На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову


"Табык-98". Третья слева Инна Желанная.
Крайний справа – А.Амбросьев.
Фото из архива А.Амбросьева

Алексей Амбросьев

ТАБЫК:
музыка корней

“Я ждал это время, и вот это время пришло...”
Виктор ЦОЙ

“МУЗЫКА КОРНЕЙ” – ЭТО НЕ ПРОСТО КРАСИВОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, А ТЕРМИН, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗУЮТ НА ЗАПАДЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГРУППАМ АКУСТИЧЕСКОЙ И ФОЛКОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ФЕСТИВАЛЬ “ТАБЫК” – ЭТО СТОПРОЦЕНТНАЯ МУЗЫКА КОРНЕЙ. КОНЕЧНО, НЕВОЗМОЖНО ПОДОГНАТЬ ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ ВСЕ РАЗНООБРАЗИЕ МУЗЫКИ, ПРОЗВУЧАВШЕЙ ЗА ДЕСЯТЬ ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ ФЕСТИВАЛЯ. И В ЭТОМ СМЫСЛЕ Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСЕН С МНЕНИЕМ АЛЕКСЕЯ КОЗЛОВА, ИЗВЕСТНОГО МУЗЫКАНТА И ОСНОВАТЕЛЯ АНСАМБЛЯ “АРСЕНАЛ” (ПРАВДА, ОН ГОВОРИЛ ПО ДРУГОМУ ПОВОДУ, НО, ДУМАЮ, ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАК НЕЛЬЗЯ ЛУЧШЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТ “ТАБЫК”): “...СТИЛИСТИЧЕСКИ ЭТИ ГРУППЫ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ДВЕ КАТЕГОРИИ. ОДНА ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ КО ВСЕМ ТРАДИЦИОННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РОК-МУЗЫКИ, ТАКИМ, КАК АРТ- И КЛАССИК-РОК, БЛЮЗ-РОК, ДЖАЗ-РОК, И ПРИЗВАНА СОХРАНИТЬ ЭТИ ВИДЫ МУЗЫКИ. ДРУГАЯ ВБИРАЕТ В СЕБЯ ВСЕ, ЧТО ПОСТРОЕНО НА ПОИСКАХ НОВЫХ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ И ЕЩЕ НЕ ИМЕЕТ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФОРМ И НАЗВАНИЙ”.

Первый “Табык” состоялся летом 1990 года. Тогда он еще скромно назывался фестивалем якутской рок-музыки. Это уже потом он приобрел статус международного праздника этнической музыки. Это было время, когда якутские музыканты делали свои первые звездные шаги (увы, приходится констатировать, что с тех пор наши группы, за редким исключением, не снискали особых лавров). Именно в то время Артем ТРОИЦКИЙ поставил “ЧОЛБОН” на вершину своего хит-парада в телепередаче “Программа А”, и провозгласил верхневилюйскую команду лучшей авангардной рок-группой Советского Союза. А незадолго до этого они произвели настоящий фурор на московском рок-фестивале “Сырок-89” и снялись в фильме Алексея УЧИТЕЛЯ.

А другая наша группа – “СЭРГЭ” – становится лауреатом фестиваля “Рок-периферия” в Омске. Осенью того же 90 года эти обе наши команды “звезди-ли”на фестивале “Рок Азия” в Барнауле (там журналисты окрестили чолбоновцев супер-группой национального рока). Гость фестиваля продюсер Питер ДЖЕННЕР, работавший с такими звездами, как Питер ГЭБРИЕЛЬ, “ПИНК ФЛОЙД” и другие, очень лестно отозвался о “Чолбоне”. Он тогда сказал в эксклюзивном интервью, что якутам удалось совместить “музыку, взятую из корней, с современными ритмами. И это для меня, как для западного человека, представляет огромный интерес. Мы очень долгое время заставляли азиатов слушать европейскую музыку, пусть теперь они заставят нас слушать азиатскую музыку...”.

