"Федерализм – естественное
государственное устройство России…"
К 15-летию Федеративного Договора
"ФЕДЕРАЦИЯ – форма государственного устройства, при которой
входящие в состав государства единицы (земли, штаты, области, края и
др.) имеют собственные конституции или уставы, законодательные,
исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые для всех
единиц (субъектов) органы государственной власти (федеральные),
устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д.
Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей
территории страны. Государственные образования, составляющие
федерацию, не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода
из состава федерации. Один из обязательных элементов федерации –
двухпалатная структура федерального парламента". ("Большой
юридический энциклопедический словарь", М., Книжный мир, 2005 г.,
Барихин А.Б.)
Прошедшие годы был успешными для нашей республики.
Последовательно выполнялись планы и целевые программы. Активно шла
реализация приоритетных проектов. В экономике, социальной и
духовно-культурной сферах имеются несомненные достижения. В
деятельности большинства организаций, трудовых коллективов
происходили значительные позитивные перемены. 16 октября 2005 года в
республике были организованы и проведены первые выборы в 404
муниципальных образованиях поселенческого уровня глав и депутатов
представительных органов муниципальных образований. В городах,
селах, наслегах республики идёт становление новой системы местного
самоуправления. Возросли масштабы строительства жилья, социальных
объектов. Развитие региона обеспечивалось нормативной правовой
базой, выстраиванием качественных взаимоотношений с федеральным
центром и Дальневосточным федеральным округом. 2007 год для
Республики ознаменован событием исторической важности – 375-летием
вхождения Якутии в состав России. По Указу Президента Российской
Федерации Владимира Путина он отмечается на федеральном уровне. Это
придает особый смысл, новый импульс социально-экономическим
преобразованиям. Намечен ряд общероссийских, международных
мероприятий. Главное – встретить праздник добрыми делами, высокими
темпами роста производства, совершенствованием социальной сферы и
повышением благосостояния народа. И здесь будет уместным отметить,
что на современном этапе исторического развития государственности
России и Якутии особое место занимает период федерализма, основанный
на положениях Федеративного Договора 1992 года. Вот как
характеризует то время в своём "Послании Федеральному Собранию" от
26 апреля 2007 года Президент Российской Федерации В.Путин: "В то
время страну раздирали сложные социальные конфликты, партийные и
идеологические противоречия, реальной угрозой безопасности России и
её целостности был сепаратизм. Но именно в этот период – в этот
непростой период – был заложен фундамент будущих перемен".
В этом году без какой-либо помпезности, совершенно незаметно для
общественности прошло важное политическое событие в истории
государственности Российской Федерации – это 15-летие подписания
Федеративного Договора. С вступлением в силу первого в многовековой
истории российских народов Федеративного Договора практически была
снята угроза развала и дезинтеграции. Как были выстраданы в
жесточайшей бескомпромиссной политической борьбе положения
Федеративного Договора, сегодня знают только непосредственные
участники тех дней. Важнейшими задачами того времени являлись
сохранение территориальной целостности России при конституционной
самостоятельности субъектов. В 1991 году республики, входившие в
состав Российской Федерации, объявили о своем суверенитете и отказе
от статуса автономий. Субъекты Федерации ставили вопросы равноправия
и большей самостоятельности. В отдельных случаях вносились
предложения о создании конфедерации взамен федерации. В условиях
обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей,
обнищания населения особо важным являлось решение вопроса
федерализма. К осени 1991 года все автономные республики
провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных
областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области
также начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба
российской государственности во многом определялась разрешением
вопросов противостояния региональных властей с федеральной властью.
Возникла угроза распада России, которая нарастала в течение всего
года. Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали
преобразовать ее в конфедерацию. Эта острая ситуация осложнялась
непоследовательностью самого российского правительства. Весьма
авторитетные государственные чиновники считали, что полные
суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления
государства, то есть в перспективе Российская Федерация должна была
превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при
их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии
центральной власти, общего законодательства). Но в последующем эта
точка зрения не нашла поддержки. Пользуясь временем политической
неразберихи, отдельные горячие головы из депутатского корпуса нашей
республики того времени пытались поставить вопросы о развале
республики – путём отторжения Мирнинского, Нерюнгринского районов в
состав других субъектов России.
