На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Лауреаты журнала "Илин" за 2003 год
Василий Никитич ПРОТОДЬЯКОНОВ, доцент Якутского государственного университета имени М.К.Аммосова, и Василий Егорович ВАСИЛЬЕВ — ХАРЫСХАЛ, писатель, драматург, журналист.
Поздравляем!

Ким ДЬЯЧКОВСКИЙ

Духовно-культурный аспект гуманизации образования:

методология проблемы

Сразу же отметим, что актуальность данной темы не подлежит сомнению, т.к. сейчас во всем мире возрастает интерес к проблемам образования (образовательного процесса, образовательной системы, образовательной деятельности и др.).

Полагаю, что тему целесообразно начать с одного весьма важного предварительного разъяснения. Речь идет о смысле и содержании ключевых понятий — гуманизация и гуманитаризация. На наш взгляд, разъяснение этих понятий имеет принципиальный, теоретико-методологический характер, ибо от точности определения и употребления этих понятий зависит раскрытие не только сущности и функциональной характеристики их, но и эффективное теоретическое выражение рассматриваемой проблемы в целом и ее практическая реализация.

Заметим, что хотя термины родственные, однокоренные, но не тождественны, имеют ряд отличительных признаков, касающихся их объема, смысла и содержания.

Первое понятие — шире по объему, чем второе и включает его в свое содержание, и отражает общегуманитарные, общечеловеческие ценности и достижения цивилизации (человекоцентричность, человекосообразность, человекосоразмерность и т.д.), т.е., грубо говоря, на обыденном языке «очеловечивание человека», «человекотворчество».

Что же касается второго понятия, то это преимущественное внедрение в учебно-воспитательный процесс философско-гуманитарных и социально-политических дисциплин в вузе; внедрение гуманитарных, социально-экономических, филологических дисциплин в профильное обучение в школе и других учебных заведениях, а также выделение гуманитарных и гуманистических аспектов, моментов при преподавании физико-математических, естественно-научных и технологических дисциплин.

Сказанное об интерпретации рассматриваемых понятий составляет определенный методологический каркас, абрис, наглядно показывает и убеждает нас в том, что понятия эти взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга, отражают существенные факторы — детерминанты формирования и развития культуры и цивилизации. Вот почему они должны укореняться и занять приоритетное положение в теоретических трудах об образовании, да и в самой практике образования. С сожалением приходится отметить, что подобное различение и подчеркивание методологической значимости этих понятий в развитии культуры и цивилизации весьма часто отсутствует во многих работах, посвященных проблемам образования.

Нет нужды доказывать, что решающее значение во всем комплексе и контексте формирования и функционирования содержания этих понятий принадлежит объективным и субъективным социокультурным (шире — социальным) факторам-детерминантам развития общества (социума) — целостной, самоорганизующей системы отношений между людьми.

В этой связи, не вдаваясь в дальнейшие подробности, отметим, что мы вступили в новый XXI век, когда начала развиваться антропогенная цивилизация (две предыдущие цивилизации — космогенная (традиционное общество) и техногенная (индустриальное общество)), т.е. постиндустриальное, информационное общество, в котором Человек, как высшая социокультурная ценность, выступает центральным фактором саморазвития, самосовершенствования всего общества, всей общечеловеческой культуры. Здесь следует добавить, что новый век — это век информационно-коммуникативной культуры, где первостепенное значение имеет гуманитарная и гуманистическая направленность человеческой деятельности, гуманность действий и отношений между людьми.

Акцентируя внимание на этом, особо подчеркнем, что фундаментальным феноменом (фактором), безусловно, является духовно-культурная деятельность человека во всех сферах общественной жизни, в их числе, разумеется, и в образовании. Однако, имея в виду сравнительную новизну проблемы, учитывая ее недостаточную теоретическую разработанность, а также отсутствие значительного для анализа и обобщения опыта пока еще недолгой практики реализации такой деятельности в сфере образования в нашей республике, здесь мы вынуждены воздержаться от подробной ее характеристики и оценок. Поэтому, не входя в развернутое обсуждение прикладной (практической) стороны проблемы, остановимся вкратце лишь на предположениях целесообразности и актуальности рассматриваемой проблемы с точки зрения постулирования ее теоретико-методологических разработок и исследований.

1. Следует особо подчеркнуть принципиальную значимость духовно-культурного феномена в формировании и развитии гуманизма — существенной черты многофункциональной общечеловеческой культуры, которая как совокупный опыт и высшая интегративная форма существования национальных (этнических) культур есть проявление и выражение современной цивилизации. Следовательно, общечеловеческая культура невозможна без сохранения и дальнейшего развития духовно-культурных гуманистических ценностей и достижений национальной культуры, одним из важнейших и определяющих составляющих которой является духовность* (шире — духовная культура).

2. Духовность как созидательная и преобразующая сила современной цивилизации способствует формированию, раскрытию гуманистических ценностей и достижений, гуманистической роли национальных культур, их неповторимых уникальных (например, культурно-семиотических, знаково-символических систем — семиозиса) черт, свойств и признаков (язык, фольклор, философские воззрения, народные представления и знания, художественные, декоративно-прикладные изделия, традиции, обряды, этнопедагогика, национальные игры и др.). На этих основополагающих феноменах должны основываться стратегия, концепции, методы и средства гуманизации образования.

