Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 3-4, 2011
Дайджест, посвященный
20-летнему юбилею журнала

 

 

 

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Олег Сидоров
“Илин”. 20 лет

Республиканский форум общественности "Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии"

По страницам “Илина”. 20 лет

Олег Сидоров
Сидеть на судне и нестись по волнам?

Якутский край

Виталий Андросов
У южного края моря Лаптевых

Иван Иннокентьев
Моцарт
(мини-реквием)

Рассекреченные документы

Андрей Борисов
Взлететь, вобрав в себя Запад и Восток

Андриан Борисов
Тыгын - человек, легенда, символ

Егор Шишигин
Сибирский Святитель

Ираида Клиорина
"Возвращение Василия Никифорова-Кюлюмнюра"

Петр Конкин
"В вверенной моему управлению области все спокойно"

История семьи Манньыаттаах уола
Наши интервью

Сергей Никифоров: "Я все больше горжусь тем, что я Никифоров – Манньыаттаах"
Мария Гаврилова
Якут в сопровождении царской семьи

Егор Алексеев
Вскоре наступит тридцать седьмой…

Марина Яковлева
"Якуты русской Америки"
Судьбы якутов на Аляске

Вячеслав Захаров
Трагедия купца Захарова

Владимир Иванов
Очарованный Севером

Олег Якимов
"Я имею сына-эмигранта"

 


Марина ЯКОВЛЕВА

ЯКУТЫ РУССКОЙ АМЕРИКИ

Факты, описанные в статье, открывают страницы далекой истории – освоения русскими берегов Северной Калифорнии. Мало, кто знает, что среди членов "Российско-Американской компании" были и якуты, которые наравне с русскими терпели все тяготы рискованной жизни в Америке, а многие там умерли.

БУСЫ, БРЮКИ, ТОПОРЫ В ОБМЕН НА ЗЕМЛЮ

29 сентября 1808 года из бухты Новоархангельска (Аляска) вышли два корабля, "Кадьяк" под командой штурмана Петрова и "Николай" под командованием штурмана Булыгина, принадлежащие "Российско- Американской компании", основанной в 1799 году знаменитыми предпринимателями Григорием Шелеховым и Иваном Голиковым. Заданием Ивана Кускова, руководившего экспедицией на "Кадьяке", было обследование берега Калифорнии на север от Сан-Франциско. При нахождении подходящего места Кускову надлежало высадиться и начать постройку форта. Судно "Николай" имело задание обследовать устье реки Колумбия и основать там другое русское поселение. У мыса Жуан-де-Фука 1 ноября после 3 дней борьбы с бурей судно разбилось о прибрежные скалы.

Спасшуюся команду, высадившуюся на берег, атаковали индейцы, завязалась перестрелка, многие русские были ранены копьями и стрелами. На следующий день русские решили продвигаться вдоль побережья для воссоединения с командой "Кадьяка". Это путешествие закончилось катастрофически, большинство из людей попали в плен к индейцам на годы, многие погибли от рук индейцев или не выдержав наступившей зимы, ранений и трудностей. Только часть команды корабля "Николай" вернулась домой после трехлетнего плена у индейцев, Булыгин с женой умерли в плену.

Судно "Кадьяк" оказалось более счастливым. Был уже январь 1809 года, когда Кусков обнаружил прекрасный залив, носящий название Бодега. Залив находился милях в шестидесяти на север от залива Сан-Франциско. Кускову очень понравились как залив, так и окружающая его местность. Немного севернее залива Бодега он обнаружил устье реки, не имевшей названия, которую он решил назвать Славянкой (ныне Russian River). Земля оказалась хорошей для земледелия и весь участок побережья с его прекрасным заливом казался идеальным для основания там селения и базы компании. На берегу залива Бодега была закопана медная доска, на которой было выгравировано "Земля российского владения" и номер "14". В конце 1809 года "Кадьяк" вернулся в Новоархангельск.

Место под будущее поселение РАК приобрела у местных индейцев (племени кашайа-помо), руководимых вождём Чу-гуаном. РАК не отняла землю у индейцев (как это делали испанцы), а приобрела территорию в 1000 акров за мешок итальянских бусин, несколько пар брюк, 2 топора и 3 одеяла.

