Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

№ 4, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Маргарита Винокурова
От самых глубин души идущие слова материнской благодарности


Олег Сидоров
Виталий Третьяков: "Михаил Николаев - политик регионального и общенационального масштаба"

Интервью

Андрей Борисов:
«В театре под открытым небом найдется место каждому»

Декларация духовных ценностей народов Якутии

Евгения Михайлова
Новые тренды развития федерального университета

Андриан Борисов
«Г.В.Ксенофонтов: возвращение к себе». Ученый и время

Якутский
героический эпос олонхо в современном культурном пространстве

Егор Шишигин
Святитель Иннокентий (Вениаминов) и христианизация народов Якутии

Андриан Борисов
Великий евразиец и Якутия

(к 100-летию Л.Н.Гумилева)

Наталья Харлампьева
Созвездие друзей Семена Данилова

Наталья Харлампьева
Благодать большого снега

Ульяна Винокурова
Творчество А.С.Борисова как художественный образ ценностей циркумполярной цивилизации

Юлия Луценко
Выставка «Искусство Якутии»

Влада Тимофеева
Мастерство и вдохновение

Алексей Сафронов
Марианна Лукина: непрерывность традиций

Наталья Базалева
«Северное сияние» станет одной из визитных карточек Якутии

Ульяна Винокурова
Арктическое измерение ЮНЕСКО

Наталья Лидова
О фестивале «Шедевры ЮНЕСКО на Земле Олонхо»

Татьяна Павлова-Борисова
Якутия театральная

 

Алексей Сафронов

Марианна Лукина: непрерывность традиций

Художник Марианна Лукина - яркий феномен, представляющий современные процессы изобразительного искусства Якутии. Ее живопись всегда эффектна, неоднозначна и порой неожиданна, и это всегда вызывает споры и обсуждения, что является редким качеством современной творческой натуры. Ее мир странен и достоверен, лаконичен и значителен. Он лишен случайных черт и оттого гармоничен.

Анализируя картину состояния изобразительного искусства Якутии рубежа ХХ-ХХI вв., видя естественный приток новых имен, формирующих современную художественную среду республики, невольно отмечаешь и кардинально меняющуюся картину представлений о стилевых приоритетах. На этом поле довольно колоритно прослеживаются два основных направления - реалистическое и так называемый "современный авангард", не особо ярко выраженный и получивший на местной почве термин "арт-саха модерн". Но такое разделение можно принять условно, так как искусство этого периода в процессе динамичной эволюции вбирает в себя взаимовлияния, как изобразительных, так и неизобразительных тенденций, в полной мере отражая художественные искания своего времени. Естественным компонентом является и то, что в современном искусстве Якутии идет смешение различных приемов и стилей: дизайн и абстракция переплетаются с народным творчеством, что характерно вообще для нашего времени, когда художники ищут вдохновение в различных формах творчества. Подобные совмещения опыта прошлого и художественно-живописных новшеств вносят определенную выразительность в общую картину, отражая шкалу течений, характерную для общего современного состояния изобразительного искусства России. Естественно, что наиболее активно в этот процесс включились художники, чье творческое взросление пришлось на отмеченный период, породив в их среде определенное соперничество в упоении самовыражения и, как следствие, предопределило движение преимущественно в одном направлении - к метаниям в сторону новаторства, к "актуальному искусству", преобладающих в современной художественной культуре.

Эта ориентированность наиболее полно отразилась на творчестве не только молодого, но и среднего поколения якутских живописцев, многие из которых переносят на свои полотна современные приемы пластического повествования. Отличительным компонентом данного процесса стала и более откровенная тяга к национальным традициям, моментам эстетического любования, интересу к другим культурам, в частности, восточной и даже первобытной. Последнее нашло отражение не только в художественных интерпретациях, но и в государственной символике. При этом невозможно не отметить, что данные проблемы не волнуют и мастеров старшего поколения. Просто искусство поколения, идущего вслед за ним, изображая коллизии современной жизни, ярче отражает и формы художественного самовыражения


Калитка. 1993 г.

