Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

Якутск: история и современность

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

VI церемония награждения победителей конкурса «Обложка года – 2005»

Олонхо в списке мировых шедевров

Айсен Дойду
«Как истинный боотур из олонхо»

Елена Яковлева
Под сводами «Дома Арчы»

Айсен Иевлев
Ирина Хакамада: «Нами движет большая чувственная, пассионарная мысль...»

Валентина Чусовская
«Когда гудит Великая степь, когда трепещет бубен ее...»
Чингисхан Андрея Борисова в театре и кино

Егор Антонов
Образец служения народу
Подвижническая деятельность С.Н.Донского-II

Ирина Астахова
«Эта безрассудная затея...»
История организации Якутской (Сибиряковской) экспедиции 1894-1896 гг.

Мария Шадрина
«Первою из республик»

Василий Ушницкий
Этническая история Байкальского перекрестья

Анна Шишигина
Традиционная система питания народа саха

Петр Конкин
Воспоминания очевидца. Г.Грачев. Якутский поход генерала Пепеляева

Наталья Сивцева
«Металлогения Анабара исключительно сложна и интересна...»

Ия Покатилова
Мифотворчество Роберта Петрова

Много лет назад на улице Кулаковского, на месте нынешнего общежития ЯФАНа, находилось маленькое деревянное здание детского сада. Сидя под портретом Ленина и слушая стихи об Ильиче, мы, дети, глядели в окна, где сквозь солнечные лучи можно было разглядеть берег Теплого озера и «кусочек» Зеленого луга. Место, действительно, замечательное. Может быть, одно из лучших в Якутске. И любому прохожему, даже далекому от понимания смысла этого сооружения, приятно здесь находиться, точно так же, как человеку не православному приятно смотреть на золотые купола.

Под сводами «Дома Арчы»...

Сегодня вместо детсада стоит типовое каменное общежитие, зато, напротив, через озеро расположился Центр духовной культуры «Дом Арчы». Три деревянные урасы, увенчанные стеклянными куполами, не только украшают местность, но и создают культурную среду. Другой вопрос: много ли среди нас, выросших под «лениниану» или под какую-нибудь субкультуру, найдется таких, кто испытывает внутреннюю потребность зайти в «Дом Арчы»?

Якуту, выросшему в городе и никогда не бывавшему на настоящем ысыахе, обряд алгыса может показаться экзотикой, не имеющей ничего общего с его реальной, повседневной жизнью. И это естественно, потому что мы уже давно включены в другую систему социальных и экономических отношений. Поэтому все споры, противоречивые мнения, которые сопровождали три года назад открытие «Дома Арчы» — это лишь отражение конфликта цивилизации и духовной культуры. Конфликта старого, давно известного Европе, но который мы ощутили только в начале 1990-х, когда начали говорить о возрождении национального самосознания.

Разговоры эти нередко носили общий характер, а нередко слишком конкретный, когда возрождение виделось в возврате к традиционному укладу жизни. От этих разговоров хотелось прямо-таки поскрести себя и, может, обнаружить под слоем урбанизированной шелухи свое исконное якутское мировоззрение. Но если говорить серьезно, то чем шире и многокультурнее наше мировоззрение, тем трезвее мы будем относиться к происходящему. И вряд ли во время обряда алгыса будем комплексовать по поводу того, что нам не очень понятны действия алгысчыта, или испытаем чувство вины от того, что в мае месяце не отдали дань покровительнице скотоводства Иэйиэхсит.

Уклад нашей жизни диктуют другие ритмы, а наша хозяйственная деятельность лишь косвенно связана с природными циклами. Но все-таки, чтобы считать себя культурной личностью, необходимо знать свою традиционную культуру. А она пока еще остается прерогативой деятелей науки, культуры и немногих исконных ее носителей. Но теперь ситуация меняется. Все свои знания, идеи, которые эти люди вынашивали много лет, они смогли воплотить в «Доме Арчы», двери которого всегда открыты для горожан и гостей столицы.

Сегодня у нас в гостях Надежда Семеновна ТОЛБОНОВА — директор Центра духовной культуры.

— Надежда Семеновна, как Вы думаете, идея создания «Дома Арчы» родилась в народе или в учреждениях культуры?

