|
ТАБЫК
II
|
|
Valvontakomissio (Финляндия)
Камчатка (Санкт-Петербург)
Кыдырали
Болманов (Казахстан)
Биосинтез (Тува)
Лама
(Тува)
Тыва (Тува)
Александр
Чавынчаг (Тува)
Ай-Тал (Сунтары)
Кэрэх
(Чурапча)
Сэргэ (Майя)
Сээдьэ
(Нижняя Колыма)
Хардыы (Майя)
Чороон
(Якутск)
– 72°С (Якутск)
|
Фото А.Назарова
|
Poк
в необычном pакypce
Однажды майским вечером в Якутске я
шла на концерт рок-группы “Чолбон”,
не предполагая, разумеется, того
потрясения, которое мне предстоит
испытать. Поскольку пророки редки в
своем отечестве, всегда намного
легче восхищаться теми, кто далеко (“Аквариум”,
например, или “Pink Floyd”),
чем разглядеть талантливых .соотечественников:
представить себе, что где-нибудь в
крошечном поселке под
Верхневилюйском есть люди, создающие
серьезную, духовную, даже в какой-то
мере эзотерическую музыку, казалось
невероятным.
Вообще, глубокое воздействие
музыки на людей – это таинство,
сродни шаманскому обряду. Поделюсь
своим воспоминанием о той стихии,
которая захватила, захлестнула зал,
когда зазвучала композиция “Уhуктуу”
(“Пробуждение”) братьев Ильиных.
Название ее в точности соответствует
тому, что произошло со мной во время
ее звучания: раскручивание, как
магнитофонной ленты, генетической
памяти, полное и ясное осознание
своей национальной сущности (до того
момента глубоко погребенной под
русскоязычным воспитанием и
англоязычной специализацией).
В отличие от вполне зримых
голографических животных, летавших
над потолком на концертах “Pink
Floyd” (нам так же
далеко до подобных технических
совершенств, как до Марса), над этим
залом возник, а затем окреп незримый,
но ощущаемый всеми присутствующими
древний дух якутского народа. Зал
наполнило мощное энергетическое
поле, созданное еще более тесным, чем
обычно на рок-концертах, единением
музыкантов и их аудитории: звучала
гипнотическая музыка, бродил по
сцене и бил в бубен шаман (он
воспринимался именно как шаман, а не
как артист в шаманском одеянии), и, в
создаваемой музыке духовной – вне
пространства и времени –
трансцендентальной реальности,
вдруг возникло ощущение космоса
якутов-саха, и ритм бубна отзывался в
пульсации крови и в стуке сердца...
В памяти сильно и навсегда
запечатлелось первое знакомство с
группой “Чолбон”, замеченной
известными авторитетами в области
рока Артемом Троицким и Александром
Липницким, получившей первый приз на
фестивале “РОК-АЗИЯ-90”, звучавшей в
записях на радиостанциях США и
Англии.
Сочетание слов “саха-рок” многим
может показаться на первый взгляд
неожиданным (как, скажем, “мерседес”,
стоящий в тундре, или филиал
“Riffle'a” в глухой
тайге). Тем не менее, слушая якутскую
рок-музыку, тут же ощущаешь
самобытность, органичность
современного выражения
национального “музыкалитета” (музыкального
менталитета). Именно этим
объясняется тот живой интерес,
который вызвал недавно в Финляндии
рок-музыкальный спектакль “Жители
аласа” М.Тумусова, исполненный там
артистами и музыкантами якутских рок-групп
“Чороон” и “Ай-Тал”. Их успех
закрепился в финской прессе
появлением сладкозвучного термина “саха-рок”.
Людям, знакомым с этим музыкальным
явлением, не покажется странным, что
именно в Якутске прошел на исходе
прошлого года второй рок-фестиваль
под названием “Табык”. Это слово
означает древний ритуальный ударный
инструмент, представляющий собой
бычьи шкуры, туго натянутые между
двумя коновязями. В табык били в дни
больших праздников и бедствий. Три
настоящих табыка украшали в эти дни
зал, где проходил фестиваль, не давая
забыть – как и музыка – двойственный
(и радостный, и тревожный) смысл этого
символа.
Наше нелегкое существование в
расшатавшейся, вывихнутой Структуре,
как мне кажется, полнее и вернее
всего передает именно рок,
являющийся сегодня, пожалуй, самым
универсальным направлением в музыке,
стихией, вбирающей в себя фольклор и
классику, джазовые импровизации и “поп-музыку”,
т. е. все, откуда сегодняшние рок-музыканты
черпают средства самовыражения.
