«Я отдал Оленьку
все силы, знания, опыт...»
Исследователь
Крайнего Севера
Иннокентий Суслов
К
началу тридцатых годов прошлого века
подробные сведения о верховьях и
среднем течении реки Оленек
совершенно не были известны не
только в центре, но и в Якутске. В 1934 г.
Комитетом Севера при Президиуме ВЦИК
был утвержден план организации и
постройки трех культбаз, одна из
которых была намечена в районе реки
Оленек.
Всего к началу 1934 г. на Севере было
создано пятнадцать таких баз —
специальных центров, опорных пунктов,
обеспечивающих первоначальные
условия для социалистического
переустройства хозяйств
малочисленных народов Севера. Точное
место для организации Оленекской
культбазы не было указано, так как о
прилегающих к Оленьку территориях и
населяющих их кочевниках, за
исключением приустьевого участка
реки, не было данных.
Для выбора места и организации
строительства были командированы из
Москвы член Комитета Севера при ВЦИК
Иннокентий Михайлович Суслов, а
также уполномоченный ЦИК Якутской
АССР Илья Егорович Винокуров.
Проехав сначала по железной дороге
до станции Большой Невер, затем
пересев на автомобили, позже — на
лошадей, И.М.Суслов прибыл в Якутск 23
февраля. Приглашенный на должность
бухгалтера М.С.Сысоев должен был
сопровождать весь груз (медицинское
оборудование и лекарства,
оборудование для школы и
политпросветпункта, библиотека,
радиостанция, палатки, геодезические
приборы, метеорологическая станция и
др.). Но столь необходимый груз,
предназначенный для Оленька,
потерялся на железной дороге, и
Сысоеву пришлось прождать три недели.
Организацию и технику
строительства культбазы должен был
осуществить трест «Якутсевпуть», но
к приезду Суслова не были проведены
никакие работы. Только при
активнейшем содействии Якутского
обкома ВКП(б) удалось изменить
частично договор между трестом и
Комитетом Севера при ЯЦИК,
заключенный еще в 1933 г. В течение
полумесяца в Якутске были решены
организационные вопросы. «С миру по
нитке» в трехдневный срок собрали
стройматериалы. Трест «Якутсевпуть»,
допустивший опоздание с подготовкой
к стройке, купил двенадцать коней с
санями и упряжью прямо на базаре. На
них и были отправлены все
стройматериалы и прочие грузы до
Вилюйска. Сопровождающим обоза был
назначен переводчик Г.Р.Петров.
10 марта И.М.Суслов вместе с врачом А.Д.Бабичевым
и прорабом «Якутсевпути» Гамаюновым
на почтовых повозках отправились в
Вилюйск, куда прибыли 16 марта. Там и
встретились с И.Е.Винокуровым,
назначенным по просьбе Суслова
уполномоченным для работы по
советскому строительству. И.Е.Винокуров
— видный общественный и
политический деятель Якутии — был
одним из организаторов советской
власти в заполярном Оленьке. Он сразу
с почтой выехал на Оленек, чтобы
поскорее разыскать оленей для
транспортировки грузов и большого
количества людей, завербованных в
Вилюйске для строительства
культбазы.
1 апреля 1934 г. И.М.Суслов и М.А.Базыкин,
посланный для организации новой ПОС (производственно-охотничья
станция), отправились в Оленек. Из
Вилюйска их повел старик-проводник
Христофор Семенов — Ырыган, один из
состоятельных (по количеству личных
оленей) оленекских тунгусов, из рода
Осогостох. Прибыв 20 апреля в
расположенный на речке Бердекит
тогдашний «центр» Оленька из трех
небольших избушек без крыши, с окнами
из льдин, Суслов за короткий период
времени сумел проделать огромную
работу. Так он выяснил на р.Арга-Сала
участки лесосеки и нашел условное
место для постройки культбазы на
левом берегу Оленька, на скале (место
нынешнего расположения п.Оленек).
Прежде чем выбрать место для
постройки опорного пункта —
будущего крупного центра, нужно было
выяснить пригодность реки Оленек для
судоходства. В те времени вопрос
транспортной схемы был очень сложным,
да и сегодня он остается
трудноразрешимой проблемой. Позволю
сделать небольшое отступление.
Единственным и надежным
транспортным средством населения
Оленекского района, вплоть до 60-х
годов, были олени. Для грузоперевозок
привлекалось большое количество
каюров, которые по зимнему санному
пути из Вилюйска, Анабара, Суханы,
Жилинды доставляли на оленях
необходимые продукты и товары
народного потребления.
Многочисленные геологические
экспедиции (начиная с 1933-34 гг.
единичные, а с середины 1940-х годов —
сезонные и круглогодичные)
обеспечивались оленьим транспортом
и каюрами.
