Неоглобализм
и национальная культура
«Определите
значения слов и вы избавите
человечество от половины его
заблуждений».
Ренэ
Декарт.
В последние годы в
научной и общественно-политической
литературе, а также в выступлениях
ученых, политических и общественных
деятелей различных стран мира все
чаще используется термин «глобализация».
Причина этого заключается в том, что
процесс глобализации общества
становится важнейшей отличительной
чертой развития цивилизации
в 21-м веке.
1. Современные
представления о процессе
глобализации
Известно высказывание
Генерального секретаря ООН Кофи
Аннана, в котором он утверждает: «Глобализация
действительно определяет нашу эпоху».
Какое же содержание вкладывается
сегодня в это понятие? Какие
последствия влечет за собою
стремительно развивающийся процесс
глобализации общества для различных
стран и народов мира, их этнических и
национальных культур, и почему в
последнее время мы все чаще
наблюдаем публичные и
демонстративные выступления
противников этого процесса? Попытка
ответить на эти вопросы и является
основной целью данной работы.
Термин «глобализация» появился
сравнительно недавно. Поэтому в
энциклопедических и философских
словарях он еще не нашел своего
достаточно полного отражения. Хотя
уже сегодня нет никакого сомнения в
том, что обозначаемый этим термином
процесс будет играть определяющую
роль во всей дальнейшей истории
развития человеческого общества.
Итак, что же все-таки обозначает это
новое понятие? Рассмотрим несколько
точек зрения на его содержание. Так,
например, в докладе руководителя
проекта глобализации Университета
национальной обороны США Эллен Фрост,
который был сделан в конце 2000 года на
семинаре «Глобализация и Европа»,
была предпринята попытка дать
достаточно общее определение
понятию «глобализация общества». По
мнению автора этого доклада,
глобализация общества представляет
собой «долгосрочный процесс
объединения людей и преобразования
общества в планетарном масштабе».
При этом слово «глобализация»
подразумевает переход ко «всемирности»,
глобальности (globality). То есть к более
взаимосвязанной мировой системе, в
которой взаимозависимые сети и
потоки преодолевают традиционные
границы или же делают их
несоответствующими современной
действительности».[1]
Существует мнение, что понятие «глобализация»
предполагает также и осознание
мировым сообществом единства
человечества, существования общих
глобальных проблем и единых для
всего мира основных норм.
Ниже будет показано, что понятие «глобализация
общества» обозначает сегодня весьма
сложный и многоаспектный процесс
развития мирового сообщества,
который включает в себя не только
экономические и геополитические
аспекты, но также и весьма тонкие
аспекты психологического и
культурологического плана, например,
такие, как национальная идентичность
и духовные ценности.
Глобализация общества и
международная интеграция.
Важнейшей характеристикой процесса
глобализации общества в
долгосрочном плане является
движение к международной интеграции,
т.е. к объединению человечества во
всемирном масштабе в единый
социальный организм. Ведь интеграция
— это соединение различных
элементов в единое целое. Поэтому и
глобализация общества предполагает
его переход не только к глобальному
рынку и международному разделению
труда, но также и к общим правовым
нормам, к единым стандартам в области
правосудия и государственного
управления.
Ожидается, что в результате этого
процесса население нашей планеты
придет, в конечном итоге, к осознанию
себя как целостного организма и
единого политического сообщества. И
это, конечно же, будет качественно
новым уровнем развития цивилизации.
Ведь благодаря научным достижениям в
области общей теории систем мы знаем,
что любая сложная и
высокоорганизованная система есть
нечто большее, чем простая сумма ее
составных частей. Она всегда
обладает принципиально новыми
свойствами, которые не могут быть
присущи ни одному из ее отдельно
взятых компонентов, ни даже
некоторой их совокупности. В этом,
собственно, и проявляется
синергетический эффект
самоорганизации сложных систем.
Таким образом, процесс
глобализации человеческого общества
можно рассматривать как вполне
закономерный этап его эволюции. И
результатом этого этапа должен стать
переход общества на новую, более
высокую ступень развития.
Какими же отличительными
характеристиками будет обладать
общество на этой новой ступени
своего развития? Можно
прогнозировать, что глобализованное
общество будет обладать существенно
большей целостностью по сравнению с
существующим. И произойдет это за
счет беспрецедентного развития
информационных, экономических,
геополитических и культурных связей
между отдельными странами и
регионами мира, а также за счет
дальнейшего и весьма быстрого
развития аналогичных связей внутри
самих стран и регионов. При этом
общее количество информации в
мировом сообществе должно будет
существенным образом возрасти, а это
означает, что возрастет и уровень
сложности самого мирового
сообщества как самоорганизующейся
системы. В результате этого уровень
устойчивости мирового сообщества по
отношению к внешним воздействиям, а
также его способности к
противодействию этим воздействиям,
безусловно, возрастут. И это является
одним из важных прогнозируемых
положительных последствий
глобализации.
В то же время в процессе
глобализации общества уже сегодня
можно наблюдать ряд деструктивных
факторов, которые деформируют и даже
вовсе разрушают отдельные
структурные компоненты общества и,
следовательно, должны будут привести
его к частичной деградации. В
последние годы эти факторы все более
заметно проявляют себя в сфере
культуры [2]. Поэтому их анализ, а
также прогнозирование возможных
последствий представляются весьма
актуальными как для науки, так и для
практической деятельности.
Основные факторы глобализации. Анализ
показывает, что глобализация
общества обусловлена целым рядом
факторов, наиболее важными из
которых являются следующие.
1. Технологические факторы,
связанные с бурным развитием новых
технологий и переходом развитых
стран мира к новому технологическому
укладу общественного производства.
