нам
теплым маем.
Тяжелую лямку третьего “Табыка” в
декабре 1992 года практически в
одиночку вытянула группа “Чолбон”.
Тогда остальные мэтры якутского рока
устроили себе отпуск, а молодежь еще
не поспела. Вероятно, нагрузка (а “Чолбон”
к тому же героически на занятые по
всему свету деньги записал и
выпустил в Москве альбом “Проклятый
камень”) оказалась чрезмерной. В
итоге музыкантам не удалось
подготовить к ежегодному
национальному смотру новую
программу. К тому же “Чолбон” – не “Машина
времени”, и старый поворот не умеет
выдавать за новый. И хотя на этот раз
состав группы был усилен старым
партнером – Никифором Семеновым, все
же два коротких, как вспышки,
концерта “Чолбона” на фестивале
меня разочаровали. От королей всегда
ждешь новых платьев. Их не оказалось.
“Ай-тал” же использовал передышку
на славу. Это – первая якутская
группа, обзаведшаяся международным
менеджером Андреем Барановым,
который мечется между Берлином,
Якутском и Москвой. Берлин был
покорен прошлой осенью, в марте
дождалась своей очереди и родная
аудитория. Интересна оценка англичан
из “Инфиделз” (лидер группы,
вокалист Ник Хоббс – по
совместительству матерый менеджер,
за 15 лет работы прокативший по свету
десятки групп от “Пер Убу” до Марка
Алмонда, а перкуссионист Дидс –
последний барабанщик легендарной
певицы Нико из “Велвет Андеграунд”).
Так вот их общее мнение: “Концерт “Ай-тала”
– одно из самых грандиозных зрелищ,
которые нам довелось увидеть в жизни”.
Я солидарен с англичанами. “Ай-тал”
превзошел себя. Удачно продумав
начало – вместе с элегантной и
гениальной певицей Степанидой
Борисовой, айталовцы от песни к песне
расходились и устроили под конец
настоящую шаманскую феерию, силу
экстатического воздействия которой
словами не описать.
На фоне признанных мастеров
местная молодежь выглядела скромно,
лишь мальчики в белых рубашках из “Сандала”
да на удивление крутые металлисты из
“Мортимируса” сумели поддержать
стойки для высоко поднятой “Ай-талом”
и “Чолбоном” планки.
Но тут-то и надо вспомнить о гостях.
Единственные, кто, с моей точки
зрения, сумел оправдать сомнительную
идею устроителей “Табыка” –
объединить рок и поп в единое целое,
– обладатели гран-при фестиваля “Голос
Азии-93”, красивый дуэт из Монголии “Сара
и Гана”. Когда на эту чудную пару
смотришь из зала, то кажется, что ее
тренировали баскетболисты из “Лэйкерз”,
кормили только в “Максиме”, одевали
от Валентине, а петь учили – в Ла-Скале.
И при этом – стопроцентная
самобытность. Удача фестиваля.
Впрочем, как и приглашение группы “Инфиделз”.
Англичане вовремя подсказали якутам
один из возможных вариантов развития
национального рока. Ведь что греха
таить, легионеры первого поколения
якутских рокеров вычерпали колодец
аж до дна. Но впереди еще –
электроника, эксперименты с вокалом...
Этот путь и проторили на “Табыке”
британские музыканты.
Александр Липницкий
Газета “Комсомольская правда”,
Москва