|
Край
СВЕТА
В Якутии древние верования
и ритуалы сочетаются с модными
ритмами хип-хопа и современными meатральными
постановками. Артемий Троицкий
околдован этим отдаленным уголком
России.
Пресс-конференция
А.Троицкого на "Табыке-98"
|
Россию часто называют “страной
крайностей” – и поделом. Но и внутри
этой страны крайностей есть самые
крайние уголки. Такова Якутия –
земля, представляющая целый букет
крайностей, поражающих воображение.
Начать с того, что Якутия находится
крайне далеко от центров цивилизации,
на стыке Сибири, Крайнего Севера и
Дальнего Востока. От Москвы – шесть
часовых поясов до столицы Якутии. И
сама она протянулась с запада на
восток на две с половиной тысячи
километров. Три часовых пояса.
Площадь – более трех миллионов
квадратных километров. Это пять с
половиной Франций, десять Италий,
семнадцать Соединенных Королевств.
Население при этом – около одного
миллиона человек, то есть в среднем
один человек на три квадратных
километра... Просторно. Настолько, что
для измерения расстояний старые
якуты до сих пор пользуются
временными категориями: скажем, от
Якутска до Алдана – “три дня и две
ночи”.
Еще более сильное впечатление
производит якутский климат. Именно
здесь, вблизи небольшого городка
Оймякон, находится “полюс холода”
всего северного полушария: зимой
температура доходит до минус
семидесяти одного градуса, а летом
нередка тридцатиградусная жара.
Нигде больше на планете перепад
температур не достигает более ста
градусов по Цельсию – фактически
такого же, как отточки замерзания до
точки кипения.
На
фестивале "Голос Азии" в
составе жюри с продюсером "Пинк
Флойд" Джо Бойдом.
Фото из архива Д.Васильева
|
Удивительна и история Якутии. С
одной стороны, здесь недавно
обнаружили останки первобытного
человека – что дало повод некоторым
патриотам заговорить о Якутии, как о
колыбели мировой цивилизации. С
другой стороны, реальное заселение
края началось лишь в XIII веке нашей
эры. Согласно преданию, некое
тюркское племя из Центральной Азии,
спасаясь от Чингис-Хана, погрузилось
на челны и отправилось вниз по
великой сибирской реке Лене.
Обнаружив, спустя некоторое время,
что местность вдоль берегов
становится все менее приветливой и
плодородной, а климат – все более
суровым, беженцы захотели повернуть
обратно. Но не тут-то было – река
несла свои воды только в одном
направлении. Так что там они и
вынуждены были осесть – первые саха,
как называют себя коренные жители.
В XIX веке это географическое
свойство Якутии как места, из
которого “нет возврата”, получило
практическое применение в
Российской Империи.
Царский режим направил туда поток
ссыльных и каторжан, за что эти края
стали называть “тюрьмой без замков”.
Однако, как говорится, нет худа без
добра: якуты были гостеприимны и
обаятельны, а изгнанники – хорошо
образованны и полны доброй воли. В
результате появилась просвещенная
якутская интеллигенция, а сам край
стал объектом научных исследований и
гуманитарного подвижничества.
С приходом Советской власти и
количество заключенных в “тюрьме
без замков”, и строгость их
содержания возросли многократно. К
тому времени открыли месторождения
золота, серебра и платины – и новые
противники режима уже не занимались
этнографическими наблюдениями, а
гибли на приисках и
рудниках. В трагическом “Архипелаге
ГУЛАГ” Якутия была одним из
крупнейших островов. А в конце
пятидесятых в малонаселенной
западной части республики было
открыто одно из двух величайших в
мире месторождений алмазов. Их
добыча до сих пор ведется открытым
способом, и с воздуха это похоже на
космических размеров воронку,
уходящую куда-то к центру Земли.
Впервые Якутия коснулась меня лет
десять тому назад. Как большому
любителю музыкальной экзотики, мне
прислали оттуда аудио-пленку с
записями местной рок-группы “Чолбон”.
Я был незамедлительно околдован. Это
звучало так, как если бы Pink Floyd
играли у костра в тундре под
настоящим северным сиянием, а
вокалистом был вошедший в транс
шаман.
В традиционной якутской музыке
используется всего два инструмента:
хомус – местная разновидность
варгана, и бубен. Современные
электронные аппараты музыканты
использовали так, будто это были
народные инструменты: гитара и бас-гитара
вели ритмичные “ударные” партии,
синтезатор, подобно охотнику,
имитировал крики зверей и птиц .
Я предложил “Чолбону” сняться в
фильме, они выступали на многих
фестивалях (в том числе в Гонконге и
Финляндии), выпустили альбом.
Так началась моя тихая дружба с
Якутией, которая увенчалась недавней
поездкой в столицу нынешней
суверенной республики Якутия Саха,
город Якутск. Поводом для давно
запланированного визита стал
ежегодный фестиваль современной
этнической музыки “Табык”. В этом
году он проводился в середине июня, в
канун главного в Якутии летнего
языческого праздника – “Ысыах” – и
в какой-то мере служил
его генеральной репетицией.
Выступления артистов, в числе
которых были музыканты из Тувы,
Украины и даже Шотландии, в основном,
проходили в городском Театре оперы и
балета. Однако самая экзотическая
часть праздника шла под открытым
небом – в форме колоритных народных
обрядов с песнями, танцами и
заклинаниями.
“Встреча
Солнца” в дни фестиваля “Табык-98”
|
В
самолете на пути в Гонконг вместе
с А. Ильиным ("Чолбон")
|
Кульминацией стал ритуал встречи
Солнца – в чистом поле в живописных
окрестностях Якутска, около четырех
часов утра. Горели костры;
вибрирующий звук хомуса, усиленный
микрофонами, плотно заполнял
небольшую долину: пели детские хоры,
взрослые водили хороводы, и тут же
рядом паслись небольшие, но очень
красивые якутские лошади. Белая
Кобылица – тотемный символ Якутии.
