На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Галина ВАРЛАМОВА

Олень и женщина в эвенкийском фольклоре

Оленеводство для эвенков, по работам Г.М. Василевич, является позднеприобретенным видом хозяйствования. До оленя эвенки в своем историческом прошлом знали лошадь.

В советской научной литературе об эвенках почти не уделено внимания конной группе эвенков. Многие группы конных эвенков даже не были включены в 1927 г. в первую перепись как эвенки. Между тем эвенками-скотоводами и коневодами являются баргузинские эвенки, никогда не знавшие оленя, по сей день они являются скотоводами и коневодами. В Китае проживает 30 тысяч эвенков, лишь небольшая часть которых является оленеводами. И эти эвенки-оленеводы большей частью являются мигрантами с территории России. Также мало научной литературы по конным эвенкам-манегирам, проживавшим в основном на современной территории Амурской области. Скотоводству же, характерному для многих групп забайкало-амурских, кочевавших в степях, и вовсе не посвящено исследований. Как отмечала Г.М. Василевич, данная отрасль хозяйства у эвенков «никогда специально не изучалась» /1, с.86/.

В эвенкийском коневодстве женщины также выполняли часть функций: «Женщины перед отъездом мужей ловили лошадей, седлали и вьючили их, они же по возвращении мужей расседлывали, стреножили и отпускали лошадей на пастбище» /1, с.88/. Поэтому образ женщины-богатырки, ездящей на коне, вполне органичен для эвенкийского фольклора — старшая сестра Секанкан в сказаниях эвенков современной Амурской области; девочка, скачущая на коне в сказании о Чинанае (часть о сыне Чинаная) /4/.

Эвенки «... еще до освоения оленя в качестве транспортного животного были знакомы с верховой ездой на коне, и, вероятно, некоторые из них содержали лошадей», — пишет Г.М. Василевич /1, с.78/. И это подтверждается материалами восточных сказаний /2, 3, 4, 5/. В материалах книги «Сказания восточных эвенков» /4/ конь фигурирует в тексте «Чинанаище — первопредок эвенков», «Торганай», «Мэнгрундя-богатырь», «Гарпарикан-богатырь», олень же фигурирует лишь в одном из опубликованных в данной книге сказаний — «Старший брат Олдонындя и его сестры Нюнгурдок и Уняптук». И то олень лишь упоминается в сказании, герой никак не использует его. Мало того, совершенно не следит за оленями и не желает этого делать, в чем упрекают его сестры, содержащие этих оленей.

В половине сказаний эвенков, из опубликованных Г.М.Василевич, главный герой сказания — пеший охотник. Все это соответствует бытовавшим типам хозяйствования эвенков в прошлом, о чем писала Г.М. Василевич: «...прежде чем приручить оленя к верховой езде, верхнеамурские тунгусы обогатились длительными наблюдениями и некоторыми навыками верховой езды на коне» /1, с.80/. Все это подтверждается и материалами восточных сказаний. В одном из первых опубликованных сказаний восточных эвенков (урмийских) рода Эдян «Соду Сордончо Солданы» пешему богатырю жена приводит с собой коней как приданое: «Женщины отец дочери своей двух коней дал. — Ахакан аминин хунаттуви дюр муринма бэлэктырэн» /3, с.103/. Кильдынакан-богатырь в сказании сахалинских эвенков, исполненном женщиной (Ч. Слепцовой), в начале сказания является пешим охотником, не имеющим ни коня, ни оленя. Конь появляется у него также в связи с тем, что он женится.

По фольклорным сюжетам олекминских эвенков Якутии, коня в первую очередь имеет одинокая женщина: «Жила одна старушка с дочкой, сыном, с кобылой, у кобылы был жеребенок» /3, с.125/. В сказании «Торганай» все советы сыну относительно коня дает мать. Во многих сказаниях конь является крылатым, уносит богатыря в верхний мир, откуда родом его будущая жена.

В фольклоре забайкальских эвенков мужчина почти всегда уже конный: «Муричил, дюкрэ, мурирдувар увра, суруммэр кэрэ. — Имеющие коней, оба, на коней своих сели (в седла), поехали.» /3, с.165/. В тексте «Болонтур-богатырь» повествуется: « Болонтур богатырь имел жену. Два коня, один конь для охоты, другой для войны» /3, с.170/. В другом сказании мужчина по имени Хани Хубун имеет коня для перевозки добытого, а не верхового. /3, с. 171/. Широко и обоснованно конь представлен в фольклоре забайкальских эвенков /3 — №8, с.176-178, № 15, «Алтанэй», с.184-185/. Конь, а не олень, фигурирует в фольклоре читинских, нюкжинских, зейских и селемджинских эвенков и эвенков Хабаровского края. Конь является помощником героев сказаний, советчиком и другом главных героев.

