Моё знакомство с ней уходит в далёкие брежневские годы застоя,
когда я только приехала после Свердловска и устроилась на работу в
музыкальное училище. Почему-то я сразу интуитивно поняла, что она из
Украины. Именно такими «хохлушек» я и представляла: сердечными,
хлопотливыми. В то время Юнона Михайловна была зав. отделением
фортепиано, и всех нас, молодых преподавателей, опекала, помогая
нам, вместе с Майей Ивановной Ивановой, Валерием Геннадьевичем Кацем,
чувствовать творческий дух, витавший на отделении. Это были годы
становления фортепианной школы. Майя Ивановна уже была признанным
мэтром, её ученик Виктор Климин первым из якутских пианистов
проторил дорогу в лауреаты, учился в Московской консерватории.
Валерий Кац, композитор, пианист, творил в якутских орнаментах
чудесную музыку. Юнона Упхолова концертировала то сольно, то в
ансамбле с Анегиной Ильиной или Дондоком Тарбаевым, то с оркестром
Галины Кривошапко. Неутомимая творческая энергия этой троицы
подвигала на подвиги и нас, робко выступавших на концертах со
студентами вокалистами, скрипачами.
Оживлённо говоря что-то о даче, Юнона Михайловна выложила на стол
кипу старых фотографий. Рассматривая их, я вдруг почувствовала, как
они «оживают» под воздействием её рассказа. Вот портреты родителей.
Благородный профиль отца с окладистой бородой, Михаила Алексеевича
Алексеева, писателя, безвременно погибшего в годы репрессий. Мягкий
овал лица мамы, Евгении Фёдоровны, с большими лучистыми глазами
красавицы-гречанки. Их лица, наполненные душевным покоем, открыты и
ясны. Ничто не предвещало надвигающейся беды... После гибели отца
война тяжким испытанием прошлась по их семье. Евгения Фёдоровна с
маленькой Юноной была эвакуирована в Новосибирск с авиационным
заводом, где она работала. Старшая дочь Аида, отдыхавшая в Одессе у
тёти, оказалась в оккупированной немцами зоне. Сколько бессонных
ночей выпало матери в тревоге за судьбу дочери. А в памяти маленькой
Юноны о тех страшных годах осталось постоянное ощущение голода: «Всё
время хотелось есть», — рассказывает Юнона Михайловна. Когда в 1943
году пришла радостная весть об освобождении Киева, многие украинцы,
эвакуированные в Сибирь, засобирались на родину. Друзья Евгении
Фёдоровны предложили ей поехать с ними. Она не стала долго
раздумывать, в Москву после гибели мужа возвращаться не хотела.
Сейчас её больше тревожила мучительная неизвестность за Аиду. Быть
поближе к ней, вот о чём думала она. Сердце матери жило надеждой, и
когда после долгих поисков она однажды обняла и прижала к себе со
слезами доченьку Аиду, она мысленно поблагодарила бога за это
счастье. Юнона, как «хвостик», ходила за старшей сестрой, во всём ей
подражая. И музыкой стала заниматься, потому что Адочка играла на
рояле. Так и росла Юнона, идя по стопам сестры — музыкальная школа,
консерватория.
На фотографиях тех лет мы видим тоненькую, весёлую девчонку с
озорными глазами, длинными толстущими косами. Радостно, открыто она
шла навстречу своей судьбе, встречая на пути талантливых людей,
которые пестовали, развивали её музыкальный дар. С глубокой
благодарностью Юнона Михайловна вспоминает своих учителей: И.А.
Комарова, профессора М.А. Гозенпуда, доцента Л.А. Вайнтрауба,
заложивших в неё основательную пианистическую школу, воспитавших в
ней великолепный музыкальный вкус. И, конечно, её огромное
трудолюбие, огромное желание играть на сцене вели её всё к новым
вершинам успеха. Кафедрой специального фортепиано консерватории она
была рекомендована к отборочному прослушиванию Первого
международного конкурса им. П.И.Чайковского. Легендарного конкурса,
который принёс мировую славу Вану Клиберну. Но Юнона, готовясь к
прослушиванию, была взволнована совсем другим событием в её жизни,
она ждала ребёнка, дочку Анечку.
