На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Василий РОББЕК

«Соединить разорванную связь...»


Николай Курилов. Саха сирэ. «Киндьэн чаайла». 1991 г.

Восстановление кочевого образа жизни оленеводов
и организация кочевых общинных школ

В настоящее время во многих регионах России, в том числе в Республике Саха (Якутия), оленеводство находится в глубоком кризисе. Эта отрасль хозяйства в нашей стране существовала с давних времен, но в силу ряда объективных причин сегодня здесь почти невозможен переход на рыночные отношения.

По данным историков, знакомство человека с северным оленем уходит в глубокое прошлое.

Наиболее древнее упоминание об оленеводстве имеется в карельском эпосе «Калевала». Первое свидетельство о разведении человеком оленей в Скандинавии имеется в сагах, в частности, в сказании о вожде северных норманских племен Отаре, который сам был владельцем более шестисот голов оленей.1 Археологические данные, в т.ч., раскопки могильника в Аскызском районе Хакасии, произведенные Л.Р. Кызласовым, Сырского погребения позволили уточнить время возникновения оленеводства и отнести его к I или II векам нашей эры (Таштыкская эпоха).2 Это подтверждается и данными академика А.П. Окладникова.3 Видимо, оленеводство в Европе и Азии зародилось независимо друг от друга. Специалисты считают бесспорными местами возникновения оленеводства в Европе — Скандинавию, в Азии — территорию Алтайско-Саянского нагорья.

Широкое распространение в прошлом дикого северного оленя вполне допускает мысль об одомашнивании оленя и на побережье Ледовитого океана независимо от Саянского и Скандинавского центров. Подтверждения допустимости такого вывода имеются почти во всех древних эпосах коренных малочисленных народов Севера.

С оленеводством связаны исторические судьбы коренных малочисленных народов Севера, весь кочевой образ их жизни и созданная ими за многие века уникальная цивилизация оленеводческих народов — оригинальная часть земной цивилизации.

Видимо, северное оленеводство прошло в своем развитии несколько стадий.

В России первые письменные свидетельства об оленеводстве у народов Севера появились после присоединения северных и восточных территорий к Российской империи, т.е. с XVII века н.э. Народы Севера разделялись на «сидячих» и «оленных», т.е. «оседлых» и «кочевых».

На официальном уровне образ жизни народов Севера был узаконен «Уставом об управлении инородцев», утвержденным 22 июня 1822 года, где все коренное население было разделено на три категории: оседлых, кочевых и бродячих.4

В первые годы советской власти были созданы родовые советы, напоминающие современные кочевые родовые общины, но имеющие более широкие права.

Начали работать школы-интернаты, кочевые школы, красные чумы, врачебные отряды.5

За годы советской власти были проведены многие преобразования в жизни оленеводов. Но они не учитывали самого главного — образа жизни. Так Совет Министров РСФСР в Постановлении от 20 февраля 1960 года «Об оказании дополнительной помощи в развитии хозяйства и культуры народностей Севера» поставил вопрос о переводе в ближайшие годы всего кочевого населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдельных местностей на оседлый образ жизни (подчеркнуто мной — В.Р.)6 Этим был нанесен трудно восполнимый урон вековому образу жизни оленевода со всеми отсюда вытекающими отрицательными социальными последствиями для этноса. Ведь именно оленеводство породило кочевой образ жизни. Этот образ жизни может быть ликвидирован только с исчезновением оленеводства. А если исчезнет олень — исчезнет и северный народ, исконным занятием которого является оленеводство.

По моему глубокому убеждению выходца из кочевой семьи оленевода, основными мерами для поднятия оленеводства в новых исторических условиях могут быть:

1) Восстановление семейно-общинного кочевого и полукочевого образа жизни оленеводов на их исконной этнической территории на базе семейно-общинной частной и других форм собственности на оленя. С этой целью в проекте Федерального закона «О северном оленеводстве» определить особый статус кочевого образа жизни оленеводческих народов и этнических групп.

2) Установление государственного протекционизма:

а) во введении промышленной технологии в оленеводстве;

б) в социальном обеспечении и обустройстве кочующих семей.

Благодаря реальной поддержке Президента, Парламента и Правительства за последнее десятилетие в Республике Саха (Якутия) не так сильно ощущалось тяжелое бремя перехода от одной социально-экономической формации к другой, правда, с большими потерями поголовья оленей и связанным с этим ухудшением социального положения семей оленеводов.

