Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской
благодарности
Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик
регионального и общенационального масштаба"
Интервью
Андрей
Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»
Декларация духовных ценностей народов Якутии
Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета
Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и
время
Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве
Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и
христианизация народов Якутии
Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия
(к 100-летию Л.Н.Гумилева)
Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова
Наталья Харлампьева
Благодать большого снега
Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ
ценностей циркумполярной цивилизации
Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»
Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение
Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций
Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных
карточек Якутии
Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО
Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»
Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная |
|
Золотая осень Индигирки. 2002 г.
Влада Тимофеева
Мастерство и
вдохновение
Биографическая
справка
Афанасий Николаевич Осипов - живописец, действительный член
Российской Академии художеств, народный художник СССР, Российской
Федерации.
Народный художник РС(Я), заслуженный деятель искусств ЯАССР, лауреат
Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, лауреат премии
Ленинского комсомола Якутии, президент Академии духовности РС(Я).
Член СХ России.
Родился художник 28 февраля 1928 г. во II Эргитском наслеге Горного
улуса Якутии. В 1945 году окончил Якутский кооперативный техникум.
Желание стать художником помогло семнадцатилетнему Афанасию
преодолеть путь из Якутска до Москвы за 27 суток и в дальнейшем
успешно окончить Московскую среднюю художественную школу при
институте им. В.И. Сурикова. В 1955 году А.Н. Осипов получает диплом
Московского государственного института им. В.И. Сурикова (живописный
факультет, мастерская профессоров П.П. Котова и П.Ф. Решетникова).
После окончания института в 19551957 гг. А.Н. Осипов работает
преподавателем Якутского художественного училища; с 1957 г.
переходит на творческую работу; с 1994-2004 гг. - трудится в
должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского
филиала Красноярского художественного института, с 2000-2004 гг. -
является профессором и заведующим кафедрой живописи художественного
факультета Арктического государственного института культуры и
искусств. С 2004 года А.Н. Осипов находится на творческой работе.
А.Н. Осипов - член Союза художников России с 1956 г., с этого же
года - член Правления Союза художников Якутии; с 1968 г. по
настоящее время - секретарь Правления СХ России; с 1966- 1991 гг. -
член правления СХ СССР; с 1967 по настоящее время - председатель
выставочного комитета региона "Дальний Восток"; в 1973 году избран
членом-корреспондентом Российской Академии художеств; с 1988 года
является действительным членом РАХ; в году назначен президентом
Академии Духовности Республики Саха (Якутия).
А.Н. Осипов избирался депутатом Верховного Совета СССР IX Созыва
(1984-1989 гг.), Верховного Совета ЯАССР двух созывов (1967 г., 1980
г.); является одним из соавторов Государственного Герба РС (Я). В
2005 году художник избран действительным членом Национальной
Академии художеств Республики Кыргызстан.
Творческая деятельность художника началась с дипломной картины на
историко-бытовую тему "Изгнание шамана", давшей толчок последующему
развитию якутской живописи, развитию жанров портрета, пейзажа,
сюжетно-тематической картины. Его произведения, такие, как "Праздник
оленеводов", "Кино в яранге", "Крик", "Правление колхоза", "Якутские
борцы", "Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками", триптихи
"В краю предков" и "Седой Вилюй", "Групповой портрет народных
писателей Якутии", "Коневоды. Белые ночи", "Ысыах", "Мунха -
праздник подледного лова карасей", портреты тружеников,
представителей творческой интеллигенции, момские пейзажи,
монгольская серия отличаются глубиной разработки жизненных проблем,
проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением
изобразительных средств в живописи на реалистической основе. Ярким
примером монументально-декоративной живописи художника является
роспись фойе Якутского музыкального театра на тему "Ысыах. Якутский
народный праздник". В конце 1990-х - начале 2000-х гг. А.Н. Осипов
создал серию работ, посвященных Алтаю. В 2003-2004 гг. состоялись
его две поездки в Гималаи, в результате была создана серия пейзажных
и портретных работ в живописи и графике - всего около 50
произведений. В 2003- 2006 гг. возникла серия пейзажей, посвященная
древнерусским городам, "Русская зима": Переславль-Залесский,
Суздаль, Загорск, Тутаев, Звенигород - всего около 60 работ. В 2006
г. создана серия пейзажей в результате поездок в Киргизию и в
северный Эвено-Бытантайский улус Якутии.
