«Покоряют
самых требовательных знатоков...»
Якутское
фортепианное искусство
В последние
десятилетия, привлекая общественный
интерес, начинает заявлять о себе
профессиональное музыкальное
искусство Якутии, которое, благодаря
своей самобытности, становится ярким
художественным явлением нашего
времени.
Многие национальные культуры,
отражая миропонимание и способы
самовыражения этноса, в течение
тысячелетий остаются для других
народов как бы за семью печатями. Они
ждут определенного им судьбой
времени, чтобы словно выйти на
поверхность, вызвать к себе интерес и
завоевать признание. «Современная
эпоха, — пишет Н. Шахназарова, — одна
из интереснейших в истории музыки. В
привычную орбиту музыкального
профессионального искусства
втягиваются новые народы. <.....>
Значительно расширяются
представления о «культурном
музыкальном мире»: народы, прежде
третируемые как малоразвитые, дают
такие образцы творчества, которые
покоряют самых требовательных
знатоков свежестью и новизной
музыкального мышления, щедростью
красок» (№ 4, С.3).
Профессиональное музыкальное
искусство Якутии — сравнительно
молодая музыкальная культура,
опирающаяся на богатства
уникального песенного и
инструментального фольклора,
уходящего своими корнями в глубокую
древность. В 40-е годы XX столетия была
осуществлена своего рода
экстраполяция на якутскую почву
музыкальных канонов европейского
типа, глубоко изменившая всю
художественную жизнь северного края.
Притом приобщение национальной
культуры к музыкальному
профессионализму произошло в Якутии
в кратчайшие сроки: менее чем за
полвека сложилась своя
композиторская школа, состоялось
становление музыкального
образования и исполнительского
искусства. «Сопоставление
художественной ситуации начала XX
века и его конца демонстрирует
разительный контраст», — пишет
исследователь якутской
профессиональной музыкальной
культуры Н. И. Головнева (№1, С.8).
Действительно, бесправные еще в
начале XX века «инородцы» этого края
обладали только устным народным
музыкальным творчеством; среди
народов коренной национальности не
было ни одного профессионального
композитора или музыканта-исполнителя,
а музыкальное образование было
практически недоступно для
представителей народа саха.
Фортепиано впервые появилось в
Якутске в первой половине XIX века.
Некоторые сведения об его
распространении приводит Н. С. Щукин
(1792-1883 гг.), сибирский историк-краевед,
писатель и общественный деятель,
посетивший в 1829 г. Якутск. В книге «Поездка
в Якутск», изданной в 1833 г. (Санкт-Петербург,
переиздана в 1844 г.), говорилось, что «в
городе есть клуб, в нем есть театр, на
коем служащая и торгующая молодежь
ломает комедии <...> в трех домах
есть фортепианы, но домы эти не
здешние, и живут не по-якутски» (№ 5, 234
с; курсив наш.— А.В.).
Якутск принадлежал к тем
немногочисленным городам, где по тем
или иным обстоятельствам всегда
ощущалась нехватка в служилых людях,
поэтому ссылка являлась одним из
постоянных и стабильных каналов для
набора людей на службу на «выблые
места» (№ 2, С.125). Очевидно, фортепиано
имелось в домах тех ссыльных, которые
отправлялись в Якутию на долгие годы,
везя с собой книги и дорогие сердцу
вещи, в том числе и фортепиано.
Трудно точно установить, когда
впервые в концертах зазвучало фортепиано
соло, но, судя по афишам, отдельные
номера исполнения были. Так,
программа вокально-музыкального
вечера от 11.11.1912 г. «соло на рояли» в
исполнении Н.В.Плесской включало
произведение неизвестного
композитора Паше «Ручеек», в
концерте от 15. 07. 1912 г. прозвучала «Фантазия»
Мендельсона в исполнении М.Е.Зуевой,
а в концерте 22.01.1912 г. — даже «Гондольера»
Мендельсона и Вальс Шопена в
исполнении Л. В. Елисеевой (№3).
Сегодня трудно судить о качестве
исполнения и квалификации
музыкантов, но приведенные факты
исполнения русской и европейской
фортепианной музыки свидетельствуют
о появлении в Якутии музыкальной
культуры европейского типа.
