Республиканский форум общественности "Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии" По страницам “Илина”. 20 лет Олег Сидоров Витали й АндросовУ южного края моря Лаптевых Иван Иннокентьев Моцарт (мини-реквием) Андрей Борисов Взлететь, вобрав в себя Запад и Восток Андриан Борисов Тыгын - человек, легенда, символ Егор Шишигин Сибирский Святитель Ираида Клиорина "Возвращение Василия Никифорова-Кюлюмнюра" Петр Конкин "В вверенной моему управлению области все спокойно" История семьи Манньыаттаах уола Наши интервью Сергей Никифоров: "Я все больше горжусь тем, что я Никифоров – Манньыаттаах" Мария Гаврилова Якут в сопровождении царской семьи Егор Алексеев Вскоре наступит тридцать седьмой…
Марина Яковлева Трагедия купца Захарова Владимир Иванов Очарованный Севером Олег Якимов "Я имею сына-эмигранта" |
Андрей Борисов Взлететь, вобрав в себя Запад и Восток Министерство культуры за последнее десятилетие активно работало над сохранением и развитием культуры народов Арктики в пределах Республики и в масштабе России. Начиная с девяностых годов прошлого века, министерство, являясь председателем Координационного совета по развитию культуры севера России, провело ряд крупных семинаров, конференций, смотров и фестивалей. Самым значительным, формулирующим перспективы развития северной культуры, было Всероссийское совещание по проблемам развития культуры Севера в городе Якутске. С тех пор прошло 13 лет. Мы все помним, что это было время «разбрасывания камней», время катастрофического разрушения созданного за все предыдущие годы единства культурного пространства и системы взаимосвязей, поэтому мы взялись за поиски самостоятельных путей развития культуры и восстановления «связующих нитей». Наш выбор активизировал культурные процессы, дал свободу творческого самовыражения и выбор приоритетов культурной политики, что нашло воплощение в ряде практических мер в пределах республики и России. Но на российском уровне восстановления утраченных связей наших расколотых древних культур не произошло в данной мере. Над термином «циркумполярная цивилизация» посмеивались, и упорно твердили вместо этого о «неких Северах». Но вопреки этому, преодолевая скепсис по отношению к единой циркумполярной цивилизации, ряд наших практических мер оформился созданием по Указу Первого Президента республики Арктического государственного института культуры и искусств для подготовки профессиональных кадров в сфере традиционной культуры для регионов Севера и Сибири. Не случайно вокруг и внутри института идет борьба, и это понятно, потому что когда рождается новая гармония, то по закону природы хаос и дисгармония стремятся разрушить ее. Это борьба за новую парадигму не только якутской культуры. Дело не только в том, что мы должны выпускать образованных специалистов, а суть в том, какая идея-философия в основе образования будущих деятелей культуры. Между тем на фронтоне Арктического института изображена летящая птица - полярная сова и написано: Выбираю делом своей жизни творчество, искусство, цивилизацию Арктики. Михаил Ефимович Николаев высказал мысль: «Арктика - сокровищница культурных ценностей, самобытных и совершенно гармоничных с природой; цивилизация, ценности которой станут приоритетными для развития человечества в перспективе...» И вот теперь, сегодня, эта конференция делает еще более масштабную попытку собирания «разбросанных камней». Это уже понятно из докладов пленарного заседания, где много ценного для нас материала: музейные экспонаты, каталоги, которые представляют огромную панораму осколков древней анимистической культуры, до сего дня хранящих тайну единения человека с природой. Осколки разбитого сосуда хранят память целого. Мой друг русский художник Сотников любил рисовать черепки расколотого сосуда, и меня всегда поражало, что во множестве осколков нет ни одного лишнего. Воистину, нет ничего прочнее битой посуды. Для того, чтобы идентифицировать нашу якутскую культуру, выкристаллизованную Арктикой, необходимо воссоздать цельность чаши северной культуры. И это дает повод говорить о новом этапе культуры Республики. Русский поэт и религиозный мыслитель Вячеслав Иванов говорил, что культура развивается на путях таинственной целесообразности. Так вот, целесообразно было якутской культуре за последние десятилетия сформулироваться в основных своих постулатах, в главных ипостасях. Наши проекты, задуманные