|
как все начиналось
Д.Васильев
и А.Ермолаев. Декабрь 1989, Москва.
Фото из архива Д.Васильева
|
Этот “рассказ” основан на
воспоминаниях двух главных
действующих лиц, которые, как
выясняется в ретроспекции, и
заварили “весь этот джаз” – в нашем
случае: “рок”. На помещенной здесь
фотографии – Москва, декабрь 1989 года,
а значит, обоим молодым людям по 31
году, еще нет никакого фестиваля “Табык”,
еще он только в проекте у наших
героев... Впрочем, мы несколько
забежали вперед... Да, необходимо
добавить, что зовут их: Дмитрий
Васильев и Александр Ермолаев.
1987 год, ежегодный конкурс
популярной песни “Якутск” (на сей
раз называвшийся “Якутск-87”).
Впервые среди участников конкурса
две якутские рок-группы: “Сэргэ” (студенты
ЯГУ) и “Чолбон” (из села Намцы
Верхневилюйского района). Саша
Ермолаев, в то время бас-гитарист “Сэргэ”,
вспоминает: “Сначала
выступили чолбонцы. Мы тогда впервые
их увидели. Они вышли на сцену,
настроили инструменты, обнялись и
начали медитировать. Затем исполнили
фрагменты своих композиций. Это было
что-то настолько необычное, что мы с
Босиковым сразу побежали перекурить...”
Перекурив увиденное и услышанное и
обменявшись впечатлениями, ребята из
“Сэргэ” так и не смогли припомнить
никаких аналогов. Оно и не
удивительно, ибо, как мы теперь знаем,
во всей мировой музыке аналогов
музыки группы “Чолбон”
действительно не существует.
Не удивительно и то, что оба состава
“вылетели” из конкурса после I тура,
официальное объяснение:
консервативному жюри не понравились
тексты песен рок-групп. Однако, сразу
же вслед за тем последовало
приглашение из комитета комсомола
сельфака ЯГУ – у них был свой актовый
зал на ул. Павлика Морозова, где и
состоялся совместный концерт “Чолбона”
и “Сэргэ”, и сами музыканты ныне
считают, что это был первый рок-концерт
в Якутске...
...Но не в Якутии. Во время описанной
выше первой встречи Намолий (старший
из братьев Ильиных, с которым
Ермолаев был знаком ранее), рассказал
ему о совместном концерте “Чолбона”
с москвичами – группой “Звуки Му”,
приезжавшей в г. Мирный в составе т.н.
комсомольского “культурного
десанта” на БАМ, и о беседах с
Александром Липницким (известным
музыковедом, басистом “Звуков”)...
А в это время... (Прибегая к клише из
времен немого кино.) ...В это время
второй герой нашего повествования
Дмитрий Васильев жил в Москве, где и
работал в одном из московских НИИ.
Необходимо заметить, что в юные годы
Дима играл на гитаре и ударных в ВИА
Чурапчинской средней школы -из этого
ансамбля позднее сложился костяк
единственного в 80-е годы
профессионального вокально-инструментального
ансамбля Якутской филармонии “Чороон”
(в состав которого Дмитрию одно
время даже предлагали вступить). И,
естественно, при каждом своем
приезде в Якутск он встречался со
своими товарищами (тем более, что
будучи умельцем в радиотехнике,
помогал музыкантам разрешать
проблемы с аппаратурой).
А проблемы с аппаратурой, кстати,
были ужасные. Единственный более-менее
приличный аппарат – если считать
таковым старенькую “Вермону” – был
в филармонии у “Чороона”, на
репетициях которого и тусовались
почти все местные ансамбли,
практически каждый концерт в Якутске
проходил в те годы на
аппаратуре, одолженной друзьями у
чороонцев...
Итак, 1988 год. Дмитрий Васильев,
приехав в очередной раз в Якутск,
встречается у своих друзей с
Михаилом Тумусовым и Виталием
Власовым (лидерами групп “Чолбон” и
“– 72° С”), слушает их
первые демонстрационные записи и
понимает, что это стоит слушать. Он
увозит пленку в Москву и начинает
искать выходы на Артемия Троицкого.
Существует легенда (более
смахивающая на анекдот) о том, как
Дмитрий в течение полугода добивался
внимания знаменитого мэтра. Сам
Васильев об этом скромно умалчивает,
но ежели сейчас, по истечении времени,
представить себе на минуту, что
окажись на его месте другой, менее
упорный человек (не ради себя ведь
старался!), то весь ход событий мог бы
пойти по другому руслу...
А.Троицкий
и Д.Васильев.
Фото из архива Д.Васильева
|
В общем, как бы там ни было, спустя
годы А.Троицкий напишет об этом в
одной из своих статей: “Я был
незамедлительно околдован”. И в 1989
году, с подачи “незамедлительно
околдованного” Дяди Ко, группа “Чолбон”
была ангажирована на фестиваль “Некст
стоп рок-н-ролл” в Новосибирске.
Оттуда они отправились в Барнаул на
фестиваль “Рок-периферия-89”, после
чего последовали “Сырок-2” в Москве,
акция “Гринпис” в Питере, фестиваль
“Программы А” в Москве... И началась
эра “олонхо-рока”.
