Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

Егор Шишигин

Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии


Святитель Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский. Офорт. 1894 год

Движение русских служилых людей на восток от реки Енисея было продолжением сибирской экспансии, начавшейся еще в XVI веке как процесс расширения Русского централизованного государства в ходе складывания национального рынка. Русское государство тогда достигло политического и отчасти экономического единства, обрело достаточно мощный для своего времени военно-политический потенциал, который оказался способным обеспечить выход на новые геополитические рубежи. Особенностью развернувшихся здесь событий является то, что они были задуманы и осуществлены Московским правительством. В течение всего периода правительство финансировало или санкционировало все основные экспедиции, снаряженные в Восточную Сибирь.

Богатая пушниной "Якольская землица" давно привлекала предприимчивых и смелых казаков - служилых, промышленных, торговых людей Тобольска и Мангазеи, Красноярска и Енисейска, которые вглубь Ленского края шли двумя путями - северным через Мангазею и южным через Енисейск.

Официальной датой вхождения Якутии в состав Российского государства считается 1632 год, когда на берегу могучей реки Лены красноярским казачьим сотником Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. Вскоре весь огромный Ленский край был включен в состав Русского централизованного государства, энергично проводившего целенаправленную политику расширения своих границ на северо-восток и ставшего уже тогда полиэтнической Евразийской империей. В 1638 г. был образован самостоятельный Якутский уезд с непосредственным подчинением Сибирскому приказу в Москве. Первыми воеводами были назначены П.П. Головин и М.Б. Глебов, которые прибыли 18 июля 1641 г. в Ленский острог. Воеводы сразу же приступили к исполнению своих обязанностей, перенесли Ленский острог на левый берег. В 1643 г. завершилось строительство нового острога, который стал называться Якутским.

С самого начала своего основания Якутск стал не только административным, военным, торговым, культурным и церковным центром обширного Якутского уезда, но и опорной базой для освоения новых территорий Дальнего Востока, Северо-Востока Азии, их научного изучения.

Вместе с тем здесь, как и по всей Сибири, проводилась осторожная политика интеграции новых земель. Такая сдержанность диктовалась необходимостью не подвергать риску главную цель - регулярное получение ясака - пушнины. Это предопределило сохранение традиционных основ жизнедеятельности Ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыболовов, их внутренней общественной организации, культурных устоев, обычного права. Очень скоро воеводская администрация по указанию Москвы перешла к сотрудничеству с местной родовой и племенной верхушкой, перекладывала на них часть своих функций по вопросам судебного разбирательства, местного самоуправления, сбора ясака.

В 1676 г. отправилась в Москву первая делегация из числа наиболее влиятельных якутских князцов для решения важнейших проблем края, в том числе политических прав коренного населения.

По мере присоединения новых земель рядом с поселениями местных жителей служилые и промышленные люди основывали ясачные острожки и зимовья, в которых постепенно появилось постоянное русское население. Со второй половины XVII в. русские крестьяне начали заниматься хлебопашеством, приобщая к земледелию своих соседей, сначала новокрещенных якутов, затем и представителей других народов: эвенков и эвенов.

Культурно-бытовое сближение способствовало частому вступлению в брак русских людей с местными женщинами, образовалась особая прослойка - метисы, имеющие русские и местные черты.

Стремление к мирному сожительству, проявленное с обеих сторон, по мнению исследователей, стало ведущей тенденцией во взаимоотношениях между пришельцами и местным населением. Углублению разнообразных устойчивых культурно-хозяйственных, кровно-родственных связей способствовала христианизация аборигенов, которая приобщила их к русской, а через нее - к европейской, мировой цивилизации.

