На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Декларация Инари Второго конгресса оленеводов мира, принятая 22 июня 2001 года

Оленеводы, представляющие олеводческие народы Европы, Азии и Северной Америки, собравшись в Инари на Второй Конгресс Оленеводов Мира, постановили:

Определить обязанностью членов Ассоциации «Оленеводы мира» защиту и поддержку сообщества коренных народов, помогая сообществам коренных народов и другим местным сообществам самим поддерживать национальное самосознание и культуру, традиционную хозяйственную деятельность и общественные интересы;

Подтвердить права народов на природные ресурсы на землях их традиционного проживания и отметить, что эти права включают права коренных народов на участие в использовании, управлении и охране этих ресурсов;

Признать, что международное сотрудничество является основополагающим в решении важных проблем циркумполярных территорий в отношении развития оленеводства и культуры оленеводческих народов, а так же охраны природных ресурсов и окружающей среды на территориях проживания оленеводческих народов;

С удовольствием отметить, что Арктический Совет, созданный в 1996 году восемью арктическими государствами, взял на себя важную задачу содействовать устойчивому развитию в Арктике, а так же дать высокую оценку министерской декларации 1993 года о сотрудничестве в Баренц регионе, так называемой Киркинесской декларации, направленной на развитие коренных народов, таких как саамы, ненцы и вепсы;

С удовлетворением отметить признание оленеводческих народов полноправными партнерами в процессе становления устойчивого развития Арктики, выразившееся в принятии Ассоциации «Оленеводы мира» в Арктический Совет в качестве наблюдателя;

Приветствовать поддержку основных направлений деятельности АОМ Правительствами России, Финляндии, Норвегии и Ассоциацией саами-оленеводов.

Настоящим:

1. Подтверждаем выводы Декларации Барроу, принятой на Второй встрече министров в Барроу 13 октября 2000 года, а так же полностью поддерживаем план работы с коренными народами в Баренц регионе, частично одобренный министрами стран-участниц;

Приветствуем создание проектов по Устойчивому оленеводству, Устойчивому развитию на северной границе леса и обращаемся к правительствам с просьбой полностью профинансировать эти проекты и опубликовать результаты на английском и русском языках;

Подчеркиваем необходимость дополнительного изучения, в широком смысле этого слова, проблем, встающих перед оленеводством, в тесном сотрудничестве с оленеводческими народами; должное внимание необходимо уделить социально-экономической ситуации среди коренных народов. Должен быть поднят вопрос о положении женщин и детей, а так же о ситуации с традиционными знаниями и языками;

Обращаемся к членам Арктического Совета уделить в первую очередь внимание предотвращению и снижению радиоактивного загрязнения, а так же обращаемся к странам-участницам полностью принять план работы с коренными народами в Баренц регионе;

Одобряем стремление стран-участниц Арктического Совета обеспечить финансирование продолжения работ АМАП по состоянию окружающей среды и оказать содействие рабочей группе по всем арктическим регионам; а так же призываем страны-участницы гарантировать права и усилить сотрудничество коренных народов в Баренц регионе;

Рекомендуем Арктическому Совету осуществить финансирование проекта «Комплексная ресурсная оценка территорий традиционного природопользования, основанная на ресурсном картировании и ГИС-технологиях»;

2. Приветствуем инициативу Европейского Союза, выдвинутую в 1999 году во время председательствования Финляндии в ЕС, выработать политику для Арктики и Субарктики, представленную как «Северное измерение»;

Отмечаем, что вопросы устойчивого развития и коренных народов поднимаются в этой программе и в плане работы ЕС, принятом в Фейра (Португалия);

Высоко оцениваем выводы, представленные на встрече Совета Европы 15-16 июня 2001 года в Гетеборге, относительно проведения и развития политики «Северного измерения», и инициативу Дании по организации встречи на высшем уровне для определения будущих мероприятий на период председательствования Дании с 2003 года;

3. Призываем страны, на территориях которых проживают оленеводческие и другие коренные народы, приступить к ратификации и осуществлению существующих соглашений и конвенций, разработанных в целях охраны и восстановления окружающей среды, языка, культуры, родовых общин, прав на земли и пастбища; в том числе, Конвенции Международной Организации Труда при ООН № 169, касающейся коренных народов в независимых странах, ведущих племенной и кочевой образ жизни;

