Лилия ВИНОКУРОВА
Народ саха
и век репрессий *
* Журнальный вариант статьи «Политические
репрессии: долгое эхо в судьбах
народа саха» //Народ саха от века к
веку: Очерки истории. Новосибирск,
Наука, 2003.
Есть в истории страницы,
простое перелистывание которых
способно повергнуть человека в ужас
и печаль. Есть горе, которому нет
срока давности, трагедии, у которых
нет национальности. По всей России
большая редкость семья, которой не
коснулись политические репрессии:
сидели в тюрьмах, пропали без вести в
лагерях, были казнены, высланы из
родных мест миллионы людей. В СССР в
этом черном потоке были равны все
жертвы: русские и латыши, армяне и
якуты, поэты и политики, шахтеры и
крестьяне, инженеры и оленеводы.
Только официально расстрелянных по
политическим обвинениям с 1918 по 1953
годы — более 800 тыс. чел., а перепись
1939 г. «не обнаружила» около 15
миллионов наших сограждан.
Факт репрессий, их незаконный
характер были признаны на
государственном уровне после 1956г. Но
к концу 60-х гг. все исследования эпохи
культа личности, политических
репрессий были практически свернуты.
Вновь стало возможным обращаться к
теме политических репрессий с конца
1980-х — в начале 1990-х гг. Именно в эти
годы сделались общим достоянием
ранее запрещенные книги, мемуары
ветеранов социализма без купюр,
зарубежные издания по политической
истории СССР в разные годы. В
документальной, художественной и
научно-популярной литературе,
изобразительном искусстве правда о
репрессиях стала синонимом
гласности, знаком переворота в
мышлении. Тема вышла из
политического андеграунда,
превратившись в культовую,
символьную тему эпохи перестройки.
Сегодня в стране практически нет
известного деятеля культуры и
искусства, науки и просвещения,
который бы не обозначил свое
отношение к ней. Обыденный этот факт
отражает значение, которое придает
общество вопросу о политических
репрессиях.
Когда началась перестройка и
гласность представила
неопровержимые факты из трагической
истории прошлого, миллионы людей,
выросшие в условиях дозированной и
скорректированной информации,
пережили нравственное и психо-эмоциональное
потрясение. Рассекречивание архивов
вкупе с критикой тоталитаризма
довершили разгром привычного
каркаса истории, картины целой эпохи
в истории страны. Поколения,
привыкшие гордиться своим
Отечеством, ужаснулись. Власть,
поддерживающая такую Систему, в
одночасье потеряла влияние.
Сегодня без определения
исторических координат невозможно
формирование новой идеологии. В ней
нуждаются миллионы людей, желающих
выйти из сегодняшнего состояния и
жить дальше. Во избежание «повторения
пройденного» новая российская
государственность должна исключать
противоправность, опираться только
на легитимность и общечеловеческие
гуманитарные ценности.
Многонациональная Россия,
пережившая потери и потрясения,
должна научиться быть государством
для своих граждан, а не орудием
против них. А честность перед прошлым
— одно из непременных условий
взаимного доверия власти и общества.
Историография политических
репрессий в Якутии, по понятным
причинам, молода. Политическая
оттепель второй половины 1950 — 60-х гг.
ознаменовалась юридической
реабилитацией многих
репрессированных. Вышли в свет
брошюры-персоналии, воспоминания о
многих замалчиваемых ранее
общественно-политических и
культурных деятелях Якутии,
положившие начало серии последующих
изданий.1 В них нет еще текстов
подлинных документов, статистики,
полной правды о характере и
масштабах репрессий. Но впервые за
многие годы приоткрыта «завеса
умолчания», снято табу со многих имен
и дат. Как завоевание этого времени, в
биографиях погибших в 30-е гг.
появилась фраза «необоснованно
репрессирован». Данное
словосочетание как бы подразумевает
вероятность иных, «обоснованных», «законных»
репрессий...
Публичная реабилитация началась с
классовых позиций, с имен признанных
революционеров и героев гражданской
войны. Она не распространялась на «социально
чуждых элементов», на представителей
дореволюционной якутской
интеллигенции, выходцев из родовой
аристократии и торгово-предпринимательских
кругов. В частности, о
конфедералистах, насколько помнит
автор, нельзя было писать до конца 80-х
гг.
О реабилитации деятелей культуры и
литературы не могло быть и речи.
