Наши интервью

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Лауреаты журнала "Илин" за 2003 год
Василий Никитич ПРОТОДЬЯКОНОВ, доцент Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова, и Василий Егорович ВАСИЛЬЕВ — ХАРЫСХАЛ, писатель, драматург, журналист.
Поздравляем!

Иван МИГАЛКИН:

«Нашу литературу ждет Ренессанс...»

В рабочем кабинете. 1991 г.

Иван Васильевич Мигалкин, известный поэт, переводчик и журналист, родился 1954 году в Усть-Алданском улусе. Заслуженный работник культуры, отличник образования Республики Саха (Якутия). Автор более двадцати книг на якутском и русском языках. Ряд произведений поэта издан на языках бывшего СССР.

Окончил отделение поэзии Литературного института имени А.М.Горького в Москве. С выходом в свет своей первой книги «Подснежник в письме» (1976), защитил дипломную работу под руководством лауреата Государственной премии СССР Андрея Дементьева. Учился на творческих семинарах лауреата Ленинской премии Егора Исаева, героя-панфиловца, лауреата Государственной премии РСФСР имени А.М.Горького Сергея Смирнова, лауреата Государственной премии СССР Николая Старшинова.

После службы в армии работал преподавателем якутского языка и литературы, корреспондентом газет «Эдэр коммунист», «Кыым», «Ленинскэй тэрийээччи», редактором Якутского книжного издательства, главным редактором и директором телестудии «Борогон ТВ».

Был участником VIII Всесоюзного фестиваля поэтов братских республик в Ашхабаде, Тютчевских чтений в Овстуге, Праздника поэзии Пушкина в Москве.

В 1993 году вместе с супругой Зоей Васильевной организовал Литературный музей-комплекс В.А. Протодьяконова-Кулантая, где хранятся несколько тысяч редких книг, рукописи писателей, уникальные старинные вещи.

 

Сидят слева направо: отец поэта Василий Николаевич Мигалкин — организатор первых колхозов и пионерских лагерей в Усть-Алданском районе, Чаранской начальной школы. Дядя поэта, Николай Васильевич Мигалкин погиб при освобождении Польши в 1944 г. и Иван Дмитриевич Новгородов — известный историк, краевед, этнограф. Редактировал научные труды Г.В.Ксенофонтова.

О республике и обществе

— Как Вы оцениваете прошедший после принятия Декларации о государственном суверенитете период в жизни республики? Можете ли отметить и положительные, и отрицательные стороны, если, конечно, согласны с таким подходом?

— Мне не понятно, почему иные политические обозреватели сегодня с нескрываемой иронией относятся к периоду суверенизации в республиках СССР, называя историческое время реализации права наций на самоопределение «парадом суверенитетов». А ведь это был период, когда национальные республики Союза и Федерации брали ответственность за свою судьбу в свои руки. И не следовало бы сегодня смотреть на процесс суверенизации как на происки так называемой этнократии, «зарвавшейся» национальной верхушки. Неужели мы уже забыли, какой духовный и душевный подъем был во всех слоях населения, начиная от молодежи до умудренных жизненным опытом глубокоуважаемых старцев, какие митинги шли, какие судьбоносные решения принимались? Все мы хорошо помним и дни принятия новой Конституции нашей республики. 27 апреля — в День Республики — Якутия отмечает 82-ю годовщину основания республики и 12-ю — вступления в силу новой Конституции.

Хочу подчеркнуть, что процесс суверенизации в нашей республике никогда не носил характера сепаратизма, а шел под лозунгом «Сильные регионы — сильная Россия» во имя укрепления могущества России и расцвета Якутии в ее составе.

Другое дело, что некоторые политические силы использовали период переустройства государственных устоев в стране в своих сиюминутных интересах и ради амбиций не остановились даже перед развалом великой страны — Советского Союза. Это касается, прежде всего, высшего руководства тогдашних РСФСР, Украины и Белоруссии. Я думаю, даже после ГКЧП был шанс сохранить Союз, за исключением, разве что, прибалтийских республик.

— Что было достигнуто за это время, что упущено?