Профессиональное фортепианное
исполнительство как элемент
нарождающейся концертной жизни «пробивает»
себе дорогу медленно, с немалыми
трудностями. В период с середины 30-х
до середины 60-х годов в Якутии
работает большая группа музыкантов-исполнителей
«из Центра»: Ж.Лежава, М.Бенедиктов, П.Розинская,
пианистка и дирижер Г.Кривошапко,
пианист и композитор Л.Вишкарев,
пианист и композитор В.Кац и другие.
Для каждой молодой национальной
культуры, включившейся в общемировой
процесс, одной из самых сложных
становится проблема воспитания
национальных музыкальных кадров:
композиторов, исполнителей,
педагогов. В Якутии национальная
фортепианная исполнительская школа
появилась намного позже, чем в других
национальных республиках бывшего
СССР. Думается, она заявила о себе с
середины 60-х годов, когда появился
национальный фортепианный репертуар
и появились первые профессиональные
пианисты из числа коренного
населения.
В истории якутского фортепианного
исполнительства М.М.Слепцов является
первым концертирующим пианистом из
народа саха. С 1965 г. Марк Маркович
активно включился в музыкальную
жизнь республики. Якутские любители
музыки знают пианиста по
выступлениям в сольных и
симфонических концертах. Слепцов
всегда стремится быть истинным
пропагандистом национальной музыки
и встал в ряд с теми, кто формирует
нынешний этап профессионального
исполнительства в якутской
музыкальной культуре.
Панораму концертной жизни на
протяжении полутора десятилетий
дополняла деятельность Городской
молодежной филармонии (1964).
Фортепианное исполнительство в
концертах этого объединения
составляло важный пласт музыкальной
жизни Якутска. Значительная роль в
организации и проведении концертов
принадлежала композиторам,
пианистам Валерию Кацу и Леониду
Вишкареву.
К середине 70-х годов прошедшего
столетия фортепианная музыка
занимает особое место в культурной
жизни Якутии. Количество сольных
концертов увеличивается и в связи с
увеличением числа пианистов: помимо
Валерия Каца, Марка Слепцова, активно
концертируют Юнона Упхолова, Аиза
Решетникова, молодые пианисты
Людмила Окоемова, Татьяна Артемьева.
Сочетают педагогическую
деятельность с концертной Борис
Якобсон, Наталья Семеняга...
Деятельность Аизы Петровны
Решетниковой по размаху и
значительности занимает одно из
первых мест в фортепианном
исполнительстве Якутии. За
выдающиеся достижения в деле
пропаганды классической музыки,
многолетнюю просветительскую
деятельность и создание уникального
Музея музыки и фольклора Якутии А.П.Решетникова
удостоилась Золотой медали и звания
лауреата Фонда Ирины Архиповой
Юнона Михайловна Упхолова
относится к той плеяде артистов, чья
выразительная игра,
содержательность интерпретаторской
мысли, искренность музицирования
неизменно привлекают внимание
аудитории, неискушенных в музыке
слушателей и профессионалов. По
мнению пианистки, истоки специфики
нарождающейся якутской фортепианной
школы нужно искать в характере
национальной фортепианной
литературы: как и многие исполнители,
она диалектически верно
обнаруживает взаимосвязи в развитии
творчества и исполнительства.
Таким образом, фортепианное
исполнительство Якутии получило
начало, по сути дела, лишь с середины
60-х годов. Но несмотря на то, что
Якутия позднее других республик
вступила на путь профессионального
музыкального искусства, сложилась
достаточно крепкая пианистическая
школа, фортепианное исполнительство
продолжает интенсивно развиваться.
Большие надежды по подготовке
новых исполнителей республика
возлагает на Высшую школу музыки. И,
действительно, с 1995 г. активную
миссию по пропаганде якутского
фортепианного искусства выполняет
кафедра специального фортепиано
Высшей школы музыки РС(Я). Наряду со
своими учителями широко участвует в
концертах молодежь школы, все чаще и
чаще афиши сообщают о новых, еще
незнакомых слушателям, именах.
Студенты и учащиеся фортепианного
факультета дают сольные концерты,
принимают активное участие в
концертной жизни Якутска как солисты
и в качестве концертмейстеров.