Обращаемся к правительствам и региональным органам власти стран, где оленеводство является важным источником существования оленеводческих и других коренных народов, обратить должное внимание на неотложные нужды оленеводов и их семей, их социальную защищенность, медицинское обслуживание и условия труда; обратить должное внимание на необходимость защиты основополагающих интересов этой традиционной отрасли, включая усовершенствование перерабатывающей базы и доступа к рынкам; а так же обращаемся к правительственным и региональным органам власти с предложениям финансировать и поддержать план работы, выработанный самими коренными народами;

Поддерживаем Правительство России в его сотрудничестве с оленеводческими народами и другими коренными народами по проведению соответствующей политики и укреплению правовых инструментов на национальном уровне, касающихся оленеводства и управления земельными и иными природными ресурсами;

Отмечаем стремление Правительства России к решению вопросов законодательного обеспечения закрепления земель за коренными народами в тесном сотрудничестве с этими народами;

Приветствуем усилия Норвегии и Швеции по модернизации оленеводческой политики и законодательства в рамках программы устойчивого развития, как обозначено в Повестке дня 21 и других важных Международных соглашениях и конвенциях;

Обращаем внимание на необходимость сотрудничества с оленеводами Монголии, направленного на устойчивое развитие оленеводства;

Отмечаем, что политика управления природными ресурсами или отсутствие таковой во многих оленеводческих регионах подрывает устойчивое оленеводство и

Подчеркиваем, что оленеводческие и другие коренные народы играют жизненно важную роль в управлении природными ресурсами и развитии благодаря своим традиционным знаниям и навыкам;

Обращаем внимание правительств Циркумполярного региона на угрозу традиционному природопользованию оленеводческих и других коренных народов вследствие интенсивного освоения углеводородного и другого природного сырья, особенно на шельфе северных морей;

Обращаем внимание правительств Циркумполярных стран на необходимость соблюдения разумного баланса между дикой природой (дикими животными) и домашним оленеводством; рекомендуем Северному Форуму принять концепцию регулирования численности дикого северного оленя в целях недопущения ущерба домашнему оленеводству;

4. Вновь заявляем, что знания и опыт, накопленные и сохраненные женщинами в оленеводческом обществе должны быть признаны национальными правительственными органами так же, как и самими оленеводческими народами и их организационными структурами. И мужчины, и женщины в оленеводческом обществе должны приложить усилия для сохранения устойчивости своего образа жизни;

Заявляем о намерении работать в направлении расширения прав женщин и гарантии их равноправного участия в процессах принятия решений, опираясь на обязательства, данные на Четвертой Международной Женской Конференции в Пекине;

5. Призываем народы Арктики обратить внимание на то, что оленеводческим народам дана возможноть развивать и определять собственные занятия, как заявлено в Декларации Рио (Принцип 22) так, что оленеводческие народы через свои организации получают достаточную поддержку для оказания влияния на процессы, связанные с оленеводством, на национальном и международном уровнях;

Подчеркиваем важность сохранения и развития как традиционного, так и современного оленеводства, как предпосылки выживания многих коренных народов и местных сообществ в Арктике, Субарктике и на Дальнем Востоке;

Заявляем о поддержке усилий по сохранению и развитию экологически, культурно и экономически устойчивого оленеводства;

Отмечаем необходимость: гарантировать управление оленеводством, насколько это возможно, самими оленеводческими народами через своих представителей; определить право оленеводческих народов контролировать доступность и участие в оленеводстве, включая владение оленями;

признать знания и опыт коренных народов как основу устойчивого управления оленеводством;

гарантировать передачу традиционных знаний в оленеводческих странах посредством образовательных программ всех уровней с целью повышения престижа и признания данного образа жизни.


Декларация I Конгресса молодых оленеводов

Инари, 22 июня 2001 года

Каждый год власти, управляющие нашими странами, отбирают еще один кусок нашей земли. Это подрывает наши жизнеобеспечение и культуру, поскольку земля является основой нашей культуры. Власти продолжают осуществлять лесозаготовки и добычу полезных ископаемых на землях коренных народов, ограничивая наше традиционное природопользование. Проблемы в области прав на землю лишают молодых оленеводов будущего в их традиционной отрасли — оленеводстве.