Учитывая, что организация
специальной экспедиции в 1935 г.
обошлась бы дорого, а результаты ее
работ пришлось бы ждать еще два года,
Суслов решил совершить плавание до
устья Оленька. Сибиряк, уроженец
Туруханского края, он с молодых лет
увлекался изучением своего края.
Учеба в Петербургском университете,
богатый жизненный опыт, обретенный
за годы гражданской войны и
становления советской власти в
Сибири, десять лет работы в
Президиуме Комитета Севера при ВЦИК
и неиссякаемый интерес к
географическим исследованиям стали
основой для такого самостоятельного,
довольно крупного, исследования.
8 июля 1934 г. он вместе с
добровольцами — бухгалтером
культбазы М.С.Сысоевым, переводчиком
Г.Р.Петровым, рабочими культбазы Л.Н.Ивановым
и Н.П.Николаевым — отправился на
плоту по реке Оленек. Целью поездки
было не только рекогносцировочное
исследование возможности
судоходства по Оленьку, но и попытка
одновременного изготовления
навигационной карты реки,
необходимой в начальный период
судоходства от культбазы до выхода в
море. Плавание было очень тяжелым,
так как на протяжении всего пути
путешественники вынуждены были
устранять частые поломки и аварии
при прохождении встречающихся
перекатов. Попутно со съемкой реки
Суслов вел и геологические работы —
путем исследования с горным компасом
прибрежных обнажений, а также
занимался зарисовкой рельефа.
Намеченное плавание до устья Оленька
осуществить не удалось. Пройдя от
культбазы до Уку 1735 км, экспедиция
потерпела очередную аварию
вследствие неожиданно разыгравшейся
бури. Напитавшиеся водою,
отяжелевшие лиственничные бревна
плота стали непригодными для
дальнейшего путешествия. От Уку до
устья Оленька приблизительно 95 км, из
них 40 км (от устья до утеса
Мохсоголлох) было исследовано и
занесено на карту в 1921 г. экспедицией
под руководством известного
гидрографа-полярника Н.И.Евгенова.
Оставшиеся не заснятыми 55 км не
вызывали никаких сомнений в
отношении возможности судоходства.
В своем воспоминаниях «Восемнадцатая
культбаза» И.М.Суслов отмечал, что на
всем пути они встретили всего лишь
шесть семей, живших в чумах.
Остальные аборигены ушли на поиски
диких оленей, так как обмелевший
Оленек лишил их рыбы. Относительное
безлюдье объяснялось еще и тем, что
большинство населения, имеющее стада
оленей, летом перекочевывало в
тундру для выпаса. На реке Силигир
полуоседло жило шесть хозяйств. В то
лето Силигир совершенно обмелел, а
местами даже пересох. Такого
засушливого лета, по рассказам
стариков, не бывало никогда.
Названия притоков, данные об их
характере и протяженности, а также
сведения экономического порядка
члены экспедиции получали от местных
жителей. И.М.Суслов написал об одном
случае, когда чуть не произошло
несчастье: «Перед этим поселком (Тюмяти),
расположенным в 250 км от устья
Оленека, мы встретили массу молодых
гусей и открыли по ним целую канонаду
оружейных выстрелов. В Тюмяти эти
выстрелы слышали. Мы же, увлекшись
заготовкой хорошей пищи, не видели
вдали за мысом этого поселка. Но
когда мы к нему подплывали, мы, по
обычаю, начали давать оружейные
салюты залпами. Нам не отвечали, не
видели и людей. Не доходя с километр
до поселка, мы посадили у берега наш
плот на мель, вылезли в воду и начали
стаскивать его. В это время из
кустарника, расположенного на
высоком берегу, вышли двое людей и
начали что-то кричать на якутском
языке. Переводчик Гоша Петров позвал
их к нам, чтобы помочь снять плот с
мели. Они подходили весьма
нерешительно. Но когда они
приблизились к нам вплотную, один из
них узнал тов. Петрова, бывавшего
ранее в Тюмяти, и бросился к нему в
объятия. В этот момент поднялась из
кустарников целая цепь, состоящая из
23 человек, и бросилась к нам на плот.
Последний через 20 минут был уже на
глубоком месте у берега возле
поселка. Нас пригласили чай пить.
Подходя к избушке, мы увидели, что из
близлежащего леска бежали к нам
женщины и дети. За стаканом чая
выяснилось, что эти люди строят здесь
школу. Когда они услышали нашу
канонаду по гусям и увидели плот с
белой палаткой, то решили, что плывет
к ним белогвардейская банда. Они
немедленно вооружились
четырехлинейными винтовками и
патронами, которых на фактории здесь
было много, убежали в кустарник и
рассыпались в цепь, взяв на боевой
взвод винтовки. Когда мы уселись на
мель как раз под берегом, где
залегала цепь, винтовки были уже
наведены на нас. В этот момент их
командир обратил внимание, что у нас
на плоту развевается красный флаг, а
потому и решили прежде
поинтересоваться, кто мы, послав на
переговоры двух человек. Так спасло
нас от катастрофы красное знамя».