Казалось, еще чуть-чуть, и якутский этнический рок, как явление, завоюет все и вся. Но, к сожалению, как это часто бывает, мы этого “чуть-чуть” так и не дождались (впрочем, это тема для другого разговора). Случались отдельные выезды за рубеж наших групп (даже гастроли), но на общую поскучневшую музыкальную погоду они повлиять не могли.

Это было время, когда наша республика еще называлась Якутская АССР, а общественность выступала на митингах за придание Якутии статуса союзной республики. Это было время, когда объединяющей силой стала идея возрождения народных традиций и национального самосознания. И тогда, летом 90-го, фестиваль “Табык” прекрасно вписался в общую канву культурной и общественно-политической жизни республики.

И во многом благодаря этому, уже следующий “Табык-91” получил статус международного фестиваля. Тогда якутские рок-фаны впервые увидели и услышали крутые тувинские команды -“Биосинтез”, “Лама” и “Тыва”, лауреата “Голосов Азии” Кыдырали Болманова и других. Якутию представлял триумвират: “Ай-Тал”, “Чороон” и “Сэргэ”, но подлинным открытием второго по счету фестиваля стала группа “Хардыы” из Мегино-Кангаласского улуса. А в декабре того же 91 -го года в Москве состоялась презентация якутской рок-музыки. Это был уникальный случай, когда на одной сцене одновременно выступали все “мамонты” рок-музыки Якутии -“Чолбон”, “Ай-Тал”, “Чороон” и “Сэргэ”! Чуть позже эти же команды (не было только “Чолбона”) выступили в Алма-Ате на фестивале “Голос Азии”.

Вот на таком общем музыкальном фоне и появился фестиваль “Табык”.


Выступает группа “Ай-Тал”

Но самым первым смотром боевых сил” якутского рока стала так называемая ПОП-РОК ПАНОРАМА “ТУЙМААДА-89”.

У меня хранится газетная вырезка тех лет – статья, которую я написал по просьбе редакции “Молодежь Якутии” сразу после фестиваля в июне 1989 года. Мы решили привести ее в том виде, в каком она была тогда напечатана, чтобы нынешний читатель мог попытаться представить себе атмосферу тех лет.

“Мысли рок-дилетанта,
а также мнения самих музыкантов по поводу состоявшейся недавно в городе Якутске первой в республике поп-рок панорамы “ТУЙМААДА-89.

Пожалуй, здесь впервые собрались все группы, которые сегодня занимают ведущее место в якутскоязычном роке, за исключением “Айталы”, у которых заболел солист Никифор Семенов. Это хорошо знакомые слушателям группы “Чороон”, “Сэргэ”, “Чолбон” и “– 72°С”. Вместо сунтарцев была включена группа “Дуораан” (Якутский госуниверситет), уже успевшая завоевать популярность среди студенческой и городской молодежи по своим пока что немногочисленным выступлениям.

Чтобы не заплутать в море чувств и мыслей, вызванных увиденным и услышанным, начну по порядку выступления групп.

Долголетие всегда радует, особенно если это долголетие творческого коллектива. Думаю, что не стоит много говорить о ветеране нашей эстрады – о “Чорооне”. Хочу лишь отметить, что композиции “Чороона”, их выступления отличались подчеркнутой аккуратностью, своеобразным изяществом, то есть, всем тем, что мы называем профессионализмом. Пожалуй, этого недоставало другим группам.

Отрадно, что возрождается “Сэргэ”, ибо, смею вас заверить, это очень интересный коллектив. Аплодисменты раздавались сразу же после первых аккордов песни “Дитя природы” – сильный и чистый голос Анатолия Босикова никого не оставляет равнодушным.

