На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Устойчивое оленеводство*

* Краткое содержание отчета по проекту Арктического Совета «Устойчивое оленеводство».

Йонни-Лео Л.Йернслеттен, Константин Клоков. Арктический Совет, 2000-2002. — Издание Центра саамских исследований. Университет Тромсё, 2002—2003. Пер. на русский яз. Г.И.Рыбкиной и К.Б.Клокова.

Проект «Устойчивое оленеводство» стал непосредственным продолжением встречи рабочей группы с тем же названием (март 2000, Каутокейно, Норвегия), в которой приняли участие более 70 представителей
из Канады, России, Дании, Гренландии, Норвегии, Швеции и Финляндии.

Вопрос о том, как Арктический Совет может продолжить свою работу по оленеводству, был одним из ключевых на рабочей группе. В заключительном заявлении председателя подчеркивалась важность включения оленеводства в международную повестку дня и то, что Арктический Совет должен инициировать проект по изучению ситуации в оленеводстве.

Норвегия выступила с предложением такого международного проекта в Арктическом Совете, и проект был утвержден на встрече министров в Барроу, Аляска, в октябре 2000 года.

Формально проект был начат 1 октября 2000 г. и завершен 31 декабря 2002 г.

Россия

Оленеводство в России переживает период депрессии. Поголовье оленей сократилось в два раза, что является следствием изменений в российской экономике в переходный постсоветский период. Однако и сейчас в России сосредоточено две трети мирового поголовья домашних северных оленей.

От других стран оленеводство России отличается своим разнообразием. В нем заняты представители 18 различных народов, которые сохраняют свои национальные традиции именно благодаря занятию оленеводством. 16 из них включены в официальный список коренных малочисленных народов Севера.

Депрессия оленеводства охватила в основном северо-восточные регионы страны и таежную зону. На этой территории поголовье оленей сократилось в 4-5 раз. Численность оленей на северо-западе России остается относительно стабильной.

Следствием упадка оленеводства становится нищета связанного с ним коренного населения. У многих коренных северных народов, культура и образ жизни которых основаны на домашнем оленеводстве, происходит разрушение этнических традиций и семей кочевого населения.

В отличие от других арктических стран, ведущая роль в оленеводческом хозяйстве России принадлежит предприятиям с общественной и государственной формами собственности. Доля оленей в частной собственности остается низкой даже после реформ последнего десятилетия. Оленеводческие предприятия состоят из бригад. Бригада — это группа семей, обычно связанных между собой родственными отношениями, которые совместно пасут стадо оленей на определенном участке пастбищ. Бригады стали организационной основой оленеводства в советский период, и их принято рассматривать как основную производственную единицу в этой отрасли.

Оленеводческие предприятия подчинены Управлениям сельского хозяйства в Администрациях (Правительствах) субъектов РФ, а на федеральном уровне — Министерству сельского хозяйства России.

В ходе реформ система управления оленеводством была значительно ослаблена. В настоящее время она не в состоянии полностью контролировать ситуацию в отрасли, особенно на федеральном уровне.

Оленеводы в России практически лишены возможности участвовать в процессе принятия решений по управлению оленеводством. Их неправительственные организации должны быть усилены. Главная из них — Союз оленеводов России — работает в контакте с Министерством сельского хозяйства РФ в Москве. Он был создан 7 лет назад и является членом Ассоциации «Оленеводы мира». Союз страдает от постоянного недостатка средств и кадров, что не дает ему возможности работать более эффективно.

Экономическое положение оленеводства в России неблагоприятно. Внутренний рынок его продукции не развит, хотя его потенциальные возможности огромны. Реализационные цены на оленину крайне низки.

За последнее десятилетие интенсивность отрасли упала, и производство мяса в оленеводческих предприятиях сократилось в 3,4 раза. Рентабельно оно только в Мурманской области, где мясо продается на экспорт по более высоким ценам. В других регионах производство сокращается, несмотря на дотации из федерального и региональных бюджетов. Однако доходность отрасли может быть значительно повышена за счет получения добавочной стоимости при более глубокой переработке сырья (производство высококачественного мяса, пантов, рогов, шкур, препаратов из оленьей крови и других видов продукции).