— Идеи всегда витают в воздухе, потом концентрируются и находятся люди, которые их проталкивают. 10 лет назад, когда республика получила суверенитет, я работала директором Дома народного творчества, где был общественный актив. И нас тогда донимал вопрос: почему в Якутске нет здания, которое бы олицетворяло культуру, мировоззрение, традиции нашего народа? Когда Илья Филиппович избирался мэром столицы, мы высказали ему свое желание (научная, культурная общественность давно ставила этот вопрос перед другими руководителями города и правительством). Илья Михальчук выполнил свое обещание, и мы должны благодарить его за это. В сентябре 2002 года объект был сдан, не без помощи большого исторического события. Якутия отмечала 370-летие вхождения в состав России и юбилей столицы республики.

— Раньше у якутов не было культовых помещений, поэтому, наверное, были и противники возведения Дома?

— Человеку свойственно с опаской и подозрением относиться ко всему новому. Может быть, это еще связано с тем, что нашу культуру связывают с чем-то темным, мистическим, шаманизмом. Мы ведь до того привыкли и к этому, и к тому, что нередко нашу культуру принижали. Но ведь и шаманизм — это часть нашей культуры. Другой вопрос: что мы от этого берем? Мы должны брать лучшее, прогрессивное. Культовых сооружений у нас не было. Но где бы якутский человек ни находился — на природе, на улице, дома, он проявляет свое мировоззрение, традиции, этикет, все, что осталось от древних верований. А противники нашего дома были и есть. В прессе даже писали, что построили дом шаманизма... Причем, огульно, могли бы прийти посмотреть. Многие потом так и сделали, и поняли, что мракобесием здесь не пахнет. Мне кажется, не надо ничего доказывать — надо делать свое дело.

— С одной стороны, это место для проведения обрядов, священнодействий, а с другой, здесь устраиваются культурные мероприятия...

— Наш дом относится к категории культурно-досуговых учреждений, поэтому деятельность наша многофункциональна. Заниматься только вопросами верования мы не можем, потому что центр построен государством для выполнения многих задач. Это развитие традиционной культуры и культурная деятельность, как таковая — вечера, встречи с интересными людьми и носителями культуры. Это и образовательное направление для детей и молодежи. По воскресеньям для детей и родителей завуч Национальной гимназии Лидия Петровна Шамаева проводит программу «Эйгэ». У нас есть договора с 11 студенческими обществами, которые проводят здесь свои землячества. Наш центр можно назвать общественным, потому что люди приходят со своими идеями, советами, предлагают свои услуги. По воскресеньям собираются члены республиканского общества «Осуохай».

Наш дом вызывает интерес у людей разных национальностей. Сначала приходят к нам из любопытства, потом приводят своих детей, друзей, родственников, приехавших из других регионов. У нас очень хорошая акустика, поэтому профессиональные артисты, особенно молодые артисты оперы, проверяют здесь свои возможности. Но, в первую очередь, «Дом Арчы» — центр духовной культуры. Ведь сегодня мы много говорим о духовности, традициях, мировоззрении, и наша задача сохранить все это и соблюдать преемственность.

— Скажем, неорганизованно, в одиночку человек может прийти для совершения какого-либо обряда?

— А так и приходят. Просто надо заранее договориться — для того, чтобы мы пригласили алгысчытов. Это наши старейшины Афанасий Семенович Федоров, Василий Устинович Николаев, Николай Егорович Тимофеев. Еще Галина Гаврильевна Федорова и Иван Герасимович Васильев... Апрель — месяц божества деторождения Айыыhыт. По якутскому календарю женщины, желающие родить, должны провести в это время специальный обряд. В прошлом году две женщины у нас провели такой обряд и недавно они родили — в один день. Сейчас время Иэйиэхсит, которая издревле считалась ангелом-хранителем человека, а значит, должны проводиться алгысы, посвященные очищению, обновлению. В июне люди из зимника переезжали в сайылык, и сопровождалось это очищением святых мест, обрядом поклонения духам местности, развешиванием саламы, тойуком. Мы обязательно проводим обряды в календарные праздники. А в последнее время в ритуал бракосочетания входит посещение молодоженами нашего центра.

— Насколько архитектурный облик отражает традиции?