Христианизация коренных жителей ленского края - саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган - началась уже в первой половине XVII века и составляла одну из важнейших сторон колониальной политики самодержавия, которому предстояло закрепить присоединенные земли и обеспечить дальнейшее проникновение русского влияния на север и восток вплоть до Ледовитого и Тихого океанов, приступить к планомерной эксплуатации их несметных пушно-меховых и других богатств. Поэтому политика распространения православия среди аборигенов определялась сугубо фискальными интересами царского правительства, объявившего Восточную Сибирь "своей вотчиной".

Массовое крещение местного населения проводилось и завершилось в сравнительно короткий срок - в конце XVIII - начале XIX вв. По архивным данным, в 1823 г. некрещеные составляли один процент населения. Такие успехи миссионерства можно объяснить установлением разнообразных устойчивых хозяйственных, бытовых и культурных взаимосвязей с пришлым православным населением (русские служилые, торговые, промышленные люди нередко женились на местных женщинах). В свою очередь, крещение способствовало углублению и расширению этих связей, сближению аборигенов с русскими т.к. по мнению выдающегося русского этнографа-якутоведа С.А. Токарева, вероисповедная рознь в те времена сильно затрудняла общение между людьми". К тому же в это время православная церковь укрепила свои позиции в Сибири, уже имела необходимый опыт миссионеров, использовала различные методы крещения ясачных, освобождая новокрещенных от уплаты ясака.

Однако веками укоренившаяся, впитавшаяся "в тело и душу" языческая религия ленских скотоводов и оленеводов, охотников и рыбаков не была и не могла быть сразу вытеснена новой, еще непонятой им религией. Крестившись, они продолжали оставаться приверженцами своей традиционной веры, не всегда соблюдая законы и обряды православия. Так, в "Степных законах и обычаях якутов" (1823 г.) отмечалось, что шаманство "хотя и тайно, но употреблялось у многих якутов". Оно сохранило в значительной степени свое влияние даже во второй половине XIX - начале XX века.

С завершением крещения начинается качественно новый этап христианизации народов Якутии, основным содержанием которого стала борьба за утверждение новой религии - православного христианства и искоренения язычества. С этой целью строились церкви и часовни в улусах, принимались меры по обучению "инородцев" в церковно-приходских школах и по подготовке из их числа священнослужителей, по переводу и изданию богослужебных книг на якутском языке, что способствовало формированию якутского литературного языка. А это имело исключительно важное значение для сохранения самобытной культуры якутского народа.

Миссионерская деятельность стала особенно заметной после 1852 года, когда усилиями Святителя Иннокентия (Вениаминова) - архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского - Якутская область была присоединена к его епархии.

Жизнь этого замечательного человека с самого начала была связана с Якутией. Он родился 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1797 г. в глухом селе Амгинском на Лене Иркутской губернии, основанном еще в XVII в. служителями Якутского Спасского монастыря. Как он сам вспоминал, якуты и эвенки "ему с издетства ближе всех других сибирских племен были известны по их наречию, жизни, верованию, торговле, ремеслам, по их пище и одежде - так как они жили в бассейне той же реки Лены, при которой расположена и родина его - село Амгинское".

Детство его было безрадостным - отец Евсевий Попов, пономарь местной церкви умер, когда мальчику исполнилось пять лет. В 1806 г. девятилетний Иван Попов был определен в иркутскую духовную семинарию, которую блестяще окончил в 1817 г., принял сан дьякона, а в мае 1821 г. был рукоположен во пресвитера в Иркутском Благовещенском храме, где проходили первые годы его служения.

Во время учебы в семинарии юный Иван проявил большие способности в усвоении глубоких основ богословия, риторики, филологии, позволившие ему позднее достичь поистине выдающихся успехов в своей просветительской деятельности. Именно в этот период жизни у будущего святителя появились такие качества, как доброта, любовь и стремление к знаниям, исключительное трудолюбие. Его успехи в учебе и примерное поведение побудили ректора семинарии в 1814 г. присвоить ему фамилию "Вениаминов", в память скончавшегося в том году Иркутского епископа Вениаминова (Багрянского), глубоко почитаемого церковного деятеля.