Ресурсы оленьих пастбищ достаточны для устойчивого развития оленеводства на большей части территории российского Севера. Однако в Ямало-Ненецком автономном округе, который является теперь самым крупным оленеводческим регионом, пастбища перегружены. Это вызывает особенную тревогу, так как полуостров Ямал становится сейчас основным районом нефтегазового освоения в России.

Сокращение домашнего оленеводства способствовало росту нескольких крупных популяций дикого северного оленя на Таймыре, в Якутии и на Чукотке. С экологической точки зрения, дикий и домашний олени — антагонисты. Кроме того, охота на диких оленей дает более дешевое мясо, чем домашнее оленеводство, и между двумя формами хозяйства происходит конкуренция. Возникает сложная проблема поиска путей совместного развития домашнего оленеводства и охоты на дикого оленя.

В законодательстве по домашнему оленеводству за последние годы имел место значительный прогресс. Теперь в трех субъектах РФ есть специальные законы об оленеводстве, хотя федеральный закон о нем пока не принят. Во всех законодательных актах и законопроектах оленеводство рассматривается как традиционный вид деятельности коренных народов Севера и необходимое условие сохранения их традиционных культур и образа жизни. Однако на настоящем этапе российское законодательство еще не обеспечивает защиту прав самих оленеводов. Законодательные акты сфокусированы главным образом на оленеводческих предприятиях и оставляют в стороне интересы частных владельцев оленей.

На основе анализа собранной в ходе проекта информации мы можем сделать следующие рекомендации:

• Целесообразно и дальше развивать в России законодательство по оленеводству, с тем, чтобы подготовить благоприятные условия для ратификации Конвенции МОТ № 169.

• Необходимо поддерживать и развивать неправительственные организации оленеводов. Цель здесь — начать конструктивный диалог между оленеводческими организациями и российским Правительством.

• Чтобы сделать оленеводство России устойчивым, необходимо реализовать научно обоснованную систему экономических, социальных и технологических мер. Такая система в виде альтернативного варианта государственной программы по оленеводству разработана Союзом оленеводов России совместно с якутскими учеными.

• В районах депрессии оленеводства (таежная зона и северо-восток России) неотложной задачей является приостановить дальнейшее сокращение поголовья домашних оленей и улучшить условия жизни семей оленеводов.

• На северо-западе России — где оленеводство сохраняет стабильность — целесообразно улучшить возможности производства оленеводческой продукции путем:

— инвестиций в предприятия по забою оленей, с тем чтобы повысить качество мяса;

— инвестиций в новые технологии для комплексного использования туши оленя (включая рога, шкуры, кровь, железы внутренней секреции для производства биопрепаратов и др);

— развития внутреннего рынка оленины и других видов продукции оленеводства.

• Недостаток пастбищ является проблемой главным образом в Ямало-Ненецком автономном округе. Он усугубляется развитием здесь нефте- и газодобычи. Необходимо принять меры для сохранения пастбищ, как основы оленеводства в этом регионе в будущем.

• Крупные популяции дикого северного оленя на Таймыре, в Якутии и на Чукотке создают трудности для оленеводства в этих регионах. Для решения проблемы нужна основанная на научных рекомендациях система управления ресурсами дикого северного оленя и оленьими пастбищами.

Аляска

Быстрый рост оленепоголовъя наблюдался на Аляске, начиная с первого появления здесь домашнего оленя в 1892 году. К 1930 году численность домашних оленей составила около 600.000 голов, половина из которых находилась на полуострове Сьюард. Сокращение поголовья началось в 1933 году, и к 1950 году на Аляске осталось всего 25 000 оленей. В период с 1950 по 1992 гг. численность оленей возросла до 41 000 голов, но затем снова сократилась до 19.000 в 1999 году. По оценкам на 2001 год, на полуострове Сьюард было лишь 9.000 оленей. В данный момент отрасль находится в состоянии глубокого кризиса.

