Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

Андриан Борисов

«Г.Б.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время


Супруги Н.Н.Кандинская и Г.В.Ксенофонтов.
Фото 1917 г.

"Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе" - так называлась книга, посвященная юбилею выдающегося ученого. Тогда усилиями якутской общественности была дана достойная оценка его жизни и деятельности, занявшей подобающее место в истории и историографии. Сейчас спустя годы вновь осознаешь, что, сколько бы ни прошло времени, значимость крупной личности сохраняется во всей ее полноте, а востребованность идей ученого выступает тем мерилом, при помощи которого оценивается его научный вклад. Не так давно один мой коллега из Республики Алтай попросил меня найти свободный экземпляр "Ураангхай-сахалар" и мне пришлось постараться, чтобы мои поиски увенчались успехом. Напомню, что этот труд ученого был переиздан в 1992 г. неслыханным 50-тысячным тиражом. Несмотря на это он вновь стал библиографической редкостью.

Имя выдающегося учёного благодаря стараниям якутской интеллигенции, начиная с Г.У.Эр- гиса и П.Е.Ефремова, широко известно не только в Якутии, но и далеко за ее пределами. Незаконно репрессированный в 1938 году, Г.В.Ксенофонтов на десятилетия был вычеркнут из науки, труды его были преданы забвению. Но гений учёного и имеющие непреходящее значение научные идеи проложили дорогу сквозь время.

Поэт в душе, романтик по натуре, философски мыслящий исследователь Ксенофонтов олицетворяет собой яркое поколение национальной интеллигенции, на горькую долю которой пришлись трудные и трагические годы. Несмотря на это они честно трудились и внесли свой грандиозный вклад в развитие культуры народа.

Гавриил Васильевич Ксенофонтов родился 15 января 1888 года в Западно-Кангаласском улусе (ныне Хангаласский улус) в многодетной семье головы улуса В.Н.Ксенофонтова. Закончил юридический факультет Томского университета. Учительствовал, вёл успешную адвокатскую практику в центральных улусах Якутии. Сразу же выдвинулся как общественный деятель. В годы Первой Мировой войны именно его инициатива предотвратила массовую мобилизацию якутов. В военные годы он был деятельным участником общества "Красного креста" в Якутии. Активно участвовал в политических событиях 1917-1918 годов в рядах партии федералистов, избирался депутатом разогнанного Учредительного Собрания, был депутатом Сибирской Думы. После Октябрьской революции отошел от политической деятельности. В 1920- 1930-х годах занимался профессиональной научной деятельностью в области истории, этнографии, археологии, фольклористики и литературоведения. Совершил экспедиционные поездки на север Якутии (Булун, Оленёк), в Западную Якутию, Красноярский край, Хакасию, Бурятию. Работал в научных учреждениях Москвы, Петербурга, Казани, Томска, Иркутска, Улан- Удэ. Вот только краткий контур важнейших вех из биографии ученого. После трагической гибели началась эпопея посмертного восстановления доброго имени и репутации Г.В.Ксенофонтова. При жизни он подвергался политическим преследованиям и незаслуженной критике в научных кругах. Только поддержка отдельных руководителей (например, П.А.Ойунского) и сочувствие местной общественности позволяли ему продолжать свою деятельность.

После политической реабилитации в 1957 году пришло и научное признание. Возрос интерес к трудам учёного, некоторые из которых были переизданы как, например, знаменитая книга "Ураангхай-сахалар". О биографии Ксенофонтова написано немало. Достаточно посмотреть в ежегодные "Календари знаменательных и памятных дат ЯАССР" 1963, 1988 и 1993 и последующих годов. Есть добротные биографические и историографические очерки, написанные А.П.Окладниковым, Г.У.Эргисом и Н.Дьячковой. За последние годы по инициативе бывшего ИГИ АН РС (Я), общественности Хангаласского улуса изданы книги, фотоальбомы не только о самом Г.В.Ксенофонове, но и его семье и родных. На страницах современных научно-популярных журналов таких как "Илин" нашли отражение яркие моменты жизни ученого. Более всего написано о его брате П.В.Ксенофонтове, лидере якутских конфедералистов и Н.Ксенофонтове, его отце, под благотворным влиянием и поддержке которого развился талант видного деятеля якутской истории начала XX в.

Если в 1970-1980-е годы в центре внимания были основные положения Ксенофонтова о происхождении якутского народа, то в наши дни особый интерес вызывают работы учёного о древнем мировоззрении, религиозных верованиях и шаманстве саха. И это неудивительно в современных условиях возрождения и развития традиционных духовных ценностей народа.

Накопление новых научных знаний о древней истории и культуре саха показало правильность многих идей первого якутского этнографа. В частности, мысль о многовековом, поэтапном культурном освоении долины Средней Лены далёкими предками саха. Ксенофонтов заложил основы научного использования фольклора как исторического источника. Переводы олонхо, шаманских текстов, народных песен, выполненные Ксенофонтовым считаются лучшими из всех известных.

Ксенофонтов известен как крупный политический деятель Якутии первой четверти XX века. Он был сторонником сибирского областничества, стоял на позициях демократического федерализма. Его идеи основывались на принципах гуманизма и национально-культурного просвещения. Независимость политических взглядов и авторитет Ксенофонтова среди населения предопределили трагическую гибель учёного, ставшего жертвой сталинских репрессий.

Судьба семьи Гавриила Васильевича не может не вызывать благородного участия и одновременно, волнительного восхищения мудростью отца учёного Василия Никифоровича Ксенофонтова, стойкостью его братьев, мужеством родных и потомков, бережно сохранивших для нас добрую память о нём.

Жизнь человека измеряется не годами, а созидательными делами, глубиной его духовности, уровнем самосознания. Великие люди оказывают благотворное влияние на общество во все времена. В их руках духовная нить, соединяющая всё самое ценное, что есть у человека и которая устанавливает органическую преемственность между поколениями.


Андриан Афанасьевич Борисов, доктор исторических наук, профессор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова.