Культурологический, историко-географический журнал. Издается с мая 1991 года.

1, 2012 

   

Лауреат Национальной премии России «Золотой Лотос».
Победитель Всероссийского конкурса «Золотой Гонг - 2004».
Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004».

На первую страницу номераНа главную страницу журналаНаписать письмо


 


 
Обсужден План основных республиканских мероприятий 2012 года

Рамазан Абдулатипов
«Настоящее мы должны создавать сами...»

Алексей Сергучев
Народов много – республика одна

Иван Демьянов
Ассамблея – трибуна для равноправного диалога

Конгресс народа саха

Тулагинское отделение общества «Саха омук»
(с. Тулагино
г. Якутска)


Ассоциация национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт»

Русская община Республики Саха (Якутия)

Якутское окружное казачье общество «Якутский казачий полк»

Якутская Республиканская общественная организация «Якутский казачий полк»

Общественная организация Республики Саха (Якутия) «Потомки государевых ямщиков»

Анатолий Соколов
По следам государевых ямщиков

Воин, поэт, краевед

Общественная организация
«Белорусская община "Суродич" г. Якутска»


Республиканское Украинское национально-культурное землячество «Крыныця»
им. Т.Г.Шевченко


Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)

Ассоциация эвенов Республики Саха (Якутия)

Общественная организация «Татаро-башкирский культурный центр "Якташ" г. Якутска»

Бурятская община «Байкал» г. Якутска

Общественная организация «Союз армян г. Якутска»

Ассоциация корейцев г. Якутска

Казахская общественная организация "Алатау" Республики Саха (Якутия)

Кыргызская община
г. Якутска


Узбекский национально-культурный центр «Узбекская диаспора» г. Якутска

Таджикская община "Сомониён" Республики Саха (Якутия)

Азербайджанская община «Хэзер»

Эмилия Алиева
Математик-азербайджанец основал в Якутии физико-математическую школу

Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия)

Ингушский национально-культурный объединенный центр "Вайнах" Республики Саха (Якутия)

Ассоциация чукчей Республики Саха (Якутия)

Польская общественная организация «Полония» Республики Саха (Якутия)

Якутское общество еврейской культуры

Общественная организация Литовская община «Гинтарас»

Национальная община «Тыва» г. Якутска

Езидская община
г. Якутска


Общественная организация «Финское культурное общество Республики Саха (Якутия)»

Василий Иванов
С думой о сильном регионе

 

Наши публикации

Василий Иванов

С думой
о сильном регионе

Четыре года прошло с тех пор, как мы избрали ныне действующего Президента Российской Федерации В.В.Путина. Оправдал ли он доверие большинства населения России? Вспомним, какой была страна четыре года назад. На развалинах тоталитарного государства трудно и мучительно строилось демократическое общество; сопротивление консервативных сил - противников демократии, усугубило и так хрупкое новое жизнеустройство; новые исторические задачи переходного времени порой оказывались не по плечу неопытным во многих отношениях молодым реформаторам, что обернулось стране непредсказуемыми последствиями прежде всего в социальной сфере. Нестабильность в верхних эшелонах государственного управления страны подрывала авторитет института власти, ставила под сомнение способность политического руководства вести страну к строительству подлинно демократического общественного строя. Возникла опасность реставрации старых порядков. Управление страной оказалось у пропасти. И надо отдать должное первому Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину - он принял мужественное с точки зрения судеб российского общества решение о досрочном сложении президентских полномочий и передаче их представителю молодых россиян, не слишком отягощенных грузом коммунистической идеологии. Народ с надеждой принял нового руководителя, возложив на него громадную ответственность за продолжение курса реформ, демократизацию всех сфер жизнеустройства, за строительство гражданского общества. Как известно, на этот вызов народа В.В.Путин основными целями своего президентского управления объявил: восстановление за Россией статуса великой державы, сохранение ее суверенитета, обеспечение экономического роста и создание эффективного политического механизма управления.
За четыре прошедших года в реализации поставленных целей сделано немало. Налаживается общая ситуация экономического развития, улучшается социальный и политический климат, преодолеваются духовно-нравственная подавленность и неуверенность. Если специалисты до последнего времени относили российское общество к категории неподготовленных для демократии обществ, то в последнее время общественное сознание россиян начинает воспринимать то, что главным в государственном жизнеустройстве являются права и свободы человека, возможности его полноценного и равноправного гражданского, человеческого развития, сознательного участия в делах общества и в управлении государством, гарантированное обеспечение своей гражданской защищенности в обществе. Российское общество выходит из системного кризиса, освобождается от нахлынувших бед, хаоса и дезорганизации. Несмотря на тяжелейшие процессы последних лет XX в., Российское государство выдержало суровое испытание на крепость, сохранило территориальную целостность, встало на путь укрепления интеграционных процессов внутри федерации и обеспечения единства многонационального народа, усилило свое влияние на мировые процессы. Начавшиеся подъем экономики, укрепление власти и социального самочувствия граждан породили у общества уверенность в том, что только демократия способна привести к подлинному процветанию общества, к решительному преодолению всех последствий тоталитарного прошлого. Многонациональный российский народ в начале 90-х гг. XX в. сделал судьбоносный исторический выбор, а политическое, правовое, социально-экономическое развитие страны последних лет подтверждает правильность этого выбора. Главное - новое политическое руководство страны не свернуло с пути демократических преобразований, не отказалось от новых фундаментальных общественно-политических завоеваний российского народа.
На общем фоне сложных, но важных в историческом плане преобразований в стране в Республике Саха (Якутия) был также предпринят поиск новой модели государственности, направленный на преодоление сверхцентрализованной системы управления, несправедливого разграничения государственной власти между федеральным центром и республикой. Если напомнить факты, то можно привести следующие: были приняты Декларация о государственном суверенитете республики, новая ее Конституция; был избран первый Президент республики; утвердилась практика демократических выборов в органы власти и управления; якутяне остались приверженцами сохранения и целостности России. Вспомним и то, что в сложные 90-е гг. XX в. республика всячески искала путь к совершенствованию федеративных отношений в России, что предполагало, прежде всего, учет взаимных интересов, четкое разграничение полномочий, особенно в области использования природных ресурсов, и взаимосогласованные межбюджетные отношения, в конечном счете - укрепление региона как части России. Известно, что подтверждением тому стал подписанный 29 июня 1995 г. Президентом Российской Федерации Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия). Историческое значение этого документа состояло в том, что он положил начало новому этапу в отношениях между нашей республикой и федеральным центром, основанных на принципах равноправия и самоопределения народов. Новый государственно-правовой статус республики во многом определил значительные успехи якутян в обновлении и развитии экономики, в духовном возрождении народов, но, однако же, главное состояло в произошедшем в общественном сознании радикальном изменении, важнейшим проявлением которого являлось преодоление психологии социального иждивенчества и обретение уверенности в том, что только собственным трудом, мобилизуя весь свой духовный и интеллектуальный потенциал, можно добиться достойной жизни. И это не могло не обернуться хотя и медленным, но неуклонным подъемом экономики, наступлением стабильности в политической и социальной сферах жизни. Однако на фоне перехода к рыночной экономике стали проявляться негативные явления - речь идет прежде всего о резкой социальной поляризации не только по личным доходам, но и по региональным и отраслевым измерениям. К чести политического руководства республики надо отметить, что опасность социального взрыва при этой ситуации была сильно минимизирована курсом на социально-ориентированную патерналистскую экономическую политику, предполагающую государственную поддержку неконкурентоспособных и слабозащищенных социальных групп. Не будет преувеличением сказать, что государственное регулирование стало одним из важнейших факторов в переходе к рыночной экономике, в проведении реформ во всех сферах жизнедеятельности республики. И это нормально; но, с другой стороны, такая политика своеобразно действует на социальное самочувствие людей, "закрепляя" за ними психологию иждивенчества, чем не прочь воспользоваться подавляющее большинство кандидатов во время всех избирательных кампаний. Вместе с тем нельзя не заметить, что в последние годы избиратели становятся более разборчивыми и "обаяние" популистских лозунгов и обещаний все тускнеет для них.
