Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

Наталья Лидова

О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Удивительным является то, что огромные информационные потоки, очевидное давление средств массовой информации, невероятно ускорившийся ритм жизни и неизбежное в этих условиях упрощение, если не примитивизация языка культуры, не уничтожили интерес к древним национальным традициям. Ярким подтверждением этого стал 11-й Фестиваль "Встреча шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо", прошедший в Якутске летом этого года. Задуманный как масштабное мероприятие и проведенный с глубокой человеческой и профессиональной заинтересованностью, фестиваль стал подлинным праздником, лишенным какой-либо формальной и ненужной официозности. Благодаря ему стало ясно, что традиционное искусство не является музеефицированным прошлым, интересным лишь небольшому кругу эстетов и профессионалов, но способно вызывать подлинный интерес большого количества зрителей.

Жителям и гостям Якутска была подарена уникальная возможность увидеть, сопоставить и оценить целое созвездие шедевров от искусства древнего санскритского театра кутияттам (Индия), творчества семейских - староверов Забайкалья (Россия), народной музыки, исполняемой на традиционном монгольском инструменте моринхур (Монголия), протяжных песнопений Уртын-Дуу (Монголия), театра бродячих кукол Намсаданг Нори из Южной Кореи, "Ёнсандже" (Южная Корея), танца масок под барабаны в деревне Драмеце (Бутан) и песнопений "Худхуд" народности Ифугао (Филиппины) до сицилийского театра марионеток "Опера-деи-Пупи" (Италия), песни бродячих музыкантов баулов (Бангладеш), японского театра Но и китайской оперы Куньцюй.

Завораживает не только это многообразие, обнаруживающее невероятно широкую географию приглашенных коллективов, но сама идея собрать их вместе и, по сути, создать новое явление, отраженное в названии фестиваля, а именно - встречу шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо. Возможность увидеть их все вместе наглядно продемонстрировала, что современность способна образовывать самые парадоксальные связи с традиционным наследием различных культур, провоцируя непростые вопросы и призывая к анализу возникших любопытных сочетаний.

Невероятно важным является то, что в Якутии есть своя живая исполнительская традиция и свой, признанный ЮНЕСКО, шедевр устного и нематериального наследия человечества - героический эпос Олонхо, отразивший в фольклорной форме непростой исторический путь якутского народа. Благодаря этому приглашенные гости не чувствовали себя изолированно на сценах гастрольных залов, напротив, их тепло и комфортно принимала чрезвычайно богатая, живая и активно развивающаяся культурная среда.

Наряду с сольными, нередко многочасовыми выступлениями коллективов, как это было в случае открывавшего фестиваль индийского театра кутияттам и удивительно зрелищных сводных концертов, чрезвычайно удачной формой фестивальной работы оказались мастер-классы, благодаря которым зрители получили прямой контакт с актерами и возможность непосредственно от них услышать ответы на многочисленные вопросы. Мастер-классы, ставшие еще одним видом неформального культурного общения, не только сделали актеров и зрителей ближе друг к другу, но и подтвердили вечную истину - шедевром исполнительская традиция становится лишь благодаря живой связи искусства с заинтересованной и сопереживающей зрительской средой.

Хочется надеяться, что начинание это будет продолжено и через несколько лет Якутск опять окажется центром многонационального фестиваля, даря людям самое дорогое - взаимное обогащение различных культур.


Опера "Куньцюй" (Китай)


Театр "Кутияттам" (Индия)


Театр "Но" (Япония)