Роберт
Никифорович Петров был из «рода трех стрел» древних Хангаласских
кузнецов и мастеров серебряных дел. Отец и его старший брат Степан
были потомственными мастерами. Степан Никифорович был выдающимся
косторезом Якутии ХХ века, лауреатом Государственной премии им.
И.Е.Репина, обладал неистовым талантом. Внутренний огонь,
темперамент и любовь к эпической мощи якутского фольклора
сформировали в нем особое видение мира большого художника. Влияние
старшего брата сказалось на выборе будущей профессии Роберта. Так,
из одной многодетной якутской семьи Петровых, два брата стали
впоследствии профессиональными художниками, членами Союза художников
СССР.
Однако творческий путь Роберта Никифоровича Петрова был иным, его
творчество сформировалось под воздействием новых
социально-нравственных перемен, потрясений в нашем обществе 80-х
годов. На его глазах рухнул, как карточный дом, Советский Союз, тем
самым погибла «непоколебимая» цивилизация, просуществовавшая более
70 лет и созданная суперэтносом — советским народом. Для кого-то это
была катастрофа, безумие, страх перед будущим, но не для таких
смелых и крепкостоящих, со стержнем людей, как Роберт. Видимо,
неслучайно мать его в детстве называла ласково, по-якутски «Єрўєбэрт»,
что означало «стремящийся ввысь»...
Итак, пришло новое время — время новых свершений, «время
разбрасывать и собирать камни». Это время постсоветского
пространства, когда нужно было прорываться сквозь темноту, брожение,
непонимание и хаос. Однако, по законам физики, хаос — это высший
порядок, а главное, он интуитивно знал — мудрость древних мастеров
саха «3 куту чєл гыныы ньыма баар». Секрет старых мастеров
заключался в том, что в любом хаосе можно было сохранить триединство
и неделимость — цельность души — кут-сюр. И наш Роберт стоял у
истоков нового культурогенеза народа саха в ХХI веке, рождения
нового способа мышления («єркєн єй кэмэ»), при этом — нового
осмысления своих корней, истоков, традиций, но функционирующих уже в
новом режиме времени.
Именно с 90-х годов началась точка отсчета, биффуркации —
пересечения всех уровней реальности: прошлого, настоящего, будущего
и параллельного миров — непознанных и непознаваемых. Постепенно из
этого хаоса в душе художника рождался сценарий «мира саха»... Роберт
Никифорович был не просто художником, а скорее неутомимым путником,
искателем... Этот тернистый духовный путь лежал, прежде всего, через
познание самого себя: своих предков, их исторических и
мифологических преданий, истоков, легенд. А главное, он начал с
постижения особого языка и основ сакрального учения древних мастеров
народа саха — «иис» и «уус». Ядром его философской канвы была
бинарная структура мироздания — соединение 2-х начал (творящего —
разрушающего, мужского — женского, правостороннего — левостороннего
движения) в кристалл многомерности. В результате, по Роберту
Петрову, в структуре мифологического древа — Аал Луук мас и в
структуре кристалла — алмаз проявляется единение сил прошлого и
настоящего с будущим.
Не знающие художника вправе спросить, откуда это он все знал,
откуда у него многомерность познания бытия и небытия? Ответ прост,
он творил в своей мастерской, над рестораном «Север», на языке
якутских художников — «Байконуре»... В одной из бесед он сказал, что
работая непрерывно с бормашиной по мамонтовой кости, можно познать
иногда «истины непознаваемые». На наш взгляд, постоянные вибрации и
информация древнего ископаемого — мамонта («хаампый»), исчезнувших
времен и эпох, погружают современного человека в особое состояние,
благодаря чему ум, воображение начинают работать в новом режиме
частоты колебаний и вибраций. В результате раскрываются такие
возможности и способности человека, что хочется только творить и
творить, но главным критерием является постулат «больших мастеров —
улахан уус» — не стать человеком, а «быть человеком» (киси-киситэ
буолуу). В современном глобализационном мире как никогда
актуализируется процесс очеловечивания человека. Именно этот важный
принцип олонхо воспроизводит в своем творчестве Роберт Петров. Он
обладал всеобъемлющим видением мира — «анаарыы», синтетическим даром
предвидения. Такой уникальной способностью моделирования воображения
владели в традиционной культуре саха большие мастера и олонхосуты,
они «живописали словом» или творили руками не сиеминутные вещи, а
творили на века вечность. Эпическое влияние олонхо сказалось в
способах и принципах художественного мышления, формообразования
якутского искусства ХХ века. Его поэтику и многомерное содержание
глубже может понять область декоративного искусства якутов, а также
особенности творческого мышления художников ХХ века коренной
национальности, каким был Роберт Петров.
|
|
Мы живем синтезом во всех сферах бытия — видимого, невидимого,
понятого, непознанного, непознаваемого, и этот синтез начинается,
прежде всего, с индивидуальности человека, а талантливый художник,
каким был Р.Петров, находился при этом в постоянном поиске
универсума гармонии.
