|
Если петь долго и с
азартом, к тебе непременно
присоединяется абааhы
Якут-роК
В конце прошлого года в Москве
сначала в культурном центре “Дом”,
затем на заводе Орджоникидзе –
состоялось два выступления якутской
“рок-группы” “Ай-Тал”. И если в
первом случае аудитория была
преимущественно “своя”, то есть
природная сахалярская и продвинутая
московская, то на заводе
Орджоникидзе с якутским “роком”
неожиданно для самих себя
соприкоснулись широкие массы.
Как на него реагировать, массам было
совершенно непонятно, однако
достигнутый эффект был вполне в
якутском духе: массы притихли и
призадумались.
Когда “ай-талов” попросили
объяснить, о чем речь, те пришли в
замешательство, поскольку были не
готовы объяснять самоочевидные вещи.
Солистка группы Лена Спиридонова
сказала о якутском климате: зимой
минус сорок, летом, соответственно,
плюс. Информация достоверная... но, к
сожалению, неполная.
На самом деле выступление “Ай-Тала”
-это целое представление, состоящее
из нескольких номеров. Представлены
различные стили традиционного
якутского пения, разные жанры
обрядовой и необрядовой якутской
поэзии – сразу обо всем не
расскажешь. Коснусь только песни
кругового танца, которую “ай-талы”
спели на тунгусский лад –
в скандирующей манере, с постоянным
ускорением темпа. У нас, в России, за
долгие века христианства обрядовое
значение хоровода давно забыто, а в
якутской традиции его магический
смысл был актуален еще в конце
прошлого столетия. “Хороводные”
песни исполнялись на “Ысыахе”,
празднике летнего солнцестояния.
Корифей призывал участников встать в
круг и взяться за руки, отдавая
строгие (шуточные) указания, кого в
хоровод брать (богатых, доблестных,
тех, которые в сюртуке или при
галстуке), а кого не брать (грязных,
унылых, оборванных и т.д.). Затем все
вместе славили Орюнг Айыы Тойона (солнечное
божество) и Иэйэхсит (покровительница
рожениц, в якутском героическом
эпосе – “мать сыра земля”).
Любопытно, что за изобилие травы,
скота и детей благодарили так, будто
эти блага были уже дарованы
прославляемыми божествами. Иными
словами, песня имела заклинательную
силу. Так что, если к маю вокруг
завода Орджоникидзе вырастет трава в
человеческий рост, не удивляйтесь.
...Несмотря на сравнительно узкие
временные рамки, история якутского
рока весьма насыщенна. Первым и
бесспорным его достижением следует
считать уход от мертвящей кондовости
советского официоза, когда
следование адаптированному
национальному канону обрекало
традицию на застой и разложение. Этот
этап бунтарства и ученичества
наиболее ярко проявился в творчестве группы со скромным названием
“Чолбон” (в переводе с якутского – “звезда”, по преимуществу,
характерно, что в якутских загадках
она фигурирует как “бесовский глаз”).
В Москве эту группу прозвали “якутским
"Пинк Флойдом"”.
“Чолбоны” брали нутром,
непосредственностью,
непрофессионализмом, дикостью и
неукротимостью. Их сила была в
импровизации, в умении уподобить
концерт обрядовому действу с единым,
общим для исполнителей и зрителей,
пространством. Революционность
группы и предопределила ее скорый
закат. Гастроли в Москве, Париже,
Авиньоне, на Сицилии и даже в
Гонконге не могли изменить главного:
творчество “Чолбона” – музыка
прежде всего нетоварная,
несовместимая со стандартами
современной музыкальной индустрии.
Лебединой песней “Чолбона” стал
проект “Олонхо” (планируется выпуск
соответствующего CD)
с участием певицы Степаниды
Борисовой. Тогда, в 1997-м, на музыку
было положено несколько фрагментов
якутского эпоса “Нюргун Боотур
Стремительный”. Аудитории, ориентированной
на плоский, сглаженный попсовый звук,
эта почти часовая композиция
покажется кошмаром. Виной тому все те
же национальные особенности – протяжность,
мрачноватая монотонность,
экспрессия. Однако “Олонхо” – уже
не просто рок на якутском языке. Как
ни удивительно, языковой барьер (для
непривычного уха текст не членится
даже на слова) здесь становится
плюсом. История богатыря – без
сколько-нибудь заметного ущерба для
понимания – переведена на язык
чистых эмоций. Певица
последовательно перевоплощается то
в злого духа, то в ведьму, то в
тоскующую невесту героя. Очерчен
каждый голос, каждый характер. Как в
условиях такого музицирования “на
износ” певице удается с каждой
минутой “повышать градус”, откуда
получают энергетическую подпитку
сами музыканты, все это остается
загадкой. Невольно вспоминаешь, что,
по якутским поверьям, за свой дар
хороший певец расплачивался
собственным счастьем. Дело в том, что,
когда он поет долго и с азартом, к
нему непременно присоединяется “черт”
(абааhы), а то и несколько. Черт или не
черт, ясно одно – занятие это весьма
рискованное.
Вообще дела у Степаниды Борисовой
идут, пожалуй, лучше, чем у кого-либо
еще из земляков. Прошлой зимой в
Германии возник довольно любопытный
проект: интернациональная группа
музыкантов (из Германии, США,
Швейцарии, Франции, Бельгии и даже
Монголии) создала музыкальное
обрамление для исполняемых
Степанидой алгысов (якутская
обрядовая песня). Сочетание
современной музыки и традиционного
якутского пения оставляет далеко
позади большинство минималистских
опытов с вокалом.
Самая же первая якутская рок-группа
“Чороон” недавно справила свой
юбилей – 25 лет. И хотя, подобно “Чолбону”,
она давно уже распалась (в отношении
дискографии “Чороону”, несмотря на
обширность репертуара, повезло
значительно меньше “чолбонов”,
братьев Ильиных, -3-минутный фрагмент
15-минутной композиции на
презентационной пластинке 1994 года “Современная
музыка народа Саха” и он же на
вышедшем в 1995-м CD
“Табык”), отцы-основатели якутского
рока Михаил Тумус (поэт, фермер,
философ и немного композитор) и
Георгий Сергучев (флейтист) не
дремлют. К вящей радости любителей
этнической музыки чорооновцы
произвели успешное вливание свежей
крови в якутский рок: весной 1999 года
появился дебютный альбом группы “Дапсы”,
которую преподаватель музыкального
колледжа Георгий Сергучев
сформировал из своих студентов.
Название у группы что надо: “дапсы”
– костяное приспособление для
стрельбы из лука, чтобы пальцы в
кровь не стереть. При выстреле оно
издает характерный звук, по коему
знатоки из якутских эпических
сказаний могли определить, что ты за
стрелок и вообще насколько человек
серьезный.
“Дапсы” – полная
противоположность всему
предшествующему якутскому року.
Музыканты не скачут с бубном по сцене
в боевой раскраске, да и сама музыка
другая, более “интровертная”,
медитативная. Творческое
самосожжение сменила установка на
отдачу, на конкретный творческий
результат.
И результат есть. Эту музыку ни с
чем не спутаешь, с одной стороны, она
аутентична, узнаваема, с другой –
завораживает и притягивает
доверительность интонации.
Современных якутских музыкантов не
упрекнешь ни в “коммерческой”
экзотике напоказ, ни в культурном
изоляционизме.
Так что учить якутский язык
необязательно. Просто слушайте.
Василий Костырко
Газета “Алфавит”, Москва
На снимке: Группа "Дапсы"
|
|