На нынешний “Табык-91” приехали
интересные музыканты и коллективы из
Тувы, Казахстана, России и хард-панк-рок
группа из Финляндии, приезд которой
продолжил завязавшийся ранее
творческий контакт. Думается, что в
дальнейшем фестиваль этот может
получить ещё более широкий резонанс:
уровень звучавшей на нем музыки
позволяет рассчитывать на это .
На якутском фестивале был прежде
всего представлен рок, если можно так
сказать, с этническим уклоном, т.е.
национальные разновидности рока,
основанные на богатстве фольклора
народов Севера и Востока.
Поскольку речь зашла о связи рок-музыки
с фольклором, было бы уместно
привести мнение фольклориста,
доктора искусствоведения Эдуарда
Алексеева, высказанное на заседаниях
Арт-клуба, функционировавшего в дни
фестиваля:
Фото А.Назарова
|
“В
мощной волне рок-движения была
заложена колоссальная энергия,
которая с некоторых пор начинает
иссякать, ее необходимо подпитать
свежим материалом, свежими идеями...
Народное творчество, этнические
элементы всегда были питательной
средой для любого профессионального
искусства, а поскольку рок
профессионализировался, он
обязательно должен опираться на
народные корни. Тем более, что рок и
фольклор близки по своей сути,
являясь живым, устным искусством,
которое непосредственно откликается
на сегодняшнюю музыкальную ситуацию.
Этот союз (“интеркультуральная”
музыка, как говорят на Западе) –
встреча двух музыкальных явлений,
ранее отдельно существовавших,
аккумулирует энергию народного
музыкального творчества,
накопленную столетиями, и огромную
энергию рока, подкрепленную новыми
техническими средствами...”
“Новое, – напоминает Э.Алексеев, –
это хорошо забытое старое: многое,
что сейчас открывают рокеры, было
известно якутским народным
музыкантам, шаманам, импровизаторам
– способы воздействия на слушателя,
музыкальные идеи и т. д.” Это было
накоплено, но отчасти забыто, хотя
существовало скрыто, подспудно. Для
многих рок-музыкантов явилось
открытием, что шаманы, как и они, так
же гипнотизировали аудиторию, что
бубен грохотал оглушительно в
маленькой юрте и воздействовал так
же, как мощная аппаратура на
современных стадионах и залах; что
было подобное же единение в одном
лице поэта, музыканта, танцора,
лицедея, гипнотизера. Эта старая
синкретичность возрождается в новом
роке; театр перевоплощения,
подражание голосам природы – все это
было, и все это возрождается на новой
технической базе, с помощью
электромузыкальных инструментов и
других рок-средств и приемов.
Не случайно шаманы сейчас иногда
становятся рок-музыкантами. Они
слышат, что это близкая для них
музыкальная стихия, и обращаются к
тем идеям, которые близки к
традиционному народному творчеству.
Рок сегодня задумывается не только о
сиюминутных чувствах и делах, но и о
том, что есть человек, каковы его
взаимоотношения с обществом,
природой, миром, космосом; он
обращается к нравственным, этическим
проблемам, к тому, что давно уже
осмыслено и существовало как система
представлений в традиционном
искусстве...
Этнический рок берет новые силы,
идеи, образы из традиционного
фольклорного арсенала, в том числе и
шаманского, обрядового, связанного с
силами не только музыкальными, но и
ритуальными. На наших глазах
смыкаются две энергетически мощные
сферы; происходит яркая музыкальная
вспышка, и в результате возникает
новое, интересное явление.
Фото А.Назарова
|
“Табык” представил публике опыт
тувинского фольклорного рока: три
группы из Кызыла, работающие на одном
этническом материале, но не схожие
между собой – “Тыва”, “Лама”, и “Биосинтез”.
Одно лишь участие такой талантливой
группы, как “Биосинтез”, ставшей
известной на фестивалях “РОК-АЗИЯ-90”
и “СЫРОК”, уже подняло
художественный уровень “Табыка”
значительно выше среднего. Очевидна
и поразительная духовная и
творческая общность этих музыкантов
с разными этническими корнями (“Биосинтез”
– это тувино-армяно-испано-еврейско-русский
интернационал), и столь же очевидна
их влюбленность в тувинскую
музыкальную культуру – самобытную
манеру горлового пения, звучание
национальных инструментов, приемы
театра масок, шаманские ритуалы с
бубном и мечами. Руководитель “Биосинтеза”
Вреж Мелоян, чья виолончель играет в
этом ансамбле, с позволения сказать,
роль первой роковой скрипки,
напомнил о том, как возник коллектив:
год назад, перед барнаульским
фестивалем “Рок-Азия-90”, собрались
музыканты-единомышленники, любители
природы (“зеленое движение”), чтобы
выступить с экологической рок-музыкой.
Духовное единство и свобода, “тусовочная”
раскованность, импровизационность и,
вместе с тем, высокий класс игры и
пения, а также бережное, уважительное
претворение тувинского фольклора
создают неповторимый облик этой
группы.
