На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 Великий сын якутского народа

...Он одним из первых уловил особенности наступающей новой всемирно-исторической эпохи и со всей силой своего таланта воплотил в художественные и научно-публицистические построения те ее трагические коллизии (войны, революции, межнациональные распри, голод, перенаселенность планеты, миграции народов, экология и т.д.), которые в его время уже обозначились довольно прозрачно. Я имею в виду прежде всего вершину его творчества — поэму «Сновидение шамана», в которой нарисована широчайшая панорама мировых событий начала ХХ века.

Приходится удивляться, как, живя в отдаленной и отсталой окраине России, Кулаковский смог так верно понять суть происходящих тогда в мире событий и так прозорливо сказать о неизбежности войн между империалистическими хищниками за раздел мира. Так, за четыре года до Первой мировой войны он предсказал неизбежность бесчеловечной, страшно разрушительной всемирной войны; за семь лет до 1917 г. предвидел великие революционные потрясения в России.

В этой обстановке всеобщего брожения умов и кризиса мировой политики Кулаковский-философ предлагал идеи, работающие на благо людей — земные, самые насущные. Для достижения поставленных созидательных целей он предпочитал мир, труд и знание. Отсюда — его горячие призывы, особенно в письме «Якутской интеллигенции», к достижению образованности и овладению науками, в целом к поднятию уровня культурного развития народа. Он осуждал любое насилие, любые войны — будь то мировая или гражданская. Мирный путь преобразований в условиях социального и межнационального развития — вот условия осуществления его созидательных идей. Все эти мысли, мудрую личную позицию он черпал из глубин духа родного народа, из исторического опыта мудрости народной. Именно этим объясняется высокая нравственность его духа, высокая духовность его интеллекта, высочайшая личная ответственность.

Когда я перечитывал произведения А.Кулаковского «Сновидение шамана» и письмо «Якутской интеