Журнал "Трилистник" № 2 - 2000. Специальный выпуск, посвященный 10-летию фестиваля "ТАБЫК"

 

  
 

  

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ТРИЛИСТНИК
№ 2 - 2000

Специальный выпуск, посвященный
10-летию фестиваля "ТАБЫК"

Александр Семенов
Как все начиналось

Алексей Амбросьев
Табык: музыка корней

Взгляд из тех времен
(хроника глазами очевидцев):

ТАБЫК I
Олег Сидоров, Светлана Худякова и др.
Made in Yakutia

ТАБЫК II
Галина Семенова
Рок в необычном ракурсе

ТАБЫК III
Федор Григорьев
В табык бьют трижды

Дискография:

Александр Липницкий
"ТАБЫК. Современная музыка народа саха"
(рецензия)

Артемий Троицкий
ЧОЛБОН "Проклятый камень"
(рецензия)

Андрей Бухарин
Шаман-блюз
(рецензия на альбом "ТАБЫК. Современная музыка народа саха")

ТАБЫК IV
Александр Липницкий
Вся надежда – на шаманов

Дискография:

Татьяна Павлова
Гулкое эхо табыка
(аннотация к CD "ТАБЫК. The best")

ТАБЫК V
О.Ганс
Душа рокера не подлежит включению в сеть

ТАБЫК VI
Георгий Спиридонов
Ветераны рок-н-ролла "сдохли". Кто заменит их завтра?

ТАБЫК VII
Наталья Гудкова
Табык-98

Артемий Троицкий
Край света

Василий Костырко
Якут-рок

И.Н.Николаев – Уххан
Ритм! Еще раз ритм!

Мама
(интервью с А.Корякиной)

Редактор 
Александр Семенов
Дизайн обложки и рисунок Айсена Дойду
Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке номера и предоставленные материалы 
Дмитрию Васильеву,
Александру Ермолаеву,
Алексею Амбросьеву,
Антониде Корякиной,
Галине Семеновой,
Александру Назарову

ТАБЫК
VII

Mystery Juice (Шотландия)

Вопли Видоплясова (Украина)

Инна Желанная (Москва)

Хуун-хуур-туу (Тува)

Ай-Тал (Сунтар)

Сунтар (Сунтар)

Амон-Ра (Якутск)

Степанида Борисова (Якутск)

Бронепоезд 14-69 (Якутск)

Группа Г.Попова (Якутск)

Дай Чайник (Якутск)

Дапсы (Якутск)

Живой (Якутск)

Кэрэх (Якутск)

Люис Кэрролл (Якутск)

Мортемирус (Якутск)

Нейтральный Автопилот (Якутск)

Ноев Ковчег (Якутск)

Норма Джин (Якутск)

Петр Оготоев (Якутск)

Оркестр национального танца под рук. Н.Петрова (Якутск)

Валентина Романова (Якутск)

Санта Мария (Якутск)

Твари (Якутск)

Тосхол (Якутск)

Чороон (Якутск)

– 72°С (Якутск)

Дуула5а Дьуhаал (Верхоянск)

Табык (Чурапча)

Хардыы (Мегино-Кангалассы)

Табык-98

День первый

Фестиваль “Табык” начал свой путь со ступенек Якутского государственного театра оперы и балета. Каждая группа-участник получила языческое благословение. Открылся фестиваль эффектно: в полной темноте раздался грозный рык вокалиста группы “Ай-Тал”. Потом резко темноту прорезали лучи прожекторов и последовала психоделическая атака на подсознание зрителей.

“Ай-Тал” – несомненно, интересная группа. Она играет своеобразную музыку с сильным вокалом и содержательными текстами, но очень тяжелую для восприятия в большом количестве. Можно гордиться тем, что у нас есть столь самобытное явление в нашей музыкальной культуре.

“Тосхол”, “Табык”, “Чорон”,“– 72”, Степанида Борисова, Валентина Романова, “Хардыы”, Оркестр театра народного танца – это был блок участников фестиваля, представляющий якутскую музыку. Особенно ярко выступили Оркестр и Степанида Борисова. А Валентина Романова потрясла всех своим талантом и явилась подлинным открытием фестиваля.

Столичных рокеров представляли “Бронепоезд 14-69” и “Санта Мария”. Они отыграли на весьма высоком уровне, чем заслужили одобрение Артемия Троицкого.

“Ноев Ковчег” сначала был встречен довольно холодно. Но уже после первой песни обстановка в зале резко потеплела. А провожали их, не скрывая симпатии. Эта группа играет необычный для Якутии, но модный во всем мире брит-поп.

День закончился пресс-конференцией с Артемием Троицким.

Пресс-конференция под стойкой бара

Так получилось, что всю пресс-конференцию мне пришлось сидеть под стойкой бара. Зато я во всех деталях рассмотрела затылок Артемия Кивовича и не пропустила ни одного его слова.

Даем фрагменты наиболее интересных высказываний мэтра:

– Слово “табык” у меня раньше ассоциировалось с названиями “Ай-Тал”, “Чороон”, “Чолбон”. Теперь – со многими другими хорошими группами.

– Из всех якутоязычных групп мне, конечно же, понравился “Ай-Тал”, но я не считаю их перспективными. Было бы интереснее, если бы они все время двигались вперед. А вот Степаниду Борисову и Валентину Романову считаю очень перспективными. Валентина не похожа на всех, хотя у нее чисто якутский менталитет. Этих девушек можно “экспортировать” за пределы республики.