— За прошедший этап исторического пути наш народ показал, в целом, свою зрелость — как сложившаяся нация. И политическая элита, и другие слои населения оказались готовы к большей самостоятельности и ответственности. Выросло целое поколение молодых политиков, деятелей культуры и искусства, предпринимателей среднего звена.

Чего не достигли? Все-таки не удалось из среды якутян воспитать весомое количество крупных топ-менеджеров. Не появилось у нас настоящих предпринимателей-миллионеров — организаторов производства. И как бы определенное количество народа с предубеждением ни относилось к богатым, предприимчивым людям, все-таки они тоже — показатель динамики социально-экономического развития общества.

Еще один большой минус — аполитизм, апатриотичность значительной части нынешней молодежи, ее падкость к внешним, зачастую ложным, атрибутам «современности», падкость к дешевой рекламе, приверженность к настоящему злу для молодых лет — к пиву и сигаретам.

Иван Мигалкин — помощник режиссера-постановщика пьесы И.Гоголева «Сердце солдата». (Спектакль занял II место на юбилейном смотре-конкурсе Московского военного округа, посвященном 60-летию Советской Армии). г. Брянск, 1978 г.

— Вы хорошо знаете историю Якутии. Кто из известных деятелей, представителей первой волны якутской интеллигенции, оказал наибольшее влияние на самосознание народа?

— Перед тем как ответить на этот вопрос, я бы хотел подчеркнуть ту основу, опираясь на которую и появилась первая якутская интеллигенция. Народ саха — народ древней культуры, в том числе и древней политической культуры. С первых десятилетий вхождения Якутии в состав Российского государства якутская знать стремилась использовать возможности государственности для пользы родного народа. Это мы знаем на примере таких именитых людей, как Сэсэн Аржаков, лично подавший записку Екатерине II о якутах, Иван Мигалкин, первый голова якутской Степной Думы и других.

До сих пор бытует мнение о темноте якутских феодалов, их тяжком угнетении бедного люда. Что ж, были, конечно, типажи с тяжелым нравом, часто жестокие и неправедные. Но не стоит целый класс, целый слой тогдашнего якутского общества наделять бесчеловечными качествами. Именно представители класса имущих были наиболее предприимчивы, оборотисты, более других понимали и остро воспринимали задачи истории, встающие перед якутским народом. Из их среды и появились, в основном, общественно-политические деятели улусного и областного уровня, поднимавшие вопросы развития народа вплоть до царствующих особ.

Что касается интеллигенции, многие деятели из первой плеяды до сих пор еще широко не известны. Поэтому необходимо проводить больше работы по пропаганде их деятельности среди населения, особенно среди молодежи.

— Якутия, как субъект Российской Федерации, во многом зависит от воли Москвы. Мы тысячами нитей — и экономическими, и политическими, и просто человеческими — связаны с метрополией. Как Вы расцениваете сложившиеся в последнее время федеративные отношения в России?

— Весь мир сегодня опутан тысячами, миллионами километров нитей человеческих отношений (имея в виду, что хоть любовь, хоть война, хоть торговля — это все от человека). Нет в мире ни от кого не зависящих стран. Независимы могут быть лишь дикие племена, затерянные в бескрайних джунглях.

Многие сетуют, что Москва опять все бразды правления берет в свои руки, опять наступают времена унитаризма. Что тут можно сказать? Я думаю, что сначала, когда еще не устоялось общероссийское правовое поле, республики вынуждены были создавать свое законодательство для налаживания жизни, для социально-экономического развития своих регионов. Затем наступил черед установления общероссийского законодательства. Мы этот период и переживаем. Здесь не должно быть перекосов. Есть, безо всякого сомнения, деятели в пределах Садового кольца, которые хотели бы, чтобы все решалось именно в этих пределах. Так не должно быть. По признанию и столичных, и региональных компетентных юристов, Конституция России — выдержанный, хорошо сбалансированный документ, учитывающий как интересы всей федерации, так и интересы субъектов России.

Все должно быть согласно Конституции. Распределение полномочий центра и субъектов федерации должно идти хоть и с перетягиванием одеяла (без этого не обойтись), но по справедливости и с исправлениями перекосов как со стороны центра, так и со стороны республик, областей и краев.

