"Якутяне вправе гордиться
достижениями республики…"
К 375-летию вхождения Якутии в
состав Российского государства
2007 год для нашей республики отмечен юбилейными датами событий,
определивших ход истории народов, населяющих Якутию.
Не так давно мы отметили 180-летие Якутской Степной Думы.
Несмотря на разные оценки ее деятельности, мы сходимся в одном –
первый опыт народного представительства в Якутии, самостоятельности
даже в таком усеченном виде способствовал формированию устремлений
народа к участию в государственном управлении.
90 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Для народа
саха это событие имело историческое значение, в первую очередь, в
силу обретения государственности, давшей толчок социальному,
экономическому и культурному развитию Якутии. Слова Максима Аммосова
о том, что "Якутия стоит накануне громадного экономического,
политического и культурного возрождения", нашли самое яркое
подтверждение в годы автономии. Да, действительно, основываясь на
праве самим определять курс своего развития, опираясь на право самим
распоряжаться своими ресурсами как национальным достоянием,
законодательно закрепленным в первой Конституции Якутии, при
поддержке организационного, экономического, научного потенциала всей
страны, наша республика прошла нелегкий, но, я бы сказал,
жизнеутверждающий путь от состояния глухой северной окраины к тому,
чем Республика Саха (Якутия) является сегодня – правовым
демократическим государством в составе Российской Федерации.
70 лет спустя после образования автономной республики, 27 апреля
1992 года, вступила в силу Конституция (Основной закон) Республики
Саха (Якутия). Принятие новой Конституции законодательно закрепило
основополагающие принципы государственного суверенитета республики,
сыграло основную роль в проведении социально-экономических и
политических реформ, в определении места и значения республики в
процессе становления государственности Российской Федерации.
Оглядываясь в прошлое, можно отметить, что действующий Основной
закон республики стал логическим следствием поступательного развития
национального самосознания, заложенного еще во времена Степной Думы,
а затем и образования Якутской автономии.
Сегодня, оценивая прошедшие пятнадцать лет, можно со всей
ответственностью заявить – Конституция (Основной закон) республики
стала основой укрепления гражданского согласия и доверия между
людьми разных национальностей, населяющих Якутию, возрождения
культур, языков и традиций всех народов республики. Именно это
является нашим главным потенциалом для новых достижений,
соответствующих современным реалиям.
2007 год Указом Президента республики объявлен Годом 375-летия
вхождения Якутии в состав Российского государства и основания города
Якутска.
Якутия связала свою судьбу с великой Россией почти четыреста лет
назад. На этом пути десятилетиями велись дискуссии и можно
утверждать об их окончательном завершении в конце XX века. Известные
теории и концепции "завоевания", "присоединения" и "вхождения" 1/5
материковой части современной России вызывали много споров и носили
больше характер отдельной научной полемики. Но эти дискуссии не
могли изменить суть самого исторического факта, его достоверно
прогрессивное значение, подтвержденное временем.
За эти столетия, сохранив и приумножив свою национальную и
культурную самобытность, живя на своей земле в мире с
представителями десятков национальностей, народ саха творит свою
историю в общей канве истории российской. Почти четыре столетия на
всех поворотных этапах судьбы России якутяне вместе с другими
народами разделяли и разделяют ответственность за пути развития всей
нашей страны. И в этом главный смысл юбилейной даты для народов
Якутии.
Сегодня, в начале нового тысячелетия, в условиях нарастания
процессов глобализации мирового развития, Республика Саха (Якутия)
ясно видит перспективы своего будущего: сильный, надежный и
благополучный регион единого и могучего Российского государства.
В этом контексте важнейшее значение приобретает развитие и
совершенствование федеративных отношений. При этом мы исходим из
современного понимания задач геополитического, регионального,
социального и экономического характера. Именно в таком порядке и в
такой последовательности.
Бесспорно, пятая часть континентальной территории России, богатая
природными ресурсами, имеет исключительное геополитическое значение.
Якутия имеет ряд географических, климатических, демографических и
социально-экономических особенностей, не присущих абсолютному
большинству субъектов Российской Федерации. В этом, на мой взгляд,
наша уникальность и вытекающее отсюда повышенное чувство
ответственности.