Наоборот, с 1952г. в Якутии
развернулась новая кампания борьбы с
«антисоветски» настроенной
интеллигенцией и ареной
политического избиения была выбрана
именно гуманитарная сфера. Обвинения
в «буржуазном национализме» были
столь серьезными, что общественное
мнение не исключало самых печальных
рецидивов 38-го года. Был вынужден
бежать из республики, уволенный с
работы и лишенный ученых степеней,
профессор Г.П.Башарин, поставивший
задачу изучения и использования
литературного наследия трех
просветителей якутского народа.
Давно ушедшие из жизни писатели,
гордость якутской поэзии и прозы,
фольклористики и философии,
заклейменные в конце 1920-х гг. как «вредные»
и несовместимые с социализмом, были
еще раз отмечены как идеологически
враждебные.2
В течение 1950-х гг. моральным и
служебным преследованиям подвергся
большой круг студентов,
преподавателей учебных заведений,
служащих государственных учреждений.3
Предпринимались попытки
реанимировать политическую ситуацию
времен массовых репрессий.
Симптоматично, что к этому времени
относится переименование районов.
Свое историческое, национальное
название Таттинский,4
Кангаласский, Нюрбинский районы
вновь обрели лишь в 1990-е гг.. Для
живущих в данных культурно-исторических
пределах, для всего народа саха эти
названия ^не только географические
понятия.
О масштабах и последствиях
репрессивных акций этого периода
можно судить по тому, что
постановление Верховного Совета РС(Я)
«О политической реабилитации
Таттинского района по обвинению в
бандитизме на национальной почве в
1954г.» за №831-ХП было принято только в
1992г.. Целых 38 лет люди несли клеймо и
страдали за то, что родились или
просто жили в районе.5
Нагнетание истерии по поводу «якутского
национализма», практика подозрений «по
национальному признаку»
продолжались до начала 1990-х гг. В
частности, в связи с событиями 1986 г.
был снят с должности ректор
Якутского госуниверситета, доктор
наук, якут-космофизик А.И.Кузьмин,
было предложено уволить первого
доктора философии из якутов А.Е.
Мординова, доктора истории Г.П.Башарина.
Людей, заслуженно пользующихся
признанием в мире науки, всеобщим
уважением в республике, находящихся
в почтенном возрасте, подвергли
жесткому давлению. Как видно, тема
политических репрессий в республике
беспримерно актуальна...
Часть документальных источников по
истории репрессий имеет недавнее
происхождение, события и факты
доступны для полной реконструкции. В
целом, литературу по теме можно
условно сгруппировать на две части:
первая включает так называемую
персоналию с мемуарами,
воспоминаниями и свидетельствами;
вторая группа — это собственно
исследования по истории репрессий.
Первой группой мы обязаны хрущевской
«оттепели», когда был приоткрыт
информационный шлюз. Время
перестройки 1990-х гг. вызвало научное
осмысление политической истории
края, определение в ней роли и судеб
национальной интеллигенции.
Закономерно возник вопрос о
репрессиях в Якутии как части
общегосударственной кампании. Как и
по всей стране, в 1980-е годы
республиканская печать ознакомила
читателей с широким кругом
исторических свидетельств, включая
воспоминания уцелевших жертв
репрессий или их близких.
Характерным изданием этого этапа
освещения репрессий является книга «Центральное
дело (Хроника сталинских репрессий в
Якутии)», вышедшая в 1990 г. в
республиканском книжном
издательстве.7 Молодыми
журналистами И.И. Николаевым и И.П.
Ушницким была предпринята попытка
вскрыть иезуитский механизм
получения самооговоров, показать на
документальной основе подоплеку
известных судебных процессов. Очерки
проникнуты искренним преклонением
перед тюремным, последним подвигом
обреченных, их противостоянием
машине беззакония — публицисты
показали репрессированных не
безгласными жертвами, а
несломленными и непобежденными.
Появляется большое количество
информации об эпохе репрессий,
хронологический диапазон весьма
широк — освещаются события, начиная
с 1920-х годов. Много работают в этом
направлении такие известные в
республике авторы, как Е.Е.Алексеев, М.С.Иванов-Багдарын
Сюлбэ, Д.В.Кустуров, И.Е.Федосеев-Доосо,
амгинский краевед Д.Н.Гаврильев,
знаток северной истории А.Г.Чикачев...8
История репрессий начинает
обрастать лицами и фактами: районные
газеты ведут местные исследования,
журналисты и ученые открывают для
общественности малоизвестные
страницы времени репрессий. Для
широкого читателя открываются
отдельные «дела» по районам и
населенным пунктам, в т.ч. и закрытые
в свое время «за недостатком улик»,
но оставившие след в судьбах людей.9
Профессиональная работа Д.В.Кустурова
2000 г. — характерный пример подобных
изысканий, собравший свидетельства
очевидцев и участников событий за
время с 1920-х до начала 1990-х гг.