сознательно или интуитивно, реализовались. Это было время культуры в становлении государственности и высшего художественного образования, включения в контекст мировой культуры, создания инфраструктуры для развития профессионального искусства, время рождения науки и философии культуры народов республики. А в основе всего этого становления – возрождение традиционной культуры как живительного источника. В Якутии традиционная культура всегда была фундаментом духовного развития. В сложные для нашего государства 90-е годы ХХ столетия на фоне общих процессов децентрализации и поиска регионального своеобразия в нашей республике была проведена многоплановая работа, способствовавшая сохранению этнокультур арктических народов. Значительную роль в сохранении традиционной культуры, а также в процессе активного включения национального духовного наследия в систему культурных ценностей современности сыграла реализация Программы четырехэтапной работы по возрождению традиционной культуры. В начале своей деятельности я сформулировал основу нашей культуры – она опирается на традиционную культуру народов нашей республики. Разработанная программа: Хомус (музыка) – Ысыах (празднества) – Олонхо (эпос) – Итэ5эл (верования) состоялась. Хомус заявил о себе, как уникальный инструмент семейства варгана, получил международное признание, объединил ученых мира, изучающих этот древнейший инструмент. Ысыах стал одним из самых ярких праздников дружбы народов на территории России. Высочайшим достижением республики последних лет в сфере культуры стало результативная работа по провозглашению международной организацией ЮНЕСКО якутского героического эпоса Олонхо Шедевром устного и нематериального наследия человечества. Указом Президента Республики Саха (Якутия) 2006 – 2015 годы объявлены Десятилетием Олонхо, ежегодно 25 ноября в день, когда состоялось знаменательное провозглашение, в республике отмечается как Национальный день Олонхо. Сегодня мы работаем над созданием театра Олонхо. Итэ5эл – это тема настоящего времени. В рамках этой программы мы реализовали многообразные культурные акции: - проведение международных конференций по варганной музыке, шаманизму, устному эпосу, музыкальной этнографии тунгусо-маньчжурских народов; - придание якутскому национальному празднику Ысыах статуса национального праздника и возрождение его по всей республике; - активизация издательской деятельности; - проведение научных исследований по традиционной культуре народов республики; - проведение фестивалей, конкурсов, смотров как средство, активизирующее (пробуждающее) этническую память; - ориентация работы учреждений культуры на деятельность по сохранению и развитию традиций; - поддержка фольклорных коллективов через проведение конкурсов на получение грантов, стипендий, финансирование выездов на российские и международные фестивали; - профессионализация некоторых форм национального искусства посредством создания Национального театра танца, Ансамбля танца народов Севера «Гулун», Государственного вокального ансамбля «Туймаада», Государственного эстрадно-фольклорного ансамбля народов Севера «Сээдьэ», Театра Олонхо. Эти мероприятия как реализация протекционистской политики государства, направленной на защиту традиционной культуры, создали благоприятные условия для ее возрождения и активного поиска новых форм дальнейшего развития; - была начата подготовка специалистов в области культуры и искусства из числа представителей коренных народов в центральных вузах страны, и, прежде всего, в Арктическом институте. То, что Арктический государственный институт искусств и культуры, основанный в 2000 году стал теперь федеральным, говорит об актуализации этого явления – высшее художественное образование есть, его парадигма обозначилась. На сегодня при деятельной поддержке Президента Республики Саха (Якутия) В. А. Штырова в нашей республике плодотворно работают государственные целевые программы: - «Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия)» и Государственная целевая программа по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса Олонхо», а также ведомственные целевые программы – «Основные направления развития киноиндустрии Республики Саха (Якутия) на 2007 – 2009 годы» и по противопожарным мерам безопасности учреждений культуры. Под пристальным вниманием Президента Республики Саха (Якутия) идет работа по формулированию и внедрению комплексносистемных Концепций развития музеев и библиотек республики, подготовлен макетно-эскизный проект культурно-этнографического и делового комплекса «Земля Олонхо». Всем очевидно, что наступило новое время. Сегодня культура не просто талантливые люди, не просто выдающиеся явления, фильмы, спектакли, выставки, произведения писателей, сегодня культура принимает участие в строительстве республики. Простым примером является то, что наши выпускники учебных заведений культуры и искусств востребованы. У нас нет проблемы трудоустройства их. Это показатель того, что культура стала базой и опорой для экономического, политического и духовного развития. Мы включились в процесс мировой культуры. Теперь никто не удивляется участию северян в международных конкурсах и смотрах. Проведению международных конкурсов «Скрипка Севера», «Северный дивертисмент балетного искусства», Международный фестиваль конкурс циркового искусства «Мамонтенок» и многое другое. Высшим проявлением включения в этот процесс является участие в конкурсной программе Всемирного Монреальского кинофестиваля картины якутских кинематографистов «Тайна Чингис Хаана». Наступило новое время и вызвало к жизни новую парадигму культуры. В чем ее новизна? Сегодня перефразируя классика можно говорить о трех источниках и трех составных частях северной культуры: арктической, азиатской и русско-европейской. Культуроустроительная энергия народа Саха должна продолжаться, в направлении северного вектора, выражающего сущность духовных устремлений народов, населяющих климатическую зону вечной мерзлоты. Участие множества этносов в нише северной культуры, опирающейся на цивилизацию Запада и Востока, подтверждает культурообразующее начало географии в жизни человека. Пришло время это осознать. Здесь нужно сохранять баланс между живыми процессами культуры и их регулированием с помощью государственных структур. Новая парадигма рождается от внедрения южной степной культуры в мерзлотную среду. Нужно раскрыть и развернуть, сделать достоянием народа духовный потенциал арктической культуры, основанной на северном космизме. И вот тут можно сказать, что якуты еще не осознали себя северным народом, мы только на пути осмысления северной компоненты, доминирующей над степными истоками в нашем генезисе. В большинстве своем, якуты идентифицируют север с этносами, населяющими заполярье, хотя сами много веков живут на вечной мерзлоте. Пришло время осмыслить свою культуру как арктическую. Ведь в реальности она таковой уже давно является, но по инерции мы рассматриваем себя только как выходцев из степной южной прародины. Для раскрытия феномена северной культуры народов Якутии надо заниматься, прочтением символов и кодов закрытого пока еще для нас сакраментального культурного текста арктической, циркумполярной цивилизации. Как говорил философ Хайдеггер: «Увидеть истину в ее несокрытости». И в этом Вы, ученые, музееведы, искусствоведы можете оказать нам неоценимую помощь. Общеизвестно, что идеи правят миром через символы и знаки и только творчески деятельная жизнь формирует эти идеи. Это отражено в фильме якутских кинематографистов «Тайна Чингис Хаана». Это попытка возвращения в прошлое, экспедиция с целью установления своих корней, но это не поиски Земли обетованной, это стремление пройти по священным местам великой степи и как сказал поэт – заставь работать душу, нервы, тело, когда в твоей груди так смутно и только Воля говорит: «Иди!» для духа найди опору. Своими глазами увидеть, убедиться во всем, и, не отрезая пуповины с прошлым, попрощаться со своей прародиной. Значение этого кинокочевья огромно. Для нас стало ясно осознанною мысль о том, что мы уже давно люди совершенно особой северной культуры. На вершине Верхоянских гор, во время съемок фильма, мы с новой силой почувствовали, что северная культура уникальна и отличается от степной. Нам тогда, погруженным в ощущения, которые дает Великая степь, было легко почувствовать глубинно северную сущность якутской души. И в то же время стало ясно, что в основе тенгрианского мировоззрения евразийских кочевников урало-алтайских этносов лежит та же идея циркумполярности. Степняк-кочевник на лошадях кочует по степям и горным долинам со своей юртой, оленевод-кочевник на оленях по тундре и горной тайге со своим чумом. И в степи и в тундре кочевник видит через круглое отверстие дымохода неподвижную Полярную звезду и вращающееся