У республики наработан огромный опыт работы с центром и регионами. Я уверен, что наша сегодняшняя политическая элита найдет необходимые рычаги действия, и Якутия, как крупнейший субъект великой державы, достойно будет представляться на всех уровнях общественно-политической жизни страны.

Заседание литературного объединения «Хомус». 1984 г.

— И в Якутске, и в Москве много говорят и спорят по поводу будущего АК «АЛРОСА». Общественность республики проводит акции в защиту статуса алмазной компании. Может ли общество реально влиять на принятие государственных решений, на власть?

— Безусловно, да! И меня беспокоит то, как жители республики довольно апатично относятся к этому животрепещущему вопросу. В разговорах, как говорится, на кухне все обсуждают эти дела. Но общественной активности не проявляется. Нет особой поддержки энтузиастам и с нашей, с писательской, творческой стороны. А ведь группа энтузиастов собрала 67 тысяч (если не ошибаюсь) подписей в защиту компании «АЛРОСА». Я почти уверен, что власть предержащие все-таки обратят внимание на столь весомое количество подписантов, выразивших свое отношение к данному вопросу.

 

О литературе

— Иван Васильевич, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние литературы? Сегодня люди больше читают «желтую прессу», детективы, в общем легкий жанр в моде. В то же время отмечается упадок интереса в целом к чтению. Книгу заменяют телевидение и Интернет. Мы, имеются в виду россияне, перестаем быть читающей страной? В чем Вы видите причины?

— Возможно, я банален. Но сегодня читают все меньше. Молодежь, да и не только молодежь, увлекается компьютерами, Интернетом, видео, сплошь оцифрованной информацией. Что ж, видимо, это столбовой путь развития человеческого общества. А мы, писатели, все еще держимся своей «патриархальщины», не поспеваем за бегом информатизации.

Как и всякое социальное развитие и век информатизации также найдет своих певцов. Их творения будут волновать свою среду. Но и мы, надеюсь, еще найдем необходимые душевные порывы для запечатления все еще нашего времени.

Когда-то советские люди считались самым читающим народом в мире. Тут, я думаю, без борьбы идеологий не обошлось. В своей борьбе за массы США и СССР пошли двумя путями. Более богатые американцы стали развивать и лелеять киноиндустрию, а мы, как всегда, нашли более дешевый, но эффективный ответ — всемерную поддержку литературы и писательства. И все еще никто не может дать оценку, сделать долгосрочный прогноз, что более «эффективно» для духовного развития — кино или книга?

Вот американцы, к примеру, сработали на новых технологиях с головокружительными спецэффектами натуралистическую экранизацию книги всех времен и народов — Библии (речь идет о фильме «Страсти Христовы»). Таким образом, наш спор о книге и кино имеет продолжение.

— Кем является писатель в современном обществе?

— Писатель сегодня, как и всегда, старается ощутить и выплеснуть наружу свое понимание времени и общества. Настоящие писатели всегда находились на острие социального развития. Своим обостренным чутьем и наитием они прощупывали пути дальнейшего развития своего народа, отмечали общественные победы, ставили диагноз своему обществу, а то и прорывали тлетворные опухоли. Словом, писатель являлся и является своего рода и «разведчиком» социального развития, и в то же время его лакмусовой бумагой.

Современное состояние писательства и литературы также есть объективный барометр здоровья нации. К большому сожалению, в условиях нечтения, при все сокращающейся среде читателей происходит закономерная девальвация писательского труда. В этом часто повинны и многие любители излагать свои думы-чувства на бумаге, склонные потом обязательно поведать об этом миру в печатном виде. При нынешней доступности множительной и типографской техники это явление также действует против настоящего писательского труда.

Писатели и читатели есть и сегодня. Их масса. Но очень слабо развита у нас литературная критика. И нет ориентиров ни у писателей, ни у читателей. Из-за этого мы носимся в море без ветрил и без весел.