Сегодня тенденция развития федеративных отношений в России
такова, что полномочия регионов, в том числе, Республики Саха
(Якутия), существенно расширяются. Констатировать это в год
375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства –
знаменательно. Процесс децентрализации полномочий повышает меру
ответственности регионов за жизнеобеспечение населения. При этом
наша республика живет и существует по единым нормативным стандартам
межбюджетных отношений, социальных стандартов, других форматов
федеральной конструкции. Однако объективные особенности и условия
проживания, ведения производственной деятельности на Севере диктуют
целесообразность выработки адекватных подходов государственной
политики.
Возможно, речь может идти о выделении приарктических территорий
Российской Федерации в особую зону экономической и социальной
политики, административного управления. Границы и статус
приарктических территорий представляется возможным определить при
законодательном утверждении новых границ районирования. Республикой
разработаны и представлены предложения, направленные на обеспечение
законодательных гарантий развития северных территорий и благополучия
населения.
Я всегда подчеркиваю, что северяне, составляя семь с половиной
процентов населения России, производят 20% ВВП России, именно на
Севере формируется значительная доля федеральных доходов. Поэтому
речь идет не о льготах и преференциях, а о создании благоприятного
режима развития с учетом наших особенностей, условий производства и
проживания.
Принятие методики районирования северных территорий, введение
минимальных социальных стандартов, наделение северных регионов
возможностями для самостоятельного решения проблем своих территорий
– вот что необходимо. На текущем этапе можно актуализировать задачи
совершенствования и развития федеративных отношений со стороны
Республики Саха (Якутия) в нескольких направлениях. Во-первых,
установление планки межбюджетных трансфертов до уровня реальных
потребностей гарантированного жизнеобеспечения населения северных
территорий. Безусловно, такие расчеты должны основываться на
внедрении нормативов и стандартов социальной сферы с учетом
территориальных особенностей.
Большое значение для развития северных территорий имеет решение
вопроса трудовых ресурсов для растущих отраслей производства,
проблемы занятости населения. В целом необходимо установление
эффективной системы контроля и управления миграционными процессами в
районах промышленного освоения северных территорий при четком
разграничении полномочий уровней государственной власти и органов
местного самоуправления.
Кроме того, важно при разработке и реализации крупных проектов
освоения природных ресурсов на этих территориях иметь обязательную
паспортизацию данных экологического и демографического характера,
согласованных с органами региональной и местной власти. В этой связи
хотел бы отметить целесообразность передачи органам муниципального
самоуправления северных районов исключительных прав в сфере
экологического контроля и исполнения природоохранных федеральных
законов.
В связи с реализацией промышленных проектов, предусмотренных
Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и
энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, в целях развития
социальной инфраструктуры и сохранения экологической стабильности в
регионе представляется целесообразным выработка механизмов участия
предприятий в финансировании социальных и экологических программ на
территории нашей республики, всего Дальнего Востока, привлечения
негосударственных финансовых средств и формирования соответствующих
фондов. Решение этих вопросов находится в тесной связи с задачами,
поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в
системном разрешении проблем развития Востока России.
Определяя приоритеты развития законодательства республики, мы
можем исходить из того, что сегодня в условиях стабилизации
политических процессов делается основной акцент именно на
экономической составляющей развития нашей республики.
Поэтому на данном этапе Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) видит свои задачи в законодательном
обеспечении развития отраслей промышленности, транспорта и
энергетики, развития предпринимательства и крупного бизнеса,
государственно-частного партнерства в промышленности и в сельском
хозяйстве. Именно в этом направлении республиканский законодательный
процесс должен обрести более динамичный, и вместе с тем,
основательный характер.
В год 375-летия вхождения Якутии в состав Российского государства
мы совершенно обоснованно отмечаем, что направления развития
Республики Саха (Якутия) – модернизация экономики, социальной сферы
– находятся абсолютно в русле общефедеральных приоритетов.
Это правомерно и логично, ведь главными ценностями каждого
россиянина являются счастливое материнство и отцовство, уютный дом,
обеспеченная старость, безопасность и мир в обществе. И мы, якутяне,
вправе гордиться достижениями республики в развитии
государственности, в экономике и в социальной сфере. Мы можем смело
утверждать, что общим достоянием и настоящими ценностями народов
Якутии стали межнациональное согласие, духовная культура и
образованность. Мудрость, взвешенность и толерантность, присущие
народам, населяющим нашу республику, и далее будут основой
устремлений Якутии в будущее.