– Мне понравился русский рок якутского розлива. Очень хорошо выступила группа “Бронепоезд 14-69”. “Ноев Ковчег” играет актуальную музыку: этакий романтическо-ностальгический брит-поп. У этой группы немалый потенциал.

– Я считаю, что говорить о популярности этнической музыки бессмысленно. Она была, есть и будет! Этническая музыка не только не выходит из моды, а завоевывает еще большую аудиторию. В то время как современная поп– и рок-музыка становится все скучнее...

Закончилась пресс-конференция щедрой раздачей автографов.

День второй

Начало второго дня не предвещало никаких неприятностей. Очень “драйвово” начал свое выступление “Нейтральный автопилот”. Но случилось страшное: внезапно погас свет и исчезла музыка. Фестиваль смог возобновить свою работу только через шесть (!) часов.

Дальше началась ужасная неразбериха. Некоторые группы отыграли по второму разу, зато “Живой”, “Дай Чайник”, “Амон-Ра”, “Нейтральный автопилот” и “Люис Кэрролл” вообще не вышли на сцену. За шесть часов организаторы не смогли додуматься распланировать выступления более разумно.

Из сахаязычных групп неплохо смотрелись “Дапсы” и “Сунтар”, хотя и сыграли слегка пропахшую нафталином музыку. “Русский рок якутского розлива” был представлен “Тварями” и “Мортемирусом”. Последний коллектив слегка вышел за рамки десяти минут, из-за чего возникла неприятная стычка с организаторами. “Твари”, как всегда, устроили из своего выступления шоу.

После “Тварей” на сцену вышли гости фестиваля: группы Инны Желанной, тувинская “Хуун-хуур-туу”, “Mystery Juice” из Шотландии и “Вопли Видоплясова”.

День тpeтий

Концерт на стадионе “Туймаада” организаторы назвали коммерческим. Судя по тому, как мало было на трибунах народа, таковым он не получился.

Первой услаждала слух зрителей группа Инны Желанной. Она играет очень своеобразную русскую этническую музыку. Ее песни смахивали на древнерусские плачи. У Инны – красивый голос, и в сочетании с грустными мелодиями и текстами он звучал довольно-таки волнующе.

“Mystery Juice” ведущий концерта Алексей Чепорухин (кстати, фестиваль ему обязан. Он привез с собой все четыре интереснейших коллектива) назвал лучшей шотландской группой. Они вызвали немалое любопытство уже тем, что один из участников-мужчин ходил в кельтской юбке. Музыку они отыграли тоже своеобразную – это была смесь самых разнообразных стилей. Самой крутой “фишкой” была электроскрипка. Многие из зрителей не смогли усидеть на месте и пустились в пляс, а вместе с ними в своих длинных халатах бросились танцевать приезжие тувинцы.

“Хуун-хуур-туу” – тувинская группа, но местами она казалась немножечко якутской. Зрители улавливали знакомые мотивы, приходили в восторг и в душе “братались” с тувинским народом. А когда вокалист спел якутскую песню, причем удивительно прилично, народ вообще начал погибать от любви к этому трио.

“Хуун-хуур-туу” играет народную музыку, используя исключительно народные тувинские инструменты. Их баллады, между тем, звучали вполне современно. Недаром, наверное, группа получила признание во многих странах мира. Но все-таки зрители больше томились в ожидании “Воплей Видоплясова”. Народ уже был наслышан о той сенсации, которую произвела группа во второй день фестиваля. “Вопли” поразили сразу двумя вещами. Во-первых, их музыка излучала мощную позитивную энергию. Кто ею заряжался, тот то и дело впадал в состояние эйфории. Во-вторых, наблюдался феномен абсолютного взаимопонимания с публикой. Большинство зрителей впервые услышали рок-пассажи на украинском, но тем не менее ощутили всю красоту языка.

Шоу, которое устроили “Вопли”, было безумно неистовым. Олег Скрипка прыгал, летал, наяривал на гитаре, трубе и баяне, менял тембр голоса. А его предисловия к песням, произносимые на украинском языке, искренне веселили. Очень порадовала собравшихся песня, эпиграфом к которой служило двустишие: “Был простой, но гордый парень. Юрий, фамилия Гагарин”.

В общем, меж нами, зрителями, и Скрипкой возникла “одна гармония”. Группу долго не хотели отпускать со сцены. Их музыка, смесь украинского фолка и гитарного рока, зажгла в сердцах неистовый огонь “вечной любви”.

Эпилог

“Табык” получился. Правда, по сравнению с фестивалями прошлых лет, этот “Табык” выглядел довольно бледно. Жаль, что организаторы вместо того, чтобы учитывать ошибки прошлых лет, плодят новые. А вот музыканты – молодцы. Их старания и энтузиазм спасли фестиваль.

“Табык” не следовало проводить в музыкальном театре. Единственный в Якутске приличный зал подвергся воистину суровому испытанию. Зрители пили пиво, вставали на сиденья в грязной обуви, курили и тушили об обивку кресел сигареты. Ребята-секьюрити из числа волонтеров, которые добросовестно пытались “держать” порядок в зале, за всеми безобразиями не успевали уследить.

“Табык”, без всякого сомнения, явление в нашей культуре. Судя по отзывам гостей, он становится все более престижным в России. Однако это не может служить поводом для расслабления. Фестиваль должен совершенствоваться, развиваться, из года в год становиться лучше. И финансовые трудности здесь не оправдание.

Наталья ГУДКОВА
Газета “Якутия”, Якутск

Hosted by uCoz