Еще одно препятствие для выхода на российский и мировой уровень — слабое развитие переводческого дела в республике. У нас хорошая школа перевода, есть и очень талантливые переводчики. Но нет организаторской работы в этой области, ни моральной, ни материальной заинтересованности для переводчиков. А ведь порой работа переводчика по своей общественной ценности стоит наравне с авторской, а в наших условиях, зачастую, бывает и повесомее.

— Язык — основа литературы, ее жизнеспособность зависит от состояния языковой культуры. Молодежь не только в городе, но и на селе в разговоре часто употребляет сорные, жаргонные словечки, сам русский язык засоряется неоправданными терминами и словами из других языков. Как бы Вы оценили состояние и перспективы якутского языка? Что надо делать для его сохранения?

— Все констатируют факт засорения и обеднения лексики сегодняшних носителей якутского языка. Сам язык не обедняется и не деградирует. Он останется в веках богатейшим и красивейшим языком. Это беда не языка, а беда сегодняшних, общающихся на этом языке, людей, все более и более превращающих настоящий язык саха в мертвый язык наподобие латинского или старославянского.

Что нужно для защиты языка саха от нерадивых носителей? Нужна твердая государственная воля. Закон есть, но он не выполняется. Закон, возможно, суров, но он закон, и он должен выполняться.

Кроме того, именно из среды творческих людей, известных политиков и молодежных лидеров должны выйти, скажем так, законодатели высокой моды на знание родного языка, чистоту его употребления.

Послушайте, как высказывают свои мысли на родном языке многие наши депутаты, иные крупные руководители, а также и представители нашей интеллигенции. Они рассеянны, не следят за своей речью. И так силятся высказаться, и сяк, в итоге получается ни по-якутски, ни по-русски. И смысл плохо улавливается, не говоря уж о красоте выступления. У них нет порядка в использовании слов. Я наблюдаю, что у того, кто не следит за своей речью, и работа идет ни шатко, ни валко.

С Полномочным представителем Президента РФ по Дальневосточному федеральному округу К.Пуликовским. Литературный комплекс В.А.Протодьяконова-Кулантая. 
Июнь 2002 г.

— 24—25 марта состоялось совещание молодых литераторов. Что Вы увидели, какова новая литературная поросль? Видите ли в них продолжателей якутской литературы?

— Часто слышу, что сегодня уже нет замены старшим поколениям писателей. Это, конечно, абсолютная неправда. Талантливая молодежь у нас, без всякого сомнения, есть. Она творит и действует. Более того, сегодняшние молодые, в отличие от старших, более раскованны, им не мешают идеологические препоны. Они более коммуникабельны, у них накоплена масса полезной информации. И это выпукло доказало прошедшее XIV совещание молодых литераторов. У нас есть продолжатели. Есть продолжатели неординарные, есть продолжатели и сложившихся традиций. Нашу литературу ждет своеобразный Ренессанс.

 

О культуре

— Каково, на Ваш взгляд, состояние культуры республики в целом на день сегодняшний? Что — в перспективе?

— Сказать, что наша культура на высоте, как бы ничего не сказать. Да, у нас сложилась своеобразная высокая культура, достигнуты успехи практически во всех направлениях. Огромен интерес к нашему национальному мировоззрению и фольклору. Но я бы остановился сейчас на облагораживающем, воспитующем и познавательном значении культуры. У нас ведь существуют как бы два значения культуры. Первое, это само понятие культуры как совокупности достижений народного духа. А второе — характеристика той или иной личности в общественном ее поведении (человек «культурный» или «некультурный»).

К большому сожалению, в наших городах и селах растет масса некультурных людей. Пара-тройка или целая группа молоденьких девушек, шествующих, дымя сигаретами и плюя на тротуары, увы, обычное явление. Ну, если уж ты одержим бесом курения, не делай это публично. Спрячься от глаз людских прочь и предавайся своей слабости. Так, нет... Или вспомним наши иные молодежные мероприятия на площадях столицы. Все девушки и юноши —- огромными бутылями сомнительного качества «Очакова» или «Эллэя», а под ногами — «стреляные артгильзы» опять же пивных банок. А у многих в это время уже и глаза как банки...