Мне кажется, что группа “Сэргэ” стала мощным популяризатором рок-музыки, благодаря органичному синтезу слов и музыки. В том, что их песни мелодичны, может убедиться любой, а о тексте стоит сказать особо. Они исполняют только свои композиции, причем, Роман Плотников и Анатолий Босиков очень удачно дополняют друг-друга. Сочиняют они каждый по отдельности, но лучшие композиции -"Родной язык” (визитная карточка группы) и “Дитя природы” сделали вместе. Даже названия песен говорят об их глубоком социальном содержании и в этом смысле “Сэргэ” – это школа ликбеза роковой грамоты, не выучив которого невозможно понять, например, группу “Чолбон”.

“Чолбон” не просто ждали, а ждали с тем ревнивым любопытством, с которым ждут только своих. В позапрошлом году на фестивале “Мирный поет о мире” “Чолбон” занял второе место вслед за группой “Звуки Му”, а нынче стал победителем. И надо сказать, что группа оправдала все наши надежды и, более того, музыканты-профессионалы (например, Георгий Сергучев, руководитель ансамбля “Чороон”) говорят о том, что “Чолбон” сейчас одна из наших лучших рок-групп. Я тоже глубоко убежден в этом (в оригинале у меня было сказано, что они называют “Чолбон” одной из лучших рок-групп Советского Союза, но редакция посчитала, что это нескромно – мол, кто такой Георгий Сергучев? Напомним, что уже через полгода Артем Троицкий объявит “Чолбон” лучшей авангардной рок-группой Союза – А.А.).

Гитарист группы “Сэргэ” Александр Ермолаев считает: “"Чолбон", пожалуй, единственная группа, сумевшая удачно соединить в своей музыке фольклор с современными ритмами. Их композиции отличаются стройной аранжировкой и мелодичностью”.

В песнях “Чолбона” слышится зов предков, крик души из мрака одиночества, это песни об обидах и обманах, об одиночестве и неразделенной любви, о горе и радости. Это блюзы, а блюз всегда устремлен в глубь человеческой души.

Я хочу добавить, что обо всех этих общечеловеческих понятиях поется на изысканно чистом якутском языке, и песни группы обращены, прежде всего, к национальному самосознанию слушателей. И в этой ярко выраженной национальной самобытности причина их успеха (два последних абзаца в немного переделанном виде я позднее использовал в материале “Блюз на заданную тему” – А.А.).

Лучшим подтверждением этому стал отдельный концерт “Чолбона”, где в их последней композиции на первое место органично выдвигается мелодика осуохая. Это, по-моему, лучшее, что сделано группой на сегодняшний день.

Поддержанный родными стенами, хорошо выступил “Дуораан”. У него свой узнаваемый почерк, его музыка обращена к самым молодым. Надеюсь, что он продолжит традиции университетских групп, из которых впоследствии выходили известные музыканты. (Здесь я упоминал про группу “Сергелях” историко-филологического факультета ЯГУ. В составе этой группы в свое время играли Петр Корнилов, Виктор Толстихин, Гавриил Лобашев, Лена Спиридонова (Антонова) и др. К сожалению, редакция это место тоже сократила – А.А.)

И самыми последними выступили “– 72°С”. Мне трудно что-либо говорить о них, так как они прежде всего “технари”, по моему, им не хватает хороших текстов. А так музыканты очень сильные, достаточно сказать, что здесь играет лучший гитарист Якутии (мнение музыкантов-профессионалов из других групп). Другое дело, что наши слушатели еще не привыкли к такому “крутому” року.

Думаю, что стоит начать разговор о состоянии якутского рока. Хотелось бы, чтобы, прежде всего, откликнулись сами музыканты, а мы, зрители, будем ждать поп-рок панораму “Туймаада-90”, как и было обещано организаторами нынешнего праздника песни”.

И слушатели дождались следующего фестиваля! Правда, он уже назывался по другому, и теперь мы знаем, что это был первый “Табык” – “ТАБЫК-90”!


Лидер группы “-72° С” Виталий Власов

Hosted by uCoz