Якутский
сельский сход. Начало ХХ века.
|
Воспоминания
очевидца
Чем дальше наше общество уходит по
пути прогресса и цивилизации в
неизвестное будущее, тем
настоятельнее возникает потребность
в изучении прошлого, ибо, как
говорится, не зная прошлого, не
изучая его, тем труднее нам
планировать свой завтрашний день.
История Якутии, хотя и достаточно
изучена, тем не менее имеет еще много
“белых пятен” и трактуется по-разному.
Это закономерно. Надо сказать, что
наш массовый читатель, вовлеченный
сегодня в постоянную борьбу за
выживание, мало интересуется жизнью
своих предков, знает ее очень
поверхностно или не знает вообще, и
это сужает его круг представлений о
социально-экономических отношениях
людей прошлого времени. А это явно
вредит его духовному развитию и
кругозору. Граждане, особенно
молодого возраста, воспитанные на
массовой культуре посредством
телевидения и развлекательной
прессы, по сути не хотят знать своей
родословной, героических и
драматических страниц своего
Отечества, не интересуются историей
края, где родились и проживают.
Конечно, так вечно продолжаться не
может, и мы уже сегодня видим ростки
нового и есть надежда, что “беспамятство”
будет преодолено.
К сожалению, довольно часто
некоторые историки и журналисты
начинают переписывать историю,
трактовать ее по своему желанию,
отрываясь от реальных фактов и
событий, нередко замалчивая суть
происходившего.
Но хорошо, что “рукописи не горят”
и мы можем их прочитать в архивах и
довести до сведения широкого круга
людей.
Например, о социально-экономических
отношениях в дореволюционной Якутии
в советское время написано много
трудов, их изучали в учебных
заведениях, трактуя только с точки
зрения классовой борьбы. Да, было
классовое расслоение как в городе,
так и в деревне, были богатые и бедные
(сегодня это расслоение увеличилось),
но было и много положительного в
общественной жизни того времени,
например, меньше преступлений,
больше совестливости, веры в Бога.
Кража имущества, грабежи и убийства
случались не так часто, как теперь.
Голова Батурусского улуса Е.Д.Николаев
в рапорте генерал-губернатору
Восточной Сибири с болью отмечал, что
в 1884 году общее число преступлений по
области возросло до 897, убийств — до 57
случаев (заметьте: в этом году только
в г. Якутске, за первый, кажется,
квартал, произошло более 60 убийств!).
И то, что происходило тогда, Е.Д.Николаев
списывал, в основном, на уголовных
ссыльных. Сегодня у нас таковых нет,
все люди равноправны и свободны, а
преступность растет как снежный ком.
Чуть ли не в геометрической
прогрессии. Объяснений этому явлению
можно привести много, и это задача
специалистов, а вот препятствовать
криминалу — это уже задача не только
правоохранительных органов. И в этом
плане хочется надеяться на лучшее.
Теперь о прошлом. В архиве
Якутского Научного Центра с ноября
1944 года хранятся воспоминания
учителя Николая Семеновича Слепцова,
уроженца Баягантайского улуса
Якутского Округа. В центре улуса,
расположенном в 240 километрах от
Якутска, в начале века проживало 50
душ обоего пола. Там находился
представитель власти — участковый
заседатель, курировавший еще
Борогонский и Дюпсинский улусы, в
коих числилось 18 тысяч душ обоего
пола. Участок простирался на 1000 верст.
Вот такую территорию обслуживал один
царский чиновник. Но суть не в этом, а
в жизни сельского, наслежного
населения Баягантайского улуса, о
чем поведал нам автор, бывший ученик
народовольца В.М.Ионова.
“Материал Н.С.Слепцова, — отметил в
далеком 1944 г. тогдашний директор НИИ
ИЯЛИ З.В.Гоголев, — представляет
большой интерес и по своей тематике,
и по освещению перечисленных
вопросов”.
Н.С.Слепцов коротко рассказал о
хозяйственном укладе сельчан и
поведал о первых школах
Баягантайского улуса. Публикуя этот
материал и не вдаваясь в его
толкование, думается, что его прочтут
с интересом как земляки автора
воспоминаний, так и наши
современники из других улусов.
Материал публикуется впервые с
небольшой стилистической правкой.
Фотографии из коллекции публикатора.
Петр Конкин,
журналист
|