Ключевым моментом мифотворчества художника был проект календаря
Са-тангара. Изучив скрупулезно и досконально историю календарей
народов мира, он вывел особый календарь саха, охватывающий глубинные
пласты эволюции человечества и космологию мира саха. Кроме того, я
не побоюсь сказать громко, что он обладал планетарным мышлением,
который только начинает формироваться в современном мире. У него
было свое видение мира олонхо, который специально смоделировал для
музея музыки и фольклора в графической работе, посвященной
своеобразному «путешествию по трем мирам» бегущего коня Ньургун
Боотура. Именно древнейший культ лошади лег в основу краеугольного
камня, ключа построения солнечного календаря «Са» — космического
звука, связанного с движением планеты Сатурн (ведь в эзотерической
литературе известны такие понятия, как «дом Сатурна», кристаллизация
Шуньи, луч Логоса и т.д.). Однако это были не эклектические
умозаключения художника Р.Петрова, основанные на почерпнутых из
разных письменных источников сведениях, он обладал особым
критическим и аналитическим умом мастера, чтобы изречь истинность и
сущность любого понятия.
Ключом познания космологии саха в его построении было сакральное
учение якутских народных мастеров — «уус — иис». Эти мастера, по
мнению костореза, владели пятью стихиями природы, их символика
сосредоточена в понятии «холумтан-очаг», особенно при выплавке
ценных металлов — серебра и золота. Вместе с тем берестяная ураса
была не только летним жилищем, но ее структура, направленность входа
на восток соответствовали понятию «астрологической обсерватории»
древних. Во всех предметах народного искусства мастера использовали
принцип «золотого сечения», а расшифровка семантики, структурной
соразмерности вещей дают, в целом, ключ к познанию глубинной связи
человека с природой, с близким и дальним космосом. Такие мастера
обладали «сквозным» видением мира и своей энэргией «сур» постигали
тайны Космоса, а главное, творили «далекое как уменьшенное близкое».
Обмеры и математические построения могол-урасы и навершия
шапки-дьабака, конструкции чоронов и т. д. привели автора к особой
структурной связи «звездного неба — дальнего космоса».
Исходя из вышеизложенных понятий и представлений художника
Р.Н.Петрова, хотелось бы вкратце и схематично «погрузить» читающих в
мифологический мир — мир божества Урун Аар Тойона или Са-тангара.
При этом автор погружается во времени на 720 лет назад, начиная
точку биффуркации с 1990 г., используя тем самым сакральный ритм и
движение бегущей «космической» лошади — божества Кун Джесегей.
1.
1990 г. — год бело-серебристой лошади, Кун Джесегей.
2. 1270 г.— эпоха Чингиз Хана (Чынгыс Хаан кэмэ).
3. 550 г. н.э. — (Билгэ, Танха Хаан кэмэ). В историческом плане —
1-й тюркский каганат, распространение буддизма в Китае; 11 июня 553
г. н.э. — армянская эра.
4. 170 г. до н.э. — (Уордах Джесегей кэмэ), начало хуннского
государства; расселение саков в Сахастане, Гандхара; уюкские и
тагарские союзы на Енисее; Пазырыкская культура на Алтае; создание
плиточных могил в Забайкалье; расцвет государства Сака; рождение
Христа, Будды (563 г.до н.э.), создание государства Химьяритов,
индогреческие, индоскифские, индопарфянские государства.
5. 890 г. до н.э. — Бар-Са, Хан Джилга персов (Дьылга Хаан кэмэ).
Распад древнееврейского царства в Израиле и Иудее; возникновение и
расцвет Урарту; основание Карфагена; прибытие этрусков в Италию;
«Илиада» и «Одиссея» Гомера.
6. 17 в. до н.э. (1610 г. до н.э.) — приход гиксоков в Египет;
расцвет Нового царства, эпоха Эль Амарна (Эльлэй Амонхой), реформа
Атона; Кносский дворец; экспедиция в страну Понт египетских
путешественников.
7. 2330 г. до н.э. — эпоха Саргона Древнего — царя истины (Шаррум—кем),
(Соргу кэмэ).
8. 3050 г. до н.э. — правление династии первых фараонов в Древнем
Египте; первые гос-ва в Эламе Передней Азии (Одун Хаан кэмэ —
десятеричный период календаря);
9. 3770 г. до н.э. — 7 октября 3761 г. до н.э. — еврейская
(иудейская) эра «от сотворения мира (от Адама и Евы)» - Урун Айыы
кэмэ.
10. 4490 г. до н.э. — основание Шумерского государства, городов
Урук, Ур; появление пиктографического письма, создание Верхнего и
Нижнеегипетского государств (Кун Джесегей кэмэ).
11. 5210 г. до н.э. — Убайдская культура, разложение родовых
отношений в Месопотамии (Сункэн Эрили кэмэ).
12. 5930 г. до н.э. — антиохейская эра (5969 г. до н.э.) от
«Сотворения мира»; начало эры водяного змея; Урун Кун Улуу Ааллаах,
Урун Аар Тойон тангара кэмэ.
В заключение хотелось бы отметить, что одной статьей невозможно
передать всю глубину и многомерность творчества этого художника. Он
мыслил глобально и системно, познавая глубинные пласты мироздания и
самосознания, а главное, он осознавал, что человек — это
информационно-энэргетическая сущность и был пассионарной личностью
новой грядущей эпохи. Все, о чем он рассуждал, он оставил в своих
работах и в рукописи, которая ждет своего выхода и нового осмысления
творчества этого удивительно скромного и талантливого художника.
Ия Володаровна Покатилова, кандидат
искусствоведения.