На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Илья КОЛОСОВ

Афанасий Ефимов-Ыбырыан Уола:

«Мы мечтали, что будем писать историю народа саха...»

В первой четверти прошлого века в результате жестоких, бурных событий гражданской войны немало замечательных сыновей народа саха были вынуждены покинуть пределы родной Якутии. Одни обосновались в Маньчжурии, Китае, Японии, другие в США и даже в далекой Финляндии. Некоторые затерялись среди просторов необъятной Советской России, Советского Союза. Многие сгинули бесследно. Но были и такие, кто на новом месте оставили о себе добрую память, славные следы.

А.С.Ефимов-Ыбырыан Уола (1901-1980) — уроженец бывшего Эльгетского (ныне Абыйский) улуса бывшего Верхоянского округа. Родился в зажиточной семье. Перед самой революцией окончил Верхоянскую городскую школу. Потом продолжил учебу в Якутске. В 1921 году окончил школу второй ступени и поступил на работу в научное учреждение, созданное отделом народного образования.

В это время (осенью 1922 года) в порту Аян высадилась дружина А.Пепеляева. Юному Афанасию Ефимову генерал представлялся народным героем — освободителем России и Якутии от необузданного чекистского и большевистского произвола.

Поэтому 21-летний молодой человек вступил в ряды пепеляевцев. Его назначили чрезвычайным уполномоченным генерала по северным улусам Якутии. Тогда из-за нехватки информации об истинном международном положении и о российских делах некоторые известные якутские интеллигенты тоже поддержали Пепеляева — Д.Т.Борисов, В.Д.Борисов, М.К.Артемьев, А.А.Новгородов и другие. Они были намного старше и опытнее А.С.Ефимова. Поэтому поступок его следует воспринимать как поступок патриотически настроенного честного и отважного молодого человека.

А.С.Ефимов зимой 1922-23 гг. руководил окружением и осадой белоповстанческими войсками Верхоянска. Город оборонял отряд Панкратова, состоящий из 70 бойцов. Старший брат и отец А.С.Ефимова в эти месяцы находились в осажденном Верхоянске. Первый — Иннокентий Спиридонович — даже находился среди красных бойцов Панкратова. (После войны Ефимовы, как люди добропорядочные, не враждовали между собой).

После разгрома пепеляевщины Афанасий Спиридонович добровольно сдался красным и был амнистирован. Но эта поддержка им в свое время белого генерала в дальнейшем «подпортила» судьбу (до начала Великой Отечественной войны) — из-за преследований А.С.Ефимов в 1927 г. покинул пределы Якутской АССР.*

Ранее (в 1926 г.) он окончил Институт народного хозяйства имени Г.В.Плеханова в Москве. До и после войны А.С.Ефимов работал плановиком-экономистом, ревизором-инспектором в разных местах и в разных предприятиях.

Афанасий Спиридонович женился на русской женщине — Марии Викторовне Колосовой. Вскоре у них родились дочь Светлана и сын Элгэс. С 1934 года Ефимовы жили в Крыму, в городе Симферополе. В начале Великой Отечественной войны А.С.Ефимов служил в войсках ПВО. Затем (хотя многие этот факт и отрицают), во время оккупации Симферополя немецкими войсками, был советским подпольщиком. Должно быть, за проявленную тогда отвагу и героизм органы после войны оставили его в покое.

В октябре 1964 года — в дни XVIII Олимпийских игр в Токио — у Ефимовых гостили якутские писатели И.Е.Федосеев, М.Е.Тимофеев и геолог, уроженец Абыйского района, Н.Н.Хабаров. Через много лет об этом И.Е.Федосеев написал воспоминание и поместил в своей книге «Олох диэн охсуhуу» («Жизнь есть борьба»).

А.С.Ефимов в знак любви и уважения к своей Якутии, в честь родного улуса назвал единственного сына Элгэсом. Элгэс родился в 1935 году, имеет профессию инженера-механика. Женат, имеет одну дочь.

Дочь Афанасия Спиридоновича Светлана родилась в 1928 году. Имела профессию инженера-модельера. Муж ее был железнодорожником, кандидатом технических наук. Коробцовы жили в Ленинграде с двумя дочерьми: Аллой — 1956-го и Верой 1953-го гг. рождения.

Самое интересное: в 1964 году костюмы советских олимпийцев сшили по эскизам С.А.Ефимовой-Коробцовой. Иными словами, прославленные советские спортсмены Ю.Власов, Л.Латынина, А.Иваницкий, Г.Прозуменщикова, В.Брумель, Л.Хведосюк-Пинаева, В.Иванов и многие другие на Токийской олимпиаде носили костюмы, сшитые по эскизам модельера-саха. Впору можно было бы гордиться этим замечательным фактом, но времени прошло уж очень много — ровно сорок лет. У нас ведь почти всегда так: или совсем забываем, или узнаем слишком поздно.

Но все-таки, уверен, гордиться успехом Светланы Афанасьевны никогда не будет поздно. Ее имя можно ставить рядом с прославленными именами Т.Пинегина, В.Голованова, Р.Дмитриева, П.Пинигина, А.Иванова, Г.Контоева...

Из этого даже поверхностного ознакомления видно, что Афанасий Спиридонович своих детей воспитал достойными людьми. К сожалению, ныне из них жив только Элгэс Афанасьевич. Светлана умерла несколько лет назад. Дочери ее живут в Санкт-Петербурге.