Афанасий Осипов - крупный мастер живописи, видный общественный
деятель, широко известен не только в Якутии и России; его
произведения знают и в других странах. Персональные выставки
художника состоялись в Египте, Франции, Чехословакии, Болгарии,
Румынии, Германии, Финляндии, МНР, Японии, КНР.
А.Н. Осипов - за заслуги в развитии изобразительного искусства
награжден орденом Трудового Красного Знамени (1971 г.), орденом
Почета (1999 г.), Золотой медалью Академии художеств (2001 и 2004
гг.) и многими другими медалями, почетными грамотами; художник
является Почетным гражданином РС (Я) (2000 г.).
В Мытахском наслеге Горного улуса Якутии открыта картинная галерея
народного художника А.Н. Осипова, где экспонируются более 100 работ;
более 100 произведений находятся в коллекции Национального
Художественного музея РС(Я); картина "Народный праздник Ысыах" и
триптих "Архангайские араты" - в коллекции Государственной
Третьяковской галереи (Москва), портрет Шумиловой и северные пейзажи
- в коллекции Государственного Русского Музея (Санкт-Петербург).
Произведения Осипова хранятся в коллекциях музеев и галерей городов
Чугуева, Нальчика, Львова, Ярославля, Семипалатинска, Красноярска,
Томска, Тобольска, Читы, Хабаровска, Бишкека, Ангарска, а также в
частных коллекциях разных стран и городов.
Предзакатная тишина. 2001 г.
Развитие живописи Якутии на протяжении многих десятилетий тесно
связано с творчеством Афанасия Николаевича Осипова. Художник
относится к числу мастеров, чье искусство нашло признание в самом
начале творческого пути, а это было во второй половине 1950-х гг.,
он представляет поколение, которое сформировалось в послевоенное
десятилетие и активно вступило в творческую жизнь на том
историческом рубеже, когда начинался новый период развития
советского изобразительного искусства.
Известно, что, начиная с конца 50-х - начала 60-х годов ХХ века, в
период короткой политической "оттепели" в культурной жизни России
происходят перемены. В Якутии к этому времени обновился творческий
состав живописцев, активно заявивших о себе; все они являлись
выпускниками центральных художественных вузов. Творчество А.Н.
Осипова, выпускника Московского государственного художественного
института имени В.И. Сурикова, тесно связано с традициями русского
реализма и советской живописи. Столь же значительна для понимания
искусства Осипова связь его с родиной, Якутией - ее природой,
историей, жизнью.
Начиная с конца 50-х - начала 60-х годов XX века, в период короткой
политической "оттепели" в культурной жизни России происходят
перемены. В эти годы началось буквально паломничество живописцев на
Север, открывший художникам свою неброскую красоту. Художники
возвращались из поездок с массой этюдов или уже готовых картин.
Глубоко чувствуя поэзию суровой природы Крайнего Севера, ее
витальную силу, Афанасий Осипов обращается к мотиву гор. С
восхищением перед сверхчеловеческой мощью природных массивов, мастер
живописует на холсте горные вершины в полотне "Встает светило в
золоте". Знаменитые горы Кисилях Верхоянского улуса словно оживают
под кистью мастера. Каменные глыбы ведут беседу, встречаются и
расходятся. Вглядываясь в полотно "В горах Индигирки", начинаешь
чувствовать своеобразное величие этого мастера. Оно не в постижении
жизненной характерности изображаемого, а в том, как серьезно
ставится проблема живописного явления, соотносимого с явлением
натуры. Эти картины являются пластической концепцией жизненной
энергии природы Севера.
