На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Светлана Черноградская:
«Он ценил в людях искренность, доброту, бескорыстность»

Фонд “Кудай Бахсы”, созданный Николаем Черноградским, остался неизменным, постоянным понятием и продолжает служить тем же целям, которые ставил изначально — возрождение, сохранение и развитие славных традиций искусства старых мастеров

Николай Николаевич Черноградский родился в маленьком селе Эселях Онерского наслега Усть-Алданского района в семье колхозника 6 декабря 1945 года. Отец, Черноградский Николай Андреевич, участник Великой Отечественной войны, за боевые заслуги награжден орденом “Славы” III степени, Почетный гражданин Усть-Алданского улуса. После войны работал налоговым агентом, бригадиром полеводов. В дальнейшем в Кэптэни, Борогонцах длительное время работал в торговле. Отец, по рассказам сына, рано привил ему навыки к сельскому труду, охоте.

Недавно из Усть-Алданского улуса мне прислали рукопись (автор — старожил Онерского наслега, дядя Н.Н.Черноградского — Николай Алексеевич Черноградский), в которой была изложена легенда об удивительном человеке, проживавшем задолго до освоения русскими Севера. Он был главой одного из трех родов Онерского наслега, шаманом, имя которого редко произносилось вслух, чаще его называли Старейшиной (Кырдьаіаспыт). Поэтому данных письменных о нем нет. А на самом деле звали его Чарапчылаах, или Тимир Чарапчылаах. Потому что он носил своеобразную повязку-козырек, прикрывающую глаза. Глазами же он мог исцелить умирающего и поразить насмерть врага. В голодные годы безошибочно указывал людям рыбные места и места обитания диких животных. Когда весной или осенью пролетали стаи диких уток, он снимал свою повязку и валил уток одним только взглядом. И если случайно в такой момент его взгляд касался травы и деревьев, они на глазах начинали увядать. Если же к скотине, поставленной на откорм, он прикладывал к бокам свои ладони, то мог безболезненно для нее извлечь жир. Во время страшных эпидемий чумы и других болезней он умел поставить невидимую защиту для сородичей, и все выживали. Тимир Чарапчылаах прожил около ста лет. В час смерти созвал всех родных, попрощался и приказал всем до дневной дойки не покидать жилища. Сам вышел и бесследно исчез. Но кто-то видел, как Старейшина, не меняя облика своего, вознесся в небо. Автор рукописи утверждает, что Николай Николаевич Черноградский является прямым потомком рода Тимир Чарапчылаах и приводит доказательства...


Анна Матвеевна Лукачевская,
мать Николая Черноградского, была большой мастерицей.

Мать, Лукачевская Анна Матвеевна, в годы войны проработала мастером маслозавода. За трудовые успехи в годы войны удостоена медали “За трудовую доблесть во время Великой Отечественной войны”. Анна Матвеевна была большой мастерицей — шила обувь и одежду для всей семьи, неизменно внося в свою добротную работу элементы прекрасного. Кроме того, обладала талантом красноречия, сочиняла стихи, песни и пела их своим маленьким внукам. Именно от нее впоследствии передались сыну способности к сочинительству.

В Онерскую школу поступил в шестилетнем возрасте. Среднее образование получил в Мюрюнской школе. Активная трудовая жизнь для Николая Черноградского началась в 1964 году, когда его по комсомольской путевке направили в г. Мирный на строительство Вилюйской ГЭС. В 1965 году, в связи с болезнью отца, он возвращается в родной район, осваивает профессию тракториста и некоторое время работает в Оспехском и Наяхинском наслегах, затем поступает на работу в редакцию газеты “Ленинскэй тэрийээччи” в качестве фотокорреспондента. Так начинается его журналистская деятельность...

Впервые мы встретились в 1967 году. В тот год по распределению Министерства культуры меня направили работать в п. Саскылах, в районную библиотеку.