Молодая дореволюционная и 20-х годов прошлого столетия якутская интеллигенция была всегда предана своим светлым идеалам и кумирам, была более фанатичной, с более высоким самосознанием, более сплоченной и мобильной, чем нынешняя молодежь.

А.С.Ефимов, хотя и жил далеко от родной Якутии, за долгие годы не забыл свой родной язык, сохранил национальное самосознание.

Книга И.Е.Федосеева — на якутском языке, поэтому мы приводим несколько отрывков из нее в вольном переводе на русский.

И.Е.Федосеев вспоминает, что и как говорил Афанасий Спиридонович: «...Если бы я не знал якутского, это означало бы, что я отказался сам от себя. В молодости я вступил в борьбу, думая, что выступаю за счастье родного якутского народа — в результате всю жизнь мучился, боялся, как мышь в своей норе... Я никогда не пил на чужие деньги. И сам не заставляю других пить. Есть «Кагор»? Мой отец любил «Кагор». «Кагор» и заказывайте!»

На вопрос И.Е.Федосеева и его товарищей: «Находился ли Алексей Елисеевич Кулаковский в рядах белых?» был получен очень прямой и жесткий ответ: «Нет! Он был в качестве строгого наблюдателя со стороны. Он был честью якутского народа, совестью и любовью его. Если бы он присоединился к нам — мы бы весь якутский народ подняли против большевиков.

Наша кровь пролилась не зря! Восстав против диктатуры большевиков, мы приблизили приход автономии. Умные, хорошие люди — Аммосов, Барахов, Ойунский — организовали примирение, спасли нас от неминуемой гибели, от жестокой резни...

...Когда учился и жил в Москве, познакомился и дружил с Гавриилом Васильевичем Ксенофонтовым и Платоном Алексеевичем Ойунским.

Когда очень сильно тосковали по родной Якутии — приходили ко мне, пели якутские песни, вдоволь ели вареное мясо и ложились спать рядом прямо на полу. Втроем мы мечтали, что будем писать историю народа саха с древнейших времен до сегодняшних дней.

Не успели, а моих дорогих друзей «съели» — репрессировали..»

Мы с давних пор множеством разных прекрасных слов и крылатых фраз подчеркивали значение произведений А.Е.Кулаковского, но, оказывается, далеки от оценки его творений А.С.Ефимовым.

И.Е.Федосеев и его товарищи перед расставанием сказали Афанасию Спиридоновичу, что будут высылать ему новые книги якутских писателей. В ответ получили вежливый, но прямой, откровенный и жесткий отказ: «Я, наверное, не смогу понять нынешних писателей. Поэтому не высылайте, зря не трудитесь. У меня есть мой Ексекюлях Алексей. Когда навалится невыносимая тоска по родной Якутии, я беру его книгу, читаю его стихотворения. Уединенно сижу и камлаю как шаман («кутуран ылааччыбын»), тогда мое дыхание, биение сердца обретают нормальный ритм, сознание мое проясняется....»

И.Е.Федосеев заканчивает воспоминания такими словами: «Афанасий Спиридонович отправился с нами на вокзал — провожать. Пожал руки на прощание, лицо его заметно погрустнело. Автобус устремился в сторону Ялты, мы в знак уважения к Афанасию Спиридоновичу долго махали ему руками.

Он — сухощавый пожилой якут — одиноко остался стоять на опустевшем перроне.

Нам стало жалко его, все мы продолжительное время сидели в оглушительном молчании, грустно стало нам от его тяжелой судьбы».

Как мужественный человек, Афанасий Спиридонович стойко переносил все жестокие испытания и трудности жизни, никогда не мирился с несправедливостью. По словам родных, он негативно относился к своему родственнику А.И.Новгородову за его необъективные высказывания в адрес замечательных людей Якутии, за восхваление недалеких и жестоких руководителей, каковыми являлись Лебедев, Агеев и Козлов.

А.С.Ефимов так же относился и к своему родному брату — В.С.Ефимову (1905—1968 гг.) — за его чрезмерную жесткость при чекистской работе в 20-30-х годах. Когда в 1964 году у Афанасия Спиридоновича гостили якутские писатели, его брат в Якутске тяжело болел. Тогда А.С.Ефимов не проронил ни одного доброго слова в адрес брата...

Жизнь и деятельность таких замечательных людей, как А.С.Ефимов, не должна оставаться в забвении. В них — частица истории нашего народа. Постепенно, но верно надо собирать осколки прошлого: пример — пожилым, назидание — молодым.**

История учит жить и творить наше будущее!


* При подготовке этой статьи автор пользовался воспоминаниями Бориса Афанасьевича Осипова — внука родной сестры Афанасия Спиридоновича Анастасии Спиридоновны Ефимовой-Дьяконовой (1899—1983). Он же предоставил в мое распоряжение и старую фотографию из семейного альбома. Его мать — Октябрина Федоровна Дьяконова — дочь А.С.Ефимовой-Дьяконовой. Также я использовал при работе воспоминания писателя И.Е.Федосеева из его книги «Олох диэн охсуЇуу» («Жизнь это борьба»), выпущенной в 1997 г. в Якутске.

** Мой дед — Н.Е.Горохов (1873-1983) очень уважал отца Афанасия Cпиридоновича. А его жена Анастасия и моя прабабушка Пелагея были дочерьми Новгородовых из г.Верхоянска, то есть сестрами. Следовательно, я по праву горжусь своим родственником и земляком — А.С.Ефимовым.


Илья Семенович Колосов, сотрудник Центра детского творчества при Мегино-Кангаласском улусном управлении образования. с. Майя.

Hosted by uCoz