Галина ШЕЛКОВНИКОВА:
«Я
очень
благодарна
судьбе...»
Когда училась в 6-ом классе СШ № 7 г. Якутска,
урок рисования вела у нас выпускница Якутского
музыкально-художественного училища, обучавшаяся у преподавателя
Леонида Александровича Кима (фамилия ее была Печулите, инициалы не
помню). Она как-то сразу обратила на меня внимание. И однажды без
обиняков спросила: «Хочешь рисовать грамотно?» Я с радостью
ответила: «Конечно, да!»
В 1952 году, после окончания 7-го класса вечерней школы №2
г.Якутска, в возрасте 16-ти лет я поступила на художественное
отделение Якутского музыкально-художественного училища.
Рисовать я любила с раннего детства — это был мой самый любимый
вид общения с окружающим меня миром, так как я рано осталась без
опеки родителей.
Родом я из с.Верхоленска Иркутской области. В 1939 г. меня, в
возрасте 3-х лет, на карбазе привезли в с. Покровск
Орджоникидзевского района (ныне г.Покровск Хангаласского улуса).
Детство досталось мне очень трудное. Я, как все дети того
периода, пережила многое — войну, голод и нужду, но стремление к
учебе у всех нас было очень сильным. В те годы цветные карандаши,
акварельные краски были большим дефицитом, являлись нам только в
мечтах. Письменные задания в общеобразовательных школах писали кто
на чем, а рисовать ох как хотелось!..
Училась я в разных школах — Покровске, Олекминске, Нохтуйске, а
закончила 7-й кл. в Якутске. Когда училась в 6-ом классе СШ № 7 г.
Якутска, урок рисования вела у нас выпускница Якутского
музыкально-художественного училища, обучавшаяся у преподавателя
Леонида Александровича Кима (фамилия ее была Печулите, инициалы не
помню). Она как-то сразу обратила на меня внимание. И однажды без
обиняков спросила: «Хочешь рисовать грамотно?» Я с радостью
ответила: «Конечно, да!» Тогда она написала какую-то записку и
отправила меня с ней во Дворец пионеров в кружок, которым руководил
ее учитель Л.А.Ким.
Сейчас об этом вспоминать стыдно и смешно, но тогда!!! Открыл
дверь Леонид Александрович, я ему подала записку. Он ее прочел и
стал приглашать в класс, но я вдруг направилась к выходу... Дело в
том, что когда открылась дверь в класс, где занимался кружок, я
увидела одних мальчишек... Леонид Александрович успел схватить меня
за руку, и все же завел в класс. На подиуме стоял натюрморт из 2-х
предметов — графин и кружка. Мне было предложено нарисовать тот же
натюрморт, без какого-либо предварительного объяснения. Отказываться
было поздно. И я начала рисовать, как умела. Когда закончились
занятия (это был заключительный рисунок), я услышала такие слова:
«Вот как надо работать. Вы рисовали этот натюрморт на трех занятиях,
а новенькая рисовала всего два часа и почти закончила рисунок не
хуже вас...» С этого момента я добросовестно посещала кружок. Позже
я узнала, что мальчишки меня невзлюбили — хотели как-то побить, да
видно, стыдно стало и от этой затеи они отказались.
Когда я закончила 7-ой класс, передо мной встал вопрос: куда идти
учиться дальше? Тетя, сестра матери, у которой я тогда жила,
посоветовала сдать экзамены в кооперативный техникум, мол, тогда она
будет помогать материально, но меня туда не тянуло. Несколько дней я
ходила в поисках среднего учебного заведения, которое мне бы
подошло. Однажды, проходя по ул. Дзержинского, я наткнулась на
вывеску «Музыкально-художественное училище». Внимательно изучив,
чему учат в этом училище, я выбрала художественное отделение (мое
внимание привлек интернат) — думала, что это отделение как-то
связано с театральным искусством. На музыку меня тогда не тянуло...