В развитии современного
фортепианного искусства Якутии
особенно велика роль поколения,
начавшего свою деятельность у самых
истоков становления
профессионального фортепианного
обучения. В этой связи нельзя не
упомянуть Полину Константиновну
Розинскую — зачинателя и старейшину
якутской фортепианной школы,
воспитанницу Московской
консерватории им. П. И. Чайковского.
Особую роль в становлении
фортепианной педагогики республики
сыграли первые профессиональные
педагоги народа саха, получившие
образование в центральных учебных
заведениях России: Майя Ивановна
Иванова, чья работа не может не
вызывать методического интереса,
Анна Алексеевна Попова. Растет число
талантливых педагогов, занимающих
заметное место в музыкальной жизни
республики, таких, как ученица А.А.Поповой
и М. И. Ивановой Альбина Ильинична
Герасимова.
В сложных условиях, благодаря
самоотверженности, энтузиазму
педагогов грани между уровнями
столичных консерваторий и новых,
таких, как Высшая школа музыки
Республики Саха, еще не имеющих
многолетней истории, постепенно
стираются. Огромная роль в этом
принадлежит ярчайшему представителю
когорты исполнителей Якутии и
основоположнику фортепианного
факультета Юноне Михайловне
Упхоловой, выпускнице Киевской
государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
Современное музыкальное искусство
Якутии многожанрово. Композиторы
республики освоили все жанры
профессионального музыкального
искусства, существующие в мировой
практике. В крае, где в первой
четверти XX века не было ни одного
профессионального композитора
коренной национальности, теперь
работает большой отряд авторов,
объединенный в самостоятельный
творческий тандем — Союз
композиторов РС(Я) (1979).
В прошлом народ саха не был знаком с
европейскими музыкальными
инструментами, в частности, с
фортепиано. В настоящее же время все
якутские композиторы в своем
творчестве постоянно обращаются к
этому инструменту и создают для него
произведения. Сегодня фортепианная
музыка Якутии, являясь одной из
важнейших ветвей музыкального
творчества республики, располагает
обширной литературой, разнообразной
и многогранной в силу различия
творческих индивидуальностей ее
создателей.
Лучшие фортепианные произведения
якутских авторов, ставшие «золотым
фондом», представляют собой ценный
вклад в российскую
многонациональную фортепианную
литературу. Это — цикл Гранта
Григоряна «Размышления на берегах
Лены», прочно вошедший в концертный
репертуар пианистов, «Ритуальный
танец шамана» Захара Степанова, «Северные
пейзажи» Николая Берестова, «Якутская
сюита» и «Восемь фортепианных пьес»
Валерия Каца, многое другое. При этом
каждый из композиторов Якутии,
участвующий в формировании
национального фортепианного
искусства, внес определенную лепту в
его развитие. В результате тонкое,
гибкое претворение фольклорных
традиций, нестандартность
художественных замыслов
характеризуют лучшие фортепианные
произведения композиторов
республики.
Успехи якутского фортепианного
искусства, исчисляющего свой возраст
не более чем полувеком, ныне
значительны и несомненны. Достижения
в области фортепианного
исполнительства, педагогики и
композиторского творчества в
качестве важнейшей составной части
духовного наследия и
художественного опыта якутского
народа могут быть определены как
якутская фортепианная культура.
Между тем до сих пор не существует
серьезных (аналитических и
обобщающих) исследований
фортепианной культуры Якутии, нет ее
описаний, систематизации материала,
специальных изданий и т.д., то есть
того, что помогло бы в
исполнительском и педагогическом
аспектах развивать фортепианное
исполнительство и образование
Якутии более целенаправленно.
Решению данного круга задач
посвящены в настоящее время наши
исследовательские усилия.
Использованная
литература:
1. Головнева Н. И. Становление
якутской профессиональной
музыкальной культуры (1920-1985 гг.). —
Новосибирск: ЯНЦ АН России,1994. — С. 384.
2. Казарян П. Л. Якутия в системе
политической ссылки в России. —
Якутск: Як. кн. .изд-во, 1998. - 496 с.
3. НА РС(Я). Фонд 476 и, опись 1, дело 82,
листы 3,4.
4. Шахназарова Н. Г. О национальном в
музыке. Изд. второе, исправленное. — М.:
Музыка, 1968. — 86 с.
5. Щукин Н. С. Поездка в Якутск. — СПб,
1844. — с. 315.