«В полном соответствии
с Инструкцией...»
Метеослужба Якутии
в период работы Ленской авиагруппы
Ко времени
создания Ленской авиагруппы (июль 1935
г.) метеослужба Якутии уже обладала
определенным потенциалом. На
единственной в первое время
авиатрассе Иркутск — Якутск — Тикси
— участок Витим — Якутск на
протяженности свыше 1100 км имелось 5
метеостанций и 11 метеопостов, а
севернее от Якутска до Тикси
протяженностью 1300 км — лишь 5
метеостанций. Прогнозами погоды
обеспечивали полеты гидросамолетов
бюро погоды (Иркутск), бюро
оповещений (Киренск) и бюро погоды (Якутск).
Этого, конечно, было чрезвычайно мало.
Гидропорт
Якутска.
|
Еще в 1934 году Центральное
управление единой гидрометслужбы
СССР (ЦУЕГМС) в план на 1935 г. поставило
Якутскому управлению единой
гидрометслужбы (ЯУЕГМС) открытие
бюро оповещений в Витиме, Жиганске и
Булуне, чтобы организовать
прогнозирование погоды из этих
пунктов. Якутское управление успело
открыть лишь метеостанцию в Жиганске,
как лишилось самостоятельности,
влившись полным составом в
Главсевморпуть на правах Полярного
отдела при Якутском территориальном
управлении ГУСМП.
Ориентация нового руководящего
органа — Полярного отдела — на
развитие сети станций и постов
сохранялось в планах, однако на деле
произошел спад. Из 3 запланированных
бюро оповещений ни одно в 1935 г. не
задействовали. В декабре Полярный
отдел направил из Якутска в Витим
двух синоптиков, которые с 16 марта 1936
г. приступили к выпуску прогнозов.
Между тем реорганизации в системе
ГУСМП продолжались. Не успел
Полярный отдел развернуться, как в
марте 1936 г. пришлось передать
метеорологическую сеть на
территории Якутии севернее 62 градуса
северной широты в ведение ЛАГ. Прежде
всего, ЛАГ произвела прием станций,
находящихся на трассе Якутск — Тикси:
Якутск, Сангары, Жиганск, Джарджан,
Булун. (Надо сказать, что Тикси и
другие метеостанции вдоль побережья
Северного Ледовитого океана
подчинялись другому управлению,
входящему в ГУСМП, — управлению
полярных станций. В том же 1936 г. в
Тикси открылось свое бюро погоды,
также занимавшееся обеспечением
авиации прогнозами).
Казалось бы, что ЛАГ крайне
заинтересована в развитии
прогностических пунктов. Ведь погода
на севере весьма изменчива и
преподносит неожиданности. Тем более,
что ничто не зависит от воли и
желания «посторонних» ведомств. На
деле исполнение планов
застопорилось. Бюро оповещений в
Булуне открыли в 1937 г., но по ряду
причин оно часто не функционировало.
Жиганск так и остался без синоптиков.
С основания ЛАГ до июня 1938 г. штаб ее
размещался в Иркутске. Отдаленность
от «места событий» сказывалась на
темпах развития авиагруппы. От
Иркутска до Якутска за
метеообеспечение отвечали Иркутское
УГМС и Полярный отдел, и на этом
участке трассы открывались станции.
А в зоне ответственности ЛАГ
севернее Якутска изменения не
происходили. До июня 1938 г. самолеты
Ленской авиагруппы не только
обслуживали трассу Иркутск — Якутск
— Тикси, но и осваивали новые,
дальние по тем временем, авиалинии из
Якутска: до Вилюйска — Сунтара, Томпо
— Оймякона — Сеймчана, Аллах-Юня.
В 1938 г. произошли существенные
перемены после окончания
строительства авиагородка в Якутске.
Штаб ЛАГ перебазировался из Иркутска
в Якутск. С этого времени к ЛАГ отошли
только те авиатрассы, которые
располагались севернее 62 градуса
северной широты.
Это с одной стороны. А с другой,
Полярный отдел ЯТУ ГУСМП
расформировали. Взамен большая часть
метеостанций Якутии была передана
возродившемуся Якутскому управлению
гидрометслужбы, и только 13 станций
оставили новому подразделению ГУСМП
— отделу связи и гидрометслужбы,
сохранив 8 станций за ЛАГ.