Высокая эффективность новых
технологий, которые позволяют не
только производить
высококачественную продукцию, но
также и сокращать при этом затраты
природных ресурсов, энергии и
социального времени, делают эти
технологии все более важной и
привлекательной частью мирового
рынка товаров и услуг [3]. Поэтому их
распространение в глобальном
масштабе и является одной из ведущих
тенденций развития современной
цивилизации. Прогнозы
свидетельствуют, что в ближайшие
десятилетия эта тенденция будет
только усиливаться.
2. Экономические факторы,
связанные с развитием
транснациональных промышленных
корпораций (ТНК) и все более широким
распространением международного
разделения труда. Уже сегодня
основная доля высокотехнологичной
продукции производится именно в
рамках ТНК, которые владеют
значительной частью
производственных фондов и создают
более половины всего валового
продукта в мире.
Развитие ТНК влечет за собой
глобализацию производственных
связей, методов организации труда и
сбыта готовой продукции,
формирование унифицированной
производственной культуры общества
и соответствующей этой культуре
этики и нормативов поведения людей, а
также теории и практики управления
трудовыми коллективами.
3. Информационные факторы,
связанные с развитием глобальных
сетей радио и телевидения,
телефонной и факсимильной связи,
компьютерных информационно-телекоммуникационных
сетей и новых информационных
технологий. Бурное и все еще
нарастающее развитие средств
информатики и их все более широкое
проникновение во все сферы
жизнедеятельности общества
превратили его информатизацию в
глобальный социотехнологический
процесс, который в ближайшие
десятилетия будет, безусловно,
оставаться доминантой научно-технического,
экономического и социального
развития общества.
Революционная трансформация
информационной сферы общества
сегодня активно формирует не только
новый, информационный образ жизни
сотен миллионов людей на нашей
планете, но также и новые
представления о качестве жизни,
которые во многом связываются с
уровнем потребления информации и
информационных услуг. Буквально на
наших глазах стремительно
возрастают коммуникационные
возможности человека. Мобильная
телефонная связь, электронная почта,
глобальная информационно-коммуникационная
сеть Интернет, спутниковое
телевидение — все эти новшества
быстро осваиваются культурой
современного общества и, в свою
очередь, трансформируют эту культуру,
привнося в нее не только новые
информационные средства и
возможности, но также и новые
этические и правовые нормы,
формируют новые ценности. Сегодня
есть веские основания утверждать,
что в ближайшие десятилетия на нашей
планете будет сформирован
принципиально новый тип цивилизации
— информационная цивилизация [4].
Важно отметить, что в результате
происходящей на наших глазах новой
информационной революции мировое
сообщество людей становится все
более мобильным и информационно
связанным. При этом радикально
изменяются традиционные
представления о пространстве и
времени — этих двух важнейших
категориях человеческого бытия [5].
4. Геополитические факторы
глобализации общества связаны,
главным образом, с осознанием
необходимости консолидации мирового
сообщества перед лицом общих угроз,
противостоять которым достаточно
эффективно можно лишь объединенными
усилиями. Осознание такой
необходимости началось еще в
середине 20-го века, когда была
создана Организация Объединенных
Наций — первый достаточно
влиятельный международный орган,
предназначенный для предотвращения
военных конфликтов политическими
методами.
Сегодня, помимо опасности таких
конфликтов, появилась новая
глобальная угроза для стабильности
мирового сообщества — международный
терроризм. Для эффективного
противодействия этой угрозе также
необходимо будет выработать общие
для всех стран юридические нормы и
правила обеспечения международной
безопасности. Однако, все-таки самым
мощным фактором дальнейшей
глобализации общества в ближайшие
десятилетия может стать осознание
необходимости объединения усилий
мирового сообщества для борьбы с
глобальными угрозами экологического
характера. Здесь на первый план
выдвигаются такие проблемы, как
беспрецедентное наступление пустынь
на африканском и азиатском
континентах, загрязнение воды, почвы
и воздуха промышленными отходами,
уничтожение флоры и фауны нашей
планеты в результате хозяйственной
деятельности человека, засорение
околоземного космического
пространства и т.п.
Последние события, связанные с
беспрецедентными в новейшей истории
наводнениями в ряде стран Европы и
Юго-Восточной Азии, должны стать
хорошим поводом для того, чтобы
современное общество пересмотрело
свое отношение к экологическим
проблемам и осознало, наконец, их
реальную опасность для своего
будущего.
На основании вышеизложенного можно
сделать вполне обоснованный вывод о
том, что сегодня в мире действует
целый ряд достаточно мощных и
объективных факторов, которые и
являются основными причинами
развития процесса глобализации
общества и содействуют его все
большему распространению на многие
страны мирового сообщества. Анализ
внутренней природы этих факторов и
тенденций их дальнейшего развития
показывает, что в ближайшие годы
действие этих факторов будет только
усиливаться. Поэтому и процесс
глобализации общества, который они
обуславливают, естественным образом
будет также нарастать.
2. Этнос и нация в
современном мире
Отличительной чертой
современного мира является его
этническое и национальное
разнообразие. В начале третьего
тысячелетия на нашей планете
насчитывалось около 200 независимых
государств, 5000 этнических групп и
более 600 сообществ, представители
которых говорят на одном языке.
Однако, в последние годы эта
структура мирового сообщества
достаточно быстро деформируется под
воздействием процесса глобализации.
Так, например, по некоторым прогнозам,
к концу 21-го века более половины из
существующих в настоящее время
этнических языков могут исчезнуть
навсегда. Это означает, что навсегда
будут утрачены многие ценности
культуры, а также многие знания.
Национальность и нация. Термину
«национальный» в современной
российской общественной речи сильно
не повезло. В последние годы в
выступлениях многих наших
общественно-политических деятелей,
да и в обыденной речи этот термин
используется не всегда правильно.