3. «Ядром» духовно-культурного аспекта гуманизации образования (и не только) является сам Человек. Вот почему, в целях гуманизации и гуманитаризации образования необходима широкая пропаганда творческой деятельности, опыта, таланта знатоков фольклора, старины, народной мудрости, промыслов и ремесел, народной медицины, исполнителей олонхо, тойуков, алгысов, арчы, песен, обрядов, ритуалов, признанных мастеров декоративно-прикладного искусства, игры на национальных музыкальных инструментах и т.д.; изучение и освоение произведений выдающихся деятелей науки, культуры и искусства, т.е. всего того ценного, что есть в духовной культуре народа — духовных ценностей, норм и идеалов, которые обеспечивают культурную преемственность поколений. Такой подход поможет поддержанию стабильности и результативности культурной и образовательной деятельности, реализации на практике вариативного и дифференцированного образования, переходу от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам, учебникам, учебно и научно-методическим разработкам, пособиям. Разумеется, с сохранением единой образовательной основы, государственных стандартов. Ведь Конституция РФ гарантирует: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» (статья 43).

4. Многие современные всемирные интегративные процессы, такие, как интернационализация, глобализация, технизация, развитие сети Интернет и др. нередко сопровождаются распространением единых шаблонов и образцов западного (преимущественно американского) образа жизни, игнорированием, разрушением подлинных гуманистических духовных основ, черт и традиций образа жизни, культурной и образовательной (например, в деле воспитания и обучения на родном языке) деятельности народов, особенно малочисленных, что приводит к размыванию, деградации национального самосознания, этнической идентификации и к другим негативным процессам и явлениям. В этих условиях во главу угла необходимо поставить приоритет ценностей и достижений местной, национальной культуры и языка. Первое, что важно для реализации на практике этого — это гуманизация образования «снизу», т.е. с сельских учреждений образования, которые глубоко привязаны к родной земле, родной культуре и языку, родным очагам духовности. Например, гуманизм культуры народа саха проявляется в самосознании и самопознании особенностей аласной, таежной и притундровой культуры, создавшей свои уникальные, неповторимые черты с особым поэтическим (например, традиции олонхо, тойука, дьиэрэтии, дэгэрэн ырыа, чабыргах и др.) ощущением, восприятием и представлением объективной реальности.

5. Духовно-культурный аспект гуманизации образования — и в этом его одно из главных достоинств — ставит проблему модернизации образования на демократические рельсы отношений между центром и субъектами Федерации одновременно с отношениями между учреждениями образования и местной администрацией, т.к. ключевые понятия, само содержание рассматриваемого аспекта выступают связующим звеном (фактором — детерминантом — см. выше) всех заинтересованных в этом процессе лиц. Этому процессу должны способствовать принятая в 2001 году концепция модернизации российского образования и концепция перехода на профильную школу 2002 года. Далее, данный аспект обязательно должен учитываться при создании системы непрерывного образования, ориентированной на использование новых автоматизированных технологий, индивидуальных средств обучения, постоянное повышение профессионального уровня и общей культуры работников образования.

6. Важнейшая теоретико-методологическая особенность и значимость темы заключается в том, что рассмотренные проблемы могут быть разрешены не по отдельности, а как одна концептуальная, синтетическая проблема — духовно-культурная. Это, пожалуй, главный методологический принцип, положенный в основу данной статьи и основной ее вывод. Именно подобный ракурс видения исследования проблем гуманизации образования позволяет заложить основание для последующего всеобъемлющего исследования многих актуальных проблем образования, сместив акценты в сторону духовно-культурной их трактовки.

Эти предположения, на наш взгляд, добавляют весьма важный новый штрих к устоявшейся традиции гуманизации образования. Теоретико-методологический акцент здесь состоит в том, что духовно-культурный аспект гуманизации образования может и должен выступать как существенный фактор подъема социальной и культурной активности обучающихся, тем самым способствовать эффективному внедрению в жизнь целей и задач модернизации образования.

Мы надеемся, что рассмотренный нами аспект в скором времени проявится во всем учебно-воспитательном потенциале, т.к. это прямым образом касается перспектив развития гармоничной личности в условиях глобальной компьютеризации, видеофикации, виртуалистики, появления новых педагогических парадигм, что, безусловно, имеет исключительно важное значение в обеспечении единства науки и образования.

Наше образование от «культа знания», от знаниецентризма должно прийти к «культу человека», к человекоцентризму, где духовно-культурный аспект гуманизации будет иметь определяющее значение. Это тем более важно отметить, что многие нерешенные проблемы нашей сегодняшней жизни уходят корнями в невнимание именно к духовно-культурным аспектам развития общества, следовательно, и к проблемам образования.


Ким Дмитриевич Дьячковский, канд. филос. н., доцент Якутского госуниверситета.

Hosted by uCoz