В небольшом поселке было достаточно молодежи, которую в то время влекла в Заполярье романтика, перемена мест, суровый климат. Многие приехали из разных уголков нашей республики и Советского Союза. Многонациональная молодежь увлекалась музыкой, участвовала в художественной самодеятельности, читала и знала наизусть стихи и песни модных в то время Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Ю.Визбора, В.Высоцкого. Многие сами сочиняли стихи и публиковали их в местной печати. Помню, был учитель математики, Юрий Патрушев, стихи которого печатались в популярном журнале “Юность”, чем он очень гордился.

Николай Черноградский, в свои двадцать с небольшим лет, был очень серьезным, на первый взгляд, молчаливым молодым человеком. Но, несмотря на внешность, он был вожаком и инициатором всех пикников, субботников, тусовок. Недаром после недолгой работы ответственным секретарем в районной газете “КыЇыл сулус” его избрали вторым секретарем райкома комсомола. Мне как-то сразу понравились в нем несвойственные молодому человеку черты характера: целеустремленность, настойчивость, решительность. В отличие от многих своих сверстников он заочно учился — был студентом факультета журналистики Владивостокского университета. Поэтому много читал и даже пытался сочинять стихи. Меня поражали его организаторские способности, умение ладить с людьми любого возраста. Особенно хорошо он умел общаться с людьми старшего поколения, очень прислушивался к их мнению, советам, любил их рассказы о перипетиях жизни. Он очень ценил в людях искренность, доброту, бескорыстность, потому что сам был таким.

Вскоре мы полюбили друг друга, поженились. В Саскылахе родилась наша дочь Катя. А вскоре мне с дочерью пришлось из-за тяжелых бытовых условий Заполярья перебраться в Якутск.

После недолгой разлуки, по направлению обкома комсомола, Николай устроился в республиканскую партийную газеты “Кыым” в качестве собкора. В то время редактором газеты был Савва Иннокентьевич Томский, которого он хорошо знал, ценил и уважал как человека. Познакомился со многими талантливыми молодыми журналистами, с некоторыми близко подружился. Мне запомнилась еще совсем юная Варя Потапова, стихами которой зачитывалась тогдашняя молодежь, особенно студенчество. Николай любил творчество рано ушедшего из жизни талантливого художника Бориса Васильева, который сделал дружеские шаржи чуть ли не на всю журналистскую братию тех лет. В стенах “Кыыма” он тесно подружился с Николаем Босиковым, очень любил его творчество. Трепетно относился к творчеству тогда еще сравнительно молодого писателя Василия Яковлева-Далана. И до конца своей жизни зачитывался его романами. Конечно же, все вышеупомянутое повлияло на его становление как журналиста, человека, личности.


С другом Афанасием Петровичем Илларионовым и его сыном Петей. Нерюнгри, 1985 г.

Внешне он казался очень спокойным, мягким, но когда необходимо было решать какие-нибудь жизненно важные вопросы, он резко менялся и становился решительным, напористым. В 1984 году, осенью, его направили работать собственным корреспондентом Госкомитета ЯАССР по телевидению и радиовещанию в г. Нерюнгри. В 1985 году он окончил Хабаровскую Высшую партийную школу при ЦК КПСС. И мне кажется, что именно работа в Южной Якутии раскрыла его определенные организаторские качества. В 1989 году он основал первый в Советском Союзе охотничий кооператив “Байанай”, который в 1990 году укрупнился до производственного объединения “Хатыми”. За сравнительно короткий срок он изыскал средства для развития дела и провел первый в г. Нерюнгри аукцион ценной пушнины. Помню, как он с благодарностью отзывался о тогда еще молодом Марке Борисовиче Долгоносе, который проводил аукцион. Итоги этого мероприятия помогли многим охотникам получить хорошую по тем временам зарплату.