Типичным обнародованным
документом является письмо министра
госбезопасности ЯАССР подполковника
Речкалова секретарю обкома партии
Борисову С.3. от 29 февраля 1952 г.10
Оно содержит интересную информацию о
«раскрытых» в республике заговорах.
Указаны «разоблаченные» группы
учителей Нюрбинского района,
вилюйских учителей — «американских
шпионов», алданская « шпионская
группировка», «работавшая на
японскую и немецкую разведку». По
делу Вилюйского педагогического
училища прошло 90 человек, всего же
как участники 12 «контрреволюционных
организаций» Якутии за 1943-1951 гг. были
осуждены 121 человек.
До сих пор малоизученной в истории
политических репрессий Якутии
является тема военнослужащих,
прошедших плен в годы Второй мировой
войны. Бывшие военнопленные солдаты-якуты
(и не только солдаты) подверглись
лагерному заключению и лишению
гражданских прав. Прошел через
советский лагерь будущий народный
учитель СССР, выдающийся педагог-математик
из Верхневилюйского района М.А.Алексеев,
долгие годы провел в тюрьме и ссылке
профессиональный разведчик из
Таттинского района Г.М.Андросов.
Известны имена целого ряда мучеников,
испытавших двойную неволю. Попавшие
в плен тяжелоранеными или
безоружными, Родине они могли
сказать как моабитский узник: «Прости
меня за то, что не умер смертью
солдата в жарком бою...».
Биографический очерк краеведа Д.Н.Гаврильева
о Г.Андросове — практически
единственный, отражающий данный
сюжет.
За прошедшие годы журналы «Чолбон»,
«Илин», «Полярная звезда» сделали
очень много для восстановления
исторической справедливости,
реабилитации доброго имени сотен
честных людей, погибших в разные годы.
Ознакомление с научным содержанием
взглядов лидеров национально-освободительного
движения, творческим наследием
деятелей науки и культуры стало
главным направлением деятельности
журнала «Илин», получившего в эти
годы признание не только в Якутии, но
и в читающей России — как одно из
лучших общественно-политических
изданий.
Тема репрессий в республике
оформилась в отдельную научную
проблему: вышли исследования Е.Е.Алексеева,
Т.С.Ивановой. Первый посвятил свой
труд сложной истории национального
вопроса в республике, которая кровно
(к сожалению, в прямом смысле)
переплетена с историей политических
репрессий. Автор вводит в научный
оборот большое количество ценных
документов из архива ФСБ РС(Я),
государственных хранилищ Российской
Федерации, делится с читателем своим
видением проблемы и своими оценками
событий и людей.12
Т.С.Иванова систематизировала
научную информацию по периоду 1920-1930-х
годов, руководствуясь «необходимостью
определения социальных групп
населения, подвергнутых
внесудебному произволу, причин и
размаха репрессий и тем
обстоятельством, что биографии
многих репрессированных неизвестны».13
Исходя из анализа исторической
обстановки, автор определила причины
репрессий, их направленность по
социальным слоям, этапы и т.д. В этом
принципиальная ценность труда Т.С.Ивановой,
рассматривающей внесудебные
репрессии не просто как следствие
признательных показаний конкретных
людей.
Отрадно, что якутские
исследователи требуют критического
подхода к следственным делам в
качестве исторических источников,
учитывая, что фальсификации,
документальная недостоверность
служебных источников давно
общепризнанны. Даже известные
справки из органов ЗАГС о смерти
заключенных были заведомо ложными,
потому все источники подлежат
перекрестной проверке и
сопоставительному анализу.
В Сибири и на Дальнем Востоке также
ведется исследовательская работа по
теме репрессий, частично выходящая
информационными нитями и на якутский
материал. Нельзя не согласиться со
справедливой оценкой сибирского
исследователя С.А. Папкова: «Учесть
всю совокупность последствий
террора (демографическую и социально-политическую)
практически невозможно, поскольку
государственное насилие было
необычно широким, многообразным и
развивалось под прикрытием
узаконенных уголовно-процессуальных
норм или без каких-либо норм вообще...».
