Журнал "Трилистник" № 2 - 2000. Специальный выпуск, посвященный 10-летию фестиваля "ТАБЫК"

 

  
 

  

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову

И. Н. Николаев – Уххан

РИТМ!
еще раз ритм!

(отрывок)


Михаил Тумусов

...Чем выше у человека уровень его душевных и нравственных качеств, тем ближе он к верховным божествам своих предков – айыы. И тем ему больше хочется к ним приблизиться, испросить дополнительно сил духовных, рождается у человека потребность помолиться. И музыка в этом святом деле играет в жизни каждого из нас большую роль. Многие якутские рок-ансамбли, а также отдельные певцы (поэты тоже), стараясь в своих творческих поисках найти пути к разрешению некоторых жизненно важных земных проблем, обращаются к верхним божествам – айыы, и при этом пользуются некоторыми приемами шаманских песнопений, и через это они активно воздействуют на подсознание, будят тайные, скрытые возможности современного человека, ставшего ко многим вещам и явлениям совершенно холодным и равнодушным. Соглашаясь с тем, что современная поп-музыка далеко ушла от религии и потеряла власть и глубинное влияние на душу человека, надо признать и некоторые очевидные победы в этой тонкой трансцендентной сфере. И эти достижения в якутской рок-культуре в первую очередь надо связать с именем Михаила Тумусова, который, как поэт и творческий человек, оставался долгое время для народа неизвестным и невостребованным. Объясняется это тем, что он (в советское время) бережно сохранил в поэзии своей мировоззрение и забытые теперь духовно-нравственные ценности предков-саха.

Михаил Тумусов сумел точно передать в своих творениях дух и ритм (сердцебиение)песнопений предков, что особенно ярко проявилось в его музыкальных произведениях – в рок-композициях. Дети небожительницы Кюн Кюбэй, с поводьями на спине и с добрыми намерениями, и родичи божества Айыы Хаан – все, забывшие свои древние обычаи и родной язык, разрушившие постулаты веры своей исконной, не уважающие матерь-природу свою, понесшие за грехи свои тяжкое наказание и искренне кающиеся, слезно просящие у верхних айыы о прощении, теперь выражают это раскаяние в песнопениях и громких ударах и звукоритмах табыка. Эту музыку теперь услышали во всем мире, и звукоритмы эти дают людям верное – северное – направление и ведут к гармоничной, праведной жизни.


Михаил Тумусов с журналисткой Галиной Семеновой и Александром Липницким. 
Фото из архива Г.Семеновой

Через творчество известных якутских рок-ансамблей “Чолбон” и “Ай-Тал” это новое направление, “чудо” Тумусова, начинают понимать не только в Союзе, но и за рубежом. И, к сожалению, только у нас в Сахааде, мне кажется, это не понимают. Но со временем, когда, наконец, поймут неповторимое своеобразие музыкальной культуры народа саха, все встанет на свои места, прояснится. Через музыкальные композиции Тумусова мы понимаем о нерасторжимой связи древней веры народа саха с современностью, чувствуем, что за содеянное зло неизбежно следует наказание, за добро – человеку воздается добром. Такая вот истинно национальная ритмическая музыка, которая доходит до самых глубин человеческого сознания и души!


Михаил Тумусов, Галина Семенова, Борис Гребенщиков.
Фото из архива Г.Семеновой

Успех таких известных тувинских музыкальных групп, как “Лама”, “Тыва” и “Биосинтез”, объясняется тем, что они, как и Михаил Тумусов, пошли путем поисков, используя ценности своей национальной (ламаистской) веры. Я думаю, что такая музыка – ее звуковое богатство, ритмика, гармония и тональность – сильно воздействует на человека и направлена на три главные составляющие его природы – разум (салгын кут), тело (буор кут) и духовную структуру (ийэ кут).

Разложение и разрушение души человека или, наоборот, укрепление и восстановление его духовных сил – все это находится в возможностях, в сферах религии, шаманской мистерии и мистических заклинаний, проклятий, алгысов и т.д.

Вот почему нам сейчас необходимо найти одно общее направление, свой творческий почерк и стиль, развиваться и двигаться дальше, доверяя своей внутренней природе и интуиции, которая бы повела нас по верному пути. Это и будет настоящий прогресс.

Международный фестиваль “Табык” потребовал от участников много сил и трудов. Организаторам фестиваля, участникам и всем тем, кто не уронил чести и достоинства народа саха – спасибо, айхал! И, найдя свой истинно якутский темпоритм, надо нам двигаться дальше – вперед. Темп, еще раз темп!

Газета “Сахаада”, Якутск
Перевел А.Дойду
 

Hosted by uCoz