В Нерюнгри мы близко подружились с необыкновенным человеком, Афанасием Петровичем Илларионовым, будущим спикером Парламента РС(Я) и его женой Венерой Егоровной. Мужчины много беседовали о литературе, искусстве. У меня перед глазами часто всплывает образ Афанасия Петровича, читающего свои стихи, переводы. Николай Николаевич очень восхищался своим другом. Ему особенно нравились его переводы стихов Расула Гамзатова. Потому не зря эпитафией на могиле Н. Н. Черноградского стали строки из этих переводов.


В редакции газеты «Кыым».
1969 г.

В то время в Нерюнгри основную массу населения составляла молодежь из союзных республик, поэтому наши немногочисленные земляки часто собирались на праздники вместе. Обсудить последние республиканские новости, попеть якутские песни. В нашей компании были люди образованнейшие, высокой культуры. Я всегда с теплотой вспоминаю то время, наших друзей С.Н.Протодьяконова, В.И.Сорокоумова, Валерия Руфова и совсем еще молодого в те годы Виктора Ефимова и его красавицу жену Любу. До сих пор мы не теряем связи, поддерживаем друг друга в горе и радости.

В 1991 году по инициативе первого Президента Якутии Михаила Ефимовича Николаева был организован Фонд якутских традиционных народных промыслов и декоративно-прикладного искусства “Кудай Бахсы” при Совете Министров Якутской-Саха ССР. Н.Н.Черноградский назначается генеральным директором Фонда.

Когда летом 1991 года он приехал в Якутск на новую должность, у него не было ни офиса, ни сотрудников. Но уже в сентябре состоялась I-Республиканская выставка народных мастеров Фонда “Кудай Бахсы”. С какой теплотой Николай Николаевич вспоминал тех, кто стоял у истоков образования Фонда — мастеров, художников, настоящих энтузиастов своего дела! Я с большим почтением хочу назвать имена этих людей: В.Л.Бушуев, Л.П.Бубякина, А.Н.Зверева, С.В.Иванов, Ф.И.Марков, Р.Н.Петров. Почти все они стали членами Союза художников России.


Круиз по Средиземному морю. Н.Черноградский с народными мастерами Федором Марковым, Анной Зверевой, Ларисой Бубякиной, Робертом Петровым. 1991 г.


В Южной Якутии с ныне известными тележурналистами Галиной Захаренко, Валентиной Герасимовой, Семеном Ермолаевым. 1985 г.

Благодаря их самоотверженности, усердному труду была составлена подробная картотека народных мастеров республики, включая самые отдаленные наслега республики. Благодаря их кропотливой работе была сделана классификация направлений творчества мастеров. Особой строкой хочется отметить состав первого Совета Фонда “Кудай Бахсы”:

1. Ю.Д.Трофимов — председатель, зам. председателя Совета Министров Якутской-Саха ССР.

2. А.С.Борисов — зам. председателя, министр культуры Якутской-Саха ССР.

3. А.Н.Осипов — зам. председателя, академик Академии художеств СССР.

Эти люди внесли весомый вклад в развитие народного творчества Якутии.

Когда читаешь спустя годы Книги отзывов о первых выставках, то в некоторых из них находишь пророческие высказывания. Вот одно из них: “Выставка народных мастеров, мастериц из северных районов Республики Саха производит исключительно сильное впечатление. Хотелось бы, чтобы материальная культура народов Севера широко шагнула в жизнь, решительно выйдя из рамок выставок... Народный депутат России и Республики Саха А.В. Кривошапкин”.


С внуками Кюнней и Сашей. 1999 г.


Сын Николай. 1999 г.

За истекшие 13 лет Фонд “Кудай Бахсы” стал участником 17 международных выставок в таких развитых странах мира, как США, Франция (“Всемирная выставка мамонта”), Германия (Лейпцигская выставка “Подарки и сувениры”), Венгрия, Италия, Испания, Япония (выставка “Сибирь и Дальний Восток”) и другие. С огромным успехом Фонд участвовал в Республиканской выставке-ярмарке “Народные художественные промыслы России — 850-летию Москвы”, состоявшейся в 1997 году, где были представлены свыше 200 художественных изделий мастеров Фонда “Кудай Бахсы”, и где наибольшим успехом пользовались изделия из бивня мамонта, серебряные украшения. Юбилей Москвы стал темой, объединившей творческие замыслы народных мастеров всей Российской Федерации.