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал
Федеративный Договор, включивший в себя три близких по содержанию
договора о разграничении полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех
типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов,
городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим Договором
началась еще в 1990 году, Республика Саха (Якутия) в лице своих
представителей принимала активное, непосредственное участие в работе
всех рабочих групп и комиссий самого высокого уровня. 31 марта 1992
года был подписан Федеративный Договор между субъектами Федерации
(подписали 87 субъектов, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии). С
Татарстаном договор был подписан позднее на особых условиях,
расширяющих его права. 10 апреля 1992 года Съезд народных депутатов
Российской Федерации одобрил подписанный Федеративный Договор и
постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию
Российской Федерации.
Прошло пятнадцать лет, выросло новое поколение российских
граждан, которые вскоре поставят вопрос: "В чём же был смысл
Федеративного Договора?". Во-первых, Договор юридически закреплял
реально существующую разнотипность субъектов Федерации: а)
национально-государственные образования (республики в составе
Российской Федерации); б) административно-территориальные (края,
области, а также города Москва и Санкт-Петербург); в)
национально-территориальные (автономная область и автономные
округа). Во-вторых, по положениям Договора все субъекты Федерации
формально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, а
также несут равные обязанности. В то же время определенные
преференции были представлены республикам.
Говоря об особенностях российского федерализма, представляется
уместным, прежде всего, отметить сложносоставную структуру
сегодняшнего общества. Она наиболее точно отражает фундаментальные
отличия современной Российской Федерации от большинства стран
Европы. Россия – целый континент, освоенный людьми за многие
столетия. Сложнейший симбиоз Востока и Запада красной нитью проходит
через всю её историю. Византия и Золотая Орда сыграли немаловажную
роль в становлении Киевской Руси и средневековой Московии, а
европейская цивилизация определила основы политического устройства
Российской империи, начиная с петровских времен. СССР был построен
на фундаменте западного идеологического течения – марксизма. На
территории современной России существовало большое количество
древних государств. Государственность многих народов России имеет
многовековые корни. Прирост территории Российского государства в
основном шел путем образования союза государств и народов. Примером
служит вхождение народов Якутии в состав Российского государства.
Трудно представить сегодня другую страну, которая бы объединяла
столь различные традиции. Даже после распада СССР Российская
Федерация остается одним из самых многонациональных государств мира.
И здесь краеугольным камнем взаимоотношений наций, сохранения
государственности является Федеративный договор 1992 года, не
потерявшей актуальности и сегодня.
Понимание нации в нашем государстве существенно отличается от
западного, к примеру, американского. Большинство населения нашей
страны по-прежнему воспринимает нацию не как политическое или
общегражданское понятие, а этнокультурное, историческое,
традиционное. Попытки утвердить концепцию российского народа как
политико-гражданской нации (например, исключение из паспортов
российских граждан указания на национальность) встречают
естественное недопонимание у части общества. К тому же в памяти еще
жива и концепция советского народа как новой исторической общности
людей. Полиэтничность России дополняется и ее
многоконфессиональностью. В последние годы как в целом по России,
так и в нашей республике возрождается интерес к православию как к
религии большинства россиян, и в то же время очень динамично
развиваются, бережно сохраненные этносами, культура и духовность
коренных народов.
Качественному развитию этих направлений способствовал и такой
конкретный факт, как принятие в 1995 году "Концепции государственной
национальной политики Республики Саха (Якутия)". Главной целью этого
документа было формирование такого общества, где бы своевременно и
полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного
человека, так и конкретного этноса, без ущемления законных интересов
других лиц или этносов. Принципы и основные направления "Концепции"
соответствовали задачам и целям "Концепции государственной
национальной политики Российской Федерации", международным,
межгосударственным основам национальной политики. Как логическое
продолжение этой государственной политики 30 марта 2007 года
обнародован Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В. А. и
вступил в силу Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной
целевой программе "Создание условий для духовно-культурного развития
народов Республики Саха (Якутия) на 2007 – 2011 годы". Реализация
задач данной государственной программы является по своей сути
поэтапным выполнением основных целей Федеративного Договора –
реализации приоритетных прав и свобод человека и гражданина
независимо от национальной принадлежности; укрепления
межнационального согласия, доверия и взаимопонимания; сохранения
исторически сложившегося государственного единства народов
Российской Федерации.
