МАМА
ВЕРОЯТНО, НЕТ НУЖДЫ ОСОБО
ПРЕДСТАВЛЯТЬ ЛЮБИТЕЛЯМ ЯКУТСКОГО “ОЛОНХО-РОКА”
АНТОНИДУ КОРЯКИНУ – ВСЕ, КТО БОЛЕЕ-МЕНЕЕ
ПОДРОБНО ЗНАКОМЫ С ИСТОРИЕЙ
ФЕСТИВАЛЕЙ “ТАБЫК”, ЗНАЮТ ИМЯ “МАМЫ
ЯКУТСКОГО РОКА”. МЫ ПОПРОСИЛИ ЕЕ
ОТВЕТИТЬ НА НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДСТОЯЩЕГО “ТАБЫКА”,
КОТОРЫЙ СОВПАЛ С ЮБИЛЕЙНОЙ ДАТОЙ – 10-ЛЕТИЕМ
ФЕСТИВАЛЯ.
– Ныне проводится
восьмой фестиваль “Табык”.
Ожидаются ли какие-либо новшества в
организации этого мероприятия по
сравнению с предыдущими годами?
– Этот фестиваль – завершающий в
столетии, и мы, разумеется, стараемся
идти в ногу со временем, с новыми
технологиями. Так, на сей раз
собираемся провести телемост по
Интернету о состоянии этнической
музыки между Якутском, фестивалем “Табык”,
и Лондоном и либо с Московским, либо
Санкт-Петербургским клубом, где у нас
есть друзья, которые к нам приезжали.
Также хотим предложить аудиоальбом с
записями лучших композиций,
звучавших на фестивале “Табык”, и
видеоверсию для Интернета,
представить очень интересную
выставку фотохудожника Александра
Назарова на тему “От “Табыка” к “Табыку””,
попробовать новые методы рекламы
фестиваля. Планируем наконец-то
открыть музей “Табыка” – он, правда,
проработает пока
всего три дня, а впоследствии обретет
свой угол в одном из городских музеев,
скорее всего, в Музее музыки. Есть еще
мысли о кинофильме, тем более, что за
десять лет у нас накопилось
достаточно видеоматериала, и я
надеюсь, что в этом году мы сделаем
киноверсию “Табыка”. Ну, и, я надеюсь,
мы сможем показать публике большую,
интересную концертную программу.
– В прошлые годы
на фестиваль приезжало немало
именитых музыкантов, таких, как Б.Гребенщиков,
Ж.Агузарова, А.Макаревич и др. Кто
ожидается в этом году?
– Вообще-то, наш фестиваль носит не
политический и, тем более, не
коммерческий характер, он не ставит
целью зарабатывать деньги.
Естественно, по этой причине мы
находимся в стесненных финансовых
условиях, и приглашать именитые
коллективы у нас особой возможности
нет. Тем не менее, у нас есть сегодня
возможность пригласить Юрия Шевчука,
и он дал согласие прибыть со своей
группой “ДДТ”. Очень хочет приехать
во второй раз питерская команда “Текила
Джаззз”, горит желанием попасть к
нам “Алиса”, но пока нам сложно что-то
определенное им ответить. Еще, как
всегда, мы ждем гостей из Тувы.
Приедет посмотреть наши коллективы
Жан Рош, организатор всеевропейского
фестиваля фольклора. Я хочу еще раз
напомнить, что “Табык” – это не
только фестиваль музыки, мы уже
несколько лет назад вышли за рамки
чисто музыкального фестиваля (хотя
превалирует, разумеется, музыка), и в
этом году представим именно синтез:
рока, народного пения, танцевального,
прикладного искусства. У фестиваля
будет определенная сюжетная фабула:
один день посвятим творчеству малых
народностей Севера, второй –
культуре народа саха, а на третий
публика сможет увидеть симбиоз
молодежных авангардных тем.