Основание колонии на юге было необходимо для дальнейшего существования и благополучия Новоархангельска. Селение в Калифорнии должно было стать продуктовой базой для промысла морской выдры, который вели перемещенные в Калифорнию артели кадьякских эскимосов, и центром земледелия и скотоводства, созданного здесь для снабжения Русской Америки продовольствием. Тогда не нужно будет привозить продукты из далекой Сибири, а главное, не нужно будет полагаться на прибытие кораблей из Охотска, которые часто не доходили до места назначения и колония голодала.

В начале 1812 года судно "Чириков" вошло в залив Бодега. Место, выбранное ранее, казалось идеальным для постройки форта. Для постройки и освоения форта были привезены опытные плотники, кораблестроители, кузнец, мельник, всего 20 промышленных людей. Кроме того, для охоты на бобров и других животных Кусков захватил с собой 40 алеутов и байдарки.

Первые стены нового форта из тяжелых плах были поставлены 15 марта 1812 года. Выглядели они внушительно, построенные из толстых плах секвойи, дюймов в восемь толщиной. Кроме стен, на двух углах были установлены крепкие башни в два этажа. 11 сентября 1812 года, в день тезоименитства государя, произошло торжественное открытие форта, который был назван Фортом Росс. Внутри стен форта к этому времени уже было несколько построек. В углу стояла новенькая часовня, на задней стене которой висела большая икона Спасителя, которую Кусков привез из Новоархангельска. Над стенами реял флаг Российско-Американской компании.

Вдоль восточной стены форта был построен обширный дом в 6 комнат для правителя форта, а также такой же большой дом для русских промышленных. У другой стены стояла большая казарма, которую намеревались сделать главным складом. За стенами форта, снаружи, тоже было построено несколько изб для алеутов, кузница, кожевенный завод, пекарня и даже была построена ветряная мельница. К весне 1813 года, через год после высадки на калифорнийском берегу, в форте Росс уже было девять зданий внутри форта и, кроме того, был вырыт колодец. Снаружи форта было разбросано около 50 зданий. Все было построено крепко, добротно и внушительно. Стены Форт-Росса, возведенные из секвойи, угрожали непрошеным гостям жерлами 12 пушек. Соседствовавшие с крепостью индейцы принадлежали к трем этническим общностям – кашайа, помо и мивок. Вся жизнь форта была поставлена Кусковым на военную ногу, с регулярно сменявшимися часовыми у ворот и снаружи форта, зорко следившими за подходами к селению, особенно со стороны гор и леса. С годами маленькое поселение форт Росс разрослось, стало важной промежуточной станцией для захода кораблей "Российско-Американской компании". Побывали здесь в гостях у Кускова и прославленные кругосветные мореплаватели – капитаны Головнин, Коцебу и др.

С приездом в форт жены Кускова Екатерины Прохоровны, сельскохозяйственная деятельность развернулась с большим размахом. У испанских миссионеров были приобретены скот, домашняя птица и семена для посевов. Огороды оказались более успешными и форт Росс никогда не имел недостатка в овощах. Екатерина Прохоровна открыла школу, в которой обучались как русские дети, так и дети индейцев. С колоколен испанских миссий звонили отлитые жителями Форт-Росса колокола.

ЯКУТЫ ПАСЛИ СКОТ, ИНДЕЙЦЫ ЕГО ВОРОВАЛИ

Как известно, якуты сыграли большое значение в освоении Русской империей Сибири, Дальнего Востока, Америки. Якуты снабжали русские экспедиции продовольствием, лошадьми, а также служили проводниками. Для поступления на службу в "Российско-Американскую компанию" они получали разрешение от местной власти. Инородные управы выдавали билеты на право выезда из наслега на определенный срок. По истечении срока билеты пересылались Новоархангельской конторой вместе с донесением в главное правление "Российско-Американской компании" для замены их новыми. На конец декабря 1820 года Главное правление приняло постановление, по которому должны были приниматься на службу в компании рабочие люди для промыслов и "прочих исполнений". Людей нанимали "промышленниками" – то есть наемными рабочими на различные работы: охотниками, плотниками (включая кораблестроителей), фермерами (на сельскохозяйственные работы, такие, как огородничество, хлебопашество и т.д.).