— Архитектурное решение здания олицетворяет суть и содержание центра. Три урасы говорят о нашем тюркском происхождении. К тому же, цифра три — как и для многих народов, для нас сакральная. Мы считаем, что Вселенная состоит из трех миров, у нас три категории души: земля-душа, мать-душа, воздух-душа. Три урасы — это три зала Олонхо, Алгыса, Эйгэ. Зал Олонхо — это зал нашей эпической культуры. У многих народов мифы — это как сказка, а мы сохранили тот уклад жизни, который отражен в Олонхо. Мы такой же скотоводческий народ. Мы также пьем священный напиток Айыы-Джесегейэ, мы считаем, что он дал нам силу, разум, волю. Суть Олонхо присутствует в нашей жизни. В зале Эйгэ проводятся наши мероприятия, встречи. Здесь находятся символы духов огня, воды, тайги, которые из природных материалов сделали народные мастера.

Зал Алгыса — основной зал, где проводятся только обряды, ритуалы. Мировое древо жизни Аал-лук мас олицетворяет три мира, и на его ветвях живут священные божества. Высота древа 12 метров, кроны его тянутся к свету, бесконечности, верхним божествам. Символы верования сделал Мандар-Уус из Таттинского улуса. Обряд алгыса проводится возле очага — холумтан. Здесь зажигается огонь и произносятся священные слова. Кто-то может задаться вопросом: почему, совершая алгыс, мы поворачиваемся в сторону Востока? И почему мы обязательно окропляем очаг, и почему алгысчыт говорит такие клишированные слова? Все это исходит из мировоззрения народа, от того, как он воспринимает окружающую среду. У нашего народа экологическое мышление присутствовало изначально и потому в веровании заложено преклонение перед окружающей средой.

Идеологами в оформлении залов были этнограф Вильям Федорович Яковлев и Афанасий Семенович Федоров. У нас есть консультативный совет, куда входят Ульяна Винокурова, Розалия Бравина, Ксенофонт Уткин, Афанасий Федоров, Вильям Яковлев, академик Анатолий Гоголев, Василий Илларионов — люди, которые внесли неоспоримый научный вклад в развитие нашей культуры. Здание спроектировала фирма «Утум» под руководством Георгия Карамзина. Благодаря чему они стали лауреатами конкурса архитекторов Дальнего Востока. И, самое главное, Дом строили с таким воодушевлением. Видимо, на строителей действовало то, что они строят непростой дом. Среди них были якуты, русские и представители других национальностей.

— Когда выбирали это место, чем-то руководствовались?

— Вы сами знаете, насколько скученно стоят здания в центре. И потом немаловажное значение имеет то, что рядом природа. Вы видите, что двери Дома выходят на Восток — на Зеленый луг, подступы к Дому омывает Теплое озеро. Первые лучи солнца проникают в здание с Востока, что имело значение для наших предков. Особого выбора места в городе у нас не было. Мы не считаем, что далеко находимся, а с другой стороны, это не простой дом, который может стоять возле остановки. А к нам пока идешь, собираешься с мыслями.

У нас аура очень хорошая. Люди могут прийти и посидеть. Человеку хочется успокоиться, отдохнуть от каменных домов, шумных улиц. А здесь высокие своды, небо, солнце над тобой. Я, когда нахожусь по делам в разных учреждениях, всегда хочу поскорее вернуться сюда.

— Центр принадлежит городу, а есть ли связи с жителями улусов?

— Я раньше работала в Доме народного творчества Министерства культуры, и связи с республикой остались. Сельские жители очень интересуются, тянутся к нам. Есть такие, кто хочет в своем селе построить подобный дом. Берут у нас планы, чертежи, программы. Буквально вчера состоялся разговор о создании движения «Сэhэн», которое будет заниматься духовными, нравственными аспектами воспитания подрастающего поколения, вопросами мировоззрения, философии. В него вошли известные люди — Ульяна Винокурова, Виктор Михайлов, Ксенофонт Уткин, Розалия Бравина, Анатолий Павлов-Дабыл, Афанасий Федоров, Галина Попова-Санайа. За ними тянутся люди, в улусах их все знают, и наша задача — не замыкаться на городе.

— Какой у вас коллектив?

— Наш коллектив маленький, компактный и молодой. От каждого специалиста, а также технического работника зависит успех нашего дела. Большую работу проводит Валентина Бочонина, она известный журналист и является заместителем директора по творческой работе, молодые специалисты Елена Леонтьева и Анна Игнатьева творчески подходят к делу.

— Спасибо за интересный рассказ.

Беседу вела Елена ЯКОВЛЕВА.

Hosted by uCoz