Оленеводство более века было важной частью экономики полуострова Сьюард. Оно обеспечивало занятость, пищу и средства к существованию жителям поселков, где было мало возможностей заработать. За последние 10 лет в оленеводстве Аляски было занято около 150 местных жителей полуострова Сьюард, а также жители нескольких островов. Максимальный доход от отрасли на полуострове Сьюард составлял 1.500.000 долларов в начале 1990-х гг., когда там выпасалось 15 стад домашних оленей. Сегодня оленеводство терпит ежегодные убытки на сумму около одного миллиона долларов вследствие проблем, связанных с карибу (диким оленем) и низкими ценами на панты.

Оленеводство на полуострове Сьюард находится в угрожающем положении в связи с ростом западно-арктической популяции карибу. Эта популяция насчитывает около 440.000 голов, она распространяется все дальше и дальше вглубь полуострова. По этой причине пастбищные ресурсы истощаются, и потребуется много лет для их восстановления. Кроме этого, огромное стадо карибу привлекает хищников, но наиболее серьезно стоит проблема «увода» домашних оленей дикими.

В случае смешивания стад карибу и домашних оленей последние уходят за мигрирующими карибу. Все попытки не допустить стада карибу на пастбищные территории домашних оленей оказались безрезультатны.

На Аляске хороший рынок оленины. Имеется возможность рыночных поставок оленины в высококлассные рестораны США. Есть спрос на нее и в местных магазинах, например, в Анкоридже. Все мясо, поступающее на рынок, реализуется. Проблемы рынка связаны с инфраструктурой — доступностью забойных пунктов, транспортом и высокими транспортными расходами, причем транспортная проблема особенно актуальна для островного оленеводства.

Важное значение имеет Закон об оленеводстве 1937 года, который разрешает владение оленями только представителям коренных народов Аляски. Недавно это право было оспорено судебной системой Аляски, которая утверждает, что хотя Закон дает аборигенам исключительное право на занятие оленеводством, исключительность этого права не распространяется на ввоз оленей на территорию штата Аляска для продажи.

Основываясь на информации, собранной для проекта, мы бы хотели дать следующие рекомендации:

• Растущая популяция карибу представляет огромную угрозу оленеводству на Аляске. Решение проблемы требует совместных усилий национальной системы управления и самой оленеводческой отрасли. В противном случае отрасль ожидает глубокий кризис в течение ближайших нескольких лет.

• Оленеводство на островах Аляски имеет ряд преимуществ, которые должны быть использованы: здесь нет проблемы карибу и хищников. Однако высокие транспортные расходы — это неблагоприятный фактор для развития островного оленеводства. Чтобы иметь возможность реализовать его потенциал, нужно обеспечить отрасль соответствующей инфраструктурой, включая забойные пункты и сообщение с материком, а также сделать приемлемыми транспортные расходы.

• Для дальнейшего улучшения управления отраслью на всех уровнях необходимо сконцентрироваться на системе образования. Создание оленеводческой школы могло бы поддержать стремление молодого поколения сохранить отрасль в будущем.

• Исключительное право на владение оленями для коренных народов Аляски, установленное Законом об оленеводстве 1937 года, должно быть сохранено. Сейчас оно находится под угрозой. Сохранение этого права даст коренным народам Аляски возможность зарабатывать на жизнь оленеводством на своих территориях.

Норвегия, Швеция
и Финляндия

Площади пастбищ и поголовье оленей в Норвегии, Швеции и Финляндии в достаточной степени сравнимы. В Норвегии в 2001 году было 165.000 оленей, выпасавшихся на 140.000 км2 (около 40% территории страны). В Швеции в 1998 году 227.000 оленей выпасались на 160.000 км2 (около 34% территории Швеции). Соответствующие показатели для Финляндии за 2000 год составляют: 186.000 голов на 114.000 км2 пастбищ, или 33% территории страны.