Также промышленники использовались в качестве проводников и для охраны поселений Русской Америки и отражения атак индейцев. Компания выплачивала жалование в 350 рублей в год, которое выдавалось ежемесячно с вычетом долгов. По прибытии в колонии получали хлебный паек в количестве одного пуда в месяц. При недостатке хлеба получали по 5 рублей за пуд. Также из лавки ежемесячно продавались мука, крупа, горох, в зависимости от семейного статуса, а также чай (до 1 фунта), сахарный песок (от 2 до 3 фунтов), по 1 бутылке патоки, 1 фунт табака. В день именин промышленным и креолам из лавки отпускалась 1 бутылка, а лучшим – 2 бутылки рому за деньги. В большие праздники допускалась продажа всем, иногда по бутылке, иногда по чарке на человека. При избытке рому продажа производилась чаще, а при недостатке умеренно.

Только в одном документе от 31 августа 1860 года, представляющем собой "Указ Якутского земского суда Ботурусской инородной управе о пребывании якутов на службе Российско-Американской компании" на Аляске", приведены имена более 20 якутов. С.Н.Марков пишет, что "якут Бурцев строил и чинил корабли в Новоархангельске", "шел обмен товарами между жителями Аляски,чукчами и даже якутами Сибири. Якутские ножи и копья...нередко можно было встретить в самой глубине материка Северной Америки".

Находившиеся на Аляске якуты являлись выходцами из Центральной Якутии. Большинство – из улусов и наслегов, расположенных на правой стороне р.Лены, по пути от Якутска к Охотскому морю. К ним относились родовичи Ботурусского улуса (1 и 2 Хатылинских, 1 Бологурского, Сыланского, 1 Чакырского наслегов) и Мегинского улуса (1 и 2 Мельжахсинских, Батаринского, Мегюренского, Жабыльского наслегов).

Якуты наравне с русскими терпели все тяготы рискованной жизни в Америке, многие там умерли. Например, якут Жабыльского наслега Ботурусского улуса Алексей Иванов погиб в 1853 году во время пребывания там англо-французской эскадры, а Федор Избеков потерялся в 1856 году на острове Уруп, после посещения острова командой все той же англо-французской эскадры. Возможно, европейские колонизаторы принимали якутов за индейцев.

Кстати, у наших земляков был довольно высокий социальный статус, в ведомостях тех времен их имена стоят сразу за именами русских, далее следуют креолы, а уже потом кадьяры (аборигены острова Кадьяр) и другие аборигены. Посему их заработная плата была выше, чем у креолов и кадьяров. Это обьясняется тем, что якуты не были аборигенами Америки. Якутия к тому времени была в составе России 200 лет, якуты были хорошо знакомы со скотоводством и разными ремеслами. К тому же они хорошо изъяснялись по-русски. К. фон Дитмар сообщал, что "якутов, пользующихся особенно славою хороших плотников, нередко нанимают для построек в Охотск, Аян, Петропавловск и даже на Ситху". Среди документов, хранящихся в Национальном Архиве США, обнаружено письмо от 23 марта 1828 года, в котором имеются сведения о найме якутских плотников для работы на Аляске.