Сибирские исследователи склонны
считать, что судебные репрессии в
1932-34 гг. в Сибири были более
разрушительными, чем в годы красного
террора 1920-21 гг.
Это косвенно подтверждается
данными якутских ученых. Так, по
мнению Е.Е. Алексеева, только по делу
«февральского заговора» в Якутии
было арестовано по разным данным до
400 чел.15 В литературе есть
выражение «съезд расстрелянных» —
об участниках 17 съезда ВКП(б). По
аналогии с ним можно назвать Шестую
областную партийную конференцию в
Якутске «конференцией обреченных».
Из участников политических баталий,
развернувшихся на ней, мало кто
уцелел — и разгромленные как
либералы и тайные «буржуазные
националисты», и победившие
непримиримые коммунисты. Их имена
встречаются в единых списках
репрессированных в 1928—1939 гг.
«О широте и размахе репрессий в
Якутии не удалось выявить сколько-нибудь
полных данных и проследить их
динамику. Имеются лишь отрывочные
сведения, но в различных источниках
повторяется несколько раз одна и та
же цифра — 1800 человек арестовано в
Якутии за последний квартал 1938 г.», —
пишет Т.С Иванова.16 Из них 1022 —
без санкции прокурора, вскоре в
тюрьме умерло 18. Это тоже характерная
черта «расследований», когда
подследственные просто... не доживали
до суда. По делу №2148, известному как «процесс
25» или «Центральное дело», из 42
обвиняемых дожили до суда 25 человек.
Из арестованных в конце 1938 г. и «давших
показания» 350 человек в феврале 1939 г.
отказались от своих показаний 337. Из
1800 обвиненных в период 1950-60-х гг. было
реабилитировано 1430. Повторно
осужденные (тоже широкая практика
механизма репрессий) П.П.Кочнев, А.А.Пономарев,
Г.Т.Семенов, освобожденные только в 50-е
годы, были реабилитированы в течение
1960-80-х гг.
Многократные и даже посмертные
гонения были частью механизма
репрессий. Например, А.И.Софронов —
Алампа, поэт и драматург, умер после
Соловок в 1935 г. на родине, а в 1938-м его
имя значилось в показаниях apecтoвaнныx.l7
Имена ужe покойных Алексея
Елисеевича Кулаковского,
Анемподиста Ивановича Софронова,
Петра Вонифатьевича Слепцова
фигурировали в процессах 1938-1939 гг. В
тех списках, в прямом смысле выбитых
из бесправных арестованных, значился
весь цвет нации: живые и мертвые,
умершие своей смертью или уже
замученные. Все они вновь и вновь
проходили в списках-обвиняемых — «контрреволюционеры,
буржуазные националисты, левые и
правые уклонисты, троцкисты и эсеры,
кулаки и бедобандиты, английские,
немецкие, японские шпионы».
Якутские репрессии в
общероссийских документальных
публикациях и мемуаристике — тема
особая. Интересно, что в известном
романе О.В.Волкова «Погружение во
тьму» есть упоминание о соловецкой
судьбе участников якутских событий
1928 г. «Та моя, первая, «благополучная»
соловецкая зима оказалась последней
для якутов, перед самым закрытием
навигации большой партией
привезенных на остров. Они все — до
одного! — умерли от скоротечной
чахотки»,18 — вспоминал русский
аристократ, выживший в репрессивном
аду, по собственному признанию, чтобы
свидетельствовать.
Воспоминания эти, образец
лояльности подлинной российской
элиты к расам и народам, весьма
характерны. Так, о мусаватистах из
Азербайджана О.В.Волков (московский
потомственный дворянин) пишет с
большой симпатией, подчеркивая при
этом политическую суть их движения. О
корнях же и подоплеке «дел» якутских
заключенных — только общее суждение
... о бегстве «оленеводов все далее
вглубь тундры и тайги». Впрочем,
нельзя в мемуарах узника с
тридцатилетним стажем требовать еще
и оценки малочисленного
политического выступления якутских
федералистов...