Причины здесь две. Одна из них — это
естественная полисемия русского
языка, когда одно и то же слово может
иметь несколько различных смыслов в
зависимости от контекста, в котором
оно в данный момент используется.
Действительно, когда мы говорим: «национальный
обычай», «национальный костюм», «национальная
кухня», то, чаще всего, имеем ввиду
соответствующие проявления
этнической культуры того или иного
народа.
В то же время такие выражения, как «национальная
идея», «национальный интерес», «национальная
безопасность» и т.п., обозначают те
или иные проблемы, относящиеся уже не
к этническим группам, а к нации в
целом, т.е. к людским сообществам
более высокого ранга. Ниже будет
показано, что в таких сообществах
этнические факторы вовсе не являются
определяющими.
Другая причина неправильного
использования термина «национальный»
заключается в недостаточной
лингвистической культуре многих
общественно-политических деятелей,
которая давно уже стала «притчей во
языцех». Дело в том, что термины «национальность»
и «нация» в литературном русском
языке практически не имеют между
собой ничего общего и обозначают
совершенно различные понятия. Так
например, словом «национальность»
обозначается принадлежность
человека к той или иной этнической
группе (русские, армяне, якуты,
осетины и т.п.), в то время, как термин
«нация» обозначает гораздо более
широкое понятие, а именно —
сообщество людей, которое объединяет
целая совокупность общих признаков,
среди которых этническая
принадлежность вовсе не является
определяющей.
К сожалению, даже дикторы
российского телевидения, которым,
казалось бы, по своему служебному
положению необходима достаточно
высокая лингвистическая культура,
стараются всячески избегать
использования термина «национальный»
именно по указанным выше
соображениям. Избегают этого термина
и наши чиновники. Так, например,
вместо вполне естественных для стран
Запада терминов «Национальная
доктрина», «Национальная программа»
и т.п. у нас предпочитают
использовать другие термины: «Государственная
доктрина», «Федеральная программа» и
др. А ведь, строго говоря, это вовсе не
одно и то же. Понятия «государство» и
«нация» имеют совершенно различный
смысл.
О содержании понятий «этнос» и «нация».
В Словаре социально — гуманитарных
терминов [10 ] приводятся следующие
определения понятий «этнос» и «нация»:
ЭТНОС (ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ) —
большая группа людей, развивающаяся
на основе единства природно-ландшафтных
условий, кровного родства,
антропологических особенностей,
специфики культуры, языка, религии и
психического склада людей,
этнического самосознания, которое
является единственной
непротиворечивой чертой этноса.
Историческими формами этнических
общностей являются племя, народность,
нация.
НАЦИЯ — исторически
сложившаяся форма общности людей,
характеризующаяся общностью языка,
территории, экономической жизни,
культуры и особенностями
психологического склада. Сейчас все
большее распространение получает
точка зрения о том, что нация — это не
только и не столько этническая,
сколько государственная, социально-экономическая
и культурная общность. С этой точки
зрения нация — это сообщество
народов, сознающих общность
исторических интересов и
собственное духовное своеобразие.
Основные отличительные признаки
нации. А.С. Панарин ы[6], анализируя
основные отличительные признаки,
характеризующие то или иное
человеческое сообщество как единую
нацию, предлагает выделять среди них
следующие семь наиболее важных:
1. Общая территория обитания, на
которой достаточно долго проживает
данное сообщество. Этот признак
является исключительно важным, так
как именно общая территория обитания
и создает те необходимые условия для
интенсивных информационных и
транспортных коммуникаций, без
которых невозможно формирование
общего языка и общей культуры в
данном сообществе.
2. Общий язык общения для всего
сообщества, посредством которого и
осуществляются в нем наиболее важные
информационные связи,
осуществляется правосудие и функции
государственного управления. Именно
общий язык является фундаментом для
формирования единой национальной
культуры и этики, а также такого
тонкого психологического феномена,
которое в психологии называется
коллективным бессознательным.
3. Общая культура нации,
представляющая собой качественно
новое образование, обычно не
совпадающее ни с одной из тех
этнических культур, которые
соответствуют этносам, объединенным
в составе данной нации.
4. Общее верховное руководство
страны, в составе которой
сформировалась и существует данная
нация.
5. Общие политические интересы, связанные
с существованием и дальнейшим
развитием данного сообщества.
6. Общая политическая система
для всего сообщества.
7. Национальная идентичность —
психологический фактор, сущность
которого будет раскрыта и пояснена
ниже.
Профессор Эмерсон в своей
монографии «От империи к нации»
определяет нацию как «Сообщность
людей, которые чувствуют себя
связанными друг с другом по двум
причинам. Во-первых, у них имеется
единое историческое наследие, и, во-вторых,
у них общее будущее».
М. Хонг [11] утверждает, что нация
объективно проявляет себя тогда,
когда она инстинктивно одинаково
реагирует на внешнюю угрозу или
кризис. Иначе говоря, если
многонациональная страна
инстинктивно одинаково реагирует на
внешнюю угрозу или внутренний кризис
и в ней не наблюдается расхождения в
реакции различных этнических групп
по расовым и религиозным
соображениям, можно говорить о том,
что в стране сформировалась
национальная идентичность. Это тот
важнейший критерий, с помощью
которого можно судить об отсутствии
или наличии единой нации.
Обобщая приведенные выше точки
зрения, можно утверждать, что нация
представляет собой единое
сообщество людей, которое проживает
на общей территории, имеет общий язык
и общую культуру, единую верховную
власть, общие национальные и
политические интересы, а также общее
прошлое и будущее.
Отсюда следует, что нация
представляет собой общественную
структуру более высокого уровня по
сравнению с этносом, т.е. качественно
новое общественное образование.