Приехавшие для приема
представители ГУГМС определили
состояние метеообеспечения авиации
как неудовлетворительное. Да и как
еще оценить положение! Ни одно из
двух бюро оповещений не действовало,
в Жиганске и Олекминске не открылись
синоптические группы, в Якутске при
гидроаэродроме сохранялась
метеостанция, проводившая с 1934 г.
только метеонаблюдения. К этому
времени в аэропортах СССР бюро
оповещений были переименованы в АМСГ
(авиационные метеорологические
станции, гражданские). Представители
ГУГМС попросили у Центра помощи. И
лед тронулся. В декабре 1938 г.
открываются прогностические АМСГ в
Якутске и Витиме, на следующий год —
АМСГ в Булуне, Тикси, Аллаихе (Чокурдах)
и Олекминске, в 1940 г. — в Сангарах и
Алдане, а также непрогностическая
АМСГ в Вилюйске. Все 4 ведомства
приняли участие в их создании.
Примечательно, что в 1940 г.
командование ЛАГ пришло к выводу:
открытие АМСГ в Жиганске не дает
ощутимой пользы. Зато аэропорт
Сангары стоял на развилке четырех
направлений: на запад — до Вилюйска и
Сунтара, на север — до Жиганска,
Булуна и Тикси, на северо-восток — до
Верхоянска и Аллаихи, на юг — в
Якутск. Это и привело к изменению
планов.
Начальником метеослужбы ЛАГ в 1938-1941
гг. работал Сергей Тарасович
Серлапов, трудившийся в авиагруппе с
периода ее создания, т.е. с 1935 г. А
когда в 1936 г. возникла метеослужба
авиагруппы, то С.Т.Серлапова перевели
сначала в Сангары, а через 2 месяца —
в Булун. Вот выписка из приказа
начальника ЛАГ от 19.06.36: «С сего числа
назначается заведующим метеостанции
Булун (Кюсюр) с окладом 850 руб.
синоптик Серлапов Сергей Тарасович.
Предлагаю Серлапову выехать к месту
работы на пароходе «Щетинкин» и
произвести прием метеостанции и
обязанностей от Кушнарева Д.В.» При
переводе штаба ЛАГ из Иркутска в
Якутск руководство метеослужбой
авиагруппы возложили на С.Т.Серлапова.
В 1939 г. в приказе по ГУСМП среди
награжденных знаком «Почетному
полярнику» значилась его фамилия.
В связи с созданием с 1 мая 1941 г.
Якутской авиагруппы, подчинявшейся
Восточно-Сибирскому управлению ГВФ,
Ленскую авиагруппу упразднили. Ее
сеть метеостанций и АМСГ передали
Якутскому УГМС.
Было ли оправданным 5-летнее
существование самостоятельной
Ленской авиагруппы и ее метеослужбы?
Автор не берется судить о значимости
ЛАГ и необходимости ее создания. Но о
полученном уроне метеослужбы в целом
от дробления можно сказать вполне
определенно. Затормозилось не только
развитие сети станций и постов.
Малочисленность личного состава не
позволяла проводить научные
исследования. Отсутствовала
техническая база. Вывод: карликовую
метеослужбу не следовало создавать.
А теперь обратимся к событиям тех
лет, восстанавливая их по
воспоминаниям сотрудников
гидрометслужбы и некоторым
документам.
Аэропорт Витим. В письмах-воспоминаниях
Олимпиады Федоровны Мочаловой,
адресованны автору статьи, дано
такое подробное описание:
«В 1932-1936 гг. на метеостанции при
аэропорту имелись приборы и
установки: две психрометрические
будки с комплектами термометров и
самописцев, барометр, флюгер,
теодолит.
В здании аэропорта были комнаты для
пилотов, метеостанции, пассажиров.
Здесь же размещались бухгалтерия,
столовая с кухней, квартира
начальника аэропорта. Начальник
аэропорта Платон Колобашкин
руководил всеми полетами. Прилетали
самолеты не ежедневно. Перед вылетом
Колобашкин сам запрашивал погоду из
других портов и точек. При
направлении в сторону Бодайбо
получали сводки из Воронцовки, Мамы,
Бодайбо. А при полетах на Киренск и
Олекминск пунктов было много, я уже
всех не помню. Погода поступала через
почту, находившуюся в 2 км от
аэропорта. Поступившие сводки
записывались на обычных листах
бумаги, так как специальных бланков
еще не было, и вручались начальнику
порта, а тот давал их экипажам. Часто
бывали у нас полярные летчики
Доронин, Черевичный, Галышев.