На сегодняшний день ситуация такова, что мы, молодые оленеводы, не имеем возможности защитить наши земли от вторжения. Нам трудно верить в будущее. Мы чувствуем, что власти не верят в наш традиционный образ жизни. Оленеводство должно рассматриваться как капитал, а не как обуза. Тогда, и только тогда оленеводство сможет развиваться без угрозы эксплуатации правительством и крупными международными компаниями.

Мы настоятельно рекомендуем органам, которые контролируют и регулируют оленеводческие территории, обратить внимание на наши требования:

1. Ратификация Конвенции МОТ № 169

Мы требуем, чтобы права на землю и воду были закреплены таким образом, чтобы оленеводческая молодежь могла сохранить свою культуру и традиционный образ жизни. Первый шаг — это ратификация Конвенции МОТ № 169 о коренных народах и племенах в независимых странах. Однако, этого недостаточно. Вслед за немедленной ратификацией должно последовать ее полное и окончательное выполнение.

2. Проблема хищников

Правительственная политика в отношении хищников неудовлетворительна. Ситуация сегодня стала невыносимой из-за высокой концентрации хищников на оленеводческих территориях. Это означает, что молодые оленеводы не могут следовать традиционному образу жизни. Политика должна приспосабливаться к нуждам и требованиям оленеводства. Оленеводы должны быть в состоянии защитить свои стада от нападения хищников. Потери от хищников должны компенсироваться в соответствии с их фактической величиной. Эта величина должна определяться самими оленеводами.

3. Образование

Молодым оленеводам необходима система, дающая возможность сочетать занятия оленеводством с получением образования. Однако, молодые оленеводы имеют ограниченные возможности для занятий, если они хотят работать в стаде. Таким образом, решение состоит в том, чтобы давать образование оленеводческой молодежи на местном уровне. Для этого необходима экономическая поддержка. Мы требуем, чтобы северные страны обеспечивали достаточную экономическую поддержку для того, чтобы оленеводческая молодежь имела возможность сочетать образование и оленеводство.

4. Независимая оценка пастбищ

Разработка и публикация комплексных карт биологических ресурсов необходима для защиты интересов оленеводства. Эта работа будет включать независимую оценку территорий оленьих пастбищ.

Нынешнее и завтрашнее поколение молодых оленеводов должно иметь возможность жить и расти в преуспевающем и благополучном оленеводческом сообществе без страха потерять право продолжать дело своих предков.


Резолюция Второго съезда оленеводов России
«О положении в северном оленеводстве и безотлагательных мерах по стабилизации и развитию этой традиционной отрасли коренных малочисленных народов РФ»

Участники Второго Съезда оленеводов России вынуждены констатировать, что положение в жизнеобеспечивающей для десятков тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера отрасли за годы, прошедшие после первого Съезда, не улучшилось. Более того, в большинстве северных регионов снижение оленепоголовья приобрело обвальный характер. Это, прежде всего, Чукотский, Корякский, Эвенкийский автономные округа, Республики Бурятия, Тыва, Камчатская, Магаданская, Иркутская, Читинская области, Хабаровский край. В результате в целом по стране поголовье оленей, по сравнению с 1990 годом, сократилось вдвое (на 1,1 млн. голов).

В еще больших размерах сократилось производство продукции оленеводства и промыслов, что пагубно отразилось на экономике традиционного производства КМНС. Преобладающее большинство хозяйств стало хронически убыточными, выручка, полученная от реализации оленеводческой и промысловой продукции, не покрывает текущих затрат. Заработная плата оленеводов и промысловиков остается низкой (ниже прожиточного уровня) и выплачивается несвоевременно.

Серьезные затруднения возникают с материально-техническим обеспечением оленеводческих бригад, общин и оленеводов-частников производственным инвентарем, оружием, радиостанциями и питанием к ним, радиоприемниками, кочевым жильем, спецодеждой, палаточными и сетеснастными материалами, продовольствием и многим другим, без чего не обойтись при работе и жизни в кочевом режиме.