Естественно, что утренний праздник
закончился распитием вкуснейшего
кумыса – крепкого кисловатого
напитка из кобыльего молока.
Верования и ритуалы якутов –
пожалуй, самая необычная и
замечательная сторона их жизненного
уклада. Номинально, уже несколько
столетий, как здесь принято
православие. Якуты носят имена и
фамилии, не отличающиеся от русских;
за последнее время было
восстановлено несколько церквей –
включая Никольский собор в Якутске.
Однако наряду с этим существует – и
реально доминирует в духовной жизни
древнее язычество. Якутия – один из
немногих уголков мира, где шаманизм
жив и узаконен. Свой последний
психоделический роман культовый
писатель Егор Радов назвал “Якутия”.
Я спросил его, почему. “Это
совершенно магическое место. Я бывал
там несколько раз и знаю. Невероятная энергетика, нетронутая природа. Есть
там что-то “вне-человеческое”, как
на Марсе. Реальность нереальна,
мистика повседневна. Там может
произойти все, что угодно.”
Когда я пришел в музей народного
творчества, то был добровольно
подвергнут обряду очищения от злых
духов: женщина в красном
национальном костюме произнесла
заклинания, сожгла на маленьком
алтаре деревянную фигурку человека,
вобравшего в себя всю злую
энергетику, а пеплом начертала у меня
на лбу знак. Надо ли говорить, что я
почувствовал себя лучше?
Реальная Библия якутов –
необъятный народный эпос “Олонхо”.
Передаваемый поколениями сказителей,
“Олонхо” живописует историю Якутии
через деяния богов, героев, добрых и
злых духов, а также представляет
трансцендентальную модель мира,
точнее, трех миров – низшего,
среднего и высшего. В отличие от
европейской части России и
большинства других известных мне
стран, где древние предания не более,
чем занятный этнографический
экспонат, “Олонхо” в Якутии – по-прежнему
сильнейший фактор влияния и
вдохновения – и для интеллектуально-художественной
элиты, и для молодежи. Мастера
активно используют этнические
сюжеты в своих работах; крупнейший
якутский театральный режиссер
Андрей Борисов готовит первую
современную постановку “Олонхо”, а
новую' якутскую музыку правильнее
всего было бы назвать “олонхо-рок”.
Органическая неразрывность
поколений в якутской культуре
производит сильное впечатление. На
сцене “Табыка” выступала молодая
фольклорная группа “Тохсол”,
солисткой которой была...
девяностолетняя сказительница!
Популярнейшая в Якутии актриса
Степанида в своих впечатляющих “шаманских”
импровизациях использовала
электронные ритмы хип-хопа. Группа “Ай-Тал”
сотворила на сцене настоящий ритуал,
сочиненный одним из лидеров
якутского “культурного возрождения”,
известным философом и фольклористом
Михаилом Тумусовым. Даже выступления
совсем молодых
музыкальных экстремистов были
зачастую окрашены в национальные
тона: дебютантка Валентина Романова,
показав буйное костюмированное шоу в
стиле Нины Хаген, тут же была
удостоена сравнения с некой героиней
“Олонхо” – колдуньей и распутницей.
Уверен, что мир еще откроет для себя
удивительную, “новую старую”
культуру Якутии.
За дни, проведенные на фестивале, я
успел немного узнать и Якутск –
город с населением в четверть
миллиона, основанный казаками-первопроходцами
в 1632 году. Своеобразие архитектуры
Якутска обусловлено, в первую
очередь, вечной мерзлотой,
достигающей полутора километров в
глубину. Все дома стоят не на
фундаменте, а на сваях. Коммуникации
и теплотрассы не зарыты в землю, а
проложены над городскими улицами. На
окраине Якутска расположен
единственный в мире Институт вечной
мерзлоты. Желающие могут спуститься
в небольшую шахту и побывать в
искусственных пещерах при
температуре минус пять градусов.
После тридцати градусов тепла на
поверхности это здорово освежает.
Еще одно сильное впечатление—детская
музыкальная деревня, километрах в
двадцати от города. Поначалу поселок
из нескольких десятков шикарных
коттеджей, построенный канадцами,
задумывался как загородная
резиденция для государственной
элиты. Однако решением президента
Якутии, г-на Николаева, его отдали
одаренным детям из провинции. Уже
пять лет, как они там живут, учатся и
постигают премудрости игры на
музыкальных инструментах. Очень
трогательно и не очень типично для
номенклатурной России.
Подобная “роскошь” возможна
благодаря алмазным копям –
важнейшей составляющей якутского
бытия. Продажа алмазов достигает 98%
государственного бюджета. И это,
конечно, тоже крайность своего рода.
Именно алмазы позволяют Якутии,
стране довольно бедной, время от
времени удовлетворять роскошные
прихоти. Некоторые новые здания
Якутска выглядят как оазисы иного
мира среди невысоких облупленных
домиков и покосившихся хибар.
Алмазы в Якутске можно потрогать
руками. В Доме правительства
расположена хорошо охраняемая
Национальная сокровищница. Золотые
слитки, платиновые пластины,
причудливые самородки и гигантские
необработанные алмазы лежат на
стендах и вполне доступны. Не могу
сказать, что меня охватывал
священный трепет – но было красиво.
Теперь, если мои руки прикоснутся к
сверкающему бриллиантами изделию, я
вспомню Белую Кобылицу.
Международный журнал
“Patek Philippe”, Женева
|
|