На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Диалог с природой

Открытие выставки Дайсаку Икеда в Выставочном зале Национального Художественного музея было многолюдным. Эта, пожалуй, самая престижная и значительная выставочная площадка Якутска едва вмещала всех пришедших на выставку. Люди разных возрастов, языков и профессий пришли на ее открытие.

И это не удивительно. Все, что связано с культурой Японии, всегда вызывало большой интерес у якутян. Студенты и преподаватели Арктического института, известные якутские художники, искусствоведы, — в зале смешалась якутская, русская и японская речь.

Имя Дайсаку Икеда известно многим,тем кто долгое время занимается развитием российско-японских связей, обменами в области культуры и образования.

Япония давно и успешно сотрудничает с Якутией в области культуры. Неправительственная организация «Сока Гаккай», Почетным Председателем которой является Дайсаку Икеда, оказала помощь Якутии в 1999 г. пострадавшим от наводнения, оказывает помощь и в комплектации учебниками японского языка Якутского государственного университета. Господин Икеда является Почетным профессором Якутского государственного университета. В 2001 году эта организация помогла в восстановлении средней школы в Хангаласском улусе, Почетным жителем которого является Дайсаку Икеда. Ансамбль артистов «Хотугу Сулус» побывал в Японии с гастролями по приглашению г-на Икеда.

Первая выставка «Диалог с природой» дает возможность познакомиться с этой значительной личностью со стороны менее формальной — как с художником, поэтом и философом. Удивительно, что заниматься фотографией Дайсаку Икеда стал в зрелом возрасте, почти, кажется, случайно — с подаренного другом фотоаппарата. И в этом увлечении выразил свое мировоззрение: соединил поэзию и фотообраз — слово и изображение. Его работы определены как жанр поэтической фотографии, еще незнакомый якутскому зрителю.

Многие, думается, шли на выставку в предвкушении увидеть нечто необычное. И эта выставка действительно удивила. Но уже своей непритязательной простотой, скрытым смыслом знакомых любому пейзажей. Фотографии Икеда не поражают острыми сюжетами или особыми ракурсами. Сюжеты их безыскусны, кажется, что в них отсутствует фотограф, фиксирующий мгновение. «Главное — не нарушать, чувствовать эту единую гармонию и жить в ней — в мегаполисах ли, в заснеженных деревушках, на Гавайях или в Токио», — такая мысль приходит на ум, когда уже покидаешь выставку и окидываешь последним взглядом работы поэта и фотографа.

На выставке Икеда за эти дни можно было увидеть много молодежи и детей. Мне довелось побывать здесь на следующий день после ее открытия, вместе со школьниками 5-го класса Национальной гимназии. Узнав об открывшейся выставке из теленовостей, весь класс решил отправиться в Выставочный зал. В гимназии этой осенью начал работу кружок японского языка, потому неудивительно, что дети проявили такой интерес к выставке. Вначале они приняли улыбчивого Кэндзи, сотрудника отдела культурного движения за мир, который был в Выставочном зале вместе со своим коллегой, журналистом японской газеты, за Дайсаку Икеда. Молодой японец, по мнению детей, как нельзя больше подходил под образ фотографа. Но узнав, что они ошиблись, попросили молодых японцев рассказать о выставке и авторе фоторабот.

Узнав об Икеда и его почтенном возрасте, поинтересовались: «А в следующий раз он приедет?» Восприятие детей часто кажется поверхностным, у них нет того вежливого внимания и молчаливости взрослых, которые часто принимаются за понимание.

Непосредственные и шаловливые, они стали задавать вопросы: «А где это находится, а сколько этажей у этого токийского небоскреба?» Рассмотрев сколько стран, в которых побывал Икеда, как фотограф,запечатлено на снимках, поинтересовались: «А про Якутию есть фотографии?».

Постояли у фотографий знаменитой Фудзиямы. Внимательно разглядели все детали изображений: «А как он снял Фудзи с такой высоты?».

Может, до конца не понимая замысла фотографа, они видели настолько привычные явления, что не придавали им особого значения. За простыми вопросами скрывались свойственные всем детям простота и ясность.

Такая способность восприятия «неслыханной простоты» дается, наверное, каждому изначально. Но со временем, взрослея, человек как бы утрачивает слух, понимая окружающую природу только, как «мастерскую». И, быть может, эта выставка — возможность оглянуться вокруг и приблизиться к пониманию ценности этих привычных вещей, вечных и неизменных.

Уже после выставки, когда дети гурьбой высыпали на улицу и зашагали на прохладном октярьском воздухе по улице, они обсуждали: « Ну, надо же, сейчас в Токио такая же погода, как и у нас!»

Наши современные дети не похожи на нас, на взрослых, для них мир уже намного шире и разнообразнее. И в то же время он становится все более единым. Быть может выставка еще и о том, что наш мир -- единственный. И в нем жить нашим детям, которые бодро вышагивают по улицам Якутска или Токио .

Лена ЗАХАРОВА.

Hosted by uCoz