В мае 1823 года 26-летний миссионер Иван Вениаминов со своей семьей отправился в необычайно трудный и опасный путь - в Русскую Америку (на Аляску), где он продолжил миссию Русской Православной церкви, начатую в 1794 г.

На Аляске, где он служил в общей сложности 28 лет, в первое время жил на главном острове Алеутского архипелага Уналашке, изучил язык местных жителей (сумел быстро освоить шесть наречий), составил азбуку из славянских букв и грамматику алеутсколисьевского языка, перевел на него богослужебные книги. В июле 1826 г. освятил храм Вознесения Господня, построенного по его проекту и ставшего центром христианского просвещения для алеутов Уналашки и окружающих островов (в сентябре 1996 г. состоялось освещение храма после реставрации; в торжествах по этому случаю приняла участие правительственная делегация Республики Саха (Якутия) в составе министра по делам народов РС (Я) В.В. Топоркова, епископа Якутского и Ленского Германа и автора этих строк).

В 1834 г. Иван Вениаминов был переведен на остров Ситка в г. Новоархангельск - центр русских владений в Северной Америке, служил в соборном храме во имя Архангела Михаила, крестил индейцев - колошей.

За все это время миссионер занимался не только распространением православия. Он организовал училища, в которых обучались грамоте до 600 мальчиков, построил больницу и сиротский дом, боролся с распространением среди местных жителей заразных болезней, пьянством и полигамией. В результате скрупулезного изучения быта, культуры, языков, обычаев аборигенов, климата, флоры и фауны Вениаминов оставил капитальные научные труды в области этнографии, географии и лингвистики, которые не потеряли своего значения и ныне.

Вениаминов приехал на Аляску приходским священником, миссионером, а уехал оттуда архиепископом, пользующимся авторитетом в христианском мире, истинным уважением и любовью коренных жителей, апостолом Америки. Хорошо зная проблемы миссионерской и приходской деятельности православной церкви в Русской Америки, он усиленно ставил вопрос об учреждении самостоятельной епархии в северной части Американского континента. С этой целью в 1893 г. предпринял поездку в Санкт- Петербург, заручился поддержкой членов Священного Синода в положительном решении этого вопроса.

Совершив паломничество в Троице-Сергиеву Лавру и к святыням Киева, Вениаминов принял монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского, был возведен в сан архимандрита (в ноябре 1839 г. в Иркутске скончалась его супруга Екатерина Ивановна).

В декабре 1840 г. Св. Синодом учреждается новая епархия: Камчатско-Курильская и Алеутская с центром в г. Новоархангельске, первым епископом которой становится Иннокентий (Вениаминов). Через 10 лет, в апреле 1850 г. он возводится в сан архиепископа. В 1852 г. его огромной епархии присоединяется обширная Якутская область, состоявшая в 1731-1852 гг. в составе Иркутской епархии.

В сентябре 1853 г. он прибывает в г. Якутск на постоянное жительство, сюда переносит архиепископскую кафедру из Новоархангельска (Аляска), а главный храм г. Якутска - Троицкий Собор становится кафедральным, где, начиная с 1859 г. проводились богослужения на якутском языке.

До этого Иннокентий дважды проездом и один раз неофициально побывал в г. Якутске. Первый раз в 1823 г. в сане священника, когда со своей семьей следовал на службу в Америку, второй же раз в 1841 г. в сане епископа, когда возвращался из Санкт-Петербурга на Аляску. Тогда он встречен был губернатором, всем духовенством и в Троицком Соборе отслужил молебен. А неофициально, для предварительного ознакомления с положением церковных дел и с устройством Спасского монастыря Иннокентий прибыл в начале 1825 г. и находился до 29 мая того же года. Перед отъездом освятил построенную на пожертвования якутского купца II гильдии, почетного гражданина города И.Я. Шилова каменную Николаевскую кладбищенскую церковь (ныне - после реставрации Кафедральный Градоякутский Николаевский храм).