Корреспонденция Компании в декабре 1818 года приказывает Конторе Росс принять всех якутов на борт судна "Ильмень" по прибытии его в Калифорнию, использовать их как смотрителей скота – в том, в чем они имели доказанное временем и укладом жизни умение, и заменить ими алеутов и других в Форте Росс. Двое женатых якутов прибыли на Кадьяк в 1828 году для того, чтобы смотреть за скотом. После того, как Компания убедилась в явном преимуществе якутов как скотоводов над алеутами и креолами, их было прислано больше. 1 июня 1820 года в колонии Росс было 3 якута – Петр Попов, Герасим Попов, Логин Захаров. В июле прибыл туда Яков Охлопков, а в декабре – Егор Захаров. Вероятно, первым якутом, прибывшим на Русскую Америку, был Логин Захаров. Это произошло в 1816-1817 годах. По переписи населения Форта Росс, проведенной в 1820 году, в поселении было 260 взрослых человек, мужчин 179, русских из них – 38, креолов – 17, алеутов – 3, калифорнийских индейцев – 56, 5 якутов и др. Базовым населением были русские, креолы, аборигены Кальяк и Чугач, индейцы Калифорнии. То, что среди населения форта присутствовали индейцы Аляски, якуты и полинезийцы с Гавайских островов, говорит о широких географических контактах Русской Америки.

Кроме присмотра за скотом наши земляки занимались охотой на морского котика и плотницкой работой, включая кораблестроение. Их имена значатся в Списке денежных компенсаций за строительство судна "Кяхта". Из семи плотников 1-го класса двое якуты: Герасим Попов и Яков Охлопков. За свою работу они получили по 100 рублей. Плотники 2-го класса получили по 75 рублей. За строительство судна "Волга" К.Т. Хлебниковым был представлен список денежных компенсаций мистеру Шмидту, правителю крепости Росс, где значатся главный плотник Герасим Попов, плотники Яков Охлопков и Петр Попов. Кстати, смотреть за скотом в условиях непосредственной близости индейских племен было делом нелегким. Индейцы регулярно похищали скот. Это привело к тому, что мистер Шмидт обвинил промышленника- якута Петра Попова, в чьи обязанности входил присмотр за скотом, в сокращении количества живого стада. На что Попов отвечал, что пропажи случились из-за того, что в дополнение к его собственным обязанностям его постоянно отправляли на другие работы. Вот имена всех якутов, включая женщин, когда-либо побывавших в Форте Росс.

Имя, должности, годы пребывания в колонии Росс

Попов Петр – промышленник, смотритель скота, плотник, 1820-1821

Захаров Георгий – плотник, смотритель скота, фермер, 1820-1836

Пермяков Степан – плотник, 1829-1836

Пермякова Степанида – смотрительница скота, 1829-1836

Охлопков Яков – плотник, 1820-1821

Пермяков Стефан, 1829-1836

Попов Герасим, 1820-1821

Прокофьев Авив – смотритель скота, 1829

Прокофьева Доротея – смотрительница скота, 1829

Федоров Иван, 1838-1841

Иванов Георгий (или Егор), 1836-1838

Иванов Харитон, 1830-1836

Иванова Лукерья, 1830-1836

Николаев Логин, 1834-1841

Николаева Олимпиада, 1838

Захаров Логин, 1820-1821

Как можно заметить, если в первые годы в форте были только мужчины, то потом стали прибывать и их жены и дети. Можно насчитать четыре якутских семьи. Ивановы с дочерью Агафьей прожили здесь 6 лет. Семьи Авивы и Доротеи Прокофьевых и Логина и Олимпиады Николаевых. Семья Пермяковых. Были две якутско-индийские семьи. Георгий Захаров, прибывший в форт в 1829 году, женился крещеной индианке Наталье. У них был сын Симеон. В 1837 году Георгий Захаров был отправлен в Россию. Вероятно, он вернулся на родину, в Якутию. Нет никаких свидетельств о его семье после отъезда. Возможно, Наталья с сыном вернулась в свою родную индейскую деревню.

Попов Петр также имел жену, калифорнийскую индианку, ее имя Катерина Степанова. В 1829 году они вернулись на Ситку. У Петра и Катерины были дочери Матрена и Ирина. Архивы указывают, что 14-летняя Матрена и 7-летняя Ирина были отправлены на Ситку в 1831 году. В 1836 году Вениаминов провел очередную перепись населения Форта Росс. Из 110 человек якутов было двое. Число женатых мужчин среди всех мужчин Форта Росс составляло 44%. Их жены были обычно-креолки, аборигенки Аляски и Калифорнии, и якутки. Среди индейцев число женатых составляло 100%. В форте была всего одна русская женщина Елена Ротчева, жена правителя Форта Росс.