Обратный путь лежал через тундру.
Суслов побывал в одном из крупных
стад Булунского оленеводческого
колхоза, на перевыборном собрании в
Анабарском районе, а также
познакомился в работой Суханского,
Тюмятинского, Усть-Оленекского и
Дессейского кочевых советов. На
Оленекскую культбазу прибыл 11 ноября.
За восемь месяцев им совместно с И.Е.Винокуровым
и другими работниками была проделана
огромная работа — был собран
материал по экономике бассейна реки
Оленек; разработаны проекты
организации северо-западного округа
ЯАССР, а также большого Оленекского
района с центром в культбазе; собраны
ботаническая, энтомологическая
коллекции; организованы первый
водомерный пост и первая
метеорологическая станция;
построены первые восемь домов
культбазы, здание школы с интернатом
в Жилинде; открылся медицинский
пункт; были организованы первые
школы с интернатом в трех пунктах,
где в декабре 1934 г. уже обучалось 60
детей и многое другое.
6 декабря 1934 г. И.М.Суслов покинул
культабзу, уверенный в том, что его
товарищи успешно продолжат начатую
работу. По результатам этой поездки в
Ленинграде были изданы «Атлас реки
Оленек» (1936), «Река Оленек» (1937),
которые имели большое научное и
практическое значение. «Атлас реки
Оленек» вплоть до 50-х годов служил
единственным навигационным и точным
картографическим пособием по району.
Суслов был автором многих научных
трудов, касающихся физической
географии, экономики, геологии,
археологии и этнографии Крайнего
Севера. В Ленинградском университете
на северном отделении Восточного
факультета читал курсы «Введение в
экономику Советского Севера» и «Шаманизм»,
а на кафедре географии полярных
стран Географического факультета —
курс «Народы и экономика Севера».
Кроме этого им на севере были открыты
полезные ископаемые: исландский шпат
(1926-28 гг.), новый минерал «оленит» (1934 г.)
и другие, которые в то время имели
важное значение для народного
хозяйства. Учитывая плодотворную
научно-исследовательскую работу и
большие заслуги в деле изучения
Крайнего Севера И.М.Суслову в 1950 г.
была присуждена ученая степень
кандидата географических наук без
защиты диссертации. Он работал в
1938-1941 гг. директором Ленинградского
Музея Арктики, а после войны вложил
немало сил и энергии в
восстановление этого уникального
музея.
30 июня 1950 г. распоряжением
Президиума Академии наук СССР И.М.Суслов
был назначен заместителем
председателя Президиума Якутского
филиала СО АН по научной части.
Фактически он был руководителем. «...Председатель
Президиума филиала работал в нем по
совместительству, бывая в Якутске от
двух до трех недель в году, ибо
основная работа его в Москве», —
отмечал в своей автобиографии. Он был
награжден орденом «Знак Почета»,
многими медалями, знаком «Почетному
полярнику». За период работы в
Якутске он избирался членом обкома
партии, депутатом и членом
Президиума Верховного Совета
Якутской АССР. По состоянию здоровья
в 1953 г. выехал в Ленинград, где
работал директором Государственного
музея этнографии народов СССР до
выхода на пенсию по болезни.
В 1950-60-х годах Иннокентий
Михайлович поддерживал связь с
руководством Оленекского района,
переписывался с одним из основателей
последнего С.К.Боескоровым,
отправлял свои книги и фотографии,
сделанные им в 1934 г. К сожалению,
сохранились не все материалы,
которые он прислал в разные годы. В
настоящее время в Оленекском
этнографическом музее хранятся
только некоторые фотоматериалы. В
одном из своих писем он сообщал: «Моя
бабушка Ефимия была родом из
Ессейских якутов (род Ботулу), так что
меня можно назвать и якутом». А в
другой раз он с большой теплотой
отозвался: «Река Оленек, центр района
мне очень дороги. Я отдал Оленьку все
силы, знания, опыт и энергию...».
Более 70 лет прошло с того времени,
как Иннокентий Михайлович Суслов
отправился в далекую,
труднодоступную, «загадочную страну»
выполнить большую задачу — «сделать
большую неизвестную страну
известной». Так выразился на одном из
заседаний бюро Комитета Севера ВЦИК
П.Г.Смидович, являвшийся инициатором
и руководителем организации всех
культбаз на Севере. Жители
заполярного Оленька всегда с
глубокой признательностью будут
помнить этого самоотверженного
исследователя Крайнего Севера.