Редактор Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за
помощь в подготовке номера и
предоставленные материалы Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову
Гулкое эхо Табыка
Пятилетнему юбилею
фестиваля посвящается...
Компакт-диск,
который Вы держите в своих руках,
посвящён знаменательной дате –
пятилетнему юбилею Международного
фестиваля современной молодёжной
музыки Республики Саха (Якутия) и
составлен на основе лучших
аудиоматериалов “Табыка” разных
лет.
Это не первый опыт презентации
фестивальных программ. Не так давно
– в 1993 году – был выпущен двойной
альбом с записями концертов “Табык-91”,
который произвёл неизгладимое
впечатление на российских меломанов.
Надеемся, что настоящий компакт-диск
откроет новую страницу в познании
духа, нерва и сердца якутской рок-музыки.
Пять лет... Много это или мало? Теперь,
по истечении времени, мы словно
путники можем оглянуться назад и
вспомнить – с чего же всё началось? А
начало положила стремительно
взлетевшая, яркая, феерическая
Утренняя звезда, а по-нашему – просто
“Чолбон”. В символичности этого
названия кроется что-то мистическое.
Действительно, трудно
не
проводить аналогии между рождением
новой звезды и возникновением саха-рока
– уникального, самобытного явления
не только в культуре якутов, но и рок-музыки
в целом. “Чолбон”, подобно метеору,
увлёк в свой звёздный путь возникшие
вслед за ним другие молодые якутские
группы. Они не стремились к славе и
наградам. Они просто взяли в руки
гитары и высказали всё то, что их
более всего волновало. И тогда они
обрели свой голос, голос полный силы
и мощи, голос, гулким табыком
отозвавшийся в сердцах молодых,
затронув самые сокровенные струны их
душ.
Успех и признание сами нашли их. В
мае 1987 г. “Чолбон” выступил в Мирном,
где произвёл огромное впечатление не
только на своих земляков, но и на
гостей рок-фестиваля. Уже осенью 1989
года группа совершила триумфальное
турне по городам России – Барнаулу,
Свердловску, Москве и др. А потом “инициативная
группа” якутских рокеров и
меломанов, а именно – Семен и
Александр Ермолаевы, Дмитрий
Васильев и легенда саха-рока, его “крестный
отец” Михаил Тумусов решили: “Почему
бы якутским рок-музыкантам не
объединиться и не провести свой
республиканский фестиваль?”. С их
легкой руки, а так же при активном
содействии сначала обкома комсомола,
а затем Министерства по делам
молодежи, туризма и спорта и, прежде
всего, “крестной матери” рок-фестиваля
Антониды Корякиной, родился “Табык-90”.
Это название было выбрано не
случайно. Оно тоже весьма символично.
Табык – древний ритуальный
инструмент народа саха. В него били в
дни больших праздников или бедствий.
А разве не показательно, что “Табык”
звучал именно тогда, когда рок стал
выражением нового мироощущения
молодого поколения саха, обретшего в
нем свой культурный символ, надежду и
рупор? “Табык-90”, подобно древнему
культовому инструменту, всколыхнул
размеренную, традиционную в
культурном отношении жизнь якутян.
Он ворвался в их сознание и души
подобно стремительному шквальному
ветру, его импульсивные ритмы
прокатились не только по самым
дальним улусам Якутии, но и потрясли
основы отечественной и зарубежной
рок-культур.
На вечевой глас “Табыка-90”
отозвались рок-музыканты из
различных уголков земного шара. “Табык”
заметили и сразу признали. С 1991 года
фестиваль получил так же и статус “международного”.
И тут же с корабля на бал: в 1991 году в
Москве состоялась презентация
якутской этнической
музыки
– групп “Чолбон”, “Ай-Тал”, “Сэргэ”
и “Чорон”, заранее обреченная на
полный... успех.
А что дальше? Дальше – “Табык-92”. И
хотя на нем отсутствовали “Сэргэ” и
“Чорон”, “зачехлившие свои клинки”,
но зато мощным рывком вперед вышла
группа “Харды”. Смело заявили о себе
“Сандал”, “Санта-Мария” и др. Но
именно 1992 год вошел в историю “Табыка”
как год кризисный и переломный.