В одном из архивных свидетельств того времени есть упоминание "сакатского смышленого парнишки Кесе". Хотя к тому времени название "якуты" уже прочно вошло в язык, русским наверняка было знакомо самоназвание – саха. Вдобавок православное имя этого "парнишки" Кеша (Иннокентий) как раз по-якутски и произносится как Кесе. Судя по всему, нашего земляка взяли в поход проводником до Охотска. Затем он вместе со всеми двинулся до далекой Калифорнии. Первопроходцы полагали, что на том берегу пролива разговаривают на тех же языках, что и на этом. Убедившись, что вроде бы родственные, с почти одинаковым хозяйственным и культурным укладом народы не всегда понимают друг друга, они, вполне возможно, подключили к этому делу якутов. Но, как сейчас понятно, саха оказались значительно далеки от аляскинских эскимосов, алеутов, индейцев и по языку, и по культуре. Хотя многие тысячи лет назад заселение Америки шло из Евразии... 

УХОД РУССКИХ ИЗ АМЕРИКИ


Медаль “Союзные России” для ношения на шее (1805-1806 гг.) изготовлена для старейшин североамериканских племен в знак российского подданства.

Необходимой составной частью колонизационного процесса России была христианизация, которая была направлена на создание системы социального и идеологического контроля над местными жителями. Вместе с тем предполагалось также сохранение традиционной культуры аборигенов. В контексте этих особенностей необходимо рассматривать и такие явления, как создание русскими на Аляске школ при церквях. Завладев территорией в районе Форта Росс, где возникло еще несколько мелких русских селений, РАК пыталась расширить сферу своих влияний к северу и к югу. Особое внимание уделялось развитию отношений с индейцами. Это можно объяснить тем, что в начале ХIХ века администрация русских колоний "обожглась" на отношениях с индейцами-тлинкитами (Юго-Восточная Аляска). Воинственные тлинкиты, обладавшие большим опытом межплеменных столкновений и вооруженные огнестрельным оружием, полученным от английских и американских купцов, в те годы разорили русские укрепления на острове Ситка (Баранова) и в заливе Якутат. Ожесточенное сопротивление тлинкитов блокировало начатую РАК колонизацию их края.

Несомненно, русские учитывали сей "тлинкитский" опыт и в ходе своих продвижений при организации новых селений стремились к тому, чтобы иметь лояльное и не столь хорошо вооруженное окружение. Между тем, обследовав в 1809-1810 годах залив Бодега, будущий основатель Росса И.Кусков в своем донесении, воспроизведенном в "Журнале мануфактур и торговли" за 1859 год, пишет: "Природных тамошних жителей по разным местам видели не везде в большом количестве, но все они принимали ласково и ни малейшего подозрения и неблагоприятства не оказывали и огнестрельного оружия не имеют, как многие другие, выше того залива обитающие и наносящие иностранцам бедствия". Судя по документам, испанская колонизация Калифорнии дала русским в лице индейцев хороших союзников. Это можно объяснить тем, что над помо и мивок нависла угроза порабощения францисканскими миссиями, сеть которых в то время покрыла Калифорнию до залива Святого Франциска. В начале прошлого века в миссии уже вели "охоту" за индейцами на территории к северу от залива. Местные жители, в свою очередь, рассчитывали, что русские защитят их от испанцев. Здесь в одном из документов, опять упоминается "сакатский смышленый парнишка Кесе". К тому времени он, по всей видимости, изучил местный язык, так как участвовал в переговорах с вождем мивок Валленилой. Как сообщает В.Головнин в своей книге "Путешествие вокруг света, свершенное на военном шлюпе "Камчатка" в 1817, 1818 и 1819 годах", этот индейский вождь "именно желал, чтоб более русских поселилось между ними, дабы они могли защитить жителей от притеснений испанцев".