Я зашла в здание (это был длинный деревянный дом), обратилась в
приемную комиссию. Меня спросили: «На какое отделение вы намерены
сдать свои документы...». Я ответила, что на художественное. В ответ
услышала: «А рисовать-то ты умеешь?». Я чуть от такого неожиданного
вопроса не свалилась с ног... Обрадовавшись такой вести, быстро
выпалила: «Конечно!» Девочек на художественное отделение в те годы
брали неохотно. Но документы мои приняли и я начала сдавать
вступительные экзамены. Когда пришла на экзамен по спецпредметам,
меня восторженно встретил Л.А.Ким, сказав при этом: «Нашлась потеря,
почему бросила кружок, в который начала ходить по рекомендации моей
ученицы?» Спецпредметы я сдала так: рисунок на «4», живопись на «5»,
ст. композицию на «5».
Учеба мне давалась легко. Училась увлеченно и очень старалась.
Чтобы добиться лучших результатов по спецпредметам, все студенты
художественного и скульптурного отделений после занятий по
расписанию (особенно, после общеобразовательных дисциплин)
оставались на вечерний рисунок. Практически занимались каждый день
по 8-10 часов.
Жить и учиться было трудно. С нами учились бывшие воспитанники
детских домов, им было очень нелегко... Одна девочка, Малинен Хельми
(финка), не выдержала студенческой нужды и уехала по комсомольской
путевке, хотя мы очень ее уговаривали продолжить с нами вместе
учебу. Мне было тоже очень тяжело, особенно когда наступали летние
каникулы. Я одна оставалась в общежитии, так как ехать мне было не к
кому...
В 1955 г. я тоже сдалась! Сделала попытку ухода из училища.
Сегодня и вспоминать смешно. Хотела устроиться стюардессой в
аэропорту. Мне повезло, что я обратилась к очень доброму и
порядочному человеку. Он меня выслушал и как только узнал, что я
хочу бросить учебу с III курса, да еще художественное отделение,
возмутившись, сказал: «Иди, иди отсюда и брось даже думать о
трудоустройстве... Еще наработаешься!.. Имея такой дар и бросить
учебу, это большой грех!.. Закончишь училище — еще спасибо мне
скажешь, что я тебя выгнал!..»
Вспоминая студенческие годы и сравнивая с нынешним временем,
думаю, что мы, конечно, были очень наивными. Если нынешняя молодежь,
в первую очередь, думает о материальных благах и как бы и где бы «потусоваться»,
то нашими идеалами были современники, которые были талантливы во
всем — в искусстве, учебе, спорте и т.д.
На нашем курсе девочек было всего четверо. Как-то так получилось,
что я одна из них увлекалась спортом: играла в составе городской
команды в волейбол, бегала на лыжах (3, 5, 10 км), занималась
горнолыжным спортом. Меня часто отзывали с учебы на сборы (девочек
музыкальных отделений почему-то оберегали)...
Несмотря на тяжелое время, здоровье меня в то время не подводило.
Но вот однажды, на тренировке по скоростному спуску на лыжах, я
больно упала и сломала лыжу (лыжи были беговые) и, похоже, получила
серьезную травму. Через два дня я приняла участие в соревнованиях
среди учебных заведений города и заняла 2-ое место. Позже мое
здоровье начало барахлить... В начале 60-х годов я стала инвалидом
II группы: пять лет провела в разных больницах...
В студенческие годы я очень увлекалась художественной литературой
— в основном, интересовалась произведениями зарубежных писателей, но
на чтение у меня времени, как всегда, не хватало. С книгами я почти
не расставалась, читала везде — в коридоре на переменках, украдкой
на уроках общеобразовательных дисциплин и ночами в общежитии, за что
мне крепко доставалось от девочек...
В училище была студенческая сатирическая газета «КАПКАН». Меня
рисовали в этой газете почти в каждом номере — и за хорошее, и за
плохое. Редакторами этой газеты были тогда Мохначевский Вася,
Карамзин Владимир и Корякин Вася (учились курсом старше нас).