Здесь, как ранее на Аляске, он занялся христианизацией местных жителей, переводом на якутский и тунгусский языки богослужебных книг, открытием церковноприходских школ, новых приходов, строительством церквей и часовен, укреплением материальной базы градоякутских церквей и Спасского монастыря, подготовкой кадров духовенства и т. д. В 1854-1855 гг. дважды обозревал Якутскую область, совершил миссионерские поездки по рекам Амур и Уссури.

Изучение деятельности Иннокентия в Якутии показывает, что он имел четко разработанную программу углубления христианизации якутов и других коренных жителей области. Одной из главных забот архиепископа был перевод и издание основных богослужебных книг на якутский язык.

Энергичная практическая деятельность Иннокентия была направлена на реализацию намеченной программы. Так, с 1855 г. в г. Якутске начал работу комитет во главе с большим знатоком якутского языка протоиреем Димитрием Хитровым, который в начале 1857 г. был командирован в Москву и Санкт-Петербург для издания переводов. Работал он плодотворно, и в 1958 гг. было издано 8 книг, в том числе "Священное Евангелие на якутском языке", "Краткая грамматика якутского языка, составленная протоиреем Д. Хитровым", "Указание пути в Царствие Небесное на якутском языке Иннокентия (Вениаминова)".

Всего же под его непосредственным руководством и участием было напечатано 10 книг в четырнадцати изданиях.

По мнению специалистов (академик П.А. Слепцов), с точки зрения филологической науки и социолингвистики, основным и конечным результатом этой деятельности было то, что православные миссионеры заложили основу современной якутской письменной культуры, письменной литературы, что явилось одним из истоков якутского литературного языка.

Перевод и издание церковной литературы сделали возможным осуществить давнюю мечту Иннокентия - провести службу на якутском языке. 19 июля 1859 г. в Якутском кафедральном Троицком Соборе впервые прозвучала божественная литургия на якутском языке. Подобная практика распространилась по всей Якутской области.

Преосвященный Иннокентий уехал из Якутска в 1860 г. и переместился в г. Благовещенск, перенося свою деятельность на Дальний Восток, где провел исключительно большую работу по устройству Русской Православной церкви. В Якутске викарным епископом оставил Павла (Попова).

В 1862 г. он снова приезжает в Якутск, где жил два месяца, проводя службы в церквах. В 1867 году викарным епископом Якутским назначил своего друга и соратника Д. Хитрова. И когда все-таки добился открытия самостоятельной Якутской епархии в 1870 г., Хитров был назначен первым епископом Якутским и Вилюйским с именем преосвященного Дионисия, хитротонию которого совершил в Благовещенском кафедральном соборе архиепископ Иннокентий.

5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским и Коломенским, настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. 25 мая того же года он прибыл в Москву и в течение 10 лет находился на этом высоком посту.

Великий Миссионер и церковный деятель умер 31 марта 1879 г., погребен в древнем Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры.

В 1977 году решением Св. Синода Русской Православной церкви святитель Иннокентий был причислен к лику святых.

Учитывая огромные заслуги Иннокентия (Вениаминова) в углублении культурных связей между русскими и коренными народами Якутии в изучении и сохранении якутского языка, Правительство Республики Саха (Якутия), Национальный комитет РС (Я) по делам ЮНЕСКО, Министерство культуры, Якутский государственный университет в 1997 г. широко отметили 200-летие со дня рождения великого миссионера. Юбилейные мероприятия способствовали возрождению православных традиций и духовности. Так, в 1995-1997 гг. была реализована международная программа "Митрополит Иннокентий (Вениаминов) - просветитель Аляски и Якутии" (автор и координатор доцент Е.С. Шишигин, международный координатор доктор

С.А. Мусалимас - Оксфордский университет), разработанная кафедрой гуманитарных, социально-экономических дисциплин Мирнинского филиала ягУ.