Среди современных живописцев Якутии выделяются своей выразительностью, непростые по замыслу живописные композиции Марианны Лукиной. Глядя на ее работы, невольно задумываешься над тем, что делает картину картиной, способной ограничить один кусок реальности, отделить его от прочего и превратить в нечто особенное, в котором выстраивается диалог с созданным творением, когда работа становится больше, чем искусство, что и является свойством настоящего искусства, способного задеть душу.

Это все обобщение и умозрение. Вообще возьмись мы объяснять такую простую и ясно устроенную вещь, как живопись, вышло бы непросто: не забыть сравнить с тем-то, не забыть отличить оттого-то и прочее - так случается с простыми и очевидными, само собой разумеющимися вещами. Но без этого не обойтись.

Марианна Лукина начала свой творческий путь в начале 1990-х годов, в период, ставший переломным моментом в жизни страны, приведший к смене мировоззренческих позиций художников, сдвигов в области содержания и формы художественного творчества. Ощущение определенного тупика, возникшее в художественной среде, сопровождалось неким угасанием подлинной ценности искусства. Речь идет об искусстве, способном "через потрясение воспитывать душу", ничего общего не имеющего с простым развлекательным зрелищем, бездуховными экспериментами. Поскольку истинная художественность не в оригинальности или современности как таковых, а в том, насколько произведение отражает высоту культуры своего времени. А выражена она, может быть, соответственно только языком высокого профессионализма. Иначе самое "оригинальное" произведение может стать примитивным перепевом прошлых образцов.

Крепкая базовая подготовка (Якутское, затем Московское художественное училище им. Памяти 1905 года, Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (мастерская профессора Т.Т. Салахова) позволила Марианне Лукиной уже в студенческие годы участвовать в художественных выставках. При этом ее творчество уже с первых шагов начало облекаться в индивидуальные формы. Произведения Лукиной отличаются мягким, утонченным восприятием мира во всем его обобщенно-философском многообразии и глубине, что проявляется во всех жанрах творчества художницы.

Ранние работы Лукиной "Портрет в черном" (1992), "Светящаяся в танце. Бьющий тревогу" (1992), триптих "Ысыах" (1994), диптих "Бык" (1994) и другие - редкие вещи общероссийского значения, среди произведений ее современников выглядели новаторскими. Сравнивая ее творчество с теми, кто одновременно с ней пришел в искусство Якутии, невольно отмечаешь, что при общем отсутствии привычной тематической заданности картины Марианны Лукиной обладают хорошей универсальностью. С одной стороны, в них налицо черты академической школы, с другой - они обладают и экспериментаторским энтузиазмом средств выражения, свойственных мироощущению самого автора. Художник Марианна Лукина сумела сохранить принципы классического искусства в отличие от многих своих современников, не останавливающихся перед отходом от традиционной формы картины.


Якутский натюрморт. 2002 г.

Лукиной присущи не только природное своеобразие дарования, но и четко выраженная философская, эстетическая позиция. Обладая ярким творческим темпераментом, она работает в различных жанрах, показав себя художником, умеющим мыслить цельно, широко и масштабно. Работы Лукиной классически уравновешенные, всегда приковывают внимание примером добротной образнопластической выразительности, где-то ассоциативно вызывая в памяти кадры из неореалистического кино, как "Портрет в черном" (1992), "Калитка" (1994), триптих "Ысыах" (1994); где-то скрытыми в картинах метафорами, привносящими дополнительные смысловые обороты ("А ты веришь?" (2003), "Шпагат", "В очках" (1994), "Равновесие" (2004).

В формировании индивидуального стиля художницы прослеживается целый комплекс явлений, принадлежащих как современности, так и прошлому. С одной стороны, это естественная ориентация на лучшие достижения отечественной художественной школы, с другой - связь с этнической культурой своего народа. Целесообразно выделить и обращение к опыту искусства "шестидесятников", в частности, к Таиру Салахову, у которого училась художница, Михаилу Лукину - отцу и талантливому художнику, обладавшему неординарным даром живописца. Таким образом, в искусстве Марианны Лукиной мы наблюдаем добротную попытку объединения многих традиций - национальной, отечественной и классической западной.