Принципиально новое качество,
которое возникает в такого рода
структурах, и есть «национальная
идентичность». Оно формируется в
результате проявления известного
синергетического эффекта,
характерного для сложных
самоорганизующихся систем, и может
квалифицироваться как одна из
категорий коллективного
бессознательного.
Формирование нации и
национальное самосознание. Существуют
три основных пути формирования
единой нации в многоэтническом
государстве. Один из них
предполагает постепенное разрушение
этнических культур и их слияние в
единую национальную культуру,
которая становится доминирующей в
данном сообществе. Данный способ
известен под названием «плавильный
котел» (melting pot). Этот путь является
характерным для молодых наций, и
весьма наглядным примером здесь
могут являться Соединенные Штаты
Америки.
Второй путь состоит в том, что
единая нация формируется под знаком
«нового будущего», когда в обществе
начинают доминировать новые общие
политические и экономические
интересы, которые подавляют
соответствующие частные интересы
этнического характера. В качестве
примера здесь можно привести опыт
Советского Союза, где была
сформирована единая нация —
советский народ.
Третий путь формирования единой
нации заключается в том, что она
создается без разрушения этнических
культур и самобытности входящих в
состав данной нации этносов.
Характерными примерами здесь
являются Австралия, Мексика и
Сингапур, где формирование нации
является одной из приоритетных задач
правительств, планомерно
осуществляющих соответствующую
государственную политику. Однако,
этот путь является и самым сложным,
хотя и наиболее перспективным, так
как он позволяет не только сохранить
для будущих поколений все богатство
исторического и культурного
наследия каждого этноса, но также
использовать и его современный
потенциал в установлении
экономических и культурных связей с
другими странами.
Опыт Сингапура по формированию
единой нации. Некоторое время тому
назад автору настоящей работы
довелось обсуждать проблему
формирования единой нации в
многоэтническом и
многоконфессиональном государстве с
доктором Марком Хонгом, Чрезвычайным
и Полномочным Послом Республики
Сингапур в Российской Федерации и на
Украине. По мнению доктора М. Хонга [6],
для формирования нации в
многоэтническом государстве
необходимы три основных условия:
политическая воля, вера в будущее
страны и, кроме того, необходимо
забыть о прошлых разногласиях.
Сингапур является сравнительно
молодым государством. Он получил
свою независимость от
Великобритании в 1965 году и проблемы
формирования национальной
самоидентичности и единой нации
являются для него сегодня
исключительно актуальными. Дело в
том, что в составе этой страны
объединены четыре этнических группы
(китайцы, индусы, томилы и малайцы),
которые принадлежат к четырем
различным конфессиям, имеют свой
язык и свою культуру. Мало того, у
этой страны нет достаточно
продолжительной истории и своих
национальных героев, которые могли
бы служить примерами для подражания
и воспитания молодого поколения. Все
это существенно усложняет решение
проблемы формирования единой нации.
И все же эта проблема решается,
причем весьма успешно.
Основной принцип решения данной
проблемы состоит в том, что в
Сингапуре признается равенство всех
этнических групп и их культур. При
этом необходимо отметить, что в
качестве общего государственного
языка был выбран английский язык,
хотя около 70% населения страны
составляют китайцы и поэтому,
казалось бы, было весьма логичным в
качестве общегосударственного
принять именно китайский язык.
Однако, этого не было сделано по трем
основным причинам:
1. Принятие китайского языка в
качестве общегосударственного
означало бы выделение одной из
этнических групп в качестве
главенствующей в ущерб всем
остальным, которым при этом
фактически отводилась роль
этнических меньшинств. А это
противоречит указанному выше
основному принципу формирования
единой нации — принципу равенства
всех культур и этносов.
2. По мнению руководителей
Сингапура, китайский язык менее
перспективен для развития страны в 21-м
веке, чем английский. Ведь как любой
этнический язык, он является
носителем прошлой культуры, а
Сингапур — это страна, устремленная
в будущее, основанное на развитии
образования и новых технологий.
3. В случае принятия китайского
языка в качестве
общегосударственного существовала
потенциальная опасность того, что
Сингапур может разделить участь
Тайваня, на обладание которым до сих
пор претендует континентальный
Китай.
Правительством Сингапура
последовательно проводится политика
многорасового подхода, религиозной и
расовой терпимости и гармонии. Это
позволяет использовать этнические
общины для ведения бизнеса с
китайскими, индийскими и малайскими
диаспорами в других странах. В
последние годы Сингапур стремится
также все более широко привлекать
талантливых иностранцев,
принадлежащих к различным расам,
проводя таким образом политику
космополитизма.
Национальное единство и проблема
развития человеческих ресурсов. Опыт
развития таких стран, как Япония и
Сингапур, убедительно
свидетельствует о том, что
формирование национального
самосознания и единой нации являются
исключительно важными факторами для
развития и эффективного
использования человеческих ресурсов
в современном технологическом
обществе. Как отмечают многие
исследователи, человеческий ресурс
сегодня является основным
компонентом национального богатства
развитых стран и важнейшим фактором
их дальнейшего социально-экономического
развития. Способность народов
осваивать новые технологии и
достаточно быстро ассимилировать их
в своей культуре рассматривается
сегодня в качестве одного из
важнейших показателей
жизнеспособности нации в новом,
стремительно изменяющемся, мире.
Поэтому и инвестиции в развитие
человеческих ресурсов (в образование,
науку, здравоохранение, развитие
профессионализма и способностей к
творческому труду, а также
патриотизма и ответственности)
являются в настоящее время наиболее
эффективным вложением капитала. Ведь
не зря же китайская мудрость гласит:
«Если хочешь получить урожай на один
год — посади зерно, если хочешь
получать плоды десять лет — посади
дерево, а если хочешь получать плоды
всю жизнь — вырасти достойного
человека».
