Алексей Чикачев |
При Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики
Саха (Якутия) существует секция русских арктических старожилов села
Походское Нижне-Колымского района и села Русское Устье Аллаиховского
района. Возглавляет общественную организацию Чикачев Алексей
Гаврилович, старший научный сотрудник ИПМНС СО РАН, краевед.
В настоящее время на севере Якутии сохранились два русских
старожильческих региона – это низовья Индигирки и Колымы. Старожилы
проживают, в основном, в селах русское Устье и Походск, в поселках
Черский и Чокурдах. Общая их численность около тысячи человек. По
антропологическим чертам они метисы, по способу ведения хозяйства
близки к юкагирам и северным якутам, по верованиям христиане и
язычники одновременно, по языку и этническому самосознанию русские.
Эта группа северян в течение нескольких столетий выпадала из поля
зрения государственной власти. Так известный путешественник
Г.Ю.Майдель в конце IX века писал: "Жители Русского Устья просили
меня ходатайствовать об исключении их из мещанского сословия и
приравнения к инородцам – плательщикам ясака. Они не могут платить
податей, т.к. не могут сбывать свою рыбу. Самое большее их следовало
бы обложить ясаком. Это соответствовало бы принятому в Сибири
правилу, что охотник платит государству из того, что дает ему
охота".
По инициативе А.Г.Чикачева и А.В.Кривошапкина, при личной
поддержке президента В.А.Штырова в апреле 2004 года был принят
долгожданный закон Республики Саха (Якутия) "О распространении
положений Федерального Закона №82 от 30.04.1999 года "О гарантиях
прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" на русских
арктических старожилов походчан и русскоустьинцев". Таким образом,
впервые в официальный словарь вошло научное определение этой
этнической популяции "Русские арктические старожилы Якутии".
За сравнительно короткий исторический период (300-400 лет)
русские старожилы сумели органически вписаться в полярный ареал,
воспитать в себе высокую культуру арктической экологии и
межэтнического общения. К сожалению, этого нельзя сказать о
последующих волнах "покорителей Севера".
В отличие от современных "пришлых людей" рассматривающих Арктику,
как тяжелую античеловеческую среду, старожилы считают ее
единственной, родной средой обитания. В их экологических традициях
можно увидеть стремление строить сбалансированные взаимоотношения с
природой, сберечь ее не только для себя, но и для потомков.
Походчане и русскоустьинцы на протяжении столетий не сохранили
основы собственной культуры, но сумели передать некоторые ее
элементы автономным народностям, что, безусловно, способствовало
прогрессивному развитию последних. В то же время в России русские не
заимствовали столь много элементов духовной и материальной культуры
аборигенов, как в арктическом регионе Якутии. Именно это позволило
им успешно адаптироваться к экстремальным условиям.
В конце 80 годов XX века А.Г.Чикачев основал
фольклорно-этнографический ансамбль "Русскоустьинцы" при
Аллаиховском районном Доме культуры, который побывал во многих
районах республики и России. В селе Походское создан свой ансамбль
под названием "Рассоха", который за короткое время завоевал
популярность в республике и удостоился звания "народного".