Республиканский форум общественности "Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии" По страницам “Илина”. 20 лет Олег Сидоров Витали й АндросовУ южного края моря Лаптевых Иван Иннокентьев Моцарт (мини-реквием) Андрей Борисов Взлететь, вобрав в себя Запад и Восток Андриан Борисов Тыгын - человек, легенда, символ Егор Шишигин Сибирский Святитель Ираида Клиорина "Возвращение Василия Никифорова-Кюлюмнюра" Петр Конкин "В вверенной моему управлению области все спокойно" История семьи Манньыаттаах уола Наши интервью Сергей Никифоров: "Я все больше горжусь тем, что я Никифоров – Манньыаттаах" Мария Гаврилова Якут в сопровождении царской семьи Егор Алексеев Вскоре наступит тридцать седьмой…
Марина Яковлева Трагедия купца Захарова Владимир Иванов Очарованный Севером Олег Якимов "Я имею сына-эмигранта" |
Марина ЯКОВЛЕВА ЯКУТЫ РУССКОЙ АМЕРИКИ
БУСЫ, БРЮКИ, ТОПОРЫ В ОБМЕН НА ЗЕМЛЮ 29 сентября 1808 года из бухты Новоархангельска (Аляска) вышли два корабля, "Кадьяк" под командой штурмана Петрова и "Николай" под командованием штурмана Булыгина, принадлежащие "Российско- Американской компании", основанной в 1799 году знаменитыми предпринимателями Григорием Шелеховым и Иваном Голиковым. Заданием Ивана Кускова, руководившего экспедицией на "Кадьяке", было обследование берега Калифорнии на север от Сан-Франциско. При нахождении подходящего места Кускову надлежало высадиться и начать постройку форта. Судно "Николай" имело задание обследовать устье реки Колумбия и основать там другое русское поселение. У мыса Жуан-де-Фука 1 ноября после 3 дней борьбы с бурей судно разбилось о прибрежные скалы. Спасшуюся команду, высадившуюся на берег, атаковали индейцы, завязалась перестрелка, многие русские были ранены копьями и стрелами. На следующий день русские решили продвигаться вдоль побережья для воссоединения с командой "Кадьяка". Это путешествие закончилось катастрофически, большинство из людей попали в плен к индейцам на годы, многие погибли от рук индейцев или не выдержав наступившей зимы, ранений и трудностей. Только часть команды корабля "Николай" вернулась домой после трехлетнего плена у индейцев, Булыгин с женой умерли в плену. Судно "Кадьяк" оказалось более счастливым. Был уже январь 1809 года, когда Кусков обнаружил прекрасный залив, носящий название Бодега. Залив находился милях в шестидесяти на север от залива Сан-Франциско. Кускову очень понравились как залив, так и окружающая его местность. Немного севернее залива Бодега он обнаружил устье реки, не имевшей названия, которую он решил назвать Славянкой (ныне Russian River). Земля оказалась хорошей для земледелия и весь участок побережья с его прекрасным заливом казался идеальным для основания там селения и базы компании. На берегу залива Бодега была закопана медная доска, на которой было выгравировано "Земля российского владения" и номер "14". В конце 1809 года "Кадьяк" вернулся в Новоархангельск. Место под будущее поселение РАК приобрела у местных индейцев (племени кашайа-помо), руководимых вождём Чу-гуаном. РАК не отняла землю у индейцев (как это делали испанцы), а приобрела территорию в 1000 акров за мешок итальянских бусин, несколько пар брюк, 2 топора и 3 одеяла. Основание колонии на юге было необходимо для дальнейшего существования и благополучия Новоархангельска. Селение в Калифорнии должно было стать продуктовой базой для промысла морской выдры, который вели перемещенные в Калифорнию артели кадьякских эскимосов, и центром земледелия и скотоводства, созданного здесь для снабжения Русской Америки продовольствием. Тогда не нужно будет привозить продукты из далекой Сибири, а главное, не нужно будет полагаться на прибытие кораблей из Охотска, которые часто не доходили до места назначения и колония голодала. В начале 1812 года судно "Чириков" вошло в залив Бодега. Место, выбранное ранее, казалось идеальным для постройки форта. Для постройки и освоения форта были привезены опытные плотники, кораблестроители, кузнец, мельник, всего 20 промышленных людей. Кроме того, для охоты на бобров и других животных Кусков захватил с собой 40 алеутов и байдарки. Первые стены нового форта из тяжелых плах были поставлены 15 марта 1812 года. Выглядели они внушительно, построенные из толстых плах секвойи, дюймов в восемь толщиной. Кроме стен, на двух углах были установлены крепкие башни в два этажа. 