Афанасий Ефимов-Ыбырыан Уола:
«Мы мечтали, что будем
писать историю народа саха...»
В первой четверти прошлого
века в результате жестоких, бурных
событий гражданской войны немало
замечательных сыновей народа саха
были вынуждены покинуть пределы
родной Якутии. Одни обосновались в
Маньчжурии, Китае, Японии, другие в
США и даже в далекой Финляндии.
Некоторые затерялись среди
просторов необъятной Советской
России, Советского Союза. Многие
сгинули бесследно. Но были и такие,
кто на новом месте оставили о себе
добрую память, славные следы.
А.С.Ефимов-Ыбырыан Уола (1901-1980) —
уроженец бывшего Эльгетского (ныне
Абыйский) улуса бывшего Верхоянского
округа. Родился в зажиточной семье.
Перед самой революцией окончил
Верхоянскую городскую школу. Потом
продолжил учебу в Якутске. В 1921 году
окончил школу второй ступени и
поступил на работу в научное
учреждение, созданное отделом
народного образования.
В это время (осенью 1922 года) в порту
Аян высадилась дружина А.Пепеляева.
Юному Афанасию Ефимову генерал
представлялся народным героем —
освободителем России и Якутии от
необузданного чекистского и
большевистского произвола.
Поэтому 21-летний молодой человек
вступил в ряды пепеляевцев. Его
назначили чрезвычайным
уполномоченным генерала по северным
улусам Якутии. Тогда из-за нехватки
информации об истинном
международном положении и о
российских делах некоторые
известные якутские интеллигенты
тоже поддержали Пепеляева — Д.Т.Борисов,
В.Д.Борисов, М.К.Артемьев, А.А.Новгородов
и другие. Они были намного старше и
опытнее А.С.Ефимова. Поэтому поступок
его следует воспринимать как
поступок патриотически настроенного
честного и отважного молодого
человека.
А.С.Ефимов зимой 1922-23 гг. руководил
окружением и осадой
белоповстанческими войсками
Верхоянска. Город оборонял отряд
Панкратова, состоящий из 70 бойцов.
Старший брат и отец А.С.Ефимова в эти
месяцы находились в осажденном
Верхоянске. Первый — Иннокентий
Спиридонович — даже находился среди
красных бойцов Панкратова. (После
войны Ефимовы, как люди
добропорядочные, не враждовали между
собой).
После разгрома пепеляевщины
Афанасий Спиридонович добровольно
сдался красным и был амнистирован. Но
эта поддержка им в свое время белого
генерала в дальнейшем «подпортила»
судьбу (до начала Великой
Отечественной войны) — из-за
преследований А.С.Ефимов в 1927 г.
покинул пределы Якутской АССР.*
Ранее (в 1926 г.) он окончил Институт
народного хозяйства имени Г.В.Плеханова
в Москве. До и после войны А.С.Ефимов
работал плановиком-экономистом,
ревизором-инспектором в разных
местах и в разных предприятиях.
Афанасий Спиридонович женился на
русской женщине — Марии Викторовне
Колосовой. Вскоре у них родились дочь
Светлана и сын Элгэс. С 1934 года
Ефимовы жили в Крыму, в городе
Симферополе. В начале Великой
Отечественной войны А.С.Ефимов
служил в войсках ПВО. Затем (хотя
многие этот факт и отрицают), во время
оккупации Симферополя немецкими
войсками, был советским подпольщиком.
Должно быть, за проявленную тогда
отвагу и героизм органы после войны
оставили его в покое.
В октябре 1964 года — в дни XVIII
Олимпийских игр в Токио — у Ефимовых
гостили якутские писатели И.Е.Федосеев,
М.Е.Тимофеев и геолог, уроженец
Абыйского района, Н.Н.Хабаров. Через
много лет об этом И.Е.Федосеев
написал воспоминание и поместил в
своей книге «Олох диэн охсуhуу» («Жизнь
есть борьба»).