С дядей Николаем Алексеевичем Черноградским и его внуком Колей. 1999 г.

В рамках этой выставки были деловые встречи с различными людьми, которые делились своим опытом работы в народных промыслов. За достигнутые успехи в 1998 году Фонд стал обладателем диплома “Победитель Всероссийского конкурса малых и средних предприятий” с включением в “Золотой регистр малых и средних предприятий России”, юбилейного издания “Российское предпринимательство. История и возрождение”. Имя Николая Николаевича навсегда вошло в историю российского предпринимательства. Но он никогда и никому не показывал свои награды — не выносил шумихи вокруг себя, хотя, действительно, был одним из первых, кто по-настоящему делал свое дело, преодолевая жесткие условия рыночной экономики. Фонд с первых дней находился на самофинансировании!


Семья Черноградских: Светлана Михайловна с внучкой Настей, Николай Николаевич с внучкой Кюнней, зять Олег, дочь Катя, дочь Наташа с мужем Василием. 1998 г.

Мне всегда думается, что он преодолел бы все трудности, связанные с работой. Буквально за несколько месяцев до смерти он нашел канал сотрудничества с известным бизнесменом из Великого Новгорода В.Н.Трофимовым. Этот необычный человек, проработав несколько лет главой города, нашел возможность помочь своему родному селу. А мой муж, будучи уроженцем маленькой деревни в Усть-Алданском улусе, также мечтал помогать своим землякам — в этом было их сходство. Мечтал построить большой торговый центр, с офисом, мастерскими. Но нелепая смерть оборвала его жизнь, сорвала все его планы и намерения.


С земляками — онерцами. 1998 г.


У памятника Бэрт-Хара
в Усть-Алданском улусе с друзьями. 1996 г.

Меня всегда поражало его желание быть полезным своему народу. Где бы он ни был — в России или за границей — всегда все подмечал и стремился лучшее применить на своей Родине. Если не получалось, сильно огорчался. К примеру, в вопросе культуры обслуживания покупателей он считал несвоевременным решение этой проблемы. Из-за нашего воспитания и менталитета. Он много путешествовал и очень сожалел, что не знал английского языка. В моей памяти сохранился один момент, чрезвычайно взволновавший его. Будучи в Нью-Йорке, мы с ним впервые посетили Музей истории Америки. В одном из залов прямо на полу сидела группа студентов и что-то увлеченно срисовывала. Оказалось, они копировали рисунки наших чоронов в разделе “Северные народы”, где целый угол был посвящен Якутии. Там также была очень реалистично выполненная фигура якутского шамана, изображенного рядом с больным. Я заметила гордость во взгляде Николая при виде этих студентов. И вдруг двое из них встали, побросав свои рисунки, и стали заинтересованно разглядывать нас — видно, поняли, что мы и были представителями этого народа. Но незнание языка помешало общению.

В последние годы жизни много времени, сил и энергии у него уходило на выбивание кредитов и поиски инвестиций. И какие бы средства он не находил, очень много уходило на закупку сырья, инструментов и оборудования для народных мастеров. Обидно, что не всегда его усилия оправдывались, не всегда им добытые средства достигали цели. Зато как он радовался успеху наших мастеров, их наградам! Очень любил творчество Ф.И.Маркова, ныне члена художников России. С восхищением рассказывал мне о скромной молоденькой мастерице с Таттинского улуса Анне Мандаровой. Ее работу — набор чепраков — никому не давал, даже музею. До сих пор он хранится в выставочном резерве Фонда “Кудай Бахсы”. Николай Николаевич высоко ценил творчество и Елены Еремеевны Аммосовой. Часто с ней встречался, беседовал. К сожалению, ее тоже давно нет среди нас. Был знаком также с мастерами-ювелирами старшего поколения Гаврилом Шадриным, Лукой Егоровым, Иваном Захаровым. Очень любил общаться и с молодыми мастерами, воспитанниками Фонда, и многие из них с теплотой вспоминают Николая Николаевича, его советы и наказы. Он радовался успехам Романа Готовцева, Сергея Игнатьева, Дмитрия Сивцева и рано ушедших из жизни Альберта Сухаринова и Руслана Протодьяконова.