В отличие от России и Аляски, проблемы, с которыми сталкивается оленеводство в Скандинавии, связаны в основном с близостью пастбищ к населенным территориям. Особенно типичны конфликты с сельским хозяйством и лесной промышленностью. В южных саамских регионах Швеции и Норвегии эти конфликты угрожают подорвать всю отрасль.

Системы управления оленеводством в Норвегии, Швеции и Финляндии различны, но основаны на одинаковых административных принципах. Во всех трех странах национальная политика по отношению к оленеводству осуществляется министерствами сельского хозяйства, которые делегируют исполнительную власть различным правительственным органам вне министерств.

Традиционно формой организации оленевладельцев и их семей в Скандинавских странах была «сиида» (саамская община). Однако сегодня концепция «сииды» не является частью системы управления ни в одной из трех стран.

Норвежская система управления внедрила в оленеводство концепцию «хозяйственной единицы». «Хозяйственная единица» — это разрешение, данное одному лицу на право законного владения оленями в пределах оленеводческого участка. Одна семья может владеть несколькими «хозяйственными единицами».

Шведская система похожа на норвежскую, но лицензия связана с членством в «саамской деревне». Каждый владелец образует индивидуальное предприятие. Как и в Норвегии, одна семья может состоять из нескольких индивидуальных предприятий.

Оленеводческая лицензия в Финляндии связана с членством в «оленеводческом участке». В отличие от Норвегии и Швеции, оленеводство здесь не является исключительным правом саамов, но может осуществляться всеми гражданами Финляндии.

Изменение численности оленей в Норвегии, Швеции и Финляндии происходило сходным образом: увеличение поголовья с конца 1970-х гг., максимум между 1989-1991 гг. и тенденция к постепенному снижению после 1991 года. Сокращение произошло отчасти благодаря директивам властей, отчасти из-за влияния хищников и отчасти из-за понимания оленеводами того факта, что численность животных в 1989 году превышала уровень устойчивости.

Наиболее важным источником дохода владельцев оленей является продажа оленины. Кроме того, доходы приносят государственные компенсации за потери оленей, заработная плата, пенсии, народные промыслы и другие дополнительные заработки. Средний доход владельцев оленей ниже, чем у других групп населения.

Основные расходы в оленеводстве связаны с техническим оборудованием, транспортом (снегоходами, мотоциклами, машинами, вертолетами и т.д.) и сооружениями. Все эти средства необходимы, чтобы эффективно работать со стадом. Так как наращивание инфраструктуры затрудняет сезонные пастбищные миграции, все больше владельцев оленей предпочитают перевозить животных на машинах. Это упрощает миграцию, экономит энергию животных, но создает дополнительные расходы. В некоторых районах перевозка на машинах — почти единственная возможность переместить оленей с одних пастбищ на другие.

По мнению большинства интервьюируемых в рамках проекта оленевладельцев, одна из основных угроз оленеводству в будущем — это потеря пастбищ. Эту точку зрения разделяет так же ГЛОБИО (Глобальная методология картирования воздействия человека на биосферу), которая детально рассматривает воздействие на пастбищные территории за последние 60 лет главным образом для Норвегии, но также для северной части Швеции, Финляндии и севера России. В отчете подчеркивается, что рост влияния инфраструктуры на северных оленей угрожает культурным традициям коренных народов Арктики и их образу жизни.

Хищники доставляют много забот оленеводству в Скандинавии, и эта проблема, как показали интервью, обостряется. Эта точка зрения подкрепляется официальной статистикой. Численность хищников — рыси, росомахи, волка, медведя и орла — увеличивается.

Наиболее драматичная ситуация сложилась в Финляндии. Согласно официальной статистике, с 1987 по 2000 гг. численность волка здесь увеличилась на 23%, медведя — на 89%, рыси — на 40% и росомахи — на 109%. За тот же период число оленей, убитых волками, возросло на 90%, медведями — на 300%, рысью — на 26% и росомахой — на 1708%.

Система компенсаций за потери оленей в Швеции основана на встречаемости хищников в пределах каждой пастбищной территории. Компенсация определяется, исходя из оценки репродукции каждого вида хищников за год, и выплачивается вне зависимости от количества оленей, убитых хищниками.