Вместе с Марией Якушевой я приехала
из Якутска в 1932 г. для замены
заведующей метеостанции (она
работала одна). В основном мы вели 4-хсрочные
климатологические наблюдения,
выпускали шар-пилоты при наличии
водорода и по необходимости — для
полетов. Газогенераторной как
таковой не было. Шар-пилоты
наполнялись из баллонов под открытым
небом. Погоду мы сообщали по адресам
открытым текстом, в таком же виде она
поступала из других аэропортов.
В начале 1936 г. прибыли синоптики С.А.Виговский
и А.Д.Мороз для открытия бюро
оповещений. Вскоре я перевелась в
Якутск».
Авиаплощадка Нюя. «Впервые с
обслуживанием авиации мне пришлось
столкнуться в 1937 г. на
гидрометстанции Нюя», — так пишет
Алексей Иванович Соловьев. —
Аэропорт Нюя, только что открытый,
принимал гидросамолеты типа Р-6 и
другие заграничной конструкции.
Летом на поплавках садились они на
реку Лена, а зимой на лыжах на озеро
Бурулях в 5 км от поселка.
Метеообслуживание проводилось нами
только информацией по трассе. До
Витима с пунктов Мухтуя, Хамра,
Крестовая, Витим. В сторону
Олекминска — из Нохтуйска,
Кочегарово, Нерюктяя, Олекминска.
Метеосводки по нашим запросам
присылали телеграфом работники
почтовых отделений связи, зачастую
несведущие в метеорологии. Эти
сводки переписывались на один лист
бумаги, относили мы их на аэродром и
вручали командиру самолета. Благо,
что самолеты летали редко, а то за 5 км
пешком не набегаешься. За период
работы в Нюе мне приходилось
встречаться с видными полярными
летчиками Молоковым, Черевичным,
Асямовым, Красновым и другими».
Аэропорт Якутск. К
метеорологическому обслуживанию
полетов авиации так называемой
линейной информацией приступили
метеорологи геофизической
обсерватории в первый же год начала
полетов — 1928. В 1934 г. Бюро погоды в
Якутске начало выпускать прогнозы
погоды для полетов авиации.
Энтузиасты Ч.А.Мозолевский, Н.А.Горин,
Н.М.Зацепин занимались этим делом в
дополнение к своим основным
обязанностям, не связанным с
прогнозированием. В 1935 г. в Якутск
направили 3 синоптиков, которые
продолжили начатое энтузиастами.
Среди прибывших была Галина
Алексеевна Мишнина (Толстоброва),
выпускница Московского
гидрометеорологического техникума.
Впоследствии она много лет работала
в системе гидрометслужбы и вот что
рассказывала о первых шагах
синоптиков:
«Основное время синоптиков при
обслуживании полетов авиации тогда
занимал сбор информации. Связь не
обеспечивала своевременность. К тому
же и сеть станций и постов оставалась
редкой, что и затрудняло составление
прогнозов погоды. Особенно трудной
для меня стала первая зима 1935 — 1936 гг.,
так как ввели вручение пилотам
бланков формы № 5 и проведение
консультаций пилотов по
синоптическим картам. Путь от
Гимеина до Гольминки (от бюро погоды
до гидропорта) на санях занимал около
часа. Зимой синоптик сначала
отогревался, уж потом приступал к
делу».
К следующей зиме Бюро погоды
переместилось в здание радиоцентра
ГУСМП, находившееся рядом с будущим
кинотеатром «Центральный». И поездки
стали короче...
Представители ГУГМС, приехавшие
принимать сеть и возобновить
деятельность Якутского УГМС, решили
открыть в 1938 г. авиационные
метеостанции (гражданские) в
гидропорту Якутск. Они направили
синоптика бюро погоды К.В.Фетисова
для непосредственного обслуживания
полетов до приезда синоптиков из
Центра. 10 февраля 1939 г. в Якутск
прилетели 3 синоптика, двоих
направили в столичный гидропорт. вот
что написал позднее первый начальник
АМСГ Якутска Алексей Сергеевич
Суханов:
«На АМСГ Якутск уже работал
синоптик Фетисов и я принял у него
дела. АМСГ размещалась в здании
гидропорта на берегу Ленской протоки,
вблизи ЯЦЭС (ЯТЭЦ). Гидропорт являлся
совместным для 11 отряда ВСУ ГВФ и
Ленской авиагруппы ГУСМП. К штату
были приданы работники метеослужбы
ГУСМП метеорологи Шабанова и
Годовиков. Руководил ими начальник
метеослужбы ЛАГ С.Т.Серлапов.