– После последних
фестивалей в прессе раздавались
критические замечания в адрес
организаторов “Табыка” по поводу
того, что, в частности, во время
фестивалей стали проводиться
дискотеки, среди участников
появились уже поп-группы... Не
означает ли это сползание в сторону
коммерциализации?
– Дело в том, что перемены диктует
сама жизнь. Зрители, приходившие к
нам в 1990 году, и те, кто приходят
сегодня – они совершенно отличаются
по уровню подготовленности... Ведь за
десять лет мы уже навидались
телевидения, молодежь слушает самую
современную западную музыку, имеет
возможность знакомиться с культурой
многих стран. .. Мы
понимаем, что это естественный
процесс, и тоже не собираемся
зацикливаться на своем. Мы же не
можем вечно петь тойук и сразу же
расходиться. По вечерам мы
предлагали аудитории музыку самых
разных стилей, и на наших дискотеках
люди оттягивались под рэйв,
кислотную музыку, электронную музыку...
Мы даже приглашали в 1996 году
известного ди-джея из Англии,
например, хотя наши ребята тогда еще
были не очень готовы к такой музыке...
Мы все время ищем новые формы. Я
вообще не отношусь к “Табыку” как к
рок-фестивалю. И когда в 1992 году
Александр Липницкий сказал нам: “Это
очень хорошо, что у вас преобладает
этническое направление”, мы стали
после этого говорить, что это
этнический фестиваль. “Табык” –
фестиваль свободный, открытый, на
который мы приглашаем не только
музыкантов. Рамки фестиваля очень
широкие, и этим он мне и нравится. За
эти 10 лет мы воспитали целое
поколение людей, которые стали
понимать, что такое тойук и алгыс, а
ведь 70 лет нас этому не учили... Наш
фестиваль интересен людям самого
разного возраста,
от школьников и до стариков. Кому-то,
конечно, что-то не нравится, но “Табык”
вообще нельзя оценивать однозначно,
нельзя, посетив один концерт, сказать,
что это хорошо или плохо, потому что
каждый день у нас происходит что-то
новое, непохожее на предыдущее.
Жизнь фестиваля в течение трех-четырех
дней, что он идет, не стихает ни на
минуту ни днем, ни ночью. Чем хорош
фестиваль – тем, что у нас очень
много общения: в клубах, в кулуарах,
как говорится, за сценой... Когда
кончается концерт, начинается ночная
жизнь фестиваля. Два последних “Табыка”
мы строили программу таким образом,
чтобы зрители к нам приходили в любое
время. И в этом году группы будут
работать круглые сутки, будут
встречи, интересное общение именно
за пределами концертной программы.
– Путь длиною в
десять лет, год юбилея... Известно, что
“Табык” начинался в 1990 году как
фестиваль якутской музыки, но уже на
следующий год он приобрел статус
международного этнического
фестиваля...
– Да, на второй
фестиваль приезжал А.Липницкий,
известный музыковед, критик,
музыкант. Я с ним знакома еще с 1987
года, когда он в составе группы “Звуки
My” приезжал на рок-фестиваль
в Мирном. Тогда же он приметил “Чолбон”.
Затем “Чолбон” выезжал на фестиваль
“Сырок” в Барнаул, после чего уже
широкие российские рок-круги
заинтересовались якутской музыкой. И
сейчас, с высоты лет, я могу сказать,
что именно 1990 год оказался
переломным, и возможно то, что наш “Табык”
был начат именно тогда -очень
знаменательно. И то, что мы сейчас за
десять лет проводим уже восьмой
фестиваль, я считаю, – это просто
подвиг наших ребят, музыкантов,
потому что они выживают в настолько
тяжелых экономических и социальных
условиях... Ведь многие из них живут в
далеких селах, работают кочегарами,
рабочими, месяцами не получают
зарплаты и при
этом еще занимаются творчеством... И я
свою миссию вижу именно в том, чтобы
наш фестиваль, этот наш праздник,
существовал именно для наших ребят,
которых я могу сегодня без
преувеличения назвать героями,
которые создают нашу якутскую музыку.
|