Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

Ульяна Винокурова

Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Цивилизационный подход как методология истории предполагает поиски реалий прошлого, способных к преемственности и взаимовлиянию в настоящем. Цивилизация проявляется в совокупности кратковременных событий и фактов, конъюнктуры культуры. Культура как социальное явление обладает качествами конъюнктуры, выражающейся в предложении художественного ответа на интеллектуально-духовные запросы людей. Духовный мир относится преимущественно к сфере неосознаваемых устремлений человека, рациональное проявление которых возможно в творчестве создателей художественных ценностей.

Образы цивилизаций обнаруживаются в творческих идеях, произведениях творцов художественных ценностей, обозначающих знаковые проявления соответствующей цивилизации.

Одним из таких знаковых проявлений ценностей циркумполярной цивилизации является творчество режиссера А.С. Борисова, с провидческой глубиной предчувствовавшего тектонические проявления самоосознания циркумполярной цивилизации. Своим первым дипломным спектаклем "Желанный, голубой берег мой" по повести киргизского писателя Ч. Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря", созданным по легенде нивхского народа и проникновенно исполненным молодыми артистами саха на сцене Саха драматического театра, Андрей Борисов открыл новый цивилизационный пласт, ранее неосознаваемый как самими носителями этой цивилизации, так и другими соседствующими. Вся сфера интеллектуального и идеологического производства духовной культуры была во власти общественно- формационного подхода, диктата производительных сил и отношений как основного базиса прогресса общества. А надстройка должна была соответствовать базису, что выражалось в сакраментальной урезанной гегелевской формуле "бытие определяет сознание". А какой быт может быть у рыбаков малочисленного народа, затерянного в глуши снежного и таежного пространства? Очень бедный базис. Соответственно, должна быть очень убогая надстройка у народа, находящегося на самом низшем уровне общественно-экономической формации. Может быть, удовлетворение только физиологических потребностей. Может быть, решение своих проблем способами, свойственными диким зверям, согласно теории Дарвина. Иного ждать не приходится, если следовать духу и букве формационного подхода к человеческому сообществу.

Андрей Борисов впервые показал художественными образами рыбаков-нивхов, что такой подход является тупиковым, исходящим из человеконенавистнических теорий, породивших колониализм, расизм, фашизм и другие формы дискриминации людей людьми, рожденных равными в солнечном мире земли. Вот почему живой нерв откровения пронзает театральные действия, утверждая ценности культур народов Севера. В природно-климатических условиях вечной мерзлоты, скудности пищевых и тепловых ресурсов человек без бескорыстной помощи другого человека не выживет и не проживет. Вот почему главная ценность, передаваемая изустно в ритуале благословения создания молодой семьи саха - "обогрейте замерзающих, накормите голодающих". Эта ценность пронизывает духовные приоритеты всех народов, расселенных вокруг Северного Ледовитого океана как древнейшей ойкумены человечества, может быть, колыбели.

Оказалось, что "диким" народам свойственны высокие духовные устремления, добровольный отказ от жизни во имя растущего поколения. Оказалось, что общество способно самоорганизоваться, следуя высокой нравственной этике, отказываясь от конкретной конкуренции за место под солнцем. Эти откровения получили носители ценностей техногенных цивилизаций, воспитанных в духе утверждения и следования конкурентоспособности, вытеснения слабых по духу и физической подготовке, превосходства Белого человека над остальными чужими инородцами, иноверцами, ведущих религий мира над языческими анимистами. О том, как довлеет ложное мировоззрение и как от него освобождаются благодаря спектаклю, очень точно высказался Гига Лордкипанидзе, народный артист СССР, председатель Театрального общества Грузии: "Глядя на сцену, я еще раз убедился, какая огромная разница между цивилизацией и культурой. Можно жить в окружении массы хитроумных или красивых предметов и не иметь понятия о духовной культуре. И можно сидеть в первобытном каяке и быть народом великой культуры" [1, с. 193]. Понятие "цивилизация" в данной цитате использовано в старом смысле, как материальное проявление жизнеобеспечения человека. В настоящее время понятие "цивилизация" используется как комплекс ценностей, разделяемых совокупностью людей.

Циркумполярная цивилизация является симбиозом традиционной духовности арктических народов и современных технологических инноваций социо-экономических систем. Понимая под цивилизацией динамическое образование экологического типа, А. Тойнби выявил в качестве основополагающего механизма цивилизационного развития "ответ на вызов" и описал 5 типов вызова: вызов суровых земель, вызов новых земель, вызов ударов (войны, эпидемии, катастрофы), вызов давления (геополитика), вызов ущемления (бедность, иммиграция, рабство, дискриминация). В спектакле А. Борисова четко проявлен гуманитарный ответ на вызов суровых земель.

Подспудно назреваемое самоосознание своей духовной полноценности коренных народов Севера нашло свое зримое утверждение в спектакле А. Борисова языком символов театрального искусства. Спектакль перевернул мировоззрение тех и других, приверженцев формационного подхода и носителей традиционной духовной культуры, рожденной тысячелетия назад на заре человеческой цивилизации. И вот уже более трех десятилетий он не сходит с конъюнктуры культуры, ибо процесс самоосознания локальной циркумполярной цивилизации продолжает набирать соответствующий наступающему веку темп и структуру в глобальном мире. Потому что спектакль - символ единства народов. Единство становится ценностью человечества, освобождающейся от антигуманных заблуждений. Голос птицы Агугук ведет творчество Андрея Борисова в течение всей последующей его блистательной деятельности, посвященной утверждению ценностей циркумполярной цивилизации.

Литература

1. Андрей Борисов и Саха театр : на рубеже столетий / Сост. В. Н. Павлова, Е. Н. Степанов. - Новосибирск : Наука, 2000. - 500 с. : ил.


Марианна Лукина. Светящаяся в танце или бьющий тревогу...
1992 г.