Глобализация общества выдвигает на
первый план еще одну новую
глобальную проблему — проблему
конкурентноспособности наций в
области инновационной деятельности.
Так, по мнению М. Хонга [12 ], в наш век
информации и высоких технологий
именно интеллектуальный капитал и
способность наиболее эффективно его
использовать могут обеспечить
настоящий успех страны в условиях
глобальной конкуренции. Пример
развития Сингапура блестяще
подтверждает эту точку зрения.
Именно в результате создания в этой
стране системы развития и
эффективного использования
человеческих ресурсов ей удалось
добиться исключительно высоких
темпов развития своей экономики, а по
уровню ВВП, приходящегося на душу
населения, в 1996 году даже опередить
США.
3. Нация и этнос
под катком неоглобализма
Глобализм 20-го века и
неоглобализм современности. Для
того, чтобы понимать и адекватно
оценивать современные проявления и
тенденции процесса глобализации
общества, необходимо совершенно
четко различать две основные фазы
развития глобализма — как
идеологической основы процесса
глобализации.
Глобализм как идеология зародился
в начале 70-х годов 20-го века, когда
были опубликованы первые результаты
количественных исследований ряда
глобальных проблем, выполненные под
эгидой «Римского клуба». Эти
результаты оказали достаточно
сильное воздействие на сознание
элиты мирового сообщества, которая
была поставлена перед дилеммой: либо
определить новую стратегию развития
цивилизации, либо смириться с
неизбежностью глобальной
экологической катастрофы,
наступление которой
прогнозировалось на период 2025—2030 гг.
Отличительная особенность
глобализма 20-го века заключалась в
том, что его основной задачей
являлась консолидация мирового
сообщества перед лицом всеобщей и
быстро надвигающейся опасности, той
глобальной угрозы, которая поставила
под сомнение дальнейшее
существование самого человека как
биологического вида. В качестве
реакции на эту угрозу последовал
целый ряд весьма представительных
международных форумов, посвященных
системному анализу глобальных
проблем дальнейшего развития
цивилизации и попыткам выработать
некоторую общую стратегию действий
мирового сообщества по
предотвращению глобальной
экологической катастрофы.
В числе наиболее весомых и значимых
среди этих форумов можно назвать
общеизвестный Международный
конгресс по проблемам окружающей
среды (Рио-де-Жанейро, 1992г.), а также 19-й
Всемирный философский конгресс на
тему: «Человечество на переломе:
философские перспективы» (Москва, 1993г.).
Оба эти мероприятия дали мощный
импульс для развития того нового
направления философских,
теоретических и прикладных
исследований, которое сегодня
известно под названием «Проблемы
устойчивого развития» [14]. Однако уже
сегодня, спустя чуть более 10 лет
после указанных выше форумов, сама
идеология глобализма существенным
образом изменилась. Теперь мы имеем
дело с его совершенно новой формой —
неоглобализмом, который преследует
совершенно иные стратегические цели.
Суть этих целей состоит в том, чтобы
любыми путями обеспечить доступ
ограниченного количества населения
нашей планеты, а именно — населения
развитых стран Запада (так
называемого «золотого миллиарда») к
сырьевым и энергетическим ресурсам
планеты, большая часть которых
расположена на территории России и
стран «третьего мира», которые в
дальнейшем будут обречены на
нищенское существование в роли
сырьевых колоний и мест для
складирования промышленных отходов.
Именно такая стратегия дальнейшего
развития цивилизации, по мнению
апологетов современного
неоглобализма, обеспечивает
возможность для населения развитых
стран Запада и, в первую очередь США,
продолжать свой курс экономического
развития, основанный на приоритете
неограниченного потребления.
Идеология неоглобализма уже не
предусматривает развития науки,
образования и высоких технологий.
Она также и не навязывает обществу
никаких разумных самоограничений ни
материального, ни морального плана.
Наоборот, сегодня поощряются самые
низменные инстинкты человека,
сознание которого фокусируется на
удовлетворении чувственных
потребностей «здесь и сейчас» в
ущерб его духовному развитию и
планам на будущее.
Единственным препятствием, которое
сегодня стоит на пути
распространения идеологии
неоглобализма во всем мире, являются
крупные национальные государства,
где все еще сильны традиционные
духовные ценности, такие, как
патриотизм и служение своему народу,
социальная ответственность,
уважение к своей истории и культуре,
любовь к родной земле. Все эти
ценности неоглобалисты сегодня
объявляют устаревшими и не
соответствующими реалиям нового
времени, где господствуют
воинствующий либерализм,
экономический рационализм и
частнособственнические инстинкты.
Ведь именно эти качества приносят
сегодня успех в деловой или
политической сфере. Поэтому одним из
главных вызовов неоглобализма,
который в 21-м веке обращен уже ко
всему человечеству, является
нравственный вызов, который требует
коренного пересмотра всех
существовавших ранее духовных
ценностей. И этот вызов является куда
более опасным, чем угрозы терроризма
или же экологическая катастрофа. Эта
опасность состоит в том, что
идеология неоглобализма не только
разъединяет всех людей мирового
сообщества на два антагонистических
лагеря — рабов и господ, но также
деформирует сознание самого
человека, уничтожая в нем то истинно
человеческое, что с таким трудом было
накоплено за многие тысячелетия
развития человеческой истории.
Методология неоглобализма.
Современная методология
неоглобализма по обеспечению
свободного доступа стран «золотого
миллиарда» к сырьевым и
энергетическим ресурсам других
стран достаточно хорошо раскрыта в
работах [6-8,13]. Методология эта
удивительно проста, как все
гениальное. Сначала проводится «идеологическая
обработка» наиболее активной части
национальной элиты той или иной
страны с целью обеспечения ее
прозападной ориентации. Затем стране
предлагается финансовая помощь для
решения экономических и социальных
проблем. При этом роль «благодетелей»
обычно выполняют Международный
Валютный Фонд и Всемирный Банк,
которые находятся под контролем со
стороны США. Правда, помощь
предоставляется, как правило, не в
виде денег, а в виде так называемых «связанных
кредитов», когда значительная часть
предоставляемой ссуды должна быть
обязательно истрачена на
приобретение продовольственных или
промышленных товаров из стран Запада.