Но более ранним, вероятнее всего, является образ коня-помощника детей, как в сказании о Чинанае, а конкретно — в повествовании о детях Чинаная /4/. Здесь конь является помощником девочки-сестры. Опять же возникает параллель — женщина (девочка) и конь. Из образа коня-помощника девочки и разовьется далее богатырский конь-помощник у героя-мужчины. По крайней мере, в эвенкийском фольклоре это подтверждаемо и очевидно из текстов сказаний.

Олень в фольклоре эвенков характерен для более поздних сказаний, и всегда он в первую очередь связан с образом женщины.

Письменные источники упоминают о содержании оленей в 5 в. (Бичурин Н.Я. /Иакинф/ — в собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. / Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Чч.1-11. СПб., 1851 /Изд. 2-е: М-Л., 1950-1953). Более точные сведения об оленном транспорте у народов Забайкалья и верхнего Приамурья относятся к 6-7 вв. /1, с.80/. Таким образом и сложение сказаний восточных эвенков, где фигурирует олень, мы также может соотнести примерно с этим же этапом времени.

Уход за оленями у большинства эвенков с эвенкийским типом оленеводства считался женским делом. Г.М. Василевич дает совершенно справедливую справку относительно положения женщин в эвенкийском обществе: «А. Мичи в половине прошлого века бывший среди северобайкальских эвенков, отмечал, что уход за оленями и домашнее хозяйство (постройка чума и изготовление одежды) — дело женщин. Такая нагрузка женщин и привела Мичи к выводу о их рабстве у мужчин» /1, с.73/.

Женщины выполняли основные элементы работы, связанной с оленями, т.е. оленеводством: 1) Повседневный присмотр, 2) вьючение и развьючивание, 3) ведение каравана, 4) даже забивание оленя могли делать женщины. Мужской работой считалась подноска сухостоя для летних дымокуров, жердей для огораживания их, устройство изгороди, холощение и сбор оленей для кочевки.

В эвенкийском фольклоре имеются сюжеты, где отражено возникновение, одомашнивание (т.е. окультуривание женщиной) дикого оленя. Одомашнивает, окультуривает дикого оленя в фольклоре эвенков только женщина. По фольклорным источникам — обязательно одинокая женщина, и подчеркиваемое одиночество женщины здесь следует понимать и видеть в двух аспектах: а) одинокая женщина-первочеловек — характерный для сказаний как типа и жанра фольклора эвенков; б) одиночество женщины следует понимать и в аспекте определенной изолированности женщин от мужчин (изолированное древними социальными институтами сообщество женщин, существовавшее исторически и этнографически у эвенков).

По сюжетам древних мифов, олени произошли из шерсти медведя-предка, даются небесным духом-божеством громом. Однако во всех случаях, по фольклору, олень дается-дарится только женщине. Нет ни одного эвенкийского мифологического сюжета, когда олень дается-дарится мужчине. В древнем фольклоре эвенков олень всегда связан именно с женщиной.

По обыкновению, оленей имеют чаще всего одинокие женщины. Одинокие же герои-богатыри в сказаниях эвенков чаще всего не имеют оленей. Именно женское сообщество приписывает себе в фольклоре эвенков имение оленей и их одомашнивание, т.е. их приручение.