Беспокойство, причиняемое охотой на мелкую дичь, особенно с собаками, по словам оленевладельцев Скандинавии, является нарастающей проблемой. В условиях, когда пастбища сокращаются, а их использование затруднено ростом инфраструктуры, фактор беспокойства — даже от сравнительно небольших нарушений, например, от охоты на мелкую дичь — может оказать значительное влияние на стадо оленей.

В середине 1990-х гг. в шведском охотничьем законодательстве произошли изменения. До 1993 года «саамские деревни» могли продавать охотничьи лицензии на мелкую дичь и определять максимальное число охотников в день на пастбищных территориях. Это давало саамам возможность информировать охотников, где находятся олени, чтобы они избегали этих мест. Теперь, после изменений в законодательстве, любой охотник может купить лицензию в местном магазине, причем нет ни информации об оленеводстве, ни ограничения количества охотников. Вследствие этого возросло беспокойство стад охотниками, что привело к увеличению затрат труда на их выпас.

Рынок оленины в Скандинавии благоприятен. Оленина общепризнанна на всех национальных рынках и воспринимается как здоровая и экологически чистая продукция — «арктическая пища». Цена оленины значительно выше, чем других видов мяса. Однако оленевладельцы в основном являются только первичными производителями мяса, поэтому существуют потенциальные возможности для увеличения доходности их предприятий.

В области законодательства по оленеводству в скандинавских странах проведена большая работа. В настоящее время вынесены на общественное рассмотрение три важных документа: один норвежский, один шведский и один норвежско-шведский. Это норвежский доклад «Предложения поправок к Закону об оленеводстве Норвегии» (NOU 2001:35), шведский — «Новая политика управления оленеводством» (SOU 2001:101) и «Рекомендации норвежско-шведской комиссии по оленьим пастбищам». Предполагается, что все три доклада окажут существенное влияние на системы управления оленеводством в обеих странах. Кроме того, в Швеции и Финляндии продолжаются общественные дебаты по ратификации Конвенции МОТ № 169. Норвегия ратифицировала эту Конвенцию в 1990 году.

Исходя из информации, собранной в рамках проекта, мы хотели бы дать следующие рекомендации:

• Основная угроза оленеводству Норвегии, Швеции и Финляндии — утрата пастбищ в связи с развитием транспортно-промышленной инфраструктуры. Для сохранения оставшихся пастбищ необходимы совместные усилия национальных органов власти и оленевладельцев.

• Требует непосредственного внимания со стороны национальных правительств конфликт между оленеводами и частными землевладельцами из-за потери доступа к пастбищам в южной части саамского региона в Швеции и Норвегии. Эта ситуация продолжает обсуждаться в судебной системе.

• Хищники — все возрастающая проблема оленеводства. Норвегии и Финляндии следует присмотреться к компенсационной системе Швеции, при которой распределение выделенных государством компенсационных средств между владельцами оленей производится пропорционально встречаемости различных видов хищников в пределах их пастбищных территорий. Однако при этом общий размер компенсационных средств в каждый конкретный год также должен зависеть от численности хищников.

• Основой саамского оленеводства является семья, как социальная и экономическая единица. За последние 30 лет права саамских семей в оленеводстве были урезаны, и, как следствие этого, сократилась их занятость в отрасли. Важно укрепить позиции семьи и поддержать семейное оленеводство, направляя его развитие как специальную отрасль сельского хозяйства.

• Поступательное развитие высокодоходного производства оленины должно продолжаться во всех странах. Мясо оленей — это ценный продукт, для реализации которого на внутренних рынках имеются благоприятные возможности.

• Информация о нормах и правилах, связанных с производством мяса и вводом в эксплуатацию малых производственных мощностей, должна стать более доступной как для оленеводов, так и для местных правительств. Это будет способствовать повышению доходности отрасли.

• Швеция и Финляндия нуждаются в поддержке для усиления работы по ратификации Конвенции МОТ №169.

Hosted by uCoz