На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Юрий АНТОНОВ

«В полном соответствии
с Инструкцией...»

Метеослужба Якутии
в период работы Ленской авиагруппы

Ко времени создания Ленской авиагруппы (июль 1935 г.) метеослужба Якутии уже обладала определенным потенциалом. На единственной в первое время авиатрассе Иркутск — Якутск — Тикси — участок Витим — Якутск на протяженности свыше 1100 км имелось 5 метеостанций и 11 метеопостов, а севернее от Якутска до Тикси протяженностью 1300 км — лишь 5 метеостанций. Прогнозами погоды обеспечивали полеты гидросамолетов бюро погоды (Иркутск), бюро оповещений (Киренск) и бюро погоды (Якутск). Этого, конечно, было чрезвычайно мало.


Гидропорт Якутска.

Еще в 1934 году Центральное управление единой гидрометслужбы СССР (ЦУЕГМС) в план на 1935 г. поставило Якутскому управлению единой гидрометслужбы (ЯУЕГМС) открытие бюро оповещений в Витиме, Жиганске и Булуне, чтобы организовать прогнозирование погоды из этих пунктов. Якутское управление успело открыть лишь метеостанцию в Жиганске, как лишилось самостоятельности, влившись полным составом в Главсевморпуть на правах Полярного отдела при Якутском территориальном управлении ГУСМП.

Ориентация нового руководящего органа — Полярного отдела — на развитие сети станций и постов сохранялось в планах, однако на деле произошел спад. Из 3 запланированных бюро оповещений ни одно в 1935 г. не задействовали. В декабре Полярный отдел направил из Якутска в Витим двух синоптиков, которые с 16 марта 1936 г. приступили к выпуску прогнозов.

Между тем реорганизации в системе ГУСМП продолжались. Не успел Полярный отдел развернуться, как в марте 1936 г. пришлось передать метеорологическую сеть на территории Якутии севернее 62 градуса северной широты в ведение ЛАГ. Прежде всего, ЛАГ произвела прием станций, находящихся на трассе Якутск — Тикси: Якутск, Сангары, Жиганск, Джарджан, Булун. (Надо сказать, что Тикси и другие метеостанции вдоль побережья Северного Ледовитого океана подчинялись другому управлению, входящему в ГУСМП, — управлению полярных станций. В том же 1936 г. в Тикси открылось свое бюро погоды, также занимавшееся обеспечением авиации прогнозами).

Казалось бы, что ЛАГ крайне заинтересована в развитии прогностических пунктов. Ведь погода на севере весьма изменчива и преподносит неожиданности. Тем более, что ничто не зависит от воли и желания «посторонних» ведомств. На деле исполнение планов застопорилось. Бюро оповещений в Булуне открыли в 1937 г., но по ряду причин оно часто не функционировало. Жиганск так и остался без синоптиков.

С основания ЛАГ до июня 1938 г. штаб ее размещался в Иркутске. Отдаленность от «места событий» сказывалась на темпах развития авиагруппы. От Иркутска до Якутска за метеообеспечение отвечали Иркутское УГМС и Полярный отдел, и на этом участке трассы открывались станции. А в зоне ответственности ЛАГ севернее Якутска изменения не происходили. До июня 1938 г. самолеты Ленской авиагруппы не только обслуживали трассу Иркутск — Якутск — Тикси, но и осваивали новые, дальние по тем временем, авиалинии из Якутска: до Вилюйска — Сунтара, Томпо — Оймякона — Сеймчана, Аллах-Юня.

В 1938 г. произошли существенные перемены после окончания строительства авиагородка в Якутске. Штаб ЛАГ перебазировался из Иркутска в Якутск. С этого времени к ЛАГ отошли только те авиатрассы, которые располагались севернее 62 градуса северной широты.

Это с одной стороны. А с другой, Полярный отдел ЯТУ ГУСМП расформировали. Взамен большая часть метеостанций Якутии была передана возродившемуся Якутскому управлению гидрометслужбы, и только 13 станций оставили новому подразделению ГУСМП — отделу связи и гидрометслужбы, сохранив 8 станций за ЛАГ.