Программа была поддержана во многих странах. Комитеты по проведению 200-летия Иннокентия (Вениаминова) были созданы в Великобритании, Греции, Шотландии, Франции, Калифорнии и на Аляске (США). 1997 год на Аляске был объявлен Годом отца Иоанна Вениаминова.

Были проведены научные конференции: в марте 1996 г. в г. Мирном - "Культура и проблемы возрождения духовности народа"; в сентябре 1996 г. в г. Уналашке (Аляска, США) - "Отец Иоанн Вениаминов и коренные жители Аляски", посвященная освящению после реставрации Храма во имя Вознесения Господня, построенного Иннокентием Вениаминовым в 1826 г., в апреле 1997 г. - Вениаминовские чтения в г. Якутске, 14-15 апреля - в Оксфордском университете, в колледже Пембрук, 17-19 апреля - в Эдинбургском университете, в Центре по изучению христианства; 11-13 сентября 1997 г. в г. Якутске прошла международная конференция "Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) - просветитель Аляски и Якутии"; 9-10 декабря 1997 г. - симпозиум в университете Аляски (Фэрбэнкс, США) "Иоанн Вениаминов и изучение народов Арктики". Во всех зарубежных конференциях принимали активное участие ученые, преподаватели и студенты Якутского государственного университета. Были организованы выставки о жизни и деятельности Иннокентия (Вениаминова).

Были изданы: библиографический указатель "Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) - просветитель Аляски и Якутии" (Мирнинский филиал ЯГУ совместно с национальной библиотекой), сборники материалов конференций, научные статьи в журналах "Наука и образование", "Вестник Академии духовности", "Полярная звезда", "Вилюйские зори", "Турук", "Мир Севера". Большим событием, несомненно, стало переиздание Московской благотворительной общиной "Якутский дом" известного труда И. Барсукова "Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский", изданного в 1883 г. в Москве в Синодальной типографии. В связи с 200-летием Иннокентия Вениаминова компанией АЛРОСА издана книга Ф.Г. Сафронова "Православное христианство в Якутии". Переизданы также научные труды, письмо святителя, воспоминания о нем.

В рамках программы были реставрированы культовые памятники; построена часовня на территории Якутского государственного музея (бывшего Якутского Спасского мужского монастыря); установлены мемориальные доски; освящена после реставрации Никольская церковь, ныне Градоякутский Свято-Николаевский кафедральный собор.

Большая работа по увековечению памяти Иннокентия (Вениаминова) проводилась по линии Русской Православной церкви под руководством архиепископа Якутского и Ленского Германа. Священный Синод Русской Православной церкви 10 октября 1996 г. принял программу празднования 200-летия со дня рождения Святителя Иннокентия, предусматривающую совершение праздничных богослужений, крестных ходов, освящение и закладку храмов и часовен, осуществление наименований в честь Святителя улиц и площадей, проведение научно-богословских конференций и семинаров, открытие юбилейных выставок, создание фильмов, издания жития и трудов Вениаминова.

В 2007 году наша республика широко отметила 375-летие вхождения Якутии в состав Российского государства, в рамках которого отметили и 210-летие Святителя Иннокентия (Вениаминова). По решению Московской патриархии, Якутской епархии с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II основные мероприятия прошли в г. Москве с 4 по 9 декабря, 6 декабря успешно прошла международная церковно-историческая конференция, посвященная Великому просветителю, миссионеру, церковному деятелю Иннокентию (Вениаминову).

Свою статью хочу завершить словами Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по случаю 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского: "Опыт этого великого апостола-просветителя убедительно свидетельствует, что миссия Церкви имеет успех только тогда, когда в основу ее положены принципы уважения ко всякому народу и его культуре, ко святой человеческой личности".


Егор Спиридонович Шишигин, директор Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, доцент, кандидат исторических наук.