11 сентября 1812 года, в день тезоименитства государя, произошло торжественное открытие форта, который был назван Фортом Росс. Внутри стен форта к этому времени уже было несколько построек. В углу стояла новенькая часовня, на задней стене которой висела большая икона Спасителя, которую Кусков привез из Новоархангельска. Над стенами реял флаг Российско-Американской компании. Вдоль восточной стены форта был построен обширный дом в 6 комнат для правителя форта, а также такой же большой дом для русских промышленных. У другой стены стояла большая казарма, которую намеревались сделать главным складом. За стенами форта, снаружи, тоже было построено несколько изб для алеутов, кузница, кожевенный завод, пекарня и даже была построена ветряная мельница. К весне 1813 года, через год после высадки на калифорнийском берегу, в форте Росс уже было девять зданий внутри форта и, кроме того, был вырыт колодец. Снаружи форта было разбросано около 50 зданий. Все было построено крепко, добротно и внушительно. Стены Форт-Росса, возведенные из секвойи, угрожали непрошеным гостям жерлами 12 пушек. Соседствовавшие с крепостью индейцы принадлежали к трем этническим общностям – кашайа, помо и мивок. Вся жизнь форта была поставлена Кусковым на военную ногу, с регулярно сменявшимися часовыми у ворот и снаружи форта, зорко следившими за подходами к селению, особенно со стороны гор и леса. С годами маленькое поселение форт Росс разрослось, стало важной промежуточной станцией для захода кораблей "Российско-Американской компании". Побывали здесь в гостях у Кускова и прославленные кругосветные мореплаватели – капитаны Головнин, Коцебу и др. С приездом в форт жены Кускова Екатерины Прохоровны, сельскохозяйственная деятельность развернулась с большим размахом. У испанских миссионеров были приобретены скот, домашняя птица и семена для посевов. Огороды оказались более успешными и форт Росс никогда не имел недостатка в овощах. Екатерина Прохоровна открыла школу, в которой обучались как русские дети, так и дети индейцев. С колоколен испанских миссий звонили отлитые жителями Форт-Росса колокола. ЯКУТЫ ПАСЛИ СКОТ, ИНДЕЙЦЫ ЕГО ВОРОВАЛИ Как известно, якуты сыграли большое значение в освоении Русской империей Сибири, Дальнего Востока, Америки. Якуты снабжали русские экспедиции продовольствием, лошадьми, а также служили проводниками. Для поступления на службу в "Российско-Американскую компанию" они получали разрешение от местной власти. Инородные управы выдавали билеты на право выезда из наслега на определенный срок. По истечении срока билеты пересылались Новоархангельской конторой вместе с донесением в главное правление "Российско-Американской компании" для замены их новыми. На конец декабря 1820 года Главное правление приняло постановление, по которому должны были приниматься на службу в компании рабочие люди для промыслов и "прочих исполнений". Людей нанимали "промышленниками" – то есть наемными рабочими на различные работы: охотниками, плотниками (включая кораблестроителей), фермерами (на сельскохозяйственные работы, такие, как огородничество, хлебопашество и т.