Будучи европейской страной, Россия содержит в себе мусульманский
компонент. Это не искусственное соединение, а симбиоз,
сформировавшийся в течение многих сотен лет. Многонациональность и
поликонфессиональность делают федерализм естественным
государственным устройством России. И в этом отношении в
постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного
советского федерализма через децентрализацию и "парад суверенитетов"
к современной федерации. При этом важно отметить, что российский
федерализм отнюдь не остановился в своем развитии. Многие его
принципы нуждаются в защите и последовательной реализации. Так
пресловутый "парад суверенитетов" был своевременно остановлен
федеральной интервенцией в сфере законотворчества субъектов, этого
требовало единство правового пространства Российской Федерации. Не
без помощи органов прокуратуры конституции, законы, правовые акты
субъектов были своевременно приведены в соответствие с федеральным
законодательством. В последующем в ряде субъектов отказались от
пролонгации договоров и соглашений, заключенных между Российской
Федерацией и субъектами на основе реализации положений Федеративного
Договора. Это была необоснованная поспешность. Республика Саха
(Якутия) на правовой основе, в том числе и положений Федеративного
Договора, обосновала и пролонгировала действие ранее заключенного
Договора о взаимоотношениях с Российской Федерацией.
Следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран
развитой демократии традициям, российский федерализм имеет
существенный этнический компонент, что нашло своё отражение в нормах
Конституции России, закрепляющих существование
национально-государственных формирований, в которых общегражданские
принципы государственного строительства сочетаются с заботой о
статусе и свободном развитии российских народов. Строительство
демократии в современном сложносоставном обществе, каковым является
Российская Федерация, с учётом её многоукладности и территориального
фактора, имеет большую специфику и большие трудности.
Чем же привлекает федерация? Очевидно, демократизмом и её
приспособленностью к решению задач управления обществом. Предметы
ведения (компетенции) распределены между двумя уровнями –
федеральным центром и государствами - членами. Тем самым создается
возможность органам каждого из уровней сосредоточиться на решении
наиболее существенных и свойственных им вопросов. Субъекты
Российской Федерации участвуют в формировании и деятельности
федеральных государственных органов. Граждане всех субъектов
Федерации участвуют в избрании Президента Российской Федерации и
одной из палат Федерального Собрания, именно Государственной Думы.
Во вторую палату – Совет Федерации – в соответствии с Конституцией
Российской Федерации входят по два представителя от каждого
субъекта: по одному от представительного и исполнительного органов
государственной власти. Законодательным органам субъектов
принадлежит право законодательной инициативы. Гарантируется участие
представителей субъектов Федерации в заседаниях палат Федерального
Собрания, на которых рассматриваются вопросы, затрагивающие интересы
субъектов.
Сегодняшняя динамика развития федеративных отношений отражена в
содержании нынешнего "Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации": "Один из главных
критериев политической культуры и развития общества – это увеличение
объёма полномочий региональных и местных властей. Сегодня
децентрализация полномочий в сфере государственного управления
достигла в России самого высокого за всю её историю уровня. Только
за последний год субъектам Федерации были переданы важнейшие
полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства,
земельных и водных отношений, охраны животного мира, а также в
вопросах занятости населения". Как один из составных элементов
развития федеративных отношений отмечается в Послании и развитие
вопроса необходимости усиления связи Совета Федерации Федерального
Собрания с регионами Российской Федерации.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод о том, что Российская
Федерация – подлинная Федерация, в которой соблюдены все необходимые
балансы интересов. Это реальная, хотя ещё не идеальная Федерация.
Сегодня мы – свидетели процесса объединения субъектов.
Утверждается, что смысл объединений состоит, в частности, в том, что
действовавшая в доперестроечный период система вертикальных
хозяйственных связей дополняется связями горизонтальными, в
интересах рыночного порядка, что экономические проблемы, трудно
преодолеваемые субъектами Федерации поодиночке, значительно легче
решать в регионах, объединяющих несколько субъектов, что влияние
отдельного субъекта на федеральные органы власти не может быть
значительным. Не является ли этот процесс нивелированием
конституционно-договорной основы, заложенной Федеративным Договором,
скорее всего, покажет время.