Появление на нынешнем фестивале в
Якутске группы из Финляндии (это был
ответный визит после успешного
выступления якутов-саха в Суоми,
состоявшегося вопреки известному
утверждению Киплинга, что “Запад
есть Запад, Восток есть Восток, и
вместе им не сойтись”) стало еще
одним доказательством этнической
близости угро-финнов тюркам. Финская
хард-панк-рок группа “Valvontakomissio”
(“Наблюдательная комиссия”) вызвала
заслуженное уважение уже одним своим
приездом “во глубину сибирских руд”,
а главное, расширила диапазон
звучащей на фестивале музыки.
Сравнивая западную разновидность
рока и восточное, а точнее – северо-восточное
его проявление с явно духовной
направленностью, еще раз убеждаешься,
что рок-музыка, кроме средства
самовыражения, является и формой
протеста против, скажем мягко,
несовершенств действительности. Так,
наш северный фольклорный рок
– против гибельных примет “прогресса”,
разрушения прежних нравственных
устоев и духовной целостности малых
народов, против экологического урона,
наносимого природе.
Следует также отметить шумный
успех на фестивале эвено-юкагирской
этнографической поп-рок-группы “Сэдьээ” 1
из Нижнеколымского района Якутии –
успех, обеспеченный не только легкой
для восприятия, “заводной” музыкой,
основанной на северных танцевальных
ритмах, но и артистизмом исполнения
танцевальных движений.
Нынешний “Табык” продолжался три
дня, и программа его была насыщенной
и разнообразной: выступали и чисто
фольклорные коллективы, хомусист
Петр Оготоев, певец из Казахстана
Кыдырали Болманов, группа из Санкт-Петербурга
“Камчатка”...
Якутский рок был представлен
наиболее широко.
Сильное и серьезное впечатление
произвели ансамбль “Чороон” 2
(Якутск, художественный руководитель
Георгий Сергучев) и тойук3-группа
“Ай-Тал”4 (поселок
Сунтар, руководители Юрий и
Александр Спиридоновы). Интересно
показали себя группы “Сэргэ”5,
недавно созданная “Кэрэх”6
и подающая надежды “Хардыы”7.
К сожалению, на этом “Табыке” не
выступил “Чолбон”, пример которого
вдохновил другие рок-группы пойти в
том же направлении.
Якутский рок национален не только
по форме (мелодика и ритмика, идущие
от традиционного якутского пения), но
и по своей глубинной, внутренней
сущности. Гарантией целостности и
сохранения этой национальной
сущности является близость к корням -земле
олонхо 8,
миру олонхо, фольклору (мироощущению
саха9).
Духовным музыкальным выражением
этой сущности явилось одержимое и
бескорыстное творчество музыкантов,
которые долго и непросто (многим из
них уже около сорока лет) шли к
якутской музыке, ее истокам (среди
них немногие получили
систематическое музыкальное
образование).
Якутский язык, его звуковой,
певческий строй буквально создан,
как мне кажется, для рок-музыки. Сами
исполнители считают его еще более
роковым языком, чем английский, так
легко он синкопируется, чисто
технически и музыкально ложится на
рок-музыку. За Михаилом Тумусовым (для
многих мифическим Мастером,
создавшим с верхневилюйской группой
“Чолбон” лучшие ее вещи, а сейчас
интересно работающим с “Ай-Талом” и
“Чорооном”) признают сами музыканты
заслугу создания “якутского
направления” в рок-музыке.
Рассказывают, что он сочиняет свои
музыкальные композиции, охотясь
глубоко в тайге, вслушиваясь в музыку
родной природы. Говорят, что он почти
шаман. Его тексты придают якутскому
року философскую глубину и духовную
самобытность. Многие считают, что они
непереводимы, но, рассказывая
читателям об этом, рискну
процитировать по памяти подстрочник,
сильно проигрывающий в двойном
переводе (с якутского на русский и с
музыкального на литературный):
Когда
умру,
я в
образе черного коршуна вернусь
сюда,
и,
пролетая над родными-аласами,
с
неимоверной высоты
я
прокричу вам то,
что не
дано знать живым... |
Галина Семенова
Журнал “Музыкальная жизнь”, Москва
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Сэдьээ –
название эвенкского кругового танца.
2Чороон –
название якутского ритуального
кумысного кубка.
3Тойук –
эпическое импровизированное
песнопение.
4Ай-Тал означает “твори
– выбирай”.
5Сэргэ –
деревянная коновязь.
6Кэрэх – жертва.
7Хардыы – особый
аллюр, ритмичный бег коня.
8Олонхо –
якутский героический эпос.
9Саха – якуты.
Фото А.Назарова
|
|
|