вокруг нее звездное небо. Это тысячелетнее созерцание мироздания родило и космогонию, и мифологию этносов, заложило циркумполярное мировоззрение. Да, наша культура – осколок большого сосуда-чаши тюркско-степной культуры, через наш фильм мы попытались, образно говоря, собрать этот сосуд, то есть, найти место нашего осколка, но этот сосуд уже не собрать. В океане времени по пути продвижения на Север, этот осколок превратился в самоценный кристалл. И я не вижу ничего невероятного в таком совпадении: в августе этого года фильм будет показан в Канаде, в том месте, где мне открылся смысл юкагирской легенды о возвращении в будущее. Ещё до назначения на пост министра культуры Якутии, я в составе делегации нашей республики, побывал на Баффиновой Земле северо-запада Канады в поселении Форд Симпсон. Нас принимали коренные жители – индейцы и инуиты. В это же время к ним с визитом должен был приехать Папа Римский, но из-за нелётной погоды приезд его был отменён. Но это ничуть не умалило яркости ритуала, проведённого местным шаманом в честь приезда гостей из Якутии. Хозяева подвели нас к одной из главных своих достопримечательностей – каменному изваянию бубна, словно высеченного из гранита. Местный шаман исполнил одно из своих заклинаний. Оно настолько вдохновило меня, что я тут же попросил передать мне его бубен и в свою очередь сам исполнил якутское благопожелание Алгыс, которое слышал от носителей традиционной культуры. Индейцы и инуиты, услышав звуки бубна, оживились и одобрительно закивали головами. В этих звуках они слышали древний ритуальный код, единый для наших народов. Я поразился тому, насколько родственны наши культуры, имеющие общие, глубинные генные истоки. Для меня та поездка приобрела символическое значение. По прошествии 22 лет для меня это воспоминание о будущем. Сама северная мать-природа стремилась оградить хрупкий мир древней аборигенной культуры от западной цивилизации. Народы циркумполярного мира имеют много схожих черт в своём этнокультурном наследии и только через идею циркумполярной цивилизации, через культуру Севера, нам благоприятнее будет включиться в глобализационный процесс исходящий от запада. Нам надо налаживать горизонтальные связи внутри единого цивилизационного арктического пространства. И в этом музеи мира так же могут оказать неоценимую услугу. На недавних Играх Манчаары, посвященных 375-летию города Вилюйска во время Церемонии открытия произошла накладка, которая тоже имеет символический смысл. В финале представления, которое начиналось с картинки бытования северных народов, затем приходом народа Саха, а дальше казаков, которые основали город Вилюйск, должен был подняться в воздух олень – символ северной культуры. В легендах и преданиях северных народов олени улетают в небо. Но по ряду причин наш олень не смог подняться. Выглянул, но не смог поднять голову – его рога, выполненные как древо Аал Луук Мас, мировое Древо, слишком отяготили ее. Внешне это кажется концептуальной ошибкой: нельзя наделять культуру не свойственными ей атрибутами. Но для меня этот образ стал подтверждением того, что пока не найдено еще ключа для настоящего раскодирования символов и знаков живой арктической культуры, а то, что мы на правильном пути для меня очевидно. И олень с древом сочетаемы, наш олень – это Солнце, а древо жизни и солнце неразрывны. Протягивая руку спасения северной культуре и северным народам – мы спасаемся сами. Олень этот может взлететь только при одном условии, если северная культура сможет вобрать в себя достижения культуры Запада и Востока, не утратив своей экософичности. Этому будут способствовать проведение Арктического кинофестиваля документальных и художественных фильмов. Возвращение к идее духовного схода коренных народов, проведение в информационном Интернет-портале фестиваля северных обрядов, ритуалов и Священных игры народов Арктики. Недавно я обнаружил одну любительскую фотографию запечатлевшую момент подготовки очередного мероприятия, посвященного культуре Севера. На сцене огромный круг, как чаша, наклоненная в сторону зрителя, карта Арктики. Я стою в тревожной задумчивости: Выдержит ли эта декорация многонациональную детвору нашей республики в радостном возбуждении ожидающих приглашения подняться на эту сцену? Вот смысл новой парадигмы: Человек Арктики! Обновлением культуры своей, преобразуйся, тебя ждет будущее планеты! "Илин", № 2-3, 2009 |