Вспоминает Александр Ермолаев: “В
1989 году я работал главврачом
поликлиники ЯГУ, когда ко мне пришел
Дима Васильев. Суть его идеи состояла
в следующем: якутский рок пошел на
подъем, дело сдвинулось, и нужно
поднимать его уже на официальный
уровень, организовать фестиваль,
может быть, создать что-то типа рок-клуба
или рок-лаборатории (по примеру
Питера и Москвы) – вот такая идея”.
Дело было в декабре. “Чолбон”
отправлялся в Москву, и ребята (к двум
нашим героям присоединились Семен
Ермолаев с местного телевидения,
кинооператор Иннокентий Каменев и
журналист Алексей Амбросьев) поехали
вместе с группой, чтобы изучить “на
месте” опыт коллег из центра в
проведении крупномасштабных
мероприятий. Побывали на фестивалях
в Москве и Питере (кстати,
публикуемые на стр. 28 снимки
выступления “Чолбона” –
произведшего впечатление
разорвавшейся бомбы – на фестивале
“Сырок” сделаны именно тогда Д.Васильевым).
Вернулись в Якутск в канун Нового
Года (“Чолбоны” отправились
встречать праздник на дачу к Гаркуше
из “АукцЫона”), переполненные, как
говорится, впечатлений и с твердым
намерением
организовать фестиваль “Табык”.
И.Каменев,
С.Ермолаев и А.Ермолаев на
фестивале "Сырок".
Фото из архива Д.Васильева
|
Впрочем, никакого названия у
будущего фестиваля пока еще не было.
А покуда дуэт “продюсеров” принялся,
в поисках спонсоров (как их теперь
называют), обходить различные
крупные организации, начал искать
поддержки у правительственных
структур. И таким образом, в конце
концов, однажды они оказались в
областном комитете ВЛКСМ, где в
кабинете заведующего отделом
культуры сидела Антонида Ефимова (ныне
Корякина).
В результате этой исторической
встречи и сложился, под эгидой
комсомола, коллектив организаторов
фестиваля: Антонида Ефимова, Дмитрий
Васильев, Александр и Семен
Ермолаевы – последний, между прочим,
и придумал название “Табык”, – в
числе которых также необходимо
назвать имя идейного отца якутской
рок-музыки (или “олонхо-рока”
– термин, вообще-то, спорный, сами
музыканты предпочитают
словосочетание “современная музыка
народа саха”) Михаила Тумусова.
Что касается последнего, то Михаил
Тумусов в то время развил поистине
титаническую деятельность по
претворению в жизнь своих идей “национального
рока”. Напомним, что на дворе стоял
1990 год – время подъема национального
самосознания во многих республиках
тогдашнего все еще СССР, время, когда
вовсю зазвучали разговоры о
суверенитете, создавались “народные
фронты”... И на этой волне обретенной
свободы слова ранее мало кому
известный музыкант, поэт и философ
Михаил Тумусов практически в
одиночку создает целую плеяду “якутских
супергрупп” (по выражению А.Липницкого),
играющих современную национальную
музыку. По словам А.Ермолаева, к тому
времени М.Тумусов (оставив на время
взлелеянный им “Чолбон”) уже
заразил своими идеями “Ай-Тал” (поп-группу,
исполнявшую песни из репертуара А.Пугачевой,
С.Ротару и т.п.) и повернул их стиль на
180°. Затем, за несколько месяцев до “Табыка”,
он начал
репетировать свои композиции с ВИА “Чороон”,
а за неделю до фестиваля выехал в
Майю к “Сэргэ” (бывшему тогда
хозрасчетным ВИА), также обратил их в
свою веру, и “Сэргэ” приехал на “Табык”
уже с песнями Тумусова.
В итоге, на “Табыке-I”, по словам
очевидцев, можно было наблюдать
уникальный случай единения артистов
и публики, весь фестиваль был
проникнут духом гордости за свою
нацию, свою музыку, музыканты играли
с большим вдохновением, в зале
Культурного центра ЯГУ на 800 мест “яблоку
негде было упасть” ,
и до сих пор люди, побывавшие на том
празднике, утверждают, что ничего
подобного больше не видели.
Все, что произошло в дальнейшем, уже
достаточно подробно описано в
средствах массовой информации: “Табык-II”,
состоявшийся через год, уже обрел
статус международного, благодаря
приезду финской группы “Valvontakomissio”.
После чего четыре якутские
супергруппы (“Чолбон”, “Ай-Тал”, “Чороон”
и “Сэргэ”) с успехом выступили в
Москве (где в течение трех дней
проходила своеобразная презентация,
“дни якутской рок-музыки”), там же
была сделана запись, изданная затем в
виде двойного винилового альбома “ТАБЫК.
Современная музыка народа саха”. Все
вышеназванные “монстры” нашей рок-музыки
+ суперпевица Степанида Борисова в
последующие годы с успехом
гастролировали за рубежом,
участвовали в многочисленных
фестивалях, снискали множество
комплиментов в российской и мировой
прессе...
И на этом месте данная тема
перетекает в следующую статью –
статью Алексея Амбросьева, очевидца
и летописца многих рок-событий того
периода.
А.Семенов
|
|