Однажды я все же от обиды заплакала, как мне тогда казалось, из-за
такого «издевательства». Ребята стали меня успокаивать: «Мы так
наловчились тебя рисовать, что без твоей муравьиной фигурки газета
не смотрелась». Сказали, что обижать меня совсем не хотели...
Однако, на этом все еще не кончилось... Общежитие наше тогда было
по ул.Ярославского (на этом месте сейчас стоит новый корпус
универмага). Там, где сейчас находится здание бывшего политпросвета,
была аптека, а рядом, если пройти в сторону набережной, находилась
столовая № 3. Туда мы, интернатчики, ходили обедать. И вот однажды,
в канун 8 марта, мы пошли завтракать, и что же мы увидели — на
фасаде этой столовой красовались два огромных портрета, выполненных
на белой ткани сухотеркой: с одной стороны — Васильева Анна с
караваем, с другой — я с тортом. Авторами этих художеств были уже
наши — Дьячковский Вася и Крылов Егор. Вот такие над нами
устраивались шуточки...
Очень хорошо в училище тогда проходили новогодние вечера.
Художники красочно оформляли все здание и, особенно: зал, а
музыканты готовили новогодние музыкальные концерты. На
преподавателей рисовались дружеские шаржи, а я иногда баловалась
стишками к ним...
Когда мы писали дипломы, в классе повисала какая-то гнетущая
тишина. Складывалось впечатление, что каждый думал о чем-то своем:
что его ждет в будущем, как сложится его творческая жизнь и т.д. Мне
тоже было как-то тоскливо, жаль было расставаться с училищем и
ребятами, с которыми мы учились пять лет... Однажды я вдруг нарушила
эту тишину нелепой шуткой. И вдруг Дьячковский Вася произнес такую
фразу: «Нечего болтать, работать надо!» Я как бы вдруг замолчала, а
затем ответила таким образом: «Вася, что с тобой..., мы же скоро
разлетимся кто куда. Пройдет какое-то время, тебе захочется услышать
наши голоса, но увы, этого не случится!»
И все же, спустя 26 лет, наша встреча с Василием Николаевичем
Дьячковским состоялась. Это случилось в 1983 г. Он работал тогда
преподавателем художественного отделения Чурапчинской ДМШ, а я —
методистом в республиканском методкабинете при Министерстве культуры
ЯАССР (ныне РС(Я)). По приглашению из г.Кызыла Тувинской республики
мы с Васей ездили туда с большой детской выставкой. Именно тогда он
мне напомнил о нашем последнем студенческом диалоге. Ох и
наговорились мы с ним тогда!.. Вспомнили всех и вся!..
Училище мы закончили в 1957 г. (тогда учились пять лет). У всех
нас, кто на фотографии 1954 г. (это был III курс), творческая жизнь
сложилась по-разному:
Сидят: 1. Васильева (Иванова) Анна Дмитриевна. После
окончания училища работала в Якутском театре, затем во Дворце
пионеров в изокружке и работает по сей день там.
2. Саввина (Мохначевская) Мария Васильевна до пенсионного
возраста работала в с. Бердигестях Горного улуса. Со своим мужем
Мохначевским Василием (учился в училище курсом старше) создали
мастерскую по изготовлению национальных инструментов. Ушли в мир
иной.
3. Шелковникова Г.А. После окончания училища меня направили
работать в Зырянскую СШ. Целевое место в вуз мне тогда не
досталось... В Зырянке работала недолго. Уехала по состоянию
здоровья. В 1971 г. открылась ДХШ в г.Якутске. Я была первым в ней
преподавателем (проработала 10 лет). С 1982 г. — методист в
методкабинете Министерства культуры РС(Я). Автор альбомов «Рисуют
дети Якутии», «Край, в котором мы живем». Отличник культуры РС(Я) и
РФ.