д.). Также промышленники использовались в качестве проводников и для охраны поселений Русской Америки и отражения атак индейцев. Компания выплачивала жалование в 350 рублей в год, которое выдавалось ежемесячно с вычетом долгов. По прибытии в колонии получали хлебный паек в количестве одного пуда в месяц. При недостатке хлеба получали по 5 рублей за пуд. Также из лавки ежемесячно продавались мука, крупа, горох, в зависимости от семейного статуса, а также чай (до 1 фунта), сахарный песок (от 2 до 3 фунтов), по 1 бутылке патоки, 1 фунт табака. В день именин промышленным и креолам из лавки отпускалась 1 бутылка, а лучшим – 2 бутылки рому за деньги. В большие праздники допускалась продажа всем, иногда по бутылке, иногда по чарке на человека. При избытке рому продажа производилась чаще, а при недостатке умеренно. Только в одном документе от 31 августа 1860 года, представляющем собой "Указ Якутского земского суда Ботурусской инородной управе о пребывании якутов на службе Российско-Американской компании" на Аляске", приведены имена более 20 якутов. С.Н.Марков пишет, что "якут Бурцев строил и чинил корабли в Новоархангельске", "шел обмен товарами между жителями Аляски,чукчами и даже якутами Сибири. Якутские ножи и копья...нередко можно было встретить в самой глубине материка Северной Америки". Находившиеся на Аляске якуты являлись выходцами из Центральной Якутии. Большинство – из улусов и наслегов, расположенных на правой стороне р.Лены, по пути от Якутска к Охотскому морю. К ним относились родовичи Ботурусского улуса (1 и 2 Хатылинских, 1 Бологурского, Сыланского, 1 Чакырского наслегов) и Мегинского улуса (1 и 2 Мельжахсинских, Батаринского, Мегюренского, Жабыльского наслегов). Якуты наравне с русскими терпели все тяготы рискованной жизни в Америке, многие там умерли. Например, якут Жабыльского наслега Ботурусского улуса Алексей Иванов погиб в 1853 году во время пребывания там англо-французской эскадры, а Федор Избеков потерялся в 1856 году на острове Уруп, после посещения острова командой все той же англо-французской эскадры. Возможно, европейские колонизаторы принимали якутов за индейцев. Кстати, у наших земляков был довольно высокий социальный статус, в ведомостях тех времен их имена стоят сразу за именами русских, далее следуют креолы, а уже потом кадьяры (аборигены острова Кадьяр) и другие аборигены. Посему их заработная плата была выше, чем у креолов и кадьяров. Это обьясняется тем, что якуты не были аборигенами Америки. Якутия к тому времени была в составе России 200 лет, якуты были хорошо знакомы со скотоводством и разными ремеслами. К тому же они хорошо изъяснялись по-русски. К. фон Дитмар сообщал, что "якутов, пользующихся особенно славою хороших плотников, нередко нанимают для построек в Охотск, Аян, Петропавловск и даже на Ситху". Среди документов, хранящихся в Национальном Архиве США, обнаружено письмо от 23 марта 1828 года, в котором имеются сведения о найме якутских плотников для работы на Аляске. Корреспонденция Компании в декабре 1818 года приказывает Конторе Росс принять всех якутов на борт судна "Ильмень" по прибытии его в Калифорнию, использовать их как смотрителей скота – в том, в чем они имели доказанное временем и укладом жизни умение, и заменить ими алеутов и других в Форте Росс. Двое женатых якутов прибыли на Кадьяк в 1828 году для того, чтобы смотреть за скотом. После того, как Компания убедилась в явном преимуществе якутов как скотоводов над алеутами и креолами, их было прислано больше. 