Журнал "Трилистник" № 2 - 2000. Специальный выпуск, посвященный 10-летию фестиваля "ТАБЫК"

 

  
 

  

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову

ТАБЫК
VI

Жанна Агузарова (США)

Монгол Шуудан (Москва)

Tequilajazzz (Санкт-Петербург)

Ят-ха (Тува)

Ай-Тал (Сунтар)

Степанида Борисова (Якутск)

Бронепоезд 14-69 (Якутск)

Группа А.Гордячкова (Якутск)

Льюис Кэррол (Якутск)

Мортемирус (Якутск)

Норма Джин (Якутск)

Оркестр национального танца под рук. Н.Петрова (Якутск)

Твари (Якутск)

Чолбон (Верхневилюйск)

Ветераны poк-н-ролла “cдoхли”. Кто заменит их завтра?

Все три дня, что шел “Табык” на якутской земле, в столице республики был густой туман и страшный холод. Говорят, что в аэропорту, когда встречали гостей фестиваля, чуть было не оставили одного из участников заезжей группы. Тронулись в путь, а человека-то нет. Потом вернулись и разыскали его в тумане. Синоптики говорят, что такие морозы в середине декабря бывают один раз в несколько лет. Так что дубак не утихал, и церемония – как открытия, так и закрытия “Табыка” – прошла в тумане...

Рок-музыка переживает нелегкие времена. Под гнетом сопутствующих атрибутов шоу-бизнеса многие ломаются и ударяются в обычное “заколачивание денег”. Но там, где начинается погоня за внешними символами успеха, заканчивается рок-творчество. Подобная судьба постигла многих ветеранов российского рок-н-ролла. Достаточно посмотреть по ТВ, во что выродились бывшие кумиры рок-музыки, из которых выветрился дух бунтарства и подвижничества, свойственный рок-движению. “Hay”, “Алиса”, “Бригада С” сегодня олицетворяют систему и перестали быть интересными. Значит, слухи о смерти рока не преувеличены?

Дать однозначный и вместе с тем исчерпывающий ответ на этот вопрос – дело весьма затруднительное. “Табык” продемонстрировал как все прелести, так и горести современной музыки...

Понятное дело, что обыватель нынешний фестиваль посетил из-за звезды по имени Жанна. Яркая. Ни на кого не похожая. Неожиданная во всем. Какими только эпитетами не наделяли Жанну Агузарову поклонники. И если на первом концерте зрителям, заплатившим по 70 тысяч рэ за получасовое выступление, было от чего заколдобиться, то на заключительном концерте Ж.А., по-моему, реабилитировалась перед якутянами. Помимо того, что она певица с необычным голосом, она предстала и как актриса с яркой индивидуальностью, основанной на полутонах, внутренней, скрытой от зрителей игре, большом внутреннем накале. И еще на даре импровизации. Далеко не каждый может этим похвастаться.


Фото А.Назарова


Фото А.Назарова

Если взять якутских музыкантов, то заезжей звезде никоим образом не уступают, а, может, и превосходят наши монстры с седых берегов Вилюя – группы “Чолбон” и “Ай-Тал”. Было бы заманчиво дать “объективное”, музыковедческое толкование непреходящей популярности этих коллективов. Как просил(а) об этом местных журналистов “легенда” якутского рока на одном из дофестивальных сходняков. Подробно проанализировать все их композиции, найти в их форме, мелодическом и гармоническом строении, аранжировке, в исполнительской манере нечто, что обеспечивает им особую привлекательность и ценность. Попытки подобного рода в нашей прессе случались и определенные результаты приносили. Однако, всей темы отнюдь не исчерпали.

Дедушки якутского рока – и это уже общепризнанно – явление не только музыкальное, но и в весьма значительной степени социально-психологическое. Во-первых, творчество и “Чолбона”, и “Ай-Тала” неразрывно соединено с личностями музыкантов. Хотя некоторые из них и связаны родственными узами, они люди разные, но одновременно составляющие единое целое, что позволило им за несколько лет покорить не только республику, но и Россию, и многие страны мира. Во-вторых, музыка этих групп основана на глубинных народных корнях. Что само по себе вызывает уважение.

И все это “Чолбон”, в частности, сумел выразить, апеллируя к сердцу, душе, к “простому человеку”, который в этой жизни испытывает чувство вины перед предками, разочарование перед натиском “цивилизации”. И ей-Богу, было радостно на душе от того, что и нынешнее поколение молодых понимает песни якутских ведущих групп, несмотря на всеобщую “опопсизацию”. Дух “Чолбона” и “Ай-Тала” жив. И музыка их – часть нашей культуры – продолжает волновать и радовать, заставляет печалиться и размышлять.