Приехавшие для приема представители ГУГМС определили состояние метеообеспечения авиации как неудовлетворительное. Да и как еще оценить положение! Ни одно из двух бюро оповещений не действовало, в Жиганске и Олекминске не открылись синоптические группы, в Якутске при гидроаэродроме сохранялась метеостанция, проводившая с 1934 г. только метеонаблюдения. К этому времени в аэропортах СССР бюро оповещений были переименованы в АМСГ (авиационные метеорологические станции, гражданские). Представители ГУГМС попросили у Центра помощи. И лед тронулся. В декабре 1938 г. открываются прогностические АМСГ в Якутске и Витиме, на следующий год — АМСГ в Булуне, Тикси, Аллаихе (Чокурдах) и Олекминске, в 1940 г. — в Сангарах и Алдане, а также непрогностическая АМСГ в Вилюйске. Все 4 ведомства приняли участие в их создании.

Примечательно, что в 1940 г. командование ЛАГ пришло к выводу: открытие АМСГ в Жиганске не дает ощутимой пользы. Зато аэропорт Сангары стоял на развилке четырех направлений: на запад — до Вилюйска и Сунтара, на север — до Жиганска, Булуна и Тикси, на северо-восток — до Верхоянска и Аллаихи, на юг — в Якутск. Это и привело к изменению планов.

Начальником метеослужбы ЛАГ в 1938-1941 гг. работал Сергей Тарасович Серлапов, трудившийся в авиагруппе с периода ее создания, т.е. с 1935 г. А когда в 1936 г. возникла метеослужба авиагруппы, то С.Т.Серлапова перевели сначала в Сангары, а через 2 месяца — в Булун. Вот выписка из приказа начальника ЛАГ от 19.06.36: «С сего числа назначается заведующим метеостанции Булун (Кюсюр) с окладом 850 руб. синоптик Серлапов Сергей Тарасович. Предлагаю Серлапову выехать к месту работы на пароходе «Щетинкин» и произвести прием метеостанции и обязанностей от Кушнарева Д.В.» При переводе штаба ЛАГ из Иркутска в Якутск руководство метеослужбой авиагруппы возложили на С.Т.Серлапова. В 1939 г. в приказе по ГУСМП среди награжденных знаком «Почетному полярнику» значилась его фамилия.

В связи с созданием с 1 мая 1941 г. Якутской авиагруппы, подчинявшейся Восточно-Сибирскому управлению ГВФ, Ленскую авиагруппу упразднили. Ее сеть метеостанций и АМСГ передали Якутскому УГМС.

Было ли оправданным 5-летнее существование самостоятельной Ленской авиагруппы и ее метеослужбы? Автор не берется судить о значимости ЛАГ и необходимости ее создания. Но о полученном уроне метеослужбы в целом от дробления можно сказать вполне определенно. Затормозилось не только развитие сети станций и постов. Малочисленность личного состава не позволяла проводить научные исследования. Отсутствовала техническая база. Вывод: карликовую метеослужбу не следовало создавать.

А теперь обратимся к событиям тех лет, восстанавливая их по воспоминаниям сотрудников гидрометслужбы и некоторым документам.

Аэропорт Витим. В письмах-воспоминаниях Олимпиады Федоровны Мочаловой, адресованны автору статьи, дано такое подробное описание:

«В 1932-1936 гг. на метеостанции при аэропорту имелись приборы и установки: две психрометрические будки с комплектами термометров и самописцев, барометр, флюгер, теодолит.

В здании аэропорта были комнаты для пилотов, метеостанции, пассажиров. Здесь же размещались бухгалтерия, столовая с кухней, квартира начальника аэропорта. Начальник аэропорта Платон Колобашкин руководил всеми полетами. Прилетали самолеты не ежедневно. Перед вылетом Колобашкин сам запрашивал погоду из других портов и точек. При направлении в сторону Бодайбо получали сводки из Воронцовки, Мамы, Бодайбо. А при полетах на Киренск и Олекминск пунктов было много, я уже всех не помню. Погода поступала через почту, находившуюся в 2 км от аэропорта. Поступившие сводки записывались на обычных листах бумаги, так как специальных бланков еще не было, и вручались начальнику порта, а тот давал их экипажам. Часто бывали у нас полярные летчики Доронин, Черевичный, Галышев.