Дыхание осени. Серия «Момские
Этюды». 2004 г. Географический
диапазон пейзажей Осипова очень широк. Программное значение для
творчества Осипова имеют командировки в Монголию, Киргизию, Бурятию,
на Алтай. Совершая рабочие поездки, художник вырабатывает некоторые
важные принципы живописи, делает открытия, обогащающие впоследствии
колорит, рисунок, композицию его будущих произведений. По словам
мастера, посещая разные страны, острее воспринимаешь родную природу
и жизнь своих земляков.
Глубокое постижение народной жизни, органическое проникновение в
сущность национального характера современников - характерная черта
творчества якутского живописца Афанасия Николаевича Осипова. Его
произведения, такие, как "Праздник оленеводов", "Правление колхоза",
"Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками", триптихи "В краю
предков" и "Седой Вилюй", "Групповой портрет народных писателей
Якутии", "Коневоды. Белые ночи", "Мунха - праздник подледного лова
карасей", портреты тружеников, представителей творческой
интеллигенции отличаются глубиной разработки жизненных проблем,
проникновения в духовный мир современника, новым осмыслением
изобразительных средств в живописи на реалистической основе. Ярким
примером монументально-декоративной живописи художника является
роспись фойе Якутского музыкального театра на тему "Ысыах. Якутский
народный праздник". Триптих "Кыыс Дэбилийэ" утверждает идеал
героической, сильной личности. Это достигается не только верной
передачей внешнего облика портретируемой, но и раскрытием ее
духовной сущности, диалектического единства индивидуальных и
типичных черт, отражающих национальный характер, мировоззрение и
эстетическое кредо актрисы.
Много
путешествуя по родному краю, выезжая за границу, А.Н. Осипов никогда
не расстается с этюдником. Внимательно и заинтересованно
всматривается художник в жизнь, размышляет над увиденным с кистью в
руках, чтобы затем в уединении в своей мастерской выразить на
полотне итог. Холст "Закат над Намчи-Базаром" (2003) выполнен
живописцем в Якутске на основе натурного этюда. Яркие краски,
четкие, крепкие линии рисунка, сложный и вместе с тем ясный ритм -
весь этот своеобразный живописный симфонизм позволяет передать
атмосферу жизни экзотического края.
Творчество Осипова поражает широтой и разнообразием географического
пространства. Вбирая в себя богатство национальных форм и красок
культур различных народов, искусство А.Н. Осипова обогащается на
всем протяжении своего развития. По-новому раскрываются перед
живописцем глубинные первоначала народной жизни, картина мира
этноса.
В якутском художнике как в сыне своего народа воплощаются его лучшие
черты - великое трудолюбие, умение жить в единстве и гармонии с
окружающей природой. Народы, населяющие Якутию, тысячелетиями
формировались в условиях экстремального экологического режима,
трудолюбие и бережное отношение к дарам Земли помогли им выжить и
создать свою неповторимую культуру. Человек способен выжить в
суровых условиях Севера благодаря упорному труду и соблюдению
законов природы.
Осипов сын своего народа и сын своего времени. Художник чутко
откликается на новые веяния и требования исторической эпохи вместе с
тем его искусство несет вечные непреходящие ценности и нравственные
ориентиры, это происходит благодаря глубокой преданности живописца
натуре изображаемого и правде жизни в целом.
Тимофеева Влада Владиславовна,
кандидат искусствоведения, член союза художников России.
Горы и олени. 2006 г.
Осенняя тишина. Серия «Индигирки
предзимье». 2001 г.
Портрет Е.Е.Слепцовой. Долгунча. 2000 г. |
Правление колхоза. 1969 г. |
Погожий вечер. 1989 г.
Гряда предгорья. Серия пейзажей
«Тыаллаах-2002». 2002 г. |