Если индейцы были заинтересованы в союзе с русскими, то небольшой Росс, расположенный вдали от остальных русских поселений в Америке и поблизости от областей, колонизованных Испанией, нуждался в добрососедских отношениях с коренным населением. Это и диктовало соответствующую политику. Первый правитель форта И.Кусков стремился всячески расположить к русским население Калифорнии, составлял словари языка индейцев: "...с народами сколь можно покороче знакомиться, коих всех как наивозможно миролюбивыми и дружественными видами и приемами приласкивать, избегая и малейшей причинять досады... Дабы иногда действовать можно и политикою, а не силами".

В калифорнийской "индейской политике" РАК отразились общие принципы политики компании в отношении коренного населения Русской Америки. Испытывая недостаток сил, задабривали индейцев: раздавали подарки, а некоторым, "кои обходились ласковее и оказывали услуги", были вручены дополнительные подарки и серебряные медали, "чем они были весьма довольны". Специальной инструкцией главного администратора российских колоний в Америке А.Баранова предписывалось изучать обычаи коренного населения и контролируя весьма ограниченную территорию, администрация русских владений в Америке стремилась сохранить мирные отношения с практически независимыми от нее "туземцами" малоосвоенных районов. И помогали ей в этом аляскинские эскимосы, алеуты и, как сейчас выяснилось, якуты...

Хотя Форт Росс и сильно разросся и благодаря этому стал важной продуктовой базой для Новоархангельска, с течением времени и с ростом благополучия столицы Русской Америки, его роль стала сильно падать. Вопреки расчетам и в силу складывавшихся взаимоотношений РАК форт Росс вырос до своих пределов и производить продуктов больше не мог. Для расширения его деятельности нужно было выходить на простор земель в районе залива Бодега и долины реки Славянка, а это могло вызвать серьезные осложнения на политической арене. Баранов был обвинен в недальновидности выбора места для постройки форта. Как правитель Русской Америки Баранов, так и Кусков настаивали на том, что для начала форт прекрасно выполнял данные ему задания.

Не вина обоих деятелей, что после смерти Баранова и отъезда Кускова на родину следующие правители дел компании в Америке не приняли мер по расширению владений форта. Неожиданно Великобритания признала независимость Мексики с ее новым правительством. Теперь не шло и речи ни о каких территориальных уступках. Россия не только потеряла свою исключительную возможность распространить влияние на Калифорнию, но Мексика почти сразу же стала требовать, чтобы Российско-Американская компания свернулась и прекратила свою деятельность в Форте Росс. Был поднят вопрос о его ликвидации и уходе русских из Калифорнии. После присоединения Калифорнии к США (1850) судьба колонии Росс была решена. Форт перестал быть русской колонией, и все его служащие были перевезены в Новоархангельск. В 1867 году русские владения в Америке были проданы Соединенным Штатам за 7млн. 200 тысяч долларов (или 11 млн. рублей). 18 октября на территории резиденции Русской Америки в Новоархангельске была проведена церемония передачи Аляски Соединенным Штатам. Ныне Новоархангельск носит название Ситка. Восстановленный усилиями русских жителей Калифорнии и Русско-американского исторического общества в Сан-Франциско, Форт-Росс стал памятником-заповедником штата Калифорния. Он открыт для свободного посещения туристами, действует музей, отреставрированы постройки и сама крепость, раз в год на территории форта проводится фольклорный праздник с театрализованными представлениями. На улицах звучат русские песни, плясовые мелодии. Не обходится без пальбы из старых пушек. В ноябре 1997г. под эгидой культурно-просветительского общества "Русская Америка" в Форт-Россе состоялась международная конференция представителей народностей, некогда населявших Русскую Америку. В ней приняли участие американцы, русские, якуты, эвенки, эвены, юкагиры, юпики, тлинкиты, кароки, помо, мивоки и др. Участники договорились о продолжении подобных встреч в будущем в других регионах Русской Америки, в том числе на Ситке и в Кадьяке.

Прошли годы, стирается, уходит в прошлое все, что связано с событиями тех лет. Но глядя на форт с прилегающих холмов нетрудно представить себе события и людей, когда-то создававших русскую историю на самом краю Северной Калифорнии. И в их числе – наших земляков из такой далекой отсюда Якутии.

"Илин", № 5, 2004

Hosted by uCoz