Вместе с Марией Якушевой я приехала из Якутска в 1932 г. для замены заведующей метеостанции (она работала одна). В основном мы вели 4-хсрочные климатологические наблюдения, выпускали шар-пилоты при наличии водорода и по необходимости — для полетов. Газогенераторной как таковой не было. Шар-пилоты наполнялись из баллонов под открытым небом. Погоду мы сообщали по адресам открытым текстом, в таком же виде она поступала из других аэропортов.

В начале 1936 г. прибыли синоптики С.А.Виговский и А.Д.Мороз для открытия бюро оповещений. Вскоре я перевелась в Якутск».

Авиаплощадка Нюя. «Впервые с обслуживанием авиации мне пришлось столкнуться в 1937 г. на гидрометстанции Нюя», — так пишет Алексей Иванович Соловьев. — Аэропорт Нюя, только что открытый, принимал гидросамолеты типа Р-6 и другие заграничной конструкции. Летом на поплавках садились они на реку Лена, а зимой на лыжах на озеро Бурулях в 5 км от поселка. Метеообслуживание проводилось нами только информацией по трассе. До Витима с пунктов Мухтуя, Хамра, Крестовая, Витим. В сторону Олекминска — из Нохтуйска, Кочегарово, Нерюктяя, Олекминска. Метеосводки по нашим запросам присылали телеграфом работники почтовых отделений связи, зачастую несведущие в метеорологии. Эти сводки переписывались на один лист бумаги, относили мы их на аэродром и вручали командиру самолета. Благо, что самолеты летали редко, а то за 5 км пешком не набегаешься. За период работы в Нюе мне приходилось встречаться с видными полярными летчиками Молоковым, Черевичным, Асямовым, Красновым и другими».

Аэропорт Якутск. К метеорологическому обслуживанию полетов авиации так называемой линейной информацией приступили метеорологи геофизической обсерватории в первый же год начала полетов — 1928. В 1934 г. Бюро погоды в Якутске начало выпускать прогнозы погоды для полетов авиации. Энтузиасты Ч.А.Мозолевский, Н.А.Горин, Н.М.Зацепин занимались этим делом в дополнение к своим основным обязанностям, не связанным с прогнозированием. В 1935 г. в Якутск направили 3 синоптиков, которые продолжили начатое энтузиастами. Среди прибывших была Галина Алексеевна Мишнина (Толстоброва), выпускница Московского гидрометеорологического техникума. Впоследствии она много лет работала в системе гидрометслужбы и вот что рассказывала о первых шагах синоптиков:

«Основное время синоптиков при обслуживании полетов авиации тогда занимал сбор информации. Связь не обеспечивала своевременность. К тому же и сеть станций и постов оставалась редкой, что и затрудняло составление прогнозов погоды. Особенно трудной для меня стала первая зима 1935 — 1936 гг., так как ввели вручение пилотам бланков формы № 5 и проведение консультаций пилотов по синоптическим картам. Путь от Гимеина до Гольминки (от бюро погоды до гидропорта) на санях занимал около часа. Зимой синоптик сначала отогревался, уж потом приступал к делу».

К следующей зиме Бюро погоды переместилось в здание радиоцентра ГУСМП, находившееся рядом с будущим кинотеатром «Центральный». И поездки стали короче...

Представители ГУГМС, приехавшие принимать сеть и возобновить деятельность Якутского УГМС, решили открыть в 1938 г. авиационные метеостанции (гражданские) в гидропорту Якутск. Они направили синоптика бюро погоды К.В.Фетисова для непосредственного обслуживания полетов до приезда синоптиков из Центра. 10 февраля 1939 г. в Якутск прилетели 3 синоптика, двоих направили в столичный гидропорт. вот что написал позднее первый начальник АМСГ Якутска Алексей Сергеевич Суханов:

«На АМСГ Якутск уже работал синоптик Фетисов и я принял у него дела. АМСГ размещалась в здании гидропорта на берегу Ленской протоки, вблизи ЯЦЭС (ЯТЭЦ). Гидропорт являлся совместным для 11 отряда ВСУ ГВФ и Ленской авиагруппы ГУСМП. К штату были приданы работники метеослужбы ГУСМП метеорологи Шабанова и Годовиков. Руководил ими начальник метеослужбы ЛАГ С.Т.Серлапов.