С мужем мы вырастили двоих дочерей и сына. Екатерина занимается воспитанием детей, Наташа возглавляет магазин “Кудай Бахсы”, Николай выбрал нелегкую стезю мастера-ювелира. У нас пятеро внуков.

Одной из главных тем, которой непременно касался Николай Николаевич в общении с коллегами, друзьями и близкими, была тема его маленькой Родины. Он любил свою Родину, своих земляков и часто говорил: “Как бы ни было тяжело, нужно работать и жить именно здесь и только здесь — на родной земле”. Он мечтал у себя на Родине построить дом и жить там в старости”.


Диплом победителя Всероссийского конкурса малых и средних предприятий. 1998 г.


“Золотой регистр малых и средних предприятий России” юбилейного издания “Российское предпринимательство. История и возрождение”. 1998 г.


 Фонд «Кудай Бахсы». 2001 г.


Фонд народных промыслов “Кудай Бахсы” был образован в том самом 1991 году, когда в свет вышел первый номер журнала “Илин”. И, думается, не случайно во втором номере журнала одним из героев стал руководитель Фонда Николай Николаевич Черноградский.

Слово “Фонд” — это было нечто новое, неведомое. Фонды ассоциировались со словами “предприниматель” и “бизнес”, столь же новыми и недоступными многим слоям населения. И, значит, Фонд — “копилка” какая-то, вроде банка. А тут, вдруг, информация о том, что Фонд провел 1-ю республиканскую выставку изделий народных мастеров. Тогда что такое Фонд?

Много воды утекло с тех пор. Теперь фондами никого не удивишь: одни закрываются, другие открываются. Но в нашей республике, что весьма приятно, тот самый Фонд “Кудай Бахсы”, созданный Николаем Черноградским остался неизменным, постоянным понятием и продолжает служить тем же целям, которые ставил изначально — возрождение, сохранение и развитие славных традиций искусства старых мастеров в изготовлении изделий народных промыслов и декоративно-прикладного искусства.

За годы работы Фонда восстановлены и восстанавливаются уникальные экземпляры забытых ручных изделий старых якутских мастеров, которые издавна славились своим искусством в изготовлении ювелирных изделий из золота, серебра, мельхиора. В мастерских “Кудай Бахсы” изготовлены разнообразные изделия в национальном стиле — нагрудные украшения, женские и мужские пояса, головные женские украшения, кольца, браслеты и т.д., а также уникальные шкатулки, портсигары, курительные трубки, украшенные национальным орнаментом и выполненные в технике гравировки, золочения, инкрустации. Ведущие мастера Фонда Роман Готовцев и Гавриил Шадрин владеют сложным искусством изготовления коллекционного оружия в авторском исполнении. Полностью восстановлено древнее оружие ХVI века батыйа (батас), на изготовление которого уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Ножны этих изделий украшаются орнаментальными узорами, серебром, золотыми насечками на стали с активным применением бивня мамонта, чароита. Такие изделия отличаются совершенством технического исполнения.

Начиная с 1993 года в Музее ценностей Гохрана Республики Саха (Якутия) отдельным разделом экспонируются изделия ведущих мастеров Фонда “Кудай Бахсы”. В его экспозиции широко представлены уникальные ювелирные изделия из серебра, выполненные вручную, женские украшения, утварь, предметы быта и др.

Сегодня общественная организация Фонд “Кудай Бахсы” — это коллектив единомышленников из более чем 120-ти человек, руководит которым настоящий энтузиаст своего дела Светлана Михайловна Черноградская. После трагической гибели любимого мужа и соратника именно она со всем мужеством и высокой ответственностью продолжила начатое дело первого руководителя Фонда Николая Николаевича Черноградского.