4. Малинен Хельми Михкелевна. С III курса по комсомольской
путевке уехала из Якутска. Позже, в Омске, закончила худ.-граф.
отделение педагогического института. Долгие годы работала директором
Дома творчества. Сейчас на пенсии.
5. Иванов Афанасий Гаврилович. Был очень славный парень. Рано
ушел из жизни.
Стоят: 1. Мунхалов Афанасий Петрович — художник-график,
член СХ РФ, народный художник РФ. В молодости, после окончания вуза,
был председателем правления СХ ЯАССР, преподавал в ЯХУ. В настоящее
время преподает в филиале Красноярского художественного института.
2. Семенов Семен Николаевич. Был добрым и отзывчивым парнем. Рано
ушел из жизни.
3. Дьячковский Василий Николаевич. После окончания ЯХУ отслужил в
армии. До ухода на пенсию работал преподавателем художественного
отделения Чурапчинской ДМШ.
4. Басылайканов Петр Сергеевич — художник-график с высшим
образованием. Жил в Москве, работал в Постпредстве РС(Я). В
совершенстве владел немецким языком, дважды работал в Германии. Умер
в 90-х годах. В 1980 г. мы с ним встретились в Якутске. Он приезжал
с целью подготовки макета альбома «Крылья Якутии». Встреча была
очень трогательной. Вспомнив студенческие годы, оба всплакнули.
5. Ершов Владимир Максимович. Промграфик. Образование высшее.
Работал зав. художественным цехом в Русском театре г.Якутска, затем
длительное время преподавал в ЯХУ на оформительском отделении. Умер
в возрасте 60 лет.
6. Ласс Петр Альбертович. С III курса был отправлен на службу в
ряды Сов. Армии. Закончил ЯХУ позже, затем — Хабаровский ПХГР
заочно. Работает в ЯХУ преподавателем спецдисциплин. Член СХ РФ.
7. Крылов Егор Николаевич после окончания ЯМХУ работал в
общеобразовательных школах. Рано умер.
Моя творческая жизнь сложилась не совсем так, как мечталось...
После окончания ЯХУ первые несколько лет я работала в разных
общеобразовательных школах (в Зырянке, Ыныкчане, Якутске). В 1962-65
годах была инвалидом II группы, можно сказать, еле выжила. Перенесла
несколько операций. В 1969 г. встретила (на выставке Л.А.Кима) Сизых
Марфу Алексеевну — в студенческие годы была Неофитовой, и она
переманила меня в Художественный фонд, где сама работала.
Когда в 1971 г. открылась ДХШ в Якутске, меня Л.А.Ким уговорил
перевестись в эту школу. Вот таким образом я опять оказалась среди
своих, среди творческих личностей.
С 1982 года по сей день работаю методистом по детскому
художественному обучению. Основной фронт моей работы — курирование
художественных отделений ДМШ, ДШИ и ДХШ Республики Саха. На
сегодняшний день в РС(Я) работают: ДХЛ в г.Якутске, 2 ДХШ
(г.Вилюйск, г.Покровск), 68 ДШИ и ДМШ с художественными отделениями,
16 филиалов. В школах обучается около 3000 учащихся, работают
преподавателями около 200 человек. Из них 48 закончили ЯХУ. Среди
них много ветеранов, которые и сейчас успешно трудятся в
художественных отделениях школ. Это Лаптева Евдокия Ивановна (Среднеколымск),
Атласов Илья Николаевич (Абага, Амгинскай уч.), Афанасьев Алексей
Семенович (Намцы, дир. ДМШ), Мухоплев Владимир Ильич (Тикси, Бул.
улус), Маркова Галина Константиновна и Максимов Михаил Павлович
(г.Якутск, ДХЛ).
Я очень благодарна судьбе за то, что училась в Якутском
художественном училище. Преподавали в те годы очень талантливые
люди, и являлись они для нас самыми большими авторитетами.
Галина Александровна Шелковникова, отличник
культуры РФ, ветеран труда.