1 июня 1820 года в колонии Росс было 3 якута – Петр Попов, Герасим Попов, Логин Захаров. В июле прибыл туда Яков Охлопков, а в декабре – Егор Захаров. Вероятно, первым якутом, прибывшим на Русскую Америку, был Логин Захаров. Это произошло в 1816-1817 годах. По переписи населения Форта Росс, проведенной в 1820 году, в поселении было 260 взрослых человек, мужчин 179, русских из них – 38, креолов – 17, алеутов – 3, калифорнийских индейцев – 56, 5 якутов и др. Базовым населением были русские, креолы, аборигены Кальяк и Чугач, индейцы Калифорнии. То, что среди населения форта присутствовали индейцы Аляски, якуты и полинезийцы с Гавайских островов, говорит о широких географических контактах Русской Америки. Кроме присмотра за скотом наши земляки занимались охотой на морского котика и плотницкой работой, включая кораблестроение. Их имена значатся в Списке денежных компенсаций за строительство судна "Кяхта". Из семи плотников 1-го класса двое якуты: Герасим Попов и Яков Охлопков. За свою работу они получили по 100 рублей. Плотники 2-го класса получили по 75 рублей. За строительство судна "Волга" К.Т. Хлебниковым был представлен список денежных компенсаций мистеру Шмидту, правителю крепости Росс, где значатся главный плотник Герасим Попов, плотники Яков Охлопков и Петр Попов. Кстати, смотреть за скотом в условиях непосредственной близости индейских племен было делом нелегким. Индейцы регулярно похищали скот. Это привело к тому, что мистер Шмидт обвинил промышленника- якута Петра Попова, в чьи обязанности входил присмотр за скотом, в сокращении количества живого стада. На что Попов отвечал, что пропажи случились из-за того, что в дополнение к его собственным обязанностям его постоянно отправляли на другие работы. Вот имена всех якутов, включая женщин, когда-либо побывавших в Форте Росс. Имя, должности, годы пребывания в колонии Росс Попов Петр – промышленник, смотритель скота, плотник, 1820-1821 Захаров Георгий – плотник, смотритель скота, фермер, 1820-1836 Пермяков Степан – плотник, 1829-1836 Пермякова Степанида – смотрительница скота, 1829-1836 Охлопков Яков – плотник, 1820-1821 Пермяков Стефан, 1829-1836 Попов Герасим, 1820-1821 Прокофьев Авив – смотритель скота, 1829 Прокофьева Доротея – смотрительница скота, 1829 Федоров Иван, 1838-1841 Иванов Георгий (или Егор), 1836-1838 Иванов Харитон, 1830-1836 Иванова Лукерья, 1830-1836 Николаев Логин, 1834-1841 Николаева Олимпиада, 1838 Захаров Логин, 1820-1821 Как можно заметить, если в первые годы в форте были только мужчины, то потом стали прибывать и их жены и дети. Можно насчитать четыре якутских семьи. Ивановы с дочерью Агафьей прожили здесь 6 лет. Семьи Авивы и Доротеи Прокофьевых и Логина и Олимпиады Николаевых. Семья Пермяковых. Были две якутско-индийские семьи. Георгий Захаров, прибывший в форт в 1829 году, женился крещеной индианке Наталье. У них был сын Симеон. В 1837 году Георгий Захаров был отправлен в Россию. Вероятно, он вернулся на родину, в Якутию. Нет никаких свидетельств о его семье после отъезда. Возможно, Наталья с сыном вернулась в свою родную индейскую деревню. Попов Петр также имел жену, калифорнийскую индианку, ее имя Катерина Степанова. В 1829 году они вернулись на Ситку. У Петра и Катерины были дочери Матрена и Ирина. Архивы указывают, что 14-летняя Матрена и 7-летняя Ирина были отправлены на Ситку в 1831 году. В 1836 году Вениаминов провел очередную перепись населения Форта Росс. Из 110 человек якутов было двое. Число женатых мужчин среди всех мужчин Форта Росс составляло 44%. Их жены были обычно-креолки, аборигенки Аляски и Калифорнии, и якутки. Среди индейцев число женатых составляло 100%. В форте была всего одна русская женщина Елена Ротчева, жена правителя Форта Росс. В одном из архивных свидетельств того времени есть упоминание "сакатского смышленого парнишки Кесе". Хотя к тому времени название "якуты" уже прочно вошло в язык, русским наверняка было знакомо самоназвание – саха. Вдобавок православное имя этого "парнишки" Кеша (Иннокентий) как раз по-якутски и произносится как Кесе. Судя по всему, нашего земляка взяли в поход проводником до Охотска. Затем он вместе со всеми двинулся до далекой Калифорнии. Первопроходцы полагали, что на том берегу пролива разговаривают на тех же языках, что и на этом. Убедившись, что вроде бы родственные, с почти одинаковым хозяйственным и культурным укладом народы не всегда понимают друг друга, они, вполне возможно, подключили к этому делу якутов. Но, как сейчас понятно, саха оказались значительно далеки от аляскинских эскимосов, алеутов, индейцев и по языку, и по культуре. Хотя многие тысячи лет назад заселение Америки шло из Евразии... УХОД РУССКИХ ИЗ АМЕРИКИ