Предпринимаются различные меры со стороны государства и самих коренных народов, однако до сих пор еще не найдены «ключи» к решению проблем. Видимо, поэтому разрешение проблем оленеводства у нас включено в Программу «Село», а село — это оседлый образ жизни.

Есть настоятельная необходимость в составленииы отдельной самостоятельной государственной программы «Восстановление семейно-общинного кочевого образа жизни оленеводческих народов Севера», ибо речь идет о выживании и дальнейшей судьбе коренных малочисленных народов Севера.

О сложившейся в настоящее время картине свидетельствует приведенная выше таблица:

Если в 1990 году в Республике Саха (Якутия) было 365 тысяч оленей, то на сегодня осталось 138513 голов.

В поисках пути спасения коренные малочисленные народы Севера объединились в общины.

Для восстановления кочевого образа жизни обязательным условием является воссоединение семьи оленевода, т.е. создание им социальных условий для семейного кочевания.

С этой целью кочевые родовые общины Республики Саха (Якутия) настоятельно просят, чтоб их дети были вместе с ними на базах сезонного производственного кочевья.

Пути выхода

В постсоветский период в результате кропотливого поиска путей выживания коренные малочисленные народы Севера решили коллективными усилиями вернуться к истокам — к возрождению исторического уклада жизни оленевода, охотника и рыбака. Это кочевой, полукочевой уклад жизни.

Кочевая жизнь — это уникальная цивилизация, созданная народами в течение многих столетий. Основными достижениями ее являются сохранение плацдарма для жизни человека на Полюсе холода, традиций, обычаев, непрерывной связи поколений, создание, сохранение и приумножение этнической культуры — составной части циркумполярной культуры народов, живущих на побережье Ледовитого океана. Система образования оленеводов, охотников и рыбаков не может быть вне кочевого образа жизни.

Эта реальность ставит совершенно неординарные задачи перед единой государственной системой общеобразовательной школы России, в т.ч. Республики Саха (Якутия).

Тем самым нынешняя система образования поставлена перед необходимостью решать задачу удовлетворения образовательных потребностей кочующих народов Севера, рассредоточенных по зонам (см. таблицу).

По существу, это новая страница в образовательной практике и, в конечном счете, в педагогической теории. Здесь решается комплекс проблем, пронизывающий все элементы предметной структуры педагогического знания — и общую педагогику (философию образования), и дидактику, и теорию воспитания, и школоведение, т.е. организацию образовательных систем кочующих народов.

С точки зрения практической, как никогда возрастает роль интегративной этносоциализирующей функции школ в жизни социума, этноса.

При практическом удовлетворении образовательных потребностей кочующих народов Севера Республики Саха (Якутия) едва ли не стержневой ролью школы будет соединение разорванной связи поколений народов Севера и образовательных структур — с вытекающими отсюда положительными социальными последствиями для дальнейшей судьбы этноса. С этой целью созданы и создаются научные концепции, учебники, учебно-методические пособия для кочевых школ на языках коренных малочисленных народов Севера.8, 9

В настоящее время провели подготовительные работы для функционирования различных вариантов систем общинного кочевого образования такие улусы:

Оленекский

Кочевая эвенкийская школа-сад «Куенэлэкэн» работает с 1991 года при стаде № 5 как филиал Харыялахской средней школы. Расстояние от базовой школы 50 км. Транспортная схема сложная. В зимнее время основной вид транспорта — снегоходы, в осенне-летний период — вертолет.

Алданский

С 1992 года работают 2 общинные основные школы в местах производственной деятельности родовых общин «Угут», «Амма». Опорная школа — Хатыстырская средняя школа. В них обучается 18 учащихся, работают 4 учителя.

Расстояние от опорной школы 90 и 180 км. Транспорт в летне-осенний период — водный. В зимний период — автомобильный.

Учебный год организован с учетом годового хозяйственного цикла оленеводов и охотников (осенне-весенние охотничьи сезоны, отел, подсчет оленей). Основные формы работы — групповая и индивидуальная.

Школа успешно выполняет задачу практического приобщения детей к национальной культуре, отраслям традиционного хозяйствования, традиционному укладу жизни, своего рода транслятора культуры.

Кобяйский

Эвенская начальная кочевая школа, как структурное подразделение Себян-кюельской средней школы им. П.Ламутского, открыта в 2002 году при оленеводческом стаде ГУП «Себян». Обучается всего 3 детей, работает 1 учитель.