Дальнейшее освоение оленя и возникновение оленеводства как явления культуры в фольклоре эвенков также приписывается именно женщинам. Возникновение верхового оленеводства, создание первого седла — предмета культуры — находим еще в мифах и пограничных текстах. И все эти тексты являются излюбленными женскими сюжетами. Использование оленя как транспорта — средства для езды верхом — пришло позже. Об этом говорит Г.М. Василевич, анализируя слова «нама — вьюк» и «намэ — седло». Слова «вьюк» и «вьючить» по эвенкийски — нама. Появление седла и самого слова «нэмэ» относится уже ко второму этапу окультуривания оленя: «Второе значение (верховое седло), появившееся у слова «нама» позже, послужило в дальнейшем отделению слова через другую огласовку (нэмэ). Этот факт свидетельствует о том, что приручение оленя и перевозку на нем вещей начала женщина, а дальнейшее усовершенствование седла и распространение навыков верховой езды было делом мужчины». /1, с.79/. Словом «нама-вьюк» у енисейской группы эвенков называются очень маленькие женские рукодельные сумки. По форме и даже отделке они такие же, как распространенные у большинства эвенков современные вьючные сумки на берестяной основе — инмэк. Пару таких сумок женщины вьючили на седло, чтобы расширить грузовое седло для удобства езды. И на таком седле имела право сидеть только женщина-старуха, т.е. по мировоззрению эвенков — женщина-предок. Лишь в виде исключения или из-за условий практической жизни эвенков могла ненадолго для отдыха от пешей ходьбы присесть в случае усталости женщина, ведущая караван. В рамках нашей статьи для нас важен момент, что медведь-предок дает женщине не только самого оленя, но и уздечки — предмет для окультуривания оленя.

Появление оленеводства у эвенков отражено в их фольклоре и связано, по фольклорным данным, именно с женщиной. Для убедительности приводим ниже отрывки текстов из эвенкийского фольклора.

Хеладан

Хеладан ушла, пошла к медведю. Медведь сказал: «Меня убей, освежуй, сердце мое положи спать с собой, почки — на священное место в юрте, двенадцатиперстную кишку и прямую — напротив, шерсть высыпи в сухую ямку, тонкие кишки повесь на сухое свалившееся дерево, голову положи спать за священным местом в юрте». Хеладан убила медведя и все сделала так, как он говорил. Проснувшись утром, она напротив себя увидела спящих старика и старуху. На священном месте жилища играли двое детей. А снаружи бродили олени. Ямка была полна оленей. Выскочив от удивления из жилища, она увидела на сухом дереве висящие уздечки оленей. Собрала оленей, стала пробовать их крепость и силу, нажимая предплечьем. Многие из них не выдерживали ее нажима и падали. Хеладан нашла маленького оленя, проверила его крепость и выносливость — он выдержал. Тогда она обуздала его, села верхом и поехала.

Отрывок взят из книги «Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору, с.40. 

Нюнгурмок

Когда земля была величиною с коврик под седло,

Когда небо будто берестяным коробом охвачено было.

На Средней земле жила старуха Нюнгурмок.

Жила она в такое время, когда на этой земле

Кедр и стланик, вырастая, только что топорщиться начинали,

Когда багульник впервые вырастая, цвести начинал.

А если бы внимательно ко всему приглядеться —

Мелкорослый березняк только что подымал пушистые ветви.

Однажды она подумала: «Кто же живет без товарища. Близким другом называемого? Откуда-то появилась же я?! Ну, — думает, — а может быть, я всегда и жила так одна?» Долго она так думала и рассуждала. Живет и живет одинешенька на берегу большой реки. И вот она стала обладательницей двух оленей. Кто их послал к ней — не знала. И об этом тоже думала: «Может быть, я во сне их поймала?» Так и жила старуха с двумя важенками около проруби на озерке близ большой реки. Важенки паслись рядом. Назывались они оленухами с раздваивающимися рогами. «Воспитаю-ка я себе из них товарищей», — говоря так, стала ловить их. Они стали приходить каждое утро. А жилище у нее было утэном из жердей. Питалась она только половинками ягодок и половинками кедровых орехов.

Однажды утром взяла она большой берестяной чуман и вышла из дома, сказав себе: «Надою-ка я молока». Вышла она и начала доить важенку. Доя важенку, она говорила: «Каренгак,1 смотри, как обильно течет твое молоко!»

Отрывок текста взят из книги «Исторический фольклор эвенков», сказание «Хуругучон».

1 Каренгак — такую кличку оленихе дает старушка Нюнгурмок.

Литература

1. Василевич Г.М. Эвенки. Л., 1969.

2. Исторический фольклор эвенков. Л., 1969. Составитель Г.М. Василевич.

3. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936. Составитель Г.М. Василевич.

4. Сказания восточных эвенков. Якутск, 2004. Составители Г.И. Варламова и А.Н. Варламов.

5. Фольклор эвенков Якутии. Л., 1971. Составители А.В. Романова и А.Н. Мыреева.


Галина Ивановна Варламова (Кэптукэ), эвенкийская писательница, член Союза писателей РФ, д.ф.н., главный научный сотрудник сектора эвенкийской филологии ИПМНС СО РАН.

Hosted by uCoz