Степан
Емельянов
Человек с кинокамерой,
мой друг — Никандр Саввинов
Сегодня,
четвертого декабря две тысячи
третьего года, ровно в десять часов
утра по якутскому времени, большой
белоснежный лайнер с надписью «Якутия»
на борту взмывает в холодное
декабрьское небо и берет курс на
запад. Сердито гудят турбины, как бы
досадуя, что не могут догнать
уходящую вперед ночь, проходят
первые минуты полета, пассажиры
постепенно успокаиваются, красавицы-стюардессы
раздают газеты. Я достаю специально
взятую для чтения в полете книгу. Эту
книгу я купил два дня назад в
кинотеатре «Центральный», на вечере,
организованном в честь
семидесятилетия моего старого друга
Никандра Егоровича Саввинова,
первого профессионального
кинооператора Якутии.
Открыв книгу, поймал себя на мысли,
что лечу в тот город, где впервые мы
познакомились с Никандром
Егоровичем, будучи довольно молодыми
людьми, в 1961 году. Москва
шестидесятых годов, хрущевская
оттепель, наша почти счастливая
беззаботная молодость. Оказывается,
это было так давно, но мне кажется,
мир тогда был добрым и теплым, а жизнь
— бесконечно длинной, а сегодня, к
своему великому сожалению, открыл
последнюю, посмертно изданную его
детьми и почитателями, книгу моего
друга Никандра Егоровича.
Впервые я узнал о Саввинове заочно,
в отделении почтовой связи, которое
обслуживало общежитие ВГИКа, где я
жил в то время. Теперь, конечно, не
помню, по какому случаю я пошел в
отделение связи, написал кому-то
телеграмму в Якутию, только девушка,
принимавшая ее, пробежав глазами по
моей писанине, что-то вычеркнула без
моего разрешения и, взглянув на меня,
миролюбиво сказала:
— Вот ваш Саввинов очень грамотно
пишет телеграммы.
Таким образом я впервые услышал
фамилию Саввинова и пришел к
твердому убеждению, что он
обязательно должен быть якутом.
Впоследствии я узнал, что есть в
Институте кинематографии студент
операторского факультета Никандр
Саввинов, который в данное время
находится не в Москве, а снимает где-то
курсовую работу. Таким довольно
оригинальным образом я узнал, что со
мной в одном доме живет мой земляк,
которого зовут Никандр Саввинов. Где-то
в конце 1961 года или в первой половине
1962- го мы познакомились с ним лично.
Это был небольшого роста молодой
человек, с внимательным взглядом
чуть прищуренных глаз и редкой,
загадочно недоговоренной, улыбкой.
Мы как-то очень быстро сошлись с ним,
русские сказали бы: «сразу перешли на
ты». Насколько я помню, прожив в
Москве несколько месяцев, он должен
был уехать надолго в Якутию снимать
дипломный фильм. Самое удивительное,
перед отъездом он решил оставить мне
свою довольно обширную библиотеку.
Теперь я понимаю, сколько недоеданий
и экономий стоило студенту дневного
отделения собрать такую солидную
библиотеку на стипендию
гуманитарного вуза. Книги в основном
были об искусстве, большинство их них
уже тогда были довольно дорогими,
особенно иллюстрированные издания о
больших художниках и деятелях кино.
Было видно, что все они подобраны
человеком, понимающим толк в книгах.
Я хранил эти книги под своей койкой и
они занимали там всю площадь.
Никандр Егорович, сняв свой
дипломный фильм, вернулся в Москву в
первой половине шестьдесят второго
года и в мае пригласил меня во ВГИК на
защиту диплома. Мы смотрели его фильм
о Чаре, о старике. Фильм назывался,
если не ошибаюсь, «Песня якута».
Помню выступления его учителей,
профессора (фамилия его была, по-моему,
Косматов), большого роста седого
старика, который был главным
учителем Никандра Егоровича. Еще
помню, на экране крупным планом были
сняты пойманные речные рыбы, и кто-то
делал Никандру замечание: почему эти
рыбы не живые, не трепыхаются. В общем,
диплом был защищен и мы поздравили
нашего земляка. После защиты он
насовсем уехал в Якутию. Потом мы
встретились уже где-то в 1965 или 1966
году в Якутске. Тогда, мне кажется, он
снимал фильм «Искусство земли олонхо».
Увидев меня, вспомнил, что я родом из
Хангаласского улуса, родился
напротив Ленских столбов и сказал
мне, что хотел бы со знакомыми
художниками выехать на Столбы и
снять эпизод, как работают на пленэре
художники.
Он попросил меня помочь с
организацией рыбалки. Я посоветовал
ему как и каким транспортом доехать
до моих мест, и мы даже договорились о
точном времени, когда они будут на
Столбах.
В нашей деревне был старик,
кадровый рыбак Николай Прокопьев, он
целое лето рыбачил неводом на мелкую
рыбу с внуком десяти-двенадцати лет и
еще одним мальчиком — ровесником
внука. Рыбачили для зверофермы, имели
разрешение властей. Я договорился со
стариком Николаем и мы, взяв невод,
поплыли на противоположный берег
Лены, к Ленским Столбам. Никандр
Егорович с друзьями уже были там и
ночевали в палатке возле речки Малый
Мельдетах. С Никандром Егоровичем в
мои родные пенаты приехали самые что
ни на есть знаменитые художники, уже
тогда заявившие о себе: Афанасий
Осипов, Афанасий Мунхалов, рано
ушедший от нас, прекрасный график
Валериан Васильев и сам Никандр
Егорович. Художники писали свои
этюды, а натурщиками позировали им
молчаливые свидетели
пятисотмиллионной истории планеты
Земля, знаменитые Ленские Столбы.