Основными целями являются: обеспечение права обучения и воспитания на родном языке, практическое приобщение учащихся к национальной культуре, традициям, обычаям, обучение по принципам «от близкого к далекому», «от родного порога — в мир общечеловеческих знаний», подготовка к взрослой жизни с учетом традиционного уклада жизни эвенов, воспитание на основах этнопедагогики.

Условия для функционирования кочевой школы отсутствуют, нет материальной базы. Обучение ведется в брезентовых палатках.

Анабарский

В улусе создана в 1995 году малокомплектная экспериментальная общинная начальная школа-сад на производственной базе «Улахан-кюель».

Цель эксперимента:

— полный охват базовым образованием детей коренного кочевого населения без отрыва от традиционного уклада жизни, от традиционных занятий родителей и семьи;

— дальнейшая политехнизация обучения и получение выпускниками специальностей по традиционным отраслям хозяйства: оленевод-охотник, швея меховой одежды, санинструктор, оленевод-радист, технолог-организатор, хозяйка родовой общины.

В 2003-2004 уч. году имелось 5 учащихся, 4 детей обучалось в подготовительной (к школе) группе.

Нижнеколымский

Общинная начальная школа-сад.

Всего учащихся — 14, детей дошкольного возраста — 6.

Чукотская кочевая родовая община «Нутендли» расположена на северо-востоке Нижнеколымского улуса по побережью дельты р. Колымы и Восточно-Сибирского моря. Расстояние до села Колымское от базовой Колымской средней школы им. Н.И.Таврата составляет 230 км. Создание условий для воспитания и образования детей в естественных условиях, сохранение родного чукотского языка, приобщение детей к традиционным занятиям и национальной культуре, укрепление связи поколений являются целями общинной кочевой школы.

Томпонский

Село компактного проживания эвенов, основным занятием которых является оленеводство и охота. В 12 стадах работают 139 оленеводов и охотников, находятся 68 детей оленеводов, из них дошкольного возраста — 27, школьного возраста — 41.

Кочевая школа-сад — филиал Тополинской средней школы. Обучение очно-заочное, с применением вахтового метода обучения предметам федерального компонента.

В практическое обучение предметов национально-регионального компонента «Основы оленеводства», «Основы ветеринарии», «Шитье меховой одежды» будут вовлечены народные мастерицы, наставники-оленеводы, охотники, специалисты: оленеводы-ветеринары, охотоведы и др.

Верхнеколымский

Общинная основная школа-сад, обучение с 1-го по 9-й класс. 2 оленеводческих стада.

Среднеколымский

Общинная школа-сад с. Березовка, семейно-кочевая школа-детсад в общине «Нубаликич» — 5 детей. Семейно-общинная школа «Урадан» — 6 детей.

В связи с реальной картиной жизни малочисленных народов Севера и вышеизложенным хотелось бы обратиться к Правительству Российской Федерации и к руководству ее субъектов с настоятельной просьбой разработать «Государственные программы восстановления образа жизни коренных малочисленных народов Севера, занимающихся оленеводством».

Примечания

1. Карев Г.И. Очерки по истории развития северного оленеводства. — Северо-Западное книжное издательство, 1968. — С. 6.

2. Кызласов Л.Р. Древнейшее свидетельство об оленеводстве // «Советская этнография», 1952, № 2.

3. Окладников А.П. Сб. «Народы Сибири», М., 1956.

4. Гурвич И.С. Этническая история Северо-Востока Сибири, М., Наука, 1966. — С. 135.

5. Местные органы власти и хозяйственные организации на Крайнем Севере. М. 1934, — С. 92—98, 114—115.

6. Роббек В.А. Роль системы образования в этнокультурном взаимодействии коренных малочисленных народов Севера // Донской Ф.С., Роббек В.А., Шейкин Ю.И. и др. Интеграция коренных малочисленных народов Сибирского Севера и Дальнего Востока в общероссийскую культуру, Якутск, ЯФ Издательства СО РАН, 2003. — С. 220—281.

7. По данным Департамента ТОС.

8. Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации: [Проект] / Институт национальных проблем образования; Министерство образования РФ и Министерство федерации РФ; Коорд.—рук.: Кузьмин М.Н., Насилов Д.М. (рук.) — М., 2001. — 70 с.

9. Концепция реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера / Институт национальных проблем образования; Министерство образования РФ и Министерство федерации РФ; Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН. — М., 2001. — 60 с.


Василий Афанасьевич Роббек, директор Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН, д.ф.н., заслуженный деятель науки РФ и РС(Я).

Hosted by uCoz