Естественно, эти товары зачастую
оказываются далеко не лучшего
качества.
В результате этого достигаются
сразу две цели: страна попадает в
финансовую зависимость от
апологетов неоглобализма и, кроме
того, подрываются основы
национальной экономики, так как
наплыв импортной продукции быстро
приводит к банкротству собственных
промышленных предприятий. В итоге в
стране растет уровень безработицы и
нарастает социальная напряженность,
что подрывает доверие народа к
национальному правительству.
Следующим этапом является
приобретение транснациональными
компаниями акций важнейших
национальных предприятий. Причем,
приоритет здесь отдается сырьевым и
добывающим отраслям промышленности.
Преподносится же это все под видом «инвестиций
в развитие национальной экономики».
На самом же деле происходит самая
настоящая и откровенная
экономическая колонизация страны.
Причем, если колонизаторы прошлых
столетий хоть как-то заботились о
существовании туземного населения,
так как сами проживали на
захваченной территории, то теперь
все выглядит совсем иначе.
Неоколонизаторы 21-го века вовсе и не
собираются благоустраивать новые
территории и поэтому и быт, и
проблемы современных «туземцев» их
совсем не волнуют. Их главная задача
— получить доступ к природным
ресурсам, вывезти сырье для своей
промышленности и переманить
талантливых людей. Остальное
население должно выживать так, как
сумеет. Эту геополитику академик Н.Н.
Моисеев в своих работах по проблемам
глобализации общества весьма
образно называл «дьявольским
насосом».
Неоглобализм и научно-технический
прогресс. В результате
практического воплощения политики
неоглобализма мы видим, как в
последние годы быстро нарастает
поток беженцев из разоренных стран,
которые вынуждены покидать свои
родные места в поисках работы и
лучшей доли. Естественно, что эти
люди устремляются в развитые страны,
где их никто не ждет и где им,
вероятнее всего, придется смириться
с участью изгоев общества.
Нарастание потока беженцев и
вынужденных переселенцев — это та
оборотная сторона политики
современного неоглобализма, которая
становится сегодня одной из наиболее
острых социальных проблем
современности. Что же касается
достижений научно-технического
прогресса, то они являются
привилегией богатых развитых стран
мира в то время, как остальные страны
отбрасываются назад на уровень
нового средневековья. Ярким примером
здесь может служить процесс
информатизации общества.
Глобализация и информатизация
общества. Одним из наиболее
действенных и перспективных
факторов развития процесса
глобализации общества являются
новые технологии информационных
коммуникаций, которые в последние
годы стремительно развиваются и
кардинальным образом изменяют наши
привычные представления о
пространстве и времени. Характерными
особенностями процесса глобализации
стали широкомасштабная
компьютеризация общества,
использование цифровых технологий и
оптоволоконной техники связи, а
также передача данных по спутниковым
каналам и через международную
телекоммуникационную сеть Интернет.
Сегодня в мире уже имеется более 250
млн. компьютеров, из которых около 90%
являются персональными, и их
количество продолжает быстро
возрастать. В результате научно-технических
достижений в области информатики
стоимость передачи информации на
большие расстояния резко
сократилась, а объемы
телекоммуникационных услуг
населению стремительно растут. По
некоторым прогнозам, уже к 2010 году
произойдут качественные изменения в
обеспечении населения услугами
связи и цифровых информационных
коммуникаций. Так, например,
ожидается, что телефонная связь
станет доступной большинству
жителей нашей планеты, а количество
пользователей сети Интернет
достигнет 3 млрд. человек, т. е.
практически каждая семья будет
связана с этой сетью.
Все это будет означать переход на
принципиально новый уровень
развития цивилизации в области
информационных коммуникаций по
сравнению с минувшим веком. Ведь
известно, что еще в 2000-м году половина
жителей нашей планеты не сделала ни
одного (!) телефонного звонка по
причине отсутствия телефонной связи.
С точки зрения сторонников
глобализации, процесс небывалого
развития информационных
коммуникаций будет иметь
революционные последствия не только
для мировой экономики, но также и для
мировой культуры, так как он создает
возможности для проникновения в
прежде закрытые общества, «освобождает
умы» и формирует общую, более единую
и цельную глобальную культуру.
Однако, необходимо иметь в виду, что
когда сегодня говорят о процессе «глобализации
культуры», то обычно подразумевается
влияние культуры западной
цивилизации и, в особенности,
американской культуры на все
остальные культуры мира.
По мнению известного американского
аналитика Фрэнсиса Фукуямы, сегодня
ни одна страна мира не может в
подлинном смысле оградить себя от
влияния глобальных средств массовой
информации и коммуникации. Поэтому
любая тенденция, получающая свое
развитие в одном регионе земного
шара, быстро находит свой отклик в
других регионах, удаленных на
десятки тысяч километров.
Современные правительства в
условиях информационной
глобализации уже не в состоянии
изолировать свое население от
воздействия колоссальных потоков
самой разнообразной информации о
себе и других народах, о способах
решения ими социально-экономических
и других проблем. Поэтому сознание
людей в 21-м веке будет формироваться
не только под воздействием ситуации
в своей стране, но также и в
значительной степени под
воздействием информации из внешнего
мира. А это уже принципиально новая
гуманитарная ситуация, которой в
истории человечества никогда не было.