Что — в перспективе? Надеюсь, что с замечательными достижениями в области высокой культуры и образования устраним недостатки и в личной культуре.

— За прошедшие полстолетия какой период Вы считаете наиболее плодотворным в истории культуры республики (или наиболее важным, значимым для ее дальнейшего развития)? И почему?

— Каждый период имеет своих достойных деятелей культуры. Лучшие люди нации, в том числе и выдающиеся деятели культуры, в свое время решают задачи современного им общества. Кстати, хочу заметить, что слишком уж опередившие свое время люди, как правило, не оказывают влияния на свое общество, а потомки вспоминают о них в качестве некоего курьеза: «Смотрите-ка, даже в то время, вот как...». Ну, это, к слову...

Я бы никогда не противопоставлял людей разных времен. Талант в любых условиях находит себе применение. Недавно прочитал в книге прекрасного биографиста XIX столетия Ф.Ф.Павленкова очерк о первом президенте Российской Академии Наук княгине Е.Р. Дашковой. Вот что о ней говорится: «Дашкова была очень деятельной и живой натурой: это проявлялось в ней в течение всей ее жизни. Когда ей не доступна была широкая сфера деятельности (курсив мой), она старалась вникать во все подробности той маленькой сферы, которая, в виде родовых поместий, была ей подвластна. Она помогает плотникам воздвигать стены, собственными руками участвует в прокладывании новых дорог, кормит коров, сочиняет музыкальные пьесы, пишет для печати. Она громко говорит в церкви, поправляя священника, если он невнимателен; она громко толкует в своем маленьком театре и подсказывает актерам, когда они забывают роли. Она сама и доктор, и аптекарь, и фельдшер, и кузнец, и обойщик, и судья, и маклер...» И у нас в Якутии много можно было бы привести примеров деятельности всесторонне талантливых людей, живших и работавших и в царское, и в сталинское время, и во время Великой Отечественной войны, в пятидесятые, в шестидесятые, в годы так называемого «застоя». И в наше время, разумеется, тоже очень много людей, не замыкающихся в каких-то рамках. Настоящий художник никогда не был белоручкой, засиживающимся лишь за своим рабочим столом. Только жизнь, только работа, внимательное отношение к людям, к их взаимоотношениям ковали и куют настоящих мастеров слова.

С литературным наставником,
Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии поэтом Егором Исаевым. 2001 г.

— В условиях глобализации каким Вы видите перспективы развития национальных культур? Ваше отношение к так называемой масс-культуре?

— Я думаю, что на всякий вопрос человечество, пусть часто и через страдания, но находило ответы. Глобализация... Глобализация, видимо, есть необходимый шаг в развитии человеческого общества. Она, как явление, несет в себе и положительные, и отрицательные силы. Если уж великие европейские культуры, такие как французская, немецкая или испанская сегодня весьма обеспокоены потенциальным нивелированием своей идентичности, то мы, саха, казалось бы, еще более должны остерегаться последствий всемирной унификации всего и вся. Но, может быть, именно в нашей культуре, в нашем языке, в нашем мышлении содержатся рецепты противоядия от отрицательных сторон глобального развития?

Что касается масс-культуры, то эта разновидность творчества также имеет свои каноны, да и влияет уже не столь массово, как раньше. По-видимому, мир изживает в себе и эту болезнь роста. Человек волен выбирать. Кому-то сегодня продукт масс-культуры люб, а другому — подавай элитарное искусство. А завтра и те, и другие вольны заинтересоваться совсем иными направлениями. Все должно быть в разумных пределах (допустим, тончайший парфюм, распыленный без меры, превращается в нестерпимую вонь).

Я уверен, что якутский народ, его культура и язык не для того пережили совсем нелегкие века, чтобы нынче, в век новейшего развития, исчезнуть без следа. Пусть будут благополучны, образованны и культурны во веки веков наши дети и внуки — это они залог будущности нашей республики.

Вопросы задавал Олег СИДОРОВ.


"От боли, как от счастья, пел..."

* * *

Хвала излишняя
Нередко губит души.
Как сладость
Незаметно зубы рушит.

Была девчонка
Гордой недотрогой,
Но увела ее хвала
Дурной дорогой.

