Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

1-2 (44-45) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Рамазан Абдулатипов:
"Духовное единство – это понимание, приятие друг друга, сотворчество культур…"

Интервью

В семье единой

Совет Ассамблеи народов Якутии

Татьяна Парникова
Ассамблея народов Республики Саха (Якутия) за развитие национальной культуры и духовного потенциала

Координационный совет Конгресса народа саха

Якутская община "Саха аймах" Алданского района

Тулагинское отделение "Национальная община "Саха омук" с. Тулагино г. Якутска"

Русская община Республики Саха (Якутия)

Якутское окружное казачье общество (реестровый казачий полк)

Якутское общественное объединение “Якутский казачий полк”

Общественное объединение "Секция русских старожилов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера"

Общественная организация "Русские старожилы Республики Саха (Якутия)” с.Павловска

Украинское общественно-культурное землячество
им. Т.Г. Шевченко "Криниця"

Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия)

Ассоциация эвенов Республики Саха (Якутия)

Общественная организация
"Татаро-башкирский культурный центр "Якташ" г. Якутска"

Бурятская община "Байкал" г. Якутска

Якутская городская общественная организация “Белорусская община "Суродич"

Якутское региональное отделение Союза армян России

Общественная организация "Союз армян г. Якутска"

Ассоциация корейцев г. Якутска

Казахская общественная организация "Алатау" Республики Саха (Якутия)

Добровольная общественная организация кыргызов г. Якутска

Ассоциация долган Республики Саха (Якутия)

Землячество уроженцев Узбекистана "Ватан" г. Якутска

Общественная организация "Таджикская община "Сомониён" Республики Саха (Якутия)

Ассоциация юкагиров Республики Саха (Якутия)

Общественная организация “Ингушская община г. Якутска”

Ассоциация чукчей Республики Саха (Якутия)

Польское объединение "Полония" Республики Саха (Якутия)

Общественная организация "Развитие традиций народов Чеченской Республики"

Якутское общество еврейской культуры

Общественная организация "Литовская община "Гинтарас"

Общественная организация "Финское культурное общество Республики Саха (Якутия)”

Национальная община "Тыва"
г. Якутска

Общественная организация "Курдо-езидская община г. Якутска"

Республиканская общественная организация Молодежная Ассамблея народов Республики Саха (Якутия)

Марина Колбасина
Пою мое Отечество, республику мою!

Владимир Путин: "Крайне важно развивать национальные культуры народов России"

Вячеслав Штыров: "Республика занимает и будет занимать в будущем передовые позиции в России"

Михаил Николаев
Сельский образ жизни – хранилище народной культуры

Дмитрий Миронов
Конституция Республики Саха (Якутия) и дальнейшее развитие региона

Ньургун Тимофеев
"Якутяне вправе гордиться достижениями республики…"

Вильям Иванов
"Федерализм – естественное государственное устройство России…"

Николай Самсонов, Лариса Самсонова
Русский язык в судьбах народов Якутии

Иннокентий Прокопьев
Вечные и непреходящие ценности: вера, мир и согласие – основа духовности якутян

Миссия на Лене

Павел Вечерин
Его жизненный девиз: “Делай людям добро...”

Гульсум Бейсембаева
Помнить прошлое, чтобы строить будущее

Владимир Волков
С ответственностью перед будущим

Завершен конкурс молодых исследователей

Семен Григорьев
"Это была не эвакуация, а безжалостная депортация…"

Лена Захарова
Эта обыкновенная-обыкновенная жизнь



Общественное объединение "Секция русских арктических старожилов Ассоциации коренных малочисленных народов Севера"


Алексей Чикачев

При Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) существует секция русских арктических старожилов села Походское Нижне-Колымского района и села Русское Устье Аллаиховского района. Возглавляет общественную организацию Чикачев Алексей Гаврилович, старший научный сотрудник ИПМНС СО РАН, краевед.

В настоящее время на севере Якутии сохранились два русских старожильческих региона – это низовья Индигирки и Колымы. Старожилы проживают, в основном, в селах русское Устье и Походск, в поселках Черский и Чокурдах. Общая их численность около тысячи человек. По антропологическим чертам они метисы, по способу ведения хозяйства близки к юкагирам и северным якутам, по верованиям христиане и язычники одновременно, по языку и этническому самосознанию русские.

Эта группа северян в течение нескольких столетий выпадала из поля зрения государственной власти. Так известный путешественник Г.Ю.Майдель в конце IX века писал: "Жители Русского Устья просили меня ходатайствовать об исключении их из мещанского сословия и приравнения к инородцам – плательщикам ясака. Они не могут платить податей, т.к. не могут сбывать свою рыбу. Самое большее их следовало бы обложить ясаком. Это соответствовало бы принятому в Сибири правилу, что охотник платит государству из того, что дает ему охота".

По инициативе А.Г.Чикачева и А.В.Кривошапкина, при личной поддержке президента В.А.Штырова в апреле 2004 года был принят долгожданный закон Республики Саха (Якутия) "О распространении положений Федерального Закона №82 от 30.04.1999 года "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" на русских арктических старожилов походчан и русскоустьинцев". Таким образом, впервые в официальный словарь вошло научное определение этой этнической популяции "Русские арктические старожилы Якутии".

За сравнительно короткий исторический период (300-400 лет) русские старожилы сумели органически вписаться в полярный ареал, воспитать в себе высокую культуру арктической экологии и межэтнического общения. К сожалению, этого нельзя сказать о последующих волнах "покорителей Севера".

В отличие от современных "пришлых людей" рассматривающих Арктику, как тяжелую античеловеческую среду, старожилы считают ее единственной, родной средой обитания. В их экологических традициях можно увидеть стремление строить сбалансированные взаимоотношения с природой, сберечь ее не только для себя, но и для потомков.

Походчане и русскоустьинцы на протяжении столетий не сохранили основы собственной культуры, но сумели передать некоторые ее элементы автономным народностям, что, безусловно, способствовало прогрессивному развитию последних. В то же время в России русские не заимствовали столь много элементов духовной и материальной культуры аборигенов, как в арктическом регионе Якутии. Именно это позволило им успешно адаптироваться к экстремальным условиям.

В конце 80 годов XX века А.Г.Чикачев основал фольклорно-этнографический ансамбль "Русскоустьинцы" при Аллаиховском районном Доме культуры, который побывал во многих районах республики и России. В селе Походское создан свой ансамбль под названием "Рассоха", который за короткое время завоевал популярность в республике и удостоился звания "народного".


Самый северный в мире правосламный храм. Аллаиховский район Русское Устье
местечко Станчик начало XIX века.

Hosted by uCoz