенность отделения «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»... Тщательно продуманная содержательная постановка, фон, интерьер, освещение способствуют активной и успешной работе студентов над заданием».

— Каким образом нужно в художественном образовании решить проблему развития творческих способностей студентов?

— Сегодня недостаточна ориентация лишь на художественную классику реалистического характера. Особенностью современной художественной культуры является широкая шкала художественно-образного отражения форм реальной действительности — от натуралистического до абстрактного и педагог должен стремиться обучить ребят видеть необычное в обычном. Преподавателю необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого студента, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования.

В декабре мы чествовали Петра Альбертовича как педагога, проработавшего в одном училище сорок лет. Он в картинной галерее училища выставил свои работы — за исключением тех, что находятся в музеях и галереях. В основном, это были пейзажи. Считаю, что неслучаен был выбор Петром Альбертовичем этих работ, так как он выставку без помпезности просто дарил взору своих коллег-педагогов, студентов. Сколько раз видели ребята талый снег, бескрайние дали, серое небо, осенний наряд леса... И мало к кому приходило в голову, что в таких обыкновенных мотивах заключена неповторимая красота. Но вот Петр Альбертович Ласс взглянул на эти пейзажи глазами художника, и родились картины, которым суждено было стать олицетворением якутских времен года. И все посетители выставки увидели, как прекрасен самый простой, самый обыкновенный уголок родной природы.

Петр Альбертович собрал, сконцентрировал кусочки Прекрасного и как бы в готовом виде преподнес их нам, простым смертным, и мы приобщились к тем людям, которые начинают больше видеть, тоньше чувствовать, острее воспринимать Прекрасное.

На чествование Петра Альбертовича пришло много его выпускников. Они тепло и искренне отзывались о своем учителе. Вот некоторые фрагменты их выступлений.


На 65-летии П.А.Ласса. Слева — работники НХ музея, справа спонсоры издания А.Ф.Пироговский, И.П.Пироговская.


На 65-летии П.А.Ласса. С приветствием выступает и поет А.Самсонов. 2001 г.

Ирина Мекумянова.: «Петр Альбертович прекрасный учитель. Он приобщил нас к классическому искусству и это помогает нам, его выпускникам, в дальнейших творческих исканиях». Афанасий Романов: «Картины Петра Альбертовича дышат теплотой и любовью к Якутии, ставшей для него родной, к простым сельским труженикам. Портреты матерей-героинь из с.Усть-Татта Алексеевского улуса, из с. Хара-Алдан Усть-Алданского улуса художником подарены в картинную галерею с. Харбалах. Петр Альбертович — активный участник выставок различного ранга, его работы выставлялись в Чите, Красноярске, Владивостоке, Улан-Удэ, Москве, Румынии, Монголии». Николай Иннокентьев: «Петр Альбертович — мой учитель. Будучи сыном переселенцев, он был «невыездным» художником. Благодаря своему спокойному характеру он со всеми своими учениками, коллегами находит общий язык и поэтому долго проработал на одном месте. Он истинный педагог, влюбленный в свое дело». Известный искусствовед Татьяна Тишина: «Петр Альбертович приглашал меня в училище преподавать «Историю искусств». На вечер я принесла копии титульных листов учебных планов, утвержденных Петром Альбертовичем, анкет бывших студентов училища, в которых они мечтали о новом, светлом, просторном здании для своего училища»...

— Расскажите историю прялки, которую в семидесятые годы принесли в натюрмортный фонд училища...

— Первые годы жизни в Якутске оказались очень трудными для нашей семьи. Нам приходилось выполнять различные подсобные работы, пасти коров. Мама списалась с родственниками, оставшимися в Латвии, и они выслали ей прялку. Она стала прясть пряжу (в основном, из собачьей шерсти) и вязать носки, рукавички, шали и другие теплые поделки. Мне запомнилась собачка-болонка, подстриженная матерью и похожая на маленького львенка, так как лохматой оставалась лишь ее голова. Связанные теплые вещи мама разменивала на хлеб и другие продукты.

Некоторые вещи родителей мы храним до сих пор. Прялку я подарил натюрмортному фонду училища, а круг прялки оставил у себя как семейную реликвию.

— Петр Альбертович, как же научить писать маслом ребят, которые никогда не держали в руках кисти?

— Большинство ребят с уроков рисования знакомы с акварелью. Основам понимания цветоведения, тона, световоздушной среды, смешения красок быстрее и легче обучить при работе с акварелью. В то же время акварель является очень сложным материалом для познания основ живописи. Однако после непродолжительной работы в этой технике учащимся легче перейти на масляную живопись, так как они уже имеют определенные знания и навыки. Привыкнув работать с маслом, редко кто возвращается к технике акварели, считая ее довольно сложным видом, поэтому редко встречаются художники, работающие в технике акварели.

— Как работаете с ребятами на пленэре? Ваши выпускники как-то рассказывали нынешним студентам, что их учитель — интернационалист, что с ним вместе они на пленэре на Ленских столбах поставили памятное сэргэ. И что Вас любовно между собой называют «Петр Мольбертович»...

— Считаю, что пленэр является важным периодом в учебном процессе. Именно на пленэре открываются и воспитываются творческие возможности студентов. Не зря говорят, что природа — лучший учитель. Результаты пленэра также зависят и от места, где он проходит. При организации пленэра нужно обязательно учесть создание условий для нормальной жизни и питания, чтобы было как можно меньше отвлекающих ребят моментов.

Бывая ежегодно с ребятами на пленэре, Петр Альбертович развивает их вкус, учит видеть в самом утилитарном, в обычной жизни, в природе Прекрасное.

В прошлом учебном году в картинной галерее училища состоялась выставка пленэрных работ его студентов, которую посетили директора и преподаватели художественных отделений и классов детских музыкальных школ республики. Всем выставка очень понравилась и посетители выразили желание, чтобы чаще их приглашали на такие выставки. Удивительно, хотя выставка состояла из пленэрных работ: букашки, комарики, листочки, лепесточки и т.п.

— Кто из художников оказал влияние на Ваше творчество?

— На мое творчество, как художника, оказали влияние М.В.Лукин, Г.У.Кравченко, Л.А.Ким — известные живописцы. С Кимом мы были друзьями и объездили с этюдниками почти всю Якутию.

— Что Вы думаете о преемственности, непрерывности организации обучения молодежи изобразительному искусству? Ведь ни для кого не является секретом — для того, чтобы стать профессиональным художником, нужно пройти обучение в художественных школах (классах), в училищах, в вузах, то есть долгих пятнадцать лет.

— Считаю, что такая последовательность обучения просто необходима. Кроме этого, чтобы стать профессиональным художником, обязательна творческая самостоятельная работа. Без этого художник может и не состояться.

И сейчас Петр Альбертович выкраивает время, чтобы выбраться на этюды и из накопленного материала, впечатлений художника, возможно, появятся новые пейзажи, картины, волнующие душу и восхищающие взор.

Петр Альбертович продолжает удивлять нас, он не только художник, но и музыкант. К празднику «День учителя» он, латыш по национальности, приготовил подарок для своих коллег — русские мелодии на балалайке. И на «бис», экспромтом, исполнил на балалайке в дуэте с якутским хомусом, на котором сыграла преподаватель М.Е.Тихонова, «Музыкальные картинки дня». Мужчины-коллеги знают его как удачливого рыбака, охотника. Как говорится, талантливый человек — талантлив во всем...


Осень на Саостыме. 1983 г.


Шуга на р.Лене. 1987 г.

Hosted by uCoz