Внесудебный характер политических
репрессий отражен в самом механизме
осуждения: из более чем 2 тысяч
уголовных (политических) дел 1300 были
рассмотрены внесудебными органами —
«тройками», «особыми совещаниями» и
т.п. Внесудебные решения «троек»,
спецколлегий и особых совещаний были
отменены 16 января 1989 г. Указом
Президиума ВС СССР «О дополнительных
мерах по восстановлению
справедливости в отношении жертв
репрессий, имевших место в период 30-40-х
и начала 50-х гг.».
Репрессии были государственной
кампанией. От осторожного
заигрывания с представляющими
реальную опасность антисоветски
настроенными слоями окрепшая за счет
тотального уничтожения врагов и «победившая»
в братоубийственной гражданской
войне новая власть перешла к ocyщeствлению
зaвepшaющего этaпа — yничтoжeнию
реальных и потенциальных оппонентов.
В Якутии именно эта
интеллектуальная оппозиция несла в
себе революционную ауру бескорыстия,
дух романтизма, всегда парящего над
обывательской узостью и
национальным эгоизмом.
Репрессированная интеллигенция по
образовательному уровню, культурной
ментальности, геополитическому
мышлению соответствовала лучшим
представителям современной ей
российской и европейской
интеллигенции. Была широкой по своим
взглядам, обладала глубинной
пророссийской патриотической
ориентацией. Она и сегодня остается в
культурном и интеллектуальном
планах образцом для подражания.
Вот уже десятилетие страна,
переживающая непростые времена,
обращается к собственному прошлому.
До этого прошли долгие годы, полные
отчаяния преданных и страха
преследуемых. Для представителей же
народов, только познавших сладость
гражданского и человеческого
равенства, вставших на путь
невиданного ранее культурного,
социально-бытового роста, репрессии
заключали в себе особенно зловещий
смысл. В каждом акте подавления ярких,
мыслящих, честных людей, кроме
тоталитарного презрения к личности,
ощущался грозный шовинистический
подтекст: «помни место свое, ты
остался ничтожеством».
Обостренным столетиями
колониального неравенства
этническим взглядом народ оценивал и
запоминал, вырабатывал условный
рефлекс «не высовываться». К
традиционному терпению, социальной
толерантности народов Якутии был
привит опасный вирус духовной апатии,
страха перед Властью, стремления от
нее отгородиться и откупиться
показной покорностью, послушанием.
В настоящее время очерчены общие
контуры процесса политических
репрессий, который, подобно раковой
опухоли, поглотил и погубил живые
клетки начального роста. С
метастазами в виде исторической
амнезии, глубокого страха перед «идеологической
невыдержанностью», всевозможными
обвинениями и вытекаюшими оттуда
репрессиями общество живет, кажется,
до сих пор. Показательно, что в
общероссийской газете для учителей в
1999г. по поводу итогов конкурса
школьных генеалогических
исследований было указано, что
учащиеся столкнулись с нежеланием
старших рассказывать родословную,
освещать собственное национальное и
социальное происхождение.19 Это
в новой, демократической России в
канун XXI века, в эпоху гласности и
общественной раскрепощенности! Это
как же надо народ запугать, чтобы
внукам и правнукам запрещали знать
свои корни, гордиться предками
своими?
Чем больше узнаешь, тем глубже
убеждаешься в равной гибельности
процесса репрессий для всех народов.
Сталин, чье имя стало синонимом
политической жестокости к
противникам, был по национальности
грузином. Грузинский народ по сей
день оплакивает свою
репрессированную интеллигенцию,
многие имена которой были гордостью
всей дореволюционной и советской
России. Жестокость, с которой
расправлялись с единокровниками,
потрясает. Видимо, политика
национального нигилизма, стремление
«встать над национальностью» может
принимать и такие античеловеческие
формы.
Последствия репрессий и в Якутии
были тяжкими и ,как видно,
протяженными во времени.
Отдаленность края, относительная
малонаселенность, изоляция от
большого мира способствовали
типичным провинциальным патологиям
— ощущению безнаказанности у
местных деятелей, их сверхусердию и
старанию «получше отчитаться» перед
Центром. Механическое пользование
инструментарием центральных органов
безопасности позволял в глухих
якутских наслегах выискивать
теоретических последователей
буржуазных экономистов, среди
малограмотных членов затерянных в
тайге артелей — немецких и японских
агентов, боевиков террористических
организаций.
В политическую практику на уровне
республики надолго вошли «черные
технологии» — провокации, шантаж и
насилие. Авантюристы и карьеристы
получили возможность разыгрывать
беспроигрышные варианты
политических игр для устранения
конкурентов или просто неугодных лиц.