Однако, необходимо помнить, что для
приобретения и использования в
стране новых информационных
технологий ей необходимо
располагать и соответствующими
финансовыми возможностями, и
определенным уровнем информационной
культуры общества. Именно поэтому
сегодня подавляющее большинство
передовых средств информатики и
новых информационных технологий
сосредоточено в богатых развитых
странах. Так, например, сегодня 50%
пользователей сети Интернет
проживают в США, 40% — в Европе, 5% — в
Японии и Корее и лишь 5% — во всем
остальном мире [7].
Таким образом, информационная
глобализация обостряет
информационное неравенство между
богатыми и бедными странами. То же
самое можно сказать и об
экономическом неравенстве, которое
обостряется по мере развития
глобальной мировой экономики. По
некоторым оценкам, вхождение страны
в мир глобализованной экономики
становится возможным при условии,
что средний годовой доход на душу
населения в этой стране превысит 10
тыс. долларов. А таких стран в мире
немного. Так, например, совсем
недавно этот рубеж преодолели Греция,
Португалия и Южная Корея [7].
Дискредитация национального
единства и этнический сепаратизм. Исследования
показывают [6], что для разрушения
национальных государств в арсенале
современного неоглобализма имеются
и активно используются следующие
основные методы.
1. Информационная обработка
населения национального государства
и, в первую очередь, его национальной
элиты. Основная направленность этой
обработки заключается в
дискредитации традиционной системы
ценностей и национальной культуры,
которые объявляются архаическими,
неадекватными современным условиям
развития цивилизации и являющимися
главным тормозом экономического и
социального прогресса страны. При
этом весьма частым и эффективным
приемом является прямой подкуп той
части национальной элиты, которая
способна активно влиять на принятие
наиболее важных решений, а также на
распространение внутри данной
страны идей и принципов
неоглобализма.
2. Экономическая и финансовая
экспансия, направленная на
разрушение национальной экономики,
дезорганизацию собственного
производства и внутреннего рынка,
установление зависимости данной
страны от внешних инвестиций и
займов.
3. Всемерное поощрение любых
проявлений национального
сепаратизма, который немедленно
объявляется борьбой народа за свою
независимость и демократические
права человека, попираемые
диктатурой национального
государства. При этом неоглобалистов
нисколько не смущает тот очевидный
факт, что приходится использовать «двойные
стандарты» в оценке одних и тех же
явлений. Действительно, ведь
общенациональные идеи и принципы
устремлены в будущее в то время, как
этническая идеология устремлена в
прошлое и направлена на сохранение
традиций.
Разделенные нации. Разделенные
нации появляются тогда, когда
разрушаются достаточно крупные
национальные государства и в
результате этого уже не выполняются
некоторые из перечисленных выше семи
основных условий существования
единой нации. Такими условиями могут
быть единая территория обитания,
единый политический строй, единая
экономическая система и др.
Характерными примерами разделенных
наций в новейшей истории могут
служить Восточная и Западная
Германия, Северная и Южная Корея и,
наконец, в самые последние
десятилетия — Россия. Действительно,
ведь сегодня пятая часть
русскоязычного населения России (около
30 млн. человек) оказалась вне ее
современных государственных границ.
Причем не по своей воле, не в
результате эмиграции, а в результате
распада СССР.
Возникновение разделенных наций,
независимо от причин этого события,
является трагедией для ее народов.
Трагедией, которая всегда имеет
тяжелые экономические и духовные
последствия. Именно поэтому борьба
за воссоединение разделенных наций
всегда рассматривалась как
благородное дело национального
строительства.
Глобализация общества и духовное
противостояние цивилизаций Востока
и Запада. Одним из результатов
происходящей на наших глазах
глобализации общества стало резкое
обострение духовного противостояния
цивилизаций Востока и Запада. Дело в
том, что помимо финансовой и
экономической экспансии политика
неоглобализма включает в себя также
и экспансию культурологическую.
Новые колонизаторы 21-го века
навязывают народам покоряемых ими
стран свою культуру и свою систему
духовных ценностей, которая
находится в противоречии с
традиционными ценностями
национальных культур.
Социологические исследования
показали, что если для жителей США
приоритетными ценностями являются
такие, как личная свобода и
индивидуальные права, а также
свобода самовыражения, то
представителями восточных культур
предпочтение отдается совсем другим
ценностям. Для них важными являются
приоритет нации перед общиной, а
общества перед личностью, семья как
базовый элемент общества,
общественный порядок, дисциплина и
уважение к старшим [12].
В американской же культуре права
личности существенно превалируют
над ее обязанностями перед обществом.
Так, например, в США даже преступник
рассматривается скорее как жертва
общества, его репрессивной системы.
Именно этими коренными различиями
во взглядах на роль человека в
обществе, на его права и обязанности
перед ним и обусловлено то духовное
противостояние цивилизаций Востока
и Запада, которое мы наблюдаем уже
сегодня и которое, вероятнее всего, в
ближайшие десятилетия будет только
усиливаться.
Заключение
Проведенный выше краткий
анализ развития современного
процесса глобализации общества и его
воздействия на эволюцию
национальных и этнических культур
позволяет сделать следующие
основные выводы.
1. Глобализация общества является
одной из доминирующих тенденций
развития цивилизации в 21-м веке,
которая оказывает исключительно
сильное воздействие на социально-экономические,
политические и культурологические
аспекты развития практически всех
стран мира. Этот процесс является
весьма сложным и внутренне
противоречивым. Он еще недостаточно
изучен в научном плане, а его
прогнозируемые последствия еще
плохо осознаны даже элитарной частью
мирового сообщества, хотя в
последние годы они начинают все
более широко обсуждаться в научной и
общественно-политической литературе.