Никандр Егорович снимал работу
художников.
Где-то часам к четырем, когда
июльский тугунок подходит к
каменному берегу, наш старый рыбак
Ньукулай дал команду первый раз
бросить невод, это они называют «намочить
невод». В тот день рыба шла неплохо, в
тех местах с тугунком еще идет сиг,
хорошая мясистая белая рыба. Наловив
достаточное количество, мы разожгли
большой костер, поставили варить
целое ведро жирных сигов, а гостей
отправили с мальчиком на лодке за их
багажом, оставшимся там, где они
ночевали — километрах в двух ниже по
течению. Наш главный командир старик
Ньукулай приказал разбить табор. Я,
мой земляк Тимофей Соловьев, тогда
аспирант МГУ, и старик с другим
мальчиком остались у костра.
Мы с Тимофеем, стоя у костра,
следили за тем, как наши доехали до
Малого Мельдетаха, как палатку и
кинокамеру не взяли, но разные
рюкзаки с провизией нагрузили в
лодку — все это было хорошо видно от
нас. Загрузив свой багаж, четверо
взрослых и мальчик сели в лодку.
Лодка отошла от берега, мотор —
стационарный Л-12 — затарахтел и
лодка, отойдя от берега метров на сто,
повернула вверх по течению и поплыла
в нашу сторону. Стоя у костра, мы
видим, как хвост лодки постепенно
оседает и уходит под воду и, начиная с
сидевшего на хвосте мальчика-рулевого,
наши знаменитые гости оказываются в
воде и, барахтаясь, плывут к берегу.
Торчащий нос лодки, рюкзаки с
провизией, ложками и кружками,
эмалированным чайником, плывут вниз
по течению. Когда мы с Тимофеем
прибежали, все они уже доплыли до
желанного берега. Нам оставалось
ловить рюкзаки и чайники, и, догнав,
вытащить нашу дырявую деревянную
лодку. Самое смешное, когда мы
побежали на помощь терпящим бедствие
друзьям, я видел, как Никандр
Егорович гребет одной рукой, а правую
руку вытянул над водой, в которой
держит что-то блестящее в лучах
заходящего июльского солнца.
Оказывается, в вытянутой руке он
держал еще не початую, с заводской
пробкой, бутылку спирта. Он, смеясь,
говорил, что инстинктивно боялся
промочить и испортить столь желанный
в данный момент источник жизни.
Конечно, случай был серьезный, эта
рыбалка могла закончиться печально.
Нам повезло, мы все тогда были молоды,
полны сил и казалось, что все это —
легкое приключение, не более. Хотя
наши гости меня предупредили, чтобы
не рассказывал об этом случае их
близким, особенно супругам. Говорили,
если узнают наши жены, то никуда нас
больше не пустят. Я добросовестно
выполнил просьбу, их близкие об этом
случае узнали спустя более двадцати
лет и при всеобщем согласии сторон.
Когда работал в Нюрбинском театре,
Никандр Егорович, бывая там, всегда
останавливался у меня. Когда я
приезжал в Якутск, иногда жил у них,
любил копаться в его хорошей
библиотеке. Как-то летом, когда он со
всей семьей уехал, если не ошибаюсь, в
Олекминск, я недолго, тоже со всей
семьей, жил в его доме в Залоге. И этот
особняк, по-моему, еще стоит. Иногда,
проезжая мимо него, вспоминаю
Никандра Егоровича.
Нас с Никандром Егоровичем вначале
сблизила любовь к книгам и страсть к
их собирательству. В последние годы
моего общения с Никандром Егоровичем
я как-то почувствовал, что он
постепенно отходит от
документалистики, и по его редким
высказываниям выходило, что в этом
деле он не вполне реализовался. Не
буду хвастаться и говорить, что я и
раньше знал, что документалистика не
удовлетворит его художественную
натуру, но интуитивно чувствовал, что
по своему внутреннему состоянию и
культуре видения мира он оператор
более высокого уровня, нежели
создатель репортажных эпизодов для
хроники новостей.
Судьба не дала ему еще десятка лет...
Он мог бы писать, притом он владел и
якутским, и русским языками. Где-то в
семидесятых годах, не помню в каком
журнале, прочел его рассказ на
русском. Уже тогда чувствовалось, что
написан он человеком, хорошо знающим
русскую литературу, ее особенности,
было видно, что автор дружен с
русским синтаксисом. Последняя книга,
собранная из архивных рукописей
детьми и друзьями Никандра Егоровича,
написана на добротном якутском языке,
и чувствуется, что пишет человек
тонкой души. Может я ошибаюсь, но
между строк мне слышится какая-то
недосказанность, и я вспоминаю его
тихую, как бы недоконченную, улыбку.
Конечно, как настоящий профессионал,
он знал, что современное кино снимает
хронику эпически, и он умел снимать с
применением приемов художественного
кинематографа (ракурсы, крупные
планы). Но официальной хронике нашего
времени нужны были клишированные
пропагандистские видеосюжеты, что
ограничивало его художественное
видение, и отчего казалось, он всегда
был интеллектуально раздраженным.
У якутов есть очень точное
выражение о быстротечности времени и
бытия, которую они сравнивают со
взмахом ресниц. У нас с Никандром
Егоровичем сорок два года с нашей
первой встречи прошли как взмах
ресниц, и его уже давно нет среди нас.
С уважением и грустью переживаю
твое отсутствие, Никандр Егорович,
тебе было бы уже семьдесят лет.
Якутск, декабрь 2003 г. |