Кадровые вопросы стали решаться не с
деловых позиций, а с точки зрения «классовой
принадлежности», политической «благонадежности»
и личной преданности. Простая
лояльность и профессиональные
качества уже не принимались во
внимание. Подобные «традиции»,
думается, сыграли свою негативную
роль в формировании и
функционировании руководящего
хозяйственного и советско-партийного
аппарата.
В экономических и политических
спорах, научных и культурных
дискуссиях решающим аргументом
стали не интеллект и эрудиция, а
умение играть на политической
конъюнктуре. Поиск истины,
профессиональный диалог сменились
стремлением уничтожить оппонента, в
т.ч. не только морально, но и
физически. Насквозь
политизировались сферы культуры и
искусства, призванные именно в
период репрессий начать массовое
просвещение, образование и
воспитание. Отказ от
дореволюционного духовного наследия
народов Якутии под страхом
политических репрессий деформировал
культурную эволюцию края, лишил
несколько поколений возможности
жить в ауре полноценной
преемственности и идентичности.
Запоздалым, но исторически
справедливым в этом свете выглядит
Указ Президента РФ от 27 апреля 1994 г. «О
восстановлении справедливости в
отношении репрессированных в 20-30-е
годы представителей якутского
народа», прекративший процесс
политического обвинения целого
народа, недоверие к нации, основанные
на печально знаменитом
постановлении ЦК ВКП(б) 1928 г.20
Этот указ ждали долго. Как и другие
небольшие по численности народы,
якуты ощутили ход репрессивного
механизма фактически на
персональном уровне. Близкие
родственники и члены семьи, друзья и
земляки с единых аласов и урочищ были
арестованы, подвергнуты
надругательствам и насилию, казнены
или сосланы. Семейно-клановый
патриархальный мир якутов был
потрясен и обескровлен в прямом
смысле cлoвa. Взаимосвязaннocть
тысячами нитей родства и сватовства,
землячества и хозяйственного
партнерства обусловила глубокий
личностный резонанс в сознании. За
каждым репрессированным именем —
целый род, преданный политическому
остракизму, испивший горькую чашу
долгого унижения. Чувство личной и
общественной незащищенности перед
государством не мoгло пpoйти без
последствий в самосознании народа.
Репрессии прошлись в первую
очередь по национальной элите,
практически полностью был уничтожен
цвет нации. Наиболее образованные,
имеющие уникальный политический,
экономический и военный опыт
представители народа саха, эти «носители
жизненной энергии, интеллекта нации»
(по выражению народного писателя
Далана21) разделили участь
миллионов современников. Народу
преподали наглядный урок наказания
за просвещенность и свободолюбие,
инициативность и одаренность.
Государственная казнь
высококультурных, действительно
патриотичных и интернациональных по
духу людей отравила процесс
созидания новой жизни в республике
страхом и тайным отчуждением
свидетелей жертвоприношения. Уделом
уцелевших стало ощущение
обезглавленности, осознание
духовного и интеллектуального
сиротства.
Был нанесен непоправимый урон
формированию национальной
интеллигенции: инженерно-технических
кадров, профессионалов
государственного управления и
хозяйственного администрирования.
На десятилетия назад была отброшена
подготовка квалифицированных кадров
из представителей местных
национальностей в сферах транспорта,
добычи полезных ископаемых,
энергетики. Закрылись перспективные
научные направления, были прекращены
и запрещены многие экономические
эксперименты и проекты. Показательно,
что в девяностые годы к большинству
из них вновь обратились теоретики и
практики: это развитие Севморпути,
выход России на азиатско-тихоокеанский
регион, вопросы самообеспечения и
подъема перерабатывающей
промышленности в республике и т.д.
Есть еще один важнейший аспект: в
двадцатые годы XX века было
остановлено национально-государственное
переустройство республики. Именно
это инспирировало в эпоху
перестройки, в 1990-е гг. «возрожденческое
направление политики в республике,
создало невиданную ранее атмосферу
этнического раскрепощения для
коренных народов. Потому среди
якутян термин «суверенитет»
пользуется особым пиететом, т.к.