Проведенное в неоправданной спешке, без учета специфики отрасли и необходимого правового регулирования, акционирование привело к развалу большинства хозяйств, растаскиванию их основных фондов, разрыву всей технологической цепочки северного оленеводства. Отрицательную роль сыграла и фермеризация отрасли.

В итоге нанесен непоправимый ущерб традиционному укладу жизни ряда коренных малочисленных народов Севера, что привело к значительному обострению социальных проблем, непрерывному росту числа безработных аборигенов.

Показатели заболеваемости у коренных малочисленных народов Севера в полтора раза выше среднероссийских. Особенно значителен рост таких заболеваний, как туберкулез, вирусный гепатит, психические расстройства. Среди причин смертности на первом месте находятся производственные и бытовые травмы и алкогольные отравления.

Повсеместно происходит снижение уровня общего и профессионального образования. Почти половина представителей коренных народов имеет только начальное и неполное среднее образование, а 17 процентов не получают даже начального.

Денежные доходы в два-три раза ниже среднероссийского показателя. Пенсии, например, составляют всего 26 процентов прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров. И это в регионах, где розничные цены на продукты питания и предметы первой необходимости в разы выше, чем в центральных районах России. Не случайно до льготной пенсии доживает всего около 8,5 процентов трудоспособного населения.

Реально действующей государственной системы выравнивания условий экономического функционирования традиционного высокоширотного жизнеобеспечивающего производства КМНС на федеральном уровне не выработано. Еще в ноябре 1995 года участники Первого съезда оленеводов России с горечью говорили, что Государственная программа развития экономики и культуры КМНС на 1991-1995 годы выполнена едва на 20 процентов. Так называемая 145-я программа на 1996-2000 годы выполнена лишь на 5-7 процентов. В настоящее время продолжением их стала «Программа экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», принятая Постановлением Правительства № 564 от 27 июля 2001 года. Но государственное целевое финансирование на ее реализацию сокращено в 9 раз по сравнению с контрольными цифрами. В результате этого фактически произошло резкое снижение уже достигнутого уровня государственной поддержки.

Принятый обеими палатами Федерального Собрания Закон «О северном оленеводстве» так и не был подписан Президентом России.

По мнению участников съезда, отсутствие в условиях рынка необходимой нормативной, правовой и законодательной защиты отрасли способствует нарастанию крайне негативных последствий, таких как: прекращение транспортного и материально-технического обеспечения оленеводов, прекращение пожароохранных работ на тундровых пастбищах, борьбы с расплодившимися хищниками, браконьерами и регулирования численности дикого оленя.

Прекращено также финансирование целенаправленной племенной работы по улучшению пород и сохранности породных групп оленей; ухудшилась лечебно-профилактическая работа в стадах. В связи с этим значительно снизились показатели сохранности взрослого поголовья, получения и сохранности приплода. Ущерб от потерь при роспуске стад от травежа хищниками, падежа, браконьерства, от болезней и снижения живой массы реализуемых оленей превышает доходы. Усилия оленеводов в преобладающем большинстве хозяйств не способствуют экономическому росту, что само по себе порождает неуверенность в сохранении отрасли, сдерживает приток молодежи, утрачивается преемственность поколений.

В то же время положительный опыт развития законодательства по традиционной хозяйственной деятельности КМНС и решению проблем оленеводства программными методами в Ямало-Ненецком Автономном Округе и Республике Саха (Якутия) не обобщен и не предложен для применения в других регионах Севера и Арктики.

В формировании условий для восстановления оленеводства слабо участвуют научно-исследовательские учреждения. Большинство из них лишилось подготовленных научных сотрудников, специалистов по социально-экономическим проблемам и пастбищам. В северных вузах нет ни одного факультета или отделения северного оленеводства. Сельские школы в местах компактного проживания КМНС, учреждения начального и среднего профессионального образования плохо оснащены техническими средствами обучения, современным оборудованием для учебных мастерских, прекратилось издание современных словарей и книг для внеклассного чтения, обеспечение учебными пособиями.

Недооценка в перспективе воспитания и обучения детей КМНС в рамках национальных традиций неизбежно приведет к снижению профессионального мастерства оленеводов и утрате трудовых навыков в традиционном хозяйстве.

г. Салехард, 12—13 марта 2002 г.

Hosted by uCoz