Весной этого года клуб “Илин” и Фонд “Кудай Бахсы” организовали в Музее им. Ем. Ярославского выставку народной мастерицы Зинаиды Иннокентьевны Поповой, участницы международной выставки “Лоскутный стиль” в Санкт-Петербурге, удостоенной грамоты “За сохранение и воплощение национальных традиций” Министерства культуры РФ, Государственного Российского Дома народного творчества и Комитета по культуре Ленинградской области за коллекцию чепраков и кычимов с использованием древнейших приемов вышивания. Выставка имела большой успех. Ее с интересом восприняли не только гости столицы — довольно пристально изучали студенты различных учебных заведений, аспиранты, ученые. Ведь Зинаида Иннокентьевна унаследовала свое умение и мастерство от матери, известной якутской мастерицы, члена Союза художников России Агиты Гаврильевны Платоновой. Под сказания олонхосутов в зимние вечера выполнялась рукодельная женская работа. Велико было значение этого труда: сама богиня плодородия Айыысыт передавала секреты мастерства от матери к дочери.

На открытии этой выставки Светлане Михайловне Черноградской был вручен сертификат, подтверждающий ее членство в клубе “Илин”. И тогда же было принято решение — в честь приближающегося 60-летия со дня рождения Николая Николаевича Черноградского — в одном из номеров этого года опубликовать воспоминания Светланы Михайловны о муже. Как дань светлой памяти этого достойнейшего человека. В будущем же мы, несомненно, поведаем вам и о сегодняшних делах и заботах коллектива “Кудай Бахсы”.

Изабелла Степанова.


Из воспоминаний Н.З.Копырина, кандидата филологических наук, заслуженного работника культуры, ветерана Великой Отечественной войны: “Я счастлив тем, что учил его в школе, и что он мой земляк. Он внес большой вклад в возрождение народного искусства саха, являл собой пример яркого руководителя российского уровня. Его заслуга и в том, что он впервые опубликовал замечательную книгу о маленьком своем наслеге Онер. После чего часто стали выходить подобные издания о наслегах нашей республики. Этим самым он показал пример другим...»

Из воспоминаний Р.Н.Петрова, мастера-костореза: “Он организовал доселе невиданную по масштабу выставку изделий народных мастеров в Культурном центре им.А.Кулаковского, куда впервые съехались мастера со всех улусов нашей республики. Именно выставка 1991 года открыла глаза многим людям на искусство северных народов...”

Из воспоминаний Ф.И.Маркова, народного мастера, члена Союза художников России: “Он умел убеждать и увлекать идеями. В нем была большая внутренняя сила, он полностью соответствовал статусу руководителя Фонда традиционных промыслов. Николай Николаевич заслужил большое уважение среди мастеров, работающих по кости и драгметаллу тем, что обеспечил большинство из них итальянскими инструментами. Благодаря этому многие сами встали на ноги...Внешне среднего роста, крепкого телосложения, он как-то соответствовал облику уус-мастер, как-будто сам происходил от мастеров-кузнецов...”

Из воспоминаний В.Бочковского, известного кинооператора-документалиста, капитана яхты “Полярный круг”: “С Николаем мы познакомились, когда он работал собкором Якутского телевидения в г. Нерюнгри. В1998 году с ним мы создали яхт-клуб и поставили очень трудную задачу совершить кругосветное плавание...Характер Николая, его энергия заставляли поверить людей в успех будущего мероприятия. Будучи человеком деловым, с большим чувством юмора, он не опускал рук — так в августе 1998 года смогла дать старт яхта “Полярный круг”... Яхта дошла до мыса Буор-Хая в море Лаптевых... Николай любил природу, свою Родину, мыслил всегда нестандартно, именно поэтому мы были близки по духу”.

Hosted by uCoz