обозначает не только государственно-правовой
статус, но и национальное
самочувствие».22
В общероссийском масштабе
длительные преследования
представителей народа саха по «национальному
признаку» являются фрагментом
национальной политики сталинизма. «Неблагонадежные
народы» были представлены широким
списком: финны и литовцы, калмыки и
чеченцы, немцы и евреи, крымские
татары и китайцы... Как эхо тех времен
в политическом лексиконе
современной России совершенно
легально существует термин «лицо
кавказской национальности».
Свойство любых репрессий —
отзываться на всем организме
сообщества, в котором они происходят.
Экология свободы и интеллекта не
терпит никаких локальных диверсий,
неважно, где начали убивать
инакомыслящих: в Петербурге или
Рязани, в Уфе или Якутске. Бесспорно,
что потери народа саха в годы
репрессий не являются только
национальными. Политический,
экономический, культурный и
человеческий ущерб был нанесен всей
России. Каждого, кто изучал или
просто знакомился с литературой и
источниками по истории репрессий в
Якутии, не покидает одна мысль —
какие умы, какие люди были лишены
возможности жить и работать? Сколько
блестящих решений, взвешенных шагов,
последовательной настойчивости они
могли бы привнести в жизнь
республики и Федерации. С учетом
многолетней атмосферы элементарного
страха за ошибку, за любой невинный
эксперимент и профессиональную
фантазию, можно сказать, что
недореализовался потенциал целых
поколений ученых и хозяйственников,
художников и организаторов.
Память человеческая избирательна.
Из сотен и тысяч репрессированных и
подлежавших «политическому забвению»
каждому взрослому в Якутии сегодня
наиболее известны имена Платона
Ойунского, Максима Аммосова, Степана
Васильева, Степана Аржакова, Исидора
Барахова. Вспомнят, что
десятилетиями нельзя было открыто
гордиться великими Кулаковским и
Софроновым. Масштабы этих личностей,
свет их таланта и глубина связи с
родным народом были таковы, что даже
мертвым им не давали покоя. Их имена
вновь и вновь всплывали на волнах
очередных кампаний «охоты на ведьм».
Последняя попытка разыграть в Якутии
старый спектакль с поиском «врагов
народа», «буржуазных националистов»,
с наказанием «просмотревших и
ослабивших бдительность» была
предпринята в 1986 г.23 «Список
обвиняемых» привычно возглавили
имена репрессированных
замечательных сыновей Якутии.
Патриоты, не отрекшиеся от своих
идеалов, павшие, служа
освобожденному народу в Киргизии и в
Москве, в Иркутске и в Ленинграде, они
искренно верили, что начинается
пробуждение Великой России. Их
интернациональным кредо были строки
П.А.Ойунского: «не все ль равно, где и
кем трудиться, на каком поле сражений
пасть» во имя просвещения и блага
граждан нового государства.
Посмертно и не единожды
репрессированные, оболганные и
оклеветанные даже после физической
кончины — что может быть выше Такой
славы, Такого признания
нравственными и интеллектуальными
оппонентами, Такой неутихающей
памяти в потомках? Незаживающей
раной, почти генетически наследуемой
болью и неоплатным долгом для
будущих поколений народа саха
остались их неосуществленные мечты,
смелые проекты, их видение
свободного равноправного мира.
Примечания
1. Знатная наша землячка//Соц.
Якутия. — 1962 — 28 октября; Петров П.У.
Степан Аржаков. — Якутск, 1962; Аммосов
М.К. Якутия — республика трудящихся
Крайнего Севера/Шолярная звезда. —
1966. — № 6; Филиппов П. Товарищ Максим//Календарь
знаменательных и памятных дат
Якутской АССР на 1997 год. —Якутск, 1967;
Синеглазова В. Ты помнишь, товарищ... (Воспоминания)/.
— Якутск, 1967;
Захаренко Н.Н. Эти прекрасные люди.
— Якутск, 1978 и др.
2. Длительное «дело Башарина»
изложено во многих
постперестроечных публикациях, в т.ч.
содержащем ценные свидетельства
современников сборнике его памяти.
См.: Человек удивительной стойкости и
духовной силы: сб. воспоминаний. —Якутск:
изд-во Якутского гос. университета. —
1997. — 240с.
3. Письмо министра госбезопасности
ЯАССР подполковника Речкалова от 29
февраля 1952г. // Якутия — 1992. — 28 марта.