Опытных авиационных синоптиков на АМСГ Якутск за период моей работы (до октября 1940 г. — Ю.А.) не было. Естественно, что синоптические особенности маршрутов нами только изучались. До климатических описаний аэропортов было еще далеко. Наряду с АМСГ Якутск существовала еще синоптическая АМСГ Витим».

Прибывший вместе с Сухановым синоптик Владимир Михайлович Васильев дополнил рассказ коллеги сведениями о начале работы:

«Совместно с А.С.Сухановым мы принимали прогнозы погоды по авиатрассам от бюро погоды, записывали их в бланки АВ-5. Наблюдали при наличии полетов фактическую погоду и выпускали шар-пилоты. Метеоплощадка была довольно примитивной: психрометрическая будка и флюгер с легкой доской».

Аэропорт Жиганск. «В июле 1938 г. меня перевели из Якутска в Жиганск, где обслуживал полеты фактической погодой, приноравливаясь и накапливая опыт. Тогда по всей линии Якутск — Булун АМСГ не было», — так написал в 1972 г. Василий Степанович Луговской. Дело для него давнее, и потому не коснулся он того, что из-за перевода нарушились его планы и надежды. В Якутске он успел закончить два курса Якутского пединститута, а дальше учиться не довелось. К тому же, работая в геофизической обсерватории старшим аэрологом, Луговской освоил новейшее тогда в Якутии дело — радиозондирование, был одним из трех первых зондистов.

Почему его перевели? Уже было известно о расформировании Полярного отдела и руководству не хотелось отдавать хорошего специалиста в гидрометслужбу. Лучше уж определить в ЛАГ. Еще одна причина: ГУСМП требовало открыть авиаметеостанцию в Жиганске. А так как Луговской в 1936 г. на курсах полярных работников получил знания по синоптике, то теплилась надежда выполнить план. По каким-то причинам не получилось. В мае 1940 г. он ушел в отпуск, после возращения из которого ему предложили переезд в Сангары.

Аэропорт Сангары. Продолжим рассказ В.С.Луговского:

«После вызова в Якутск и стажировки в бюро погоды я приступил к обслуживанию самолетов прогнозами. Сначала был в одном лице начальником, синоптиком, радистом, наносителем. В дни вылетов (а они были не ежедневно) рано утром приходил на метео, где ночью дежурил лишь техник-метеоролог, включал радиоприемник, питавшийся от аккумуляторов, на слух принимал сводки от Якутска, тут же наносил их на синоптическую карту. При свете керосиновой лампы производил наноску сводок и обработку карты, затем проводил анализ обстановки, после чего можно было прогнозировать погоду». Дальше он приводит примеры обслуживания вылетов, но официально нигде не зафиксирована реорганизация метеостанции сразу в АМСГ с синоптической службой — ни в 1940, ни в 1941 г. Нет документов и о ее закрытии в 1941 г. Не мог же он все это придумать!

Когда в архивах нашелся отчет Ленской авиагруппы за 1940 г., то все прояснилось. Командование авиагруппы не посчитало нужным официально оформить открытие и закрытие АМСГ Сангары. А ведь так интересно преподнесен этот раздел отчета. Приведем его с некоторыми сокращениями: «С начала зимней навигации перешли на составление по запросам маршрутных прогнозов, передаваемых из Сангара для всех аэропортов ЛАГ. В Сангаре при АМСГ функционирует синоптический сектор с составлением и обработкой синоптических карт... Метеобслуживание полетов в Ленской авиагруппе проводится в полном соответствии с Инструкцией».


Юрий Константинович Антонов, отличник гидрометслужбы СССР, ветеран Якутского управления гидрометслужбы.

Hosted by uCoz