Необходимой составной частью колонизационного процесса России была христианизация, которая была направлена на создание системы социального и идеологического контроля над местными жителями. Вместе с тем предполагалось также сохранение традиционной культуры аборигенов. В контексте этих особенностей необходимо рассматривать и такие явления, как создание русскими на Аляске школ при церквях. Завладев территорией в районе Форта Росс, где возникло еще несколько мелких русских селений, РАК пыталась расширить сферу своих влияний к северу и к югу. Особое внимание уделялось развитию отношений с индейцами. Это можно объяснить тем, что в начале ХIХ века администрация русских колоний "обожглась" на отношениях с индейцами-тлинкитами (Юго-Восточная Аляска). Воинственные тлинкиты, обладавшие большим опытом межплеменных столкновений и вооруженные огнестрельным оружием, полученным от английских и американских купцов, в те годы разорили русские укрепления на острове Ситка (Баранова) и в заливе Якутат. Ожесточенное сопротивление тлинкитов блокировало начатую РАК колонизацию их края. Несомненно, русские учитывали сей "тлинкитский" опыт и в ходе своих продвижений при организации новых селений стремились к тому, чтобы иметь лояльное и не столь хорошо вооруженное окружение. Между тем, обследовав в 1809-1810 годах залив Бодега, будущий основатель Росса И.Кусков в своем донесении, воспроизведенном в "Журнале мануфактур и торговли" за 1859 год, пишет: "Природных тамошних жителей по разным местам видели не везде в большом количестве, но все они принимали ласково и ни малейшего подозрения и неблагоприятства не оказывали и огнестрельного оружия не имеют, как многие другие, выше того залива обитающие и наносящие иностранцам бедствия". Судя по документам, испанская колонизация Калифорнии дала русским в лице индейцев хороших союзников. Это можно объяснить тем, что над помо и мивок нависла угроза порабощения францисканскими миссиями, сеть которых в то время покрыла Калифорнию до залива Святого Франциска. В начале прошлого века в миссии уже вели "охоту" за индейцами на территории к северу от залива. Местные жители, в свою очередь, рассчитывали, что русские защитят их от испанцев. Здесь в одном из документов, опять упоминается "сакатский смышленый парнишка Кесе". К тому времени он, по всей видимости, изучил местный язык, так как участвовал в переговорах с вождем мивок Валленилой. Как сообщает В.Головнин в своей книге "Путешествие вокруг света, свершенное на военном шлюпе "Камчатка" в 1817, 1818 и 1819 годах", этот индейский вождь "именно желал, чтоб более русских поселилось между ними, дабы они могли защитить жителей от притеснений испанцев". Если индейцы были заинтересованы в союзе с русскими, то небольшой Росс, расположенный вдали от остальных русских поселений в Америке и поблизости от областей, колонизованных Испанией, нуждался в добрососедских отношениях с коренным населением. Это и диктовало соответствующую политику. Первый правитель форта И.Кусков стремился всячески расположить к русским население Калифорнии, составлял словари языка индейцев: "...