Но вот позади годы блестящей учёбы в консерватории, аспирантуре.
Юнона — солистка Киевской государственной филармонии, а также
преподаватель Киевской консерватории. Большой репертуар,
наработанный во время учёбы, также самостоятельно подготовленные
программы позволили ей вести активную концертную деятельность. Она
играла соло, играла с оркестром под управлением таких известных
украинских дирижёров, как нар.арт.СССР Н.Рахлин, нар.арт.СССР
С.Турчак, Е.Тольба. Об одном концерте Юнона Михайловна вспоминает
особо. В Киев на гастроли приехал Кирилл Кондрашин, уже тогда
знаменитый на весь мир дирижёр. В программе его выступления был I
Концерт Брамса для фортепиано с оркестром. Как это иногда бывает —
заболел исполнитель, нужно было срочно найти замену. Выручила Юнона,
этим концертом она заканчивала консерваторию, он был, как говорится,
у неё в пальцах. Кондрашин остался довольным. На многих концертах
Юнона играла произведения украинских композиторов: В.Задерацкого, Н.
Косенко, Б. Лятошинского, Л. Ревуцкого, А. Штогаренко, зачастую
становясь их первым исполнителем. Выезжала с концертными бригадами в
Венгрию, Чехословакию. Так бы, наверное, и текла жизнь Юноны
Михайловны в Киеве: концерты, консерватория, продвигалась бы её
музыкальная карьера, если бы... не Любовь, которая вдруг вошла в её
жизнь. Популярная в те годы песня «Увезу тебя я в тундру» — это про
них. ...Иван Упхолов, Ванечка, как ласково называет Юнона своего
мужа, увёз красавицу южанку в Якутск, так далеко отстоящий от Киева,
в снегах и морозах. Когда я спросила, что же привлекло её в этом
парне из далёкой незнакомой Якутии, она, не задумываясь, сказала:
«Он настоящий мужчина, с ним чувствуешь себя уверенно, надёжно».
Иван, связавший свою жизнь, с такой романтической по тем временам,
профессией авиатора, и не мог быть другим, ведь туда шли только
смелые, сильные духом люди. Лёгкость характера, жизнерадостность,
открытость помогли ей вписаться в якутскую среду. Иван вывозил её в
тайгу, показывая красоты якутской природы, на рыбалку, по ягоды, и
она до сих пор предпочитает отдых здесь, в Якутии, южным курортам.
У них взрослый сын, которого также зовут Иваном, и он — копия
мамы, Юноны Михайловны. Старшая дочь Анечка живёт и работает в
Киеве.
Тридцать два года в Якутии... Трудные первые годы. Но она —
оптимистка, так Юнона Михайловна говорит о себе. Никогда из её уст я
не слышала жалоб, слов разочарования, злости о своём житии, можно
сказать, в провинции, характерных для многих приезжих. Она приняла
Якутию всем сердцем. Эти годы, наполненные служением Музыке,
наполненные огромным терпением, любовью к ученикам, приносили ей и
радость, и огорчения. Всегда глубоко переживавшая за семейные,
бытовые, учебные проблемы своих учеников, она спешила их поддержать,
помочь, чем могла. В этом они с Майей Ивановной Ивановой,
замечательным человеком, музыкантом, педагогом от бога, очень
похожи.
|
|
Однажды встретившись в коридоре музыкального училища, они
подружились на долгие годы. Майя Ивановна — настоящий «огонь»,
«вулкан», темпераментная, эмоциональная, хохмачка. Юнона — под стать
своему божественному имени — статная, величественная, спокойная, с
изысканным юмором. Такие разные и такие похожие... Конечно, их
объединяет профессия, но их также объединяет умение откликаться на
человеческую боль, умение ценить то, что имеют, умение быть
благодарными за каждое мгновение жизни, доброе слово, понимание. Это
идёт из далёкого прошлого... Голодные, неодетые, необутые, но
радовавшиеся каждой мелочи, сохранившие в благодарной памяти на всю
жизнь чьё-то тёплое прикосновение руки, ласковый ободряющий взгляд.