К сожалению, продолжателей дела ведущих музыкантов среди якутских групп что-то не находится. Уже второй год на фестивале нет подлинных открытий. Музыка всех новых команд вторична, причем за основу взяты далеко не самые лучшие российские и зарубежные исполнители. Симптом тревожный. Неужели в нашей сегодняшней жизни мало боли и нерва, а преобладают лишь цветы, любовь и дружба? Наверное, это не так. И хочется надеяться, что земля якутская не оскудела еще талантами.

Может, кто-то посчитает, что в сегодняшней рок-музыке тенденция к легкой сентиментальности преобладает? Да нет же. Спасибо московскому “постпреду” в Якутии Александру Липницкому (имя в рок-движении страны достаточно известное), который каждый раз привозит на “Табык” интересные команды. На этот раз гостями фестиваля стали московская группа “Монгол шуудан” и петебургская “Текила джаззз”. С первых же аккордов они поставили зал на уши. Если “монгольские почтари” пролили бальзам на сердца любителей русских народных песен в достаточно современной хард-треш-роковой обработке, то “Текила” – представители ярко выраженного гранжа.

“Grunge” с английского – несвежий, а в буквальном переводе – “грязь между пальцев”. Для того, чтобы представить, что такое гранж, вспомните “Sex Pistols”, прибавьте к этому “Aerosmith” или “Metallica” и получите нечто похожее, хотя само явление, конечно, шире. Может, кто-то из читателей смотрел летом прошлого года в программе “А” РТР кусочек фестиваля рок-музыки в Сиэтле. Там с блеском выступила гранжовая группа “L7” – американский вариант панк-культуры, породившей такие ныне известные группы, как “Red Hot Chili Pepper” и “Nirvana”. Кстати, музыка последней оказала значительное влияние на “Текилу джаззз”, чего не скрывает и ее лидер Евгений Федоров. Мы взяли у него небольшое интервью.

– Прежде всего я хотел бы извиниться перед зрителями за небольшое опоздание на концерт. Дело в том, что мы с якутскими друзьями пробовали ваши замечательные, качественные напитки. Я бы выделил “Северную” – весьма неплохая. Ну, а что касается “Нирваны”, то она дала мощный толчок развитию нового направления музыки. Помните битломанию? Так же получилось и с “Нирваной”.

– Как тебе наш “Табык”? Какие группы привлекли твое внимание?


Фото А.Назарова

– К сожалению, я видел выступление только одной вашей группы (разговор состоялся на второй день фестиваля – Г.С.). Поэтому сказать ничего не могу. Вообще в Якутск мы приехали довольно забавно. За три часа до вылета нас уговорил выступить на “Табыке” Липницкий, который очень любит ваш край и ваших музыкантов. Мы узнали, что “АукцЫон” не сможет полететь, и решили поддержать марку Питера и не огорчать якутских зрителей...

Концерт-закрытие фестиваля “Табык” удался на славу. А его подлинным бриллиантом стал джэм – уникальное явление, когда на сцене Якутска в едином ансамбле сошлись музыканты из Великобритании, Москвы, Петербурга, Тувы, но самое главное -это собрание украсили две замечательные певицы: Жанна Агузарова и Степанида Борисова. Этим джэмом была отдана дань памяти Сергею Курехину, который умер в этом году. Любители рок-музыки должны знать имя руководителя “Поп-механики”, идеей жизни которого было объединение музыкантов всех направлений, стран и рас, и ему это зачастую удавалось...

Возможно, для кого-то это прозвучит и казенно, но все-таки в заключение хотелось бы поблагодарить организаторов фестиваля – Министерство по делам молодежи республики, лично Михаила Тумусова и Антониду Корякину за праздник Музыки, который они подарили. Особых слов благодарности заслуживает Александр Липницкий, который в этом году не только “вживую” познакомил якутян с прекрасными музыкантами, но и договорился о приезде воистину феерической лондонской дискотеки “Big Chill”. И пусть компакт-диск якутских мелодистов, подаренный ему, как и всем гостям фестиваля, объединением “Молодежный проект”, будет служить напоминанием о тех теплых встречах, которые прошли на Земле олонхо в холодную зиму 96-го.

Георгий СПИРИДОНОВ
Газета “Республика Саха”, Якутск

Hosted by uCoz