с народами сколь можно покороче знакомиться, коих всех как наивозможно миролюбивыми и дружественными видами и приемами приласкивать, избегая и малейшей причинять досады... Дабы иногда действовать можно и политикою, а не силами". В калифорнийской "индейской политике" РАК отразились общие принципы политики компании в отношении коренного населения Русской Америки. Испытывая недостаток сил, задабривали индейцев: раздавали подарки, а некоторым, "кои обходились ласковее и оказывали услуги", были вручены дополнительные подарки и серебряные медали, "чем они были весьма довольны". Специальной инструкцией главного администратора российских колоний в Америке А.Баранова предписывалось изучать обычаи коренного населения и контролируя весьма ограниченную территорию, администрация русских владений в Америке стремилась сохранить мирные отношения с практически независимыми от нее "туземцами" малоосвоенных районов. И помогали ей в этом аляскинские эскимосы, алеуты и, как сейчас выяснилось, якуты... Хотя Форт Росс и сильно разросся и благодаря этому стал важной продуктовой базой для Новоархангельска, с течением времени и с ростом благополучия столицы Русской Америки, его роль стала сильно падать. Вопреки расчетам и в силу складывавшихся взаимоотношений РАК форт Росс вырос до своих пределов и производить продуктов больше не мог. Для расширения его деятельности нужно было выходить на простор земель в районе залива Бодега и долины реки Славянка, а это могло вызвать серьезные осложнения на политической арене. Баранов был обвинен в недальновидности выбора места для постройки форта. Как правитель Русской Америки Баранов, так и Кусков настаивали на том, что для начала форт прекрасно выполнял данные ему задания. Не вина обоих деятелей, что после смерти Баранова и отъезда Кускова на родину следующие правители дел компании в Америке не приняли мер по расширению владений форта. Неожиданно Великобритания признала независимость Мексики с ее новым правительством. Теперь не шло и речи ни о каких территориальных уступках. Россия не только потеряла свою исключительную возможность распространить влияние на Калифорнию, но Мексика почти сразу же стала требовать, чтобы Российско-Американская компания свернулась и прекратила свою деятельность в Форте Росс. Был поднят вопрос о его ликвидации и уходе русских из Калифорнии. После присоединения Калифорнии к США (1850) судьба колонии Росс была решена. Форт перестал быть русской колонией, и все его служащие были перевезены в Новоархангельск. В 1867 году русские владения в Америке были проданы Соединенным Штатам за 7млн. 200 тысяч долларов (или 11 млн. рублей). 18 октября на территории резиденции Русской Америки в Новоархангельске была проведена церемония передачи Аляски Соединенным Штатам. Ныне Новоархангельск носит название Ситка. Восстановленный усилиями русских жителей Калифорнии и Русско-американского исторического общества в Сан-Франциско, Форт-Росс стал памятником-заповедником штата Калифорния. Он открыт для свободного посещения туристами, действует музей, отреставрированы постройки и сама крепость, раз в год на территории форта проводится фольклорный праздник с театрализованными представлениями. На улицах звучат русские песни, плясовые мелодии. Не обходится без пальбы из старых пушек. В ноябре 1997г. под эгидой культурно-просветительского общества "Русская Америка" в Форт-Россе состоялась международная конференция представителей народностей, некогда населявших Русскую Америку. В ней приняли участие американцы, русские, якуты, эвенки, эвены, юкагиры, юпики, тлинкиты, кароки, помо, мивоки и др. Участники договорились о продолжении подобных встреч в будущем в других регионах Русской Америки, в том числе на Ситке и в Кадьяке. Прошли годы, стирается, уходит в прошлое все, что связано с событиями тех лет. Но глядя на форт с прилегающих холмов нетрудно представить себе события и людей, когда-то создававших русскую историю на самом краю Северной Калифорнии. И в их числе – наших земляков из такой далекой отсюда Якутии. "Илин", № 5, 2004 |