Михаил Тумусов
|
...Чем выше у человека уровень его
душевных и нравственных качеств, тем
ближе он к верховным божествам своих
предков – айыы. И тем ему больше
хочется к ним приблизиться,
испросить дополнительно сил
духовных, рождается у человека
потребность помолиться. И музыка в
этом святом деле играет в жизни
каждого из нас большую роль. Многие
якутские рок-ансамбли, а также
отдельные певцы (поэты тоже),
стараясь в своих творческих поисках
найти пути к разрешению некоторых
жизненно важных земных проблем,
обращаются к верхним божествам –
айыы, и при этом пользуются
некоторыми приемами шаманских
песнопений, и через это они активно
воздействуют на подсознание, будят
тайные, скрытые возможности
современного человека, ставшего ко
многим вещам и явлениям совершенно
холодным и равнодушным. Соглашаясь с
тем, что современная поп-музыка
далеко ушла от религии и потеряла
власть и глубинное влияние на душу
человека, надо признать и некоторые
очевидные победы в этой тонкой
трансцендентной сфере. И эти
достижения в якутской рок-культуре в
первую очередь надо связать с именем
Михаила Тумусова, который, как поэт и
творческий человек, оставался долгое
время для народа неизвестным и
невостребованным. Объясняется это
тем, что он (в советское время)
бережно сохранил в поэзии своей
мировоззрение и забытые теперь
духовно-нравственные ценности
предков-саха.
Михаил Тумусов сумел точно
передать в своих творениях дух и ритм
(сердцебиение)песнопений предков,
что особенно ярко проявилось в его
музыкальных произведениях – в рок-композициях.
Дети небожительницы Кюн Кюбэй, с
поводьями на спине и с добрыми
намерениями, и родичи божества Айыы
Хаан – все, забывшие свои древние
обычаи и родной язык, разрушившие
постулаты веры своей исконной, не
уважающие матерь-природу свою,
понесшие за грехи свои тяжкое
наказание и искренне кающиеся,
слезно просящие у верхних айыы о
прощении, теперь выражают это
раскаяние в песнопениях и громких
ударах и звукоритмах табыка. Эту
музыку теперь услышали во всем мире,
и звукоритмы эти дают людям верное –
северное – направление и ведут к
гармоничной, праведной жизни.
Михаил
Тумусов с журналисткой Галиной
Семеновой и Александром
Липницким.
Фото из архива Г.Семеновой
|
Через творчество известных
якутских рок-ансамблей “Чолбон” и “Ай-Тал”
это новое направление, “чудо”
Тумусова, начинают понимать не
только в Союзе, но и за рубежом. И, к
сожалению, только у нас в Сахааде, мне
кажется, это не понимают. Но со
временем, когда, наконец, поймут
неповторимое своеобразие
музыкальной культуры народа саха,
все встанет на свои места, прояснится.
Через музыкальные композиции
Тумусова мы понимаем о нерасторжимой
связи древней веры народа саха с
современностью, чувствуем, что за
содеянное зло неизбежно следует
наказание, за добро – человеку
воздается добром. Такая вот истинно
национальная ритмическая музыка,
которая доходит до самых глубин
человеческого сознания и души!
Михаил Тумусов, Галина Семенова,
Борис Гребенщиков.
Фото из архива Г.Семеновой
|
Успех таких известных тувинских
музыкальных групп, как “Лама”, “Тыва”
и “Биосинтез”, объясняется тем, что
они, как и Михаил Тумусов, пошли путем
поисков, используя ценности своей
национальной (ламаистской) веры. Я
думаю, что такая музыка – ее звуковое
богатство, ритмика, гармония и
тональность – сильно воздействует
на человека и направлена на три
главные составляющие его природы –
разум (салгын кут), тело (буор кут) и
духовную структуру (ийэ кут).
Разложение и разрушение души
человека или, наоборот, укрепление и
восстановление его духовных сил –
все это находится в возможностях, в
сферах религии, шаманской мистерии и
мистических заклинаний, проклятий,
алгысов и т.д.
Вот почему нам сейчас необходимо
найти одно общее направление, свой
творческий почерк и стиль,
развиваться и двигаться дальше,
доверяя своей внутренней природе и
интуиции, которая бы повела нас по
верному пути. Это и будет настоящий
прогресс.
Международный фестиваль “Табык”
потребовал от участников много сил и
трудов. Организаторам фестиваля,
участникам и всем тем, кто не уронил
чести и достоинства народа саха –
спасибо, айхал! И, найдя свой истинно
якутский темпоритм, надо нам
двигаться дальше – вперед. Темп, еще
раз темп!
Газета “Сахаада”, Якутск
Перевел А.Дойду