Республиканский форум общественности "Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии" По страницам “Илина”. 20 лет Олег Сидоров Витали й АндросовУ южного края моря Лаптевых Иван Иннокентьев Моцарт (мини-реквием) Андрей Борисов Взлететь, вобрав в себя Запад и Восток Андриан Борисов Тыгын - человек, легенда, символ Егор Шишигин Сибирский Святитель Ираида Клиорина "Возвращение Василия Никифорова-Кюлюмнюра" Петр Конкин "В вверенной моему управлению области все спокойно" История семьи Манньыаттаах уола Наши интервью Сергей Никифоров: "Я все больше горжусь тем, что я Никифоров – Манньыаттаах" Мария Гаврилова Якут в сопровождении царской семьи Егор Алексеев Вскоре наступит тридцать седьмой…
Марина Яковлева Трагедия купца Захарова Владимир Иванов Очарованный Севером Олег Якимов "Я имею сына-эмигранта" |
У южного края моря Лаптевых
С успешного дебюта начался творческий путь молодого художника Юрия Спиридонова: на Всесоюзной художественной выставке "Молодость страны" в 1981 году экспонировался его автобиографический триптих "Мой путь" (1981), а в следующем году он стал членом СХ СССР. Тогда, близко знавшим Юрия могло показаться, что первая, несомненно, удачная работа, так и останется вершиной его творчества. Ведь нередко бывает так: композитор с одной песней, писатель с одним романом, художник с одной картиной. К счастью, опасения оказались напрасными. Пора творческой зрелости художника Ю.Спиридонова приходится на вторую половину 80-х. Наибольшое внимание в эти время привлекают шумные представления новоявленных чудо-художников, часто крайне противоположных направлений и техники: от натурализма до сюрреализма. Это время массового прозрения, время отказа от настоящего и ухода от него. Злоба сегодняшнего отвергала все сегодняшнее. И теперь, когда почти все выставлено и выговорено, накипевшее и накопленное, настало время задать вопрос: кто мы? что делали? куда шли и идем? У Южного края моря Лаптевых, в стойбище началась жизнь будущего художника Юрия Спиридонова. С раннего детства, помогая родителям, он впитывал в себя впечатления о бескрайности и красоте тундры. Всем сердцем и душой настоящего северянина он воспринимал нежность и ранимость тундры. В школьные интернатские годы Юрий - победитель олимпиад, спортсмен. Все пути на земле были открыты перед выпускником Саскылахской средней школы. Юрий выбрал путь художника. Поступил в Ленинградский пединститут имени Герцена на художественно-графический факультет. Благодаря поддержке наставников. Известных ленинградских художников Л.В.Кабачека и А. А. Яковлева, молодой Ю.Спиридонов сразу определился в основном направлении своего творчества. Любовь к родной земле, единство человека и природы стали основной темой его работы. Шли годы. Удачный дебют в 1981 году. Плодотворными оказались и последующие годы: "Радиостанция поселка Оленек" - 1982, "Вечер в Нерюнгри" -1982, "Разовый след" - 1983. "Ночь в стойбище" - 1984, "Край лесотундры" -1985, диптих "Будни родного совхоза" -1987 и т.д. Его картины выставлялись на многих художественных выставках страны и за рубежом: Румынии, Монголии; Японии. В Якутске с успехом прошли 2 персональные выставки Юрия Спиридонова. А художника влекли далекие страны. Он побывал в Мальте, Италии, Японии. Много путешествовал по родной Якутии: Индигирке, Мюрю, Ленские столбы, Анабар, Тикси. Как председатель Совета творческой молодежи, Ю.Спиридонов поддерживал молодых поэтов, музыкантов. Дружба с руководителем известного народного ансамбля "Кыталык" В. П. Винокуровым, обоим творческий импульс. Результатом совместной работы двух [талантливых людей можно считать удачное выступление ансамбля "Кыталык" на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1985) и дальнейший счастливый полет "Кыталык" на танцевальных небосклонах международных фестивалей.Безусловно, мысли и чаяния художника выражены в его картинах. Они навеяны чувством сопричастности к происходящему, несут свет и добро людям. Например, диптих "облака над аласом" выставлен прямо в зале аптеки с.Борогонцы. Можно представить себе неподдельное удивление и восторг больных, пришедших за лекарствами и увидевших среди зимы летнюю красоту родного аласа. Кажется сама природа мать исцеляет страдальцев. Уже сегодня можно выделить основные вехи творческого пути художника. Перед нами зримо восстают небольшие по формату, неброские на первый взгляд, но щемящие до боли сердце последние картины художника Ю.Спиридонова. Они как простые слова правды - точные, чувствительные. "Могила предков". Как грозное предупреждение, как набат, с плакатной резкостью бьёт незатейливый пейзаж уголка сегодняшней деревни. Под мирным чистым небом без единого выстрела, без особого гнева убивают память о предках, нашу историческую память. Как жить дальше, не сумев защитить и отстоять историю целого поколения людей и народа. Или другая картина. "Следы цивилизации" как щупальцами спрута нежный покров родной земли стянут глубокими бороздами от гусениц вездесущих машин. После "доблестного" труда высокооплачиваемых проходчиков на живой исконно нашей земле остаются лишь тысячи пустых грязных бочек из-под мазута. И пока некому остановить эту безжалостную лавину железных армад. Словно с открытой раны сочится слезой скупая зимняя влага. Эти картины на выставке "Советский Дальний Восток" 1990 года получили самые высокие похвалы зрителей И искусствоведов. Творческий путь Ю.Спиридонова продолжается. Он тернист и долог, требует мужества и мудрости. Благославляя его, мы говорим: не сверни со своего пути, художник. Виталий Андросов
|