А.С.Ефимов в знак любви и уважения к
своей Якутии, в честь родного улуса
назвал единственного сына Элгэсом.
Элгэс родился в 1935 году, имеет
профессию инженера-механика. Женат,
имеет одну дочь.
Дочь Афанасия Спиридоновича
Светлана родилась в 1928 году. Имела
профессию инженера-модельера. Муж ее
был железнодорожником, кандидатом
технических наук. Коробцовы жили в
Ленинграде с двумя дочерьми: Аллой —
1956-го и Верой 1953-го гг. рождения.
Самое интересное: в 1964 году костюмы
советских олимпийцев сшили по
эскизам С.А.Ефимовой-Коробцовой.
Иными словами, прославленные
советские спортсмены Ю.Власов, Л.Латынина,
А.Иваницкий, Г.Прозуменщикова, В.Брумель,
Л.Хведосюк-Пинаева, В.Иванов и многие
другие на Токийской олимпиаде носили
костюмы, сшитые по эскизам модельера-саха.
Впору можно было бы гордиться этим
замечательным фактом, но времени
прошло уж очень много — ровно сорок
лет. У нас ведь почти всегда так: или
совсем забываем, или узнаем слишком
поздно.
Но все-таки, уверен, гордиться
успехом Светланы Афанасьевны
никогда не будет поздно. Ее имя можно
ставить рядом с прославленными
именами Т.Пинегина, В.Голованова, Р.Дмитриева,
П.Пинигина, А.Иванова, Г.Контоева...
Из этого даже поверхностного
ознакомления видно, что Афанасий
Спиридонович своих детей воспитал
достойными людьми. К сожалению, ныне
из них жив только Элгэс Афанасьевич.
Светлана умерла несколько лет назад.
Дочери ее живут в Санкт-Петербурге.
Молодая дореволюционная и 20-х годов
прошлого столетия якутская
интеллигенция была всегда предана
своим светлым идеалам и кумирам, была
более фанатичной, с более высоким
самосознанием, более сплоченной и
мобильной, чем нынешняя молодежь.
А.С.Ефимов, хотя и жил далеко от
родной Якутии, за долгие годы не
забыл свой родной язык, сохранил
национальное самосознание.
Книга И.Е.Федосеева — на якутском
языке, поэтому мы приводим несколько
отрывков из нее в вольном переводе на
русский.
И.Е.Федосеев вспоминает, что и как
говорил Афанасий Спиридонович: «...Если
бы я не знал якутского, это означало
бы, что я отказался сам от себя. В
молодости я вступил в борьбу, думая,
что выступаю за счастье родного
якутского народа — в результате всю
жизнь мучился, боялся, как мышь в
своей норе... Я никогда не пил на чужие
деньги. И сам не заставляю других
пить. Есть «Кагор»? Мой отец любил «Кагор».
«Кагор» и заказывайте!»
На вопрос И.Е.Федосеева и его
товарищей: «Находился ли Алексей
Елисеевич Кулаковский в рядах белых?»
был получен очень прямой и жесткий
ответ: «Нет! Он был в качестве
строгого наблюдателя со стороны. Он
был честью якутского народа,
совестью и любовью его. Если бы он
присоединился к нам — мы бы весь
якутский народ подняли против
большевиков.
Наша кровь пролилась не зря!
Восстав против диктатуры
большевиков, мы приблизили приход
автономии. Умные, хорошие люди —
Аммосов, Барахов, Ойунский —
организовали примирение, спасли нас
от неминуемой гибели, от жестокой
резни...
...Когда учился и жил в Москве,
познакомился и дружил с Гавриилом
Васильевичем Ксенофонтовым и
Платоном Алексеевичем Ойунским.
Когда очень сильно тосковали по
родной Якутии — приходили ко мне,
пели якутские песни, вдоволь ели
вареное мясо и ложились спать рядом
прямо на полу. Втроем мы мечтали, что
будем писать историю народа саха с
древнейших времен до сегодняшних
дней.