4. В литературе встречается два
политических процесса под названием
«Таттинское дело», первое относится
к 1938г., второе — к 1954 г. Подробнее о «Таттинском
деле» 1954г. см.: Кустуров Д.В. Репрессия
ыар тыына. Якутск: Бичик /на якут. яз./
— 2000. —С. 89-97, 125-127, 227-242.
5. Кустуров Д.В. Репрессии в
Таттинском улусе и их последствия. //Илин.
2004. №1.
6. Человек удивительной стойкости...,
с. 39.
7. Николаев И.И., Ушницкий И.П.
Центральное дело (Хроника сталинских
репрессий в Якутии). Якутск, 1990. — 160с.
8. Алексеев Е.Е. Обреченные. — с.Намцы
(РС(Я). — Б.и. — 1993. — 111с.; он же. «Признаю
виновным...». Служба безопасности РС(Я):
исторический очерк. — М., 1996. —160с.;
Алексеев Е.Е., Данилов Э.Ф., Васильев С.В.:
Очерк жизни и деятельности. Якутск,
1997; Антонов Е. «Если мы шли против
Соввласти». //Полярная звезда. — 1995. —
2. —С. 103-105; Гаврильев Д. Саха
интеллигенциятын аатын араµаччылыахха//Саха
сирэ. —1998. — 25 августа; он же. Трудная
судьба//Чолбон. — 1991. — 4. — С.85—91;
Макаров Д.С Яркий Максим. Якутск, 1992;
Малькова А. Василий Никифоров.
События. Судьбы.Воспоминания. Якутск,
1994; Попов П. Заговор в Горном районе//Ўлэ
кўўЇэ. — 1992. — 17 июля; Пинчук И.
Статистика якутского Гулага//Якутия.
— 1992. — 23 января, Саха саарыннара.
Биографический указатель имен
замечательных людей. Якутск, 1999;
Б.Сюлбэ. Превратности судьбы.
Якутск, 1992, Он же. Вечная память им. —
Якутск, 1995 (обе книги на якут. яз.);
Федосеев И. Необходима комиссия по «ксенофонтовщине»
и «Булунскому делу»// Кыым. — 1992. — 18
февраля; Чикачев А., Горохов С. Дело №
8093//Советы Якутии. — 1992.— 18 июня и т.д.
9. См. районные и республиканские
газеты: Таатта — 1992. — 2 июля; Сунтаар
сонуннара. — 1992. — 18 июля, 5 августа, 10
декабря; Якутия — 1993. — 5 января и др.
10. Якутия. — 1992, 28 марта.
11. Гаврильев Д.Н. Старший лейтенант
Г.М. Андросов. — Якутск, 1995. — 119с.
12. Алексеев Е.Е. История
национального вопроса в Республике
Саха(Якутия) (февраль 1917 — 1941). Якутск,
1998;
13. Иванова Т. С. Из истории
политических репрессий в Якутии (конец
20-х —30-е гг.).Новосибирск, 1998. — С. 5.
14. Папков С.А. Статистика репрессий
крестьянства Сибири в период
коллективизации (репрезентативная
выборка) //Аграрное и демографическое
развитие Сибири в контексте
российской и мировой истории. ХVII — XX
вв. Новосибирск, 1999. —С. 113.
15. Алексеев Е.Е., Указ. соч., с.137
16. Иванова Т.С Указ. соч., с. 116.
17. Алексеев Е.Е Указ. соч... с. 257.
18. Волков О.В. Погружение во тьму..., с.
81. У
19. История//Приложение к газете «1
сентября» — № 21, 1999; № 7, 2000.
20. Алексеев Е.Е. Об историческом
значении указа Б.Н. Ельцина//Чолбон.
—1994. — С.б—10 (на якут.яз.).
21. Человек удивительной стойкости...,
с. 81.
22. Винокурова Л.И. Аборигенные
меньшинства в суверенном поле Саха-Якутии//
Республика Саха (Якутия): путь к
суверенитету. — Якутск, 2000 — С. 303.
23. Апрельские события 1986 г. (сост.
Луковцев В.Н.). — Якутск, 1996. — 159 с.;
Соц.Якутия, 20 апреля 1986 г. 16 мая, 18 мая
1986г.; Комс. правда. — 1987, 16 апреля;
Вопросы истории. — 1988, № 9; Советское
государство и право. — 1989, № 2;
Известия ЦК КПСС — 1990, № 8.
Лилия Иннокентьевна Винокурова,
кандидат истор. наук, зав. отд.
истории и этнологии ИПМНС СО РАН. |