Опытных авиационных синоптиков на
АМСГ Якутск за период моей работы (до
октября 1940 г. — Ю.А.) не было.
Естественно, что синоптические
особенности маршрутов нами только
изучались. До климатических описаний
аэропортов было еще далеко. Наряду с
АМСГ Якутск существовала еще
синоптическая АМСГ Витим».
Прибывший вместе с Сухановым
синоптик Владимир Михайлович
Васильев дополнил рассказ коллеги
сведениями о начале работы:
«Совместно с А.С.Сухановым мы
принимали прогнозы погоды по
авиатрассам от бюро погоды,
записывали их в бланки АВ-5. Наблюдали
при наличии полетов фактическую
погоду и выпускали шар-пилоты.
Метеоплощадка была довольно
примитивной: психрометрическая
будка и флюгер с легкой доской».
Аэропорт Жиганск. «В июле 1938 г.
меня перевели из Якутска в Жиганск,
где обслуживал полеты фактической
погодой, приноравливаясь и
накапливая опыт. Тогда по всей линии
Якутск — Булун АМСГ не было», — так
написал в 1972 г. Василий Степанович
Луговской. Дело для него давнее, и
потому не коснулся он того, что из-за
перевода нарушились его планы и
надежды. В Якутске он успел закончить
два курса Якутского пединститута, а
дальше учиться не довелось. К тому же,
работая в геофизической
обсерватории старшим аэрологом,
Луговской освоил новейшее тогда в
Якутии дело — радиозондирование, был
одним из трех первых зондистов.
Почему его перевели? Уже было
известно о расформировании
Полярного отдела и руководству не
хотелось отдавать хорошего
специалиста в гидрометслужбу. Лучше
уж определить в ЛАГ. Еще одна причина:
ГУСМП требовало открыть
авиаметеостанцию в Жиганске. А так
как Луговской в 1936 г. на курсах
полярных работников получил знания
по синоптике, то теплилась надежда
выполнить план. По каким-то причинам
не получилось. В мае 1940 г. он ушел в
отпуск, после возращения из которого
ему предложили переезд в Сангары.
Аэропорт Сангары. Продолжим
рассказ В.С.Луговского:
«После вызова в Якутск и стажировки
в бюро погоды я приступил к
обслуживанию самолетов прогнозами.
Сначала был в одном лице начальником,
синоптиком, радистом, наносителем. В
дни вылетов (а они были не ежедневно)
рано утром приходил на метео, где
ночью дежурил лишь техник-метеоролог,
включал радиоприемник, питавшийся от
аккумуляторов, на слух принимал
сводки от Якутска, тут же наносил их
на синоптическую карту. При свете
керосиновой лампы производил
наноску сводок и обработку карты,
затем проводил анализ обстановки,
после чего можно было прогнозировать
погоду». Дальше он приводит примеры
обслуживания вылетов, но официально
нигде не зафиксирована
реорганизация метеостанции сразу в
АМСГ с синоптической службой — ни в
1940, ни в 1941 г. Нет документов и о ее
закрытии в 1941 г. Не мог же он все это
придумать!
Когда в архивах нашелся отчет
Ленской авиагруппы за 1940 г., то все
прояснилось. Командование
авиагруппы не посчитало нужным
официально оформить открытие и
закрытие АМСГ Сангары. А ведь так
интересно преподнесен этот раздел
отчета. Приведем его с некоторыми
сокращениями: «С начала зимней
навигации перешли на составление по
запросам маршрутных прогнозов,
передаваемых из Сангара для всех
аэропортов ЛАГ. В Сангаре при АМСГ
функционирует синоптический сектор
с составлением и обработкой
синоптических карт...
Метеобслуживание полетов в Ленской
авиагруппе проводится в полном
соответствии с Инструкцией».