История общества убеждает в том, что хозяйственная деятельность, в конечном счете вся экономика, не бывает свободной от общественно-политических проблем. Современная наша история - не исключение. В политической сфере и в Российской Федерации, и в Республике Саха (Якутия) это нашло отражение в нелегкой работе, направленной на утверждение принципов федеративного централизма и развитие федеративных отношений на основе реального паритета между федеральным центром и республикой. Вопрос этот, несмотря на определенные достижения в теоретических выкладках и практической деятельности, остается весьма актуальным, ибо, как говорит В.А.Штыров, "если называть вещи своими именами, то можно считать, что существует реальная опасность отхода от декларируемого в Конституции Российской Федерации принципа федеративного устройства страны и перехода к унитарной модели государства. И тогда, как в недавнем прошлом, руководителям регионов опять будут спускать сверху указания относительно того, что и где сеять, какую зарплату и социальное пособие выплачивать и т.д., и т.п.". Именно с учетом этой опасности и в этом политическом ключе в республике проведена ответственнейшая работа по совершенствованию Конституции Республики Саха (Якутия), принятой в 1992 г., - она приведена в соответствие с Конституцией Российской Федерации и в нее внесены новые конституционные нормы, учитывающие общественно-политические реалии последнего времени. 26 сентября 2002 г. Президентом Российской Федерации подписан Договор о внесении изменений в Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) (1995 г.), сохранивший договорной принцип взаимоотношений между республикой и федеральным центром. Предприняты и другие конструктивные шаги, которые также направлены на стабилизацию общественно-политической ситуации в целом, на укрепление положения нашего региона, на гармонизацию федерального и регионального законодательств, обеспечение дальнейшего развития России и ее составных частей по пути демократии и прогресса.
Одним из важнейших достижений республики как субъекта многонациональной Российской Федерации является утверждение мира и согласия между народами, населяющими ее территорию, стабильность в межнациональных отношениях. Мы не всегда придаем должное значение тому, что именно многонациональный народ является носителем государственности Якутии, а его сплоченность - гарантией ее существования. И понятно, что реформирование политико-правовой системы республики всегда имело это в виду, ибо забота об укреплении союза народов - одна из важнейших конституционных постулатов. Законотворческая деятельность нашего парламента в этом смысле достойна добрых слов: за все это время парламент не допустил ни одного случая, чтобы в законодательных актах были бы нарушены права народов, ущемлено их равноправие в межнациональных отношениях; не было нарушения конституционных прав и свобод граждан. Стабильность в многонациональном обществе свидетельствует о крепости общественно-политического климата, об авторитете власти и граждан республики. Это наш политический капитал, "работающий" на укрепление и региона, и России, и мы должны дорожить им.
Хочется с искренним внутренним удовлетворением отметить, что большой вклад в формирование межнационального согласия в республике вносят добровольные общественные объединения, созданные по национальному признаку, - землячества, общины, общества, союзы, конгрессы, ассоциации и т.д. Назову только некоторые из них: татаро-башкирская община "Якташ", казахская община "Ана Жер", украинское общественно-культурное объединение им. Т.Г.Шевченко, русская община, белорусское общество "Суродзич", Конгресс народа саха, община эвенков, ассоциация тувинцев "Тыва" и т.д. Все эти объединения проводят разностороннюю и разноплановую работу, призванную сохранить историю, язык, культуру, верования, обряды родного народа для удовлетворения духовных потребностей соотечественников на основе возрождения их этнической самобытности. Координирует и вдохновляет деятельность национальных общин Ассамблея народов Якутии, созданная первой во всей Российской Федерации и авторитет которой широко известен по всей России.
Усилия общественных объединений, направленные на укрепление межнационального мира и гражданского согласия, последовательно поддерживаются руководством республики, разработавшим и предложившим обществу Концепцию государственной национальной политики, кстати, также первую в Российской Федерации. Практическая ее реализация сопровождается поисками различных форм сотрудничества со всеми общественно-политическими движениями, политическими партиями, общественными организациями и национальными объединениями. Так, в 1997 г. состоялось подписание руководством республики и представителями общественно-политических движений, политических партий, общественных организаций и национальных объединений Соглашения об общественном согласии и гражданском единении в Республике Саха (Якутия), а в 2003 г. - Декларации о консолидации, национальном согласии и взаимодействии власти и общества в Республике Саха (Якутия). Историческое значение этих публичных акций состоит в том, что впервые в истории Якутии предпринят реальный шаг в установлении диалога между властью и обществом, принятии взаимодействующих обязательств: власти по отношению к народу и народа по отношению к власти. Тем самым стороны взяли на себя общую ответственность за состояние гражданского мира, межэтнического согласия в обществе.