Хвала всегда отыщет
Нужный повод:
Порой за то похвалят,
Что ты молод.

И, не пытаясь
Суть твою понять,
Польстят,
Чтоб настроение поднять.

Хвалить нетрудно,
Быть хваленым тоже,
Но выдержать хвалу
Не всякий может.

1974
Перевод Н.Черкасова.

 

Первый снег

Первый снег
Кружится с высоты —
Не от снега ль
Думы так чисты?

Радуются снегу
Все вокруг,
От него душа
Светлеет вдруг.

Снег желанной
Чистотой своей
Исцеляет
Страждущих людей.

Первый снег
С заоблачных высот
Утешает
Вдовых и сирот...

Все на свете
Может первый снег,
Словно с добрым сердцем
Человек.

1969
Перевод Ю.Денисова.

 

Жизнь

Ты вечно юными глазами
Глядишь из глубины веков,
И жадно смотришь вместе с нами
В глаза античных стариков.
На это солнце, звезды ты
Глядишь без сожаления,
Здесь по законам красоты
Любовь из микро-пустоты
Рождает поколения
Людей, что звезды открывают,
О жизни в космосе мечтают.
На то она и жизнь, друзья,
Что без мечты нам жить нельзя!
Считая жизнь своею ровней,
Люблю любовию сыновьей!

 

Горький запах листьев

Суждено мне, наверно, судьбой
Расставаясь, поплакать с тобой.
Запах листьев мне ноздри щекочет,
Горький запах разлуку пророчит.
Вот последние осени дни
Мы с дождем остаемся одни...

 

Моя жизнь — вечный путь

Твой сын поэтом стать решил
И этой цели не оставил.
Одним уж тем я нагрешил,
Что плакать о себе заставил.

О, если б матери моей
Страданья подсчитать сумел я!
То на десятки матерей
Все слезы б разделил я смело.

Длинны пути мои порою
И неспокойны, что таить?
Я болен жизнью как игрою
И не могу иначе жить!

Мне было «море по колено»,
Утехи супер-поколенья...
Все было на моем пути,
Родная, ты меня прости.

Поэзия — вот мой удел!
Не раз я падал, поднимался,
Терял, искал, не унимался,
От боли, как от счастья, пел,
Мои стихи — вот мой удел!!!

 

Где ты, мой ночной алас?

Я боялся будучи ребенком,
Выходить на улицу ночами.
Мне казалось, в лиственнице тонкой
Кто-то прячется с огромными глазами.

Вырос я, и лиственницы тоже.
Между ними я иду, петляя.
И воспоминания детства гложут,
Сладкой болью сердце наполняя.

Здесь впервые я познал сиянье
Звезд, бриллиантами рассыпанных по небу,
Кто поймет поэта состоянье,
Если сам в ночном аласе не был?!

 

Дар солнца — жизнь!

У жаворонков, как ни странно,
Есть дни молчанья, песен дни,
Они поют лишь утром ранним,
По вечерам молчат они.

Так и поэт за вдохновеньем
Как птица в небо воспаряет.
Любая мысль — отдохновенье,
И в песне птиц ее рожденье,
Дар солнца — жизнь благославляет.

 

Франческо Петрарка

Словно кони во времени мчатся
И, рифмуя в сонеты столетия,
Над аласом моим кружатся
Тех сонетов-баллад многоцветия.
Проходите и будем друзьями,
Вкруг сэргэ соберемся мы с вами...

Будто музыка чудная льется,
О великой любви в ней поется.
В тех сонетах слова, как алмазы,
Словно песни, баллады, рассказы...
И не жизнь в них, а будто мгновения,
И уносится миг вдохновения
Лены-матушки бурным течением...

О, Петрарка, всех истин дороже
Нам великой любви познание,
И на всех языках несхожих
Выражаем тебе признание.

Коли плакал когда-то много,
И испытывал притеснения,
То сегодня, обласканный слогом,
Осуохай бы пел без стеснения.
И в порыве минутной слабости
Ты бы плакал уже от радости...

Переводы Галины Зотовой.

Hosted by uCoz