Жесткое дыхание рыночных отношений,
повсеместная коммерциализация
музыкального искусства, сложное
материальное положение, а порой и
безработица многих
молодых музыкантов не могли не
отразиться на атмосфере “Табыка-92”.
Исполнители почувствовали некий
творческий застой и ощущение того,
что они отдали зрителям все, что
могли. К тому же, по древнему
якутскому обычаю, в табык бьют только
трижды – при рождении, зрелости и
смерти...
Наступила тишина. Тишина особенно
громкая и гнетущая после терпких
созвучий и грохочущих ритмов “Табыка
– 90, 91, 92”.
В течение всего 1993 года исполнители
и организаторы дискутировали на тему:
“Быть или не быть? Вот в чем вопрос...”.
Ведь из смотра самодеятельных рок-коллективов
“Табык” успел стать плацдармом
целого направления – движения
современной музыки народа саха. К
тому же он был единственным
фестивалем подобного рода не только
у нас в республике, но и во
всем
Восточно-Сибирском регионе. В нем
нуждались как сами исполнители,
испытывающие потребность в тесном
контакте с широкой аудиторией,
знакомстве друг с другом, так и
публика, с нетерпением ожидающая от
своих кумиров новых творческих
находок. И что еще немаловажно, за эти
годы “Табык” собрал вокруг себя
инициативную, энергичную,
талантливую молодежь, энтузиазм и
экспериментаторство которой
создавали на фестивале особую,
дерзкую, бодрящую атмосферу большого
праздника. Поэтому, несмотря на то,
что было сказано, что “Табык” умер...
мы снова провозгласили: "Да
здравствует “Табык”!"
Такова предыстория “Табыка-94”. На
нем, помимо титанов якутского рока –
“Чолбон” и “Ай-Тал”, – было
представлено большое количество
молодых начинающих групп. Из
зарубежных гостей следует назвать
монгольских исполнителей – Сарантуя
и Гана, а так же группу
“Shining Path”
из Великобритании. В “Табыке-94”
приняли участие и коллективы т.н.
этнической поп-музыки – “Иэхэй-Чуохай”,
“Колымчане”, “Сээдьэ”. На
заседаниях арт-клуба неоднократно
поднимался вопрос о правомерности
представления в рамках одного
фестиваля столь разнонаправленных
групп. Картина современной якутской
музыки очень пестра. Её сложно делить
на течения и направления, которые
сформировались в западной и русской
рок-поп-культурах. Наверное и не
следует этого делать, потому что она
все ещё находится в стадии
формирования и “первобытного
синкретизма”. Поэтому пестрота и
некоторая разнонаправленность “Табыка”
вполне объяснимы. Соглашусь с
мнением московского менеджера
Андрея Баранова, что западный и
отчасти русский рок – скорее продукт
ума и техники, нежели души. Искусство
же лучших якутских групп,
представленных на этом диске,
базируется на богатейших традициях
фольклора, национальной философии и
мифологии, пантеистского и
анимистического воззрения на
окружающий мир. Оно идет из глубин
живой народной души, поющей голосом
нового поколения саха. Умение
гармонично сочетать новейшие веяния
рок-поп-музыки с традициями духовной
культуры якутов и определило
необыкновенный успех “Сэргэ”, “Чолбона”,
“Ай-Тал”, “Чороона” и др. По мнению
фольклориста, доктора
искусствоведения Эдуарда Алексеева,
“рок и фольклор близки по своей сути,
являясь живым устным искусством,
которое непосредственно откликается
на сегодняшнюю музыкальную ситуацию.
Встреча двух музыкальных явлений,
ранее отдельно существовавших,
аккумулирует энергию народного
музыкального творчества,
накопленную столетиями, и огромную
энергию рока, подкрепленную новыми
техническими средствами...”.
Рождение и быстрый взлет нового
направления в якутской культуре –
саха-рока обусловлены возрождением
фольклора, новыми веяниями и
позитивными сдвигами в обществе,
ростом национального самосознания.
Татьяна Павлова,
музыковед
Здесь можно скачать альбомыгруппы "Чолбон" и сборники фестивалей "Табык":