Баай кыыс. 2011 г.

Главное достоинство Лукиной - единство видения искусства в целом. К характерным чертам можно отнести и отсутствие ярко выраженной стилевой ориентации. Пластический язык меняется в соответствии с замыслом художника. Творчество Лукиной претерпевает немало интересных метаморфоз. С непринужденной легкостью меняется ее манера, палитра и проблематика. В своем художественном романтизме она проходит через разные стилевые движения - от стихии декоративного начала, истоков неореализма до реплик на классические образы.

Необычен по замыслу "Портрет в черном" (1992), где автор строит образ не на конкретной обрисовке характера, а на эмоциональной выразительности целого. Этот портрет с таким же успехом мог быть назван и тематической картиной, к чему, очевидно, и стремилась художница, дав ему обобщенное название. Благодаря фотографической "кадрированности" композиции возникает ощущение, что рама картины тесна для героя, четкий, резкий силуэт которого придает образу символически обобщенный характер. Сложный, внутренне противоречивый мир изображенного виртуозно раскрыт цветографической структурой полотна. Впечатляет сопоставление контрастов, в основе которых лежит изящная разработка черного цвета. Его вариации представлены в сочетании множества оттенков, окутывающих фигуру: шарфом-маской, тенью-двойником, заостряя внимание на взгляде - твердом и внимательном. Лукина сознательно отказывается от конкретной характеристики физиономических черт модели, но, несмотря на это, портрет отличается определенно найденным психологизмом, чему способствует светотеневая структура полотна. Яркий свет, падающий справа, освещает часть лица, делая тень глубокой и массивной. Мы замечаем игру света на фоне, который из глухого темно-коричневого вдруг становится охристым. Эта игра света, как и сама композиция, далекая от строгой фронтальности, вносит в образ внутреннюю динамику и подвижность, без которой он казался бы нарочитым.

Необходимо заметить, что в творчестве Лукиной сложился определенный тип портрета, если можно так выразиться, "тематического портрета". Художник обращается, как кажется на первый взгляд, к вполне традиционному жанру портрета. Но появляются необычные персонажи, возникает художественный образ. К таковым относится превосходная работа "Калитка", на которой мы видим самого автора в образе девочки, смотрящей прямо на зрителя. С помощью открытой апелляции к зрительскому вниманию художница как бы стремится сохранить непосредственность живого общения, момента.

В картине "Шпагат" Лукина устраняет из арсенала выразительных средств все лишнее - повествовательность, детализацию, которые в данном случае только бы отвлекали внимание. Художница избирает неожиданно сжатую, горизонтальную композицию. Стесненность, тесный формат холста, подчеркивая остроту и образность модели, придают ей своеобразную экспрессию, чему способствует и холодный синий фон, на котором четким силуэтом читается фигура девушки.

Марианна Лукина как художник мыслит чувствами, ее мысли большей частью выражаются именно в чувственном строе созданных ею работ. Весомым, ярким взлетом таланта художника стал северный цикл (диптих "Девушка Севера" (1990), "Танец" (1991), "Северный праздник" (1997). В нем выделяется сочиненно символическая картина "Светящаяся в танце. Бьющий тревогу". Работа волнует суховатой, несколько графичной и одновременно свободной, сочной, какой-то раскованно-собранной манерой письма, где каждый мазок интуитивно ложится на точное место, моделируя сразу мысли художника: об отношении к жизни, к культуре северян, живущих в единстве с природой. Стремление автора было направлено на воплощение монументального образа в станковом полотне, главным средством выразительности которого является линеарно-динамический строй композиции, простой, лаконичный и внутренне чрезвычайно динамичный. Открытое воздействие звучного локального цветового пятна и сама трактовка образа танцующей северянки словно разрезают темный фон картины. В этом произведении автору искусно удается создать иллюзию непрерывного движения благодаря зигзагообразному построению композиции: от нижнего левого края картины - фигуры шамана - к динамичному центру, которому вторит слегка намеченный силуэт облаков. Этот ритм захватывает фигуры и подчиняет себе всю композицию картины, наделяя ее напряженной и беспокойной жизнью. Казалось бы, изображение этого загадочного мира могло бы заинтересовать только своей экзотикой, приметами необычного, незнакомого, странного бытия. При отсутствии "живописного гурманства" в работе присутствует скрытая истовость в призыве сохранить столь прекрасный островок самобытности.