Так и по жизни, во всём, что бы они не делали, работая с учениками
или решая какие-то их сложные проблемы, участвуя в различных
мероприятиях или устраивая чаепитие с превосходными пирогами,
чувствуется их, Майина и Юнонина, неподдельная сердечность,
искренность, щедрость души.
В жизни Юноны Михайловны есть ещё один человек, к которому она
относится с трепетом, это Галина Михайловна Кривошапко, одна из
зачинателей развития якутского музыкального искусства. Дирижёр,
своей кипучей энергией, талантом убедившая первых лиц республики в
необходимости создания симфонического оркестра и более пятидесяти
лет возглавлявшая первый в республике, ею созданный, оркестр радио и
телевидения, пока чьим-то волевым решением его не разогнали на
глазах его бессменного руководителя в перестроечные годы. Кто-то,
может быть, и сник бы, угас от такого произвола, потеряв любимое
детище, но Галина Михайловна, ощущая поддержку своих друзей, среди
них была и Юнона Михайловна Упхолова, выстояла. Их творческий союз
тех лет — это неповторимые концерты, которые они дарили слушателям,
это незабываемая радость встречи с музыкой Баха, Моцарта, Бетховена,
Шумана, Сен-Санса, Равеля, Чайковского, Рахманинова. Музыка, крепкой
ниточкой связавшая их тогда, до сих пор соединяет этих двух
неугомонных музыкальных фанатов. На всех концертах Юноны Михайловны
или её учеников всегда можно увидеть Галину Михайловну с
восхитительной причёской, элегантно одетую — верного почитателя
таланта прекрасной пианистки, великолепного педагога. «Моя вторая
мама», — называет Галину Михайловну Юнона Упхолова.
|
|
В программах концертов Юноны Упхоловой часто можно услышать
произведения якутских композиторов, она никогда не отказывается
играть фортепианную музыку, написанную многими авторами, имена
которых достаточно известны публике: Захар Степанов, Николай
Берестов, Владимир Ксенофонтов, Полина Иванова, Валерий Кац, Кирилл
Герасимов. Конечно же, не забывает она и произведения мэтров
якутской музыки Гранта Григоряна и Германа Комракова. Теперь уже и
её ученики знакомят с творчеством композиторов Якутии не только
любителей музыки в России, но и за рубежом. В Австрии, Греции, во
Франции, Италии, Японии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии,
Монголии горячими апплодисментами встречали якутских музыкантов.
Большой интерес у слушателей всегда вызывали «Ритуальный танец
шамана» Степанова, Прелюдии Ксенофонтова, Сонатина Ивановой, Пьесы
Каца, Герасимова. Ученики Юноны Михайловны — особый разговор. Ведь
именно им она посвящает каждый день своей жизни, отдаёт всё то, что
накопила за все годы работы с ними, свой бесценный опыт музыканта,
педагога, человека. В последние годы она усиленное внимание уделяет
талантливому Саше Корякину. Воспитанник Нюрбинской музыкальной школы
привлёк её внимание четыре года назад на Республиканском конкурсе
юных музыкантов «Новые имена Якутии» Национального фонда «Баріарыы».
Несмотря на большие пианистические проблемы, Юнона Михайловна
почувствовала в нём огромный потенциал, перспективу музыкантского
роста. И она не ошиблась в нём. За поразительно короткий срок он
достиг великолепной технической оснащённости, разнообразного
колористического прикосновения, звукового образного мышления. Их
совместный труд учителя и ученика получил признание на многих
конкурсах, где Саша получил звание лауреата — в Дании, Литве,
Португалии, Украине. В этом году шестнадцатилетний Александр Корякин
сделал замечательный подарок своему педагогу, став лауреатом
Международного конкурса «Созвездие талантов» в Санкт-Петербурге и
получив «Звезду академика Д.С. Лихачёва».
Любить жизнь, любить своих близких, любить свою профессию
музыканта, отдавать свою любовь ученикам, учить их любить —
счастливая судьба Юноны Упхоловой.