2. С культурологической точки
зрения, глобализация общества
означает новую гуманитарную
революцию, в результате которой
многие традиционные национальные и
этнические культуры претерпят
существенные изменения, а некоторые
из них могут оказаться не только
деформированными, но и полностью
разрушенными. Под давлением политики
неоглобализма, которая сегодня
весьма агрессивно проводится
странами «золотого миллиарда» во
главе с США, следует ожидать
пересмотра традиционной системы
ценностей не только восточных стран,
но также и стран Европы. При этом
такие ценности, как социальная
ответственность, патриотизм, высокая
нравственность и уважение к старшим,
активно вытесняются новыми
ценностями, поставленными на службу
индивидуализму, стремлению к
материальному благополучию и
самоутверждению в обществе,
основанном на приоритете
потребления. Естественно, что эта
тенденция деформации культуры
общества представляет собой новую
глобальную угрозу для его будущего,
так как находится в полном
противоречии не только с выдающимися
достижениями развития мировой
культуры, но также и с основными
условиями дальнейшего устойчивого
развития цивилизации.
3. Наблюдающиеся в последние годы
факты поддержки неоглобалистами
проявлений этнического сепаратизма
в ряде стран мира вовсе не означают
их озабоченности проблемами
сохранения и развития традиционных
этнических культур. На самом деле это
всего лишь ловкий тактический прием,
направленный на подрыв устойчивости
национальных государств, которые и
являются сегодня основным
препятствием на пути неоглобалистов
к мировым запасам природных ресурсов.
4. История свидетельствует о том,
что вслед за разрушением
национального многоэтнического
государства неизбежно следует
деградация не только национальной
культуры, но также и этнических
культур тех народов, которые
образуют данную нацию. А это нарушает
преемственность поколений, ведет к
потере языкового разнообразия и
утрате многих региональных знаний,
необходимых для выживания
человечества перед лицом глобальной
экономической катастрофы. Именно
поэтому борьба за сохранение
сильного национального государства
является сегодня также и борьбой за
сохранение и развитие этнических
культур.
5. Опыт национального строительства
в таких странах, как Австралия,
Мексика, Сингапур, убедительно
свидетельствует о том, что при
использовании многорасового подхода
в государственной
культурологической политике можно
добиться необходимого равновесия в
сочетании общенациональных и
этнических интересов, которое и
является важнейшим условием для
обеспечения социальной стабильности
в обществе даже в условиях его
нарастающей глобализации.
6. В одном из стихотворений Роберта
Рождественского есть такие слова:
«Мир погибнет
не от антарктических льдов
И не от атомных грозных атак,
А от самых простых и тем страшных
слов:
«Обойдется, сойдет и так!». |
Интуиция талантливого поэта
позволила ему сделать гениальный
прогноз о том, что самая главная
проблема человечества — проблема
его выживания на этой планете —
будет решаться не в сфере политики
или экономики, а в сфере культуры.
Ведь именно от того, какая культура
будет доминировать на Земле в
результате борьбы цивилизаций
Востока и Запада, и будет зависеть
дальнейшая судьба человечества. К
сожалению, политика неоглобализма
практически не оставляет нам никаких
шансов на будущее. Ведь их кредо как
нельзя лучше выражает известная
фраза короля Франции Людовика XVI: «После
нас — хоть потоп!». Жаль только, что
живем мы совсем в другие времена и у
нас, в отличие от Людовика, нет в
запасе нескольких столетий. Поэтому
в случае победы неоглобалистов «потоп»
будет уже при нас, т.е. при жизни
существующего поколения. Вот этот
главный вывод и необходимо осознать
как можно скорее.
Литература
1.
Фрост Э.Л. Что такое глобализация? //
Государственная служба за рубежом.
Глобализация, проблемы, перспективы.
Реф. Бюллетень. — М.: Изд-во РАГС. 2002.
2.
Колин К.К. Глобализация и культура. //Вестник
Библиотечной Ассоциации Евразии.
— 2004.
— №1. — С. 12—15.
3.
Колин К.К. Человеческий потенциал и
социальные технологии в
информационном обществе. Ученые
записки. —М.: Институт
информатизации РАО.— 2003. Вып. 10. — С.
20-42.
4.
Колин К.К. Информационная
цивилизация. —М.: Институт проблем
информатики РАН. 2001. — 112с.
5.
Колин К.К. Информационная
глобализация общества и
гуманитарная революция. //Alma mater (Вестник
высшей школы). — 2002. — №8.
6.
Панарин А.С. Искушение глобализмом. —
М.: Русский Национальный Фонд. — 2000.
— 383с.
7.
Уткин А.И. Глобализация: процесс и
осмысление. — М.: Логос, —2001. — 254с.
8.
Мартин Г.П., Шуман Х. Западня
глобализации: атака на процветание и
демократию. Пер. с нем.— М.:
Издательский дом «Альпина».— 2001. — 335с.
9.
Михеев В.В. Глобализация и азиатский
регионализм: вызовы для России. —М.:
РАН. Институт Дальнего Востока.— 2001.
— 224с.
10.
Словарь социально-гуманитарных
терминов. Под общ. ред. А.Л.
Айзенштадта. — М.: Тесей.—1999. — 320с.
11.
Хонг М. Секреты успеха Сингапура: 12
статей господина Марка Хонга Тат Сун,
посла Республики Сингапур в России и
на Украине. —М. —2000. — 174с.
12.
Хонг М. Причины успеха Сингапура: 13
статей господина Марка Хонга Тат Сун,
посла Республики Сингапур в
Российской Федерации и на Украине. —М.:
—2000.— 272с.
13.
Зиновьев А.А. Глобальное
сверхобщество и Россия. — М.: Харвест,—
М.: АСТ.— 2000. — 128с.
14.
Урсул А.Д. Путь в ноосферу: стратегия
выживания и устойчивого развития
цивилизации. — М.: ЛУЧ.— 1993. — 280с.