Девушка Севера. 2000 г.

При минимуме выразительных средств выразительность работ Лукиной максимальна. Несмотря на то, что они, казалось бы, лишены открытых ярких цветов, тем не менее, в них ощущается и живое пространство воздуха, и солнечность. Крайне лаконичный, тяготеющий к монументальности триптих "Ысыах" (1994) отличает желание отойти от классически иллюстративного подхода работ на данную тему многих предшествующих авторов. Отказываясь от привычного описания народного праздника, она берет на себя задачу пластического выражения сути этого действия. Память народа, его ценности и традиции превращаются в то, что художница складывает в символические образы- "кадры", благодаря которым трехчастное произведение обретает иллюзию вневременной ритуальности действия. Тонко нюансированная, чистая, монохромно-охристая палитра в сочетании с четким рисунком силуэтов делает среднее по размерам полотно по-настоящему монументальным.

Хочется отметить, что еще одним немаловажным моментом в творчестве художницы является последовательная работа над проблемой современного монументального образа, несмотря на то, что эту задачу она решает преимущественно в станковых произведениях. Если быть объективным, то в искусстве Якутии проблема современной монументальной картины не поставлена серьезно, и поиски Марианны Лукиной имеют весьма большое значение. Несомненно, что на монументальность Лукиной, как и на ее искусство в целом, немаловажное воздействие оказало творчество художников-шестидесятников. Несмотря на то, что ей чужда прямота и патетика "сурового стиля", есть и общие черты: тяга к лирическому высказыванию, монументальной форме, масштабному обобщению, интерес к жизни своих современников.

В диптихе "Бык" (1994) Лукина продолжает развивать ранее наметившиеся в ее творчестве тенденции: образное обобщение, лаконичность выразительных средств. Практически исключая описательные детали, автор строит композицию на ясных, четко отобранных формах. Достигнутое художницей равновесие между материальностью фигур и невесомостью воздуха, между неподвижностью форм и мягким монохромным колоритом усиливает ощущение поэтичности произведения.

Живопись Лукиной, примыкая, скорее, к традиции символистской, является способом целенаправленно концептуального осмысления мира.

"А ты веришь?" (2003) - в этом полотне художница подчиняет все не столько раскрытию самой темы, сколько тому эмоциональному состоянию, которое она дает в названии картины. Настроение, общая суть произведения спрятаны очень глубоко и одновременно определенно. И сделано это отнюдь не путем изображения действия или характеристикой изображенных, а соотношением фигур, колоритом, построенном на мягком звучании голубовато-охристых тонов. Цветовой тон произведения и некоторая отрешенность героев создают настроение молчаливого предстояния, внутреннего диалога, свойственного искусству символизма.

Творчество Лукиной притягательно особой стилистикой. При этом ее стиль - это не набор внешних признаков. Это вопрос видения живописца, его мироощущения. Картины художника источают присущий автору мистический, манящий, удивительно теплый свет, погружающий в созерцательное размышление. Вообще искусство Марианны Лукиной все время балансирует на стыке противоположностей: предметности и беспредметности, видимого и умозрительного. Многие ее работы - это и прямые реплики на традиции авангарда, но в них нет той дерзости и спорности, которые вызывают полемику. В них превалирует косвенное прочтение национальных приемов, свойственных народному творчеству в прочтении принципов станковой монументальной картины. Таковы "Дэйбиирдээх" (Лоскутная) (1995), "Тэлэмэс Туос" (Березовая) (1998) и др.