С другой стороны, активизация деятельности добровольных общественных объединений свидетельствует о формировании в республике важнейших черт гражданского общества. Население стало активно влиять на ход общественно-политических процессов, участвовать в демократизации жизни; люди стали чувствовать себя гражданами страны. С каждым годом усиливается голос народа, стремящегося внести определенные корректировки в деятельность органов государственной власти и управления по проведению экономических реформ, социальной и национальной политики и т.д. В этой связи можно говорить о том, что в последние годы в республике налаживается практика политической самоорганизации населения, выразившейся в формировании системы политической многопартийности. Начинают заявлять о себе региональные отделения общероссийских политических организаций, таких, как "Единая Россия", "Союз правых сил", ЛДПР и др. Традиционно влиятельной остается республиканская организация КПРФ. Конечно, не все местные партийные организации играют заметную роль в общественно-политической жизни республики, но сам факт формирования многопартийности вселяет надежду на дальнейшее углубление демократических процессов в обществе, на упорядочение политической культуры, так необходимой именно тогда, когда в стране, а вслед за ней и в нашем регионе непрерывно происходят многочисленные выборы федерального, республиканского и местного уровня. Партийное строительство - важнейший фактор общественно-политической активности населения; многопартийность, отражающая интересы и стремления различных социальных слоев общества, - это один из важнейших элементов формирования гражданского общества. Мы не всегда осознаем, что многопартийность - это наше общее историческое завоевание в последнем десятилетии и наш общий политический потенциал, который гарантирует равноправное участие всех слоев общества в общественно-политической жизни страны.
Когда говорят о государственности и демократизации ее институтов, речь идет о различных формах коллективной организации жизнедеятельности людей, о структурах общественного самоуправления на всех уровнях, о приоритете прав человека. В последнее время в стране происходит постепенный переход на местное самоуправление. Это значит, что Россия переходит на принципиально новую систему организации власти, которая должна обеспечить, чтобы правили не только президент и правительство, но и другие центры власти, народ в целом. Опыт показывает: самое легкое - свести власть и управление к приказу и подчинению. К сожалению, такие стереотипы еще довлеют в сфере государственного управления. Это может быть устранено только широким участием населения в осуществлении государственно-управленческих функций. Переход к местному самоуправлению по существу означает укрепление регионов России, реальное привлечение всего населения к самодеятельности, самотворчеству. В 2002 г. состоялся референдум, на котором народ республики сделал свой выбор в пользу местного самоуправления. Обретение местного самоуправления -ответ на чаяния всего населения республики, в нем оно видит возможность самостоятельного решения вопросов экономики и социального развития, сохранения самобытной культуры и традиции ее народов. Не подлежит никакому сомнению, что реальное местное самоуправление, основанное на демократических ценностях, внесет более значительный вклад в развитие нашего региона и в укрепление Российской Федерации, чем это было до сих пор.
В последнее десятилетие в Российской Федерации и вслед за ней в нашей республике состоялись, по мнению специалистов, более 70 выборов местного, республиканского и федерального уровней. Опыт проведения этих выборов убедительно свидетельствует о постоянно высоком уровне активности избирателей республики. В этой связи можно говорить и о достаточно высокой политической культуре, проявленной избирателями во время этих выборов, что также свидетельствует об их стремлении повлиять на развитие общественно-политических процессов, ход проведения реформ, на создание необходимых условий для достойной жизни людей. Люди шли на выборы осознанно, чтобы помочь найти наиболее оптимальный путь развития общества, укрепления государственной, экономической и социокультурной позиции своей республики, одного из важнейших и перспективных регионов России. Каждые выборы - барометр общественной жизни, показатель того, насколько население озабочено общими государственными, общенародными интересами, ибо от этого зависят также его личные интересы, интересы семьи и отдельных людей. Здесь я не зря остановил свое внимание на позитивных достижениях общественно-политического развития республики, ибо они были бы невозможны без активного участия всего населения, проявления зрелости политической позиции.
Выборы - всегда надежда на лучшее. А это лучшее мы делаем сами, реально участвуя в выборе оптимального пути развития страны, республики, региона. Предстоящие 14 марта с.г. выборы - крупное событие в жизни страны. Я уверен в том, что и на этот раз проявится политический потенциал многонационального народа республики, и мы изберем Президентом Российской Федерации того, кто предложил наиболее реальный, оптимальный путь развития на предстоящее четырехлетие, на историческую перспективу.


Василий Николаевич Иванов, доктор исторических наук, профессор, директор Института Олонхо Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова.

От редакции. Статья была написана в 2004 году и опубликована в газете "Якутия" в преддверии выборов Президента России. И эта статья небольшой штрих к картине жизни, общественно-политической, из недавней, но уже ставшей частью нашей общей истории.
Статья публикуется с разрешения автора из сборника научных статей: Северо-восток Азии в контексте российской истории: Сб.науч. ст. / В.Н.Иванов; [отв. Ред. А.А.Борисов], Акад.наук Респ. Саха (Якутия). Ин-т гуманит. исслед. - Якутск, 2005. С. 226-273.

Hosted by uCoz