Не успели, а моих дорогих друзей «съели»
— репрессировали..»
Мы с давних пор множеством разных
прекрасных слов и крылатых фраз
подчеркивали значение произведений
А.Е.Кулаковского, но, оказывается,
далеки от оценки его творений А.С.Ефимовым.
И.Е.Федосеев и его товарищи перед
расставанием сказали Афанасию
Спиридоновичу, что будут высылать
ему новые книги якутских писателей. В
ответ получили вежливый, но прямой,
откровенный и жесткий отказ: «Я,
наверное, не смогу понять нынешних
писателей. Поэтому не высылайте, зря
не трудитесь. У меня есть мой
Ексекюлях Алексей. Когда навалится
невыносимая тоска по родной Якутии, я
беру его книгу, читаю его
стихотворения. Уединенно сижу и
камлаю как шаман («кутуран
ылааччыбын»), тогда мое дыхание,
биение сердца обретают нормальный
ритм, сознание мое проясняется....»
И.Е.Федосеев заканчивает
воспоминания такими словами: «Афанасий
Спиридонович отправился с нами на
вокзал — провожать. Пожал руки на
прощание, лицо его заметно
погрустнело. Автобус устремился в
сторону Ялты, мы в знак уважения к
Афанасию Спиридоновичу долго махали
ему руками.
Он — сухощавый пожилой якут —
одиноко остался стоять на опустевшем
перроне.
Нам стало жалко его, все мы
продолжительное время сидели в
оглушительном молчании, грустно
стало нам от его тяжелой судьбы».
Как мужественный человек, Афанасий
Спиридонович стойко переносил все
жестокие испытания и трудности жизни,
никогда не мирился с
несправедливостью. По словам родных,
он негативно относился к своему
родственнику А.И.Новгородову за его
необъективные высказывания в адрес
замечательных людей Якутии, за
восхваление недалеких и жестоких
руководителей, каковыми являлись
Лебедев, Агеев и Козлов.
А.С.Ефимов так же относился и к
своему родному брату — В.С.Ефимову
(1905—1968 гг.) — за его чрезмерную
жесткость при чекистской работе в
20-30-х годах. Когда в 1964 году у Афанасия
Спиридоновича гостили якутские
писатели, его брат в Якутске тяжело
болел. Тогда А.С.Ефимов не проронил ни
одного доброго слова в адрес брата...
Жизнь и деятельность таких
замечательных людей, как А.С.Ефимов,
не должна оставаться в забвении. В
них — частица истории нашего народа.
Постепенно, но верно надо собирать
осколки прошлого: пример — пожилым,
назидание — молодым.**
История учит жить и творить наше
будущее!
* При подготовке этой статьи автор
пользовался воспоминаниями Бориса
Афанасьевича Осипова — внука родной
сестры Афанасия Спиридоновича
Анастасии Спиридоновны Ефимовой-Дьяконовой
(1899—1983). Он же предоставил в мое
распоряжение и старую фотографию из
семейного альбома. Его мать —
Октябрина Федоровна Дьяконова —
дочь А.С.Ефимовой-Дьяконовой. Также я
использовал при работе воспоминания
писателя И.Е.Федосеева из его книги «Олох
диэн охсуЇуу» («Жизнь это борьба»),
выпущенной в 1997 г. в Якутске.
** Мой дед — Н.Е.Горохов (1873-1983) очень
уважал отца Афанасия Cпиридоновича. А
его жена Анастасия и моя прабабушка
Пелагея были дочерьми Новгородовых
из г.Верхоянска, то есть сестрами.
Следовательно, я по праву горжусь
своим родственником и земляком — А.С.Ефимовым.
Илья Семенович Колосов,
сотрудник Центра детского
творчества при Мегино-Кангаласском
улусном управлении образования. с.
Майя.