В вышеназванных работах художница оперирует такими понятиями, как метафора и символ. Как известно, одним из традиционных элементов народного искусства Якутии были лоскутное шитье и художественная обработка бересты. Путем живописной стилизации внешних признаков и технических приемов традиционных форм народного творчества художница добивается четко читающейся идеи, понятной восприятию любого зрителя. Здесь важен не сюжет, а обращение к иносказанию, где авторское осмысление переводится на пластический язык. В обеих картинах женские образы воспринимаются как символы хранительниц домашнего очага и традиций. Не случайно художница наделяет обе фигуры традиционными атрибутами - в одном случае это дэйбиир (комаромахалка), в другом - мутовка и туесок.


КYН СИРЭ КYНДY ("Солнечная страна священна"). 2009 г.

Новаторские поиски художницы неотделимы от ее традиционализма, интересу к своей национальной культуре и сознательной ориентации на лучшие достижения отечественного и мирового искусства. В этом отношении творчество Лукиной являет собой очень интересный и яркий пример. Произведения Марианны Лукиной всегда тонко прочувствованы, отличаются особым благородством и абсолютной правдой выраженных чувств, убедительной передачей душевного состояния, что особенно поражает, даже когда автор обращается к миру "мертвой природы" - натюрморту. Натюрморт очень важный и серьезный жанр живописи, требующий от художника высокого профессионализма. Так, К.С. Петров-Водкин называл его "одной из самых острых бесед живописца с натурой". В работах Лукиной не отыщешь главного и второстепенного. Каждая вещь, ее деталь важна сама по себе и подчинена общей, целостной структуре. Каждый предмет полон символического смысла, персонифицирован ("Якутский натюрморт с весами" (1997), "Туос ипит" (1998), "Равновесие" и др.). Художница словно наслаждается цветом, фактурой каждого предмета, настолько осязаемо и материально выглядят они на живописной поверхности холста.

Искусство Лукиной не стоит на месте, оно постоянно прогрессирует, находится в движении, о чем прямо свидетельствует несхожесть многих ее произведений. Так, в творчестве художницы в своеобразном лирико- поэтическом преломлении сказались и реминисценции Северного Возрождения. Отменно сделанный и блистательно цитирующий классику мировой живописи "Автопортрет в роскошном убранстве от Лукаса Кранаха" (2004) - это, скорее, обращение к искусству "семидесятников", которые зримой красотой отражали незримые качества души. Обращаясь к подобной форме этого жанра, Лукина создает своего рода рукотворное зеркало, которое отражает как сознательное, так и скрытое внутри от самого автора его эмоциональное состояние и восприятие собственного "я". Создав отрешенный, мечтательный образ, художница как бы соединяет прошлое и современность, которое в данном контексте не выглядит бутафорским подлогом, не служит эффекту винтажности, оно замещает настоящее, врезаясь в него. Автор превращает картину великого художника из репродукции, эталона искусства прошлого в полноценное современное произведение, наполненное новым смысловым содержанием. Это своего рода автопортрет-символ, вдохновляющий откровенной сопричастностью красоте, что во многом определяет трактовку образа.

Как мы видим, творчество художницы неразрывно связано с традициями искусства как классического отечественного и мирового, так и национального народного. Искусство и эстетика последнего уже давно стали объектом пристальной рефлексии многих современных художников, и тенденция эта ни в коей мере не уменьшает значимости их произведений. Напротив, любое обращение к традициям прошлого, в большей или меньшей степени, является неотъемлемым процессом творческого развития любого художника. Марианна Лукина смогла соединить в своем творчестве как традиции, так и новаторские тенденции, и этот сплав дал более чем интересный результат.

Художник Марианна Лукина - яркий феномен, представляющий современные процессы изобразительного искусства Якутии. Ее живопись всегда эффектна, неоднозначна и порой неожиданна, и это всегда вызывает споры и обсуждения, что является редким качеством современной творческой натуры. Ее мир странен и достоверен, лаконичен и значителен. Он лишен случайных черт и оттого гармоничен.


Алексей Валерьевич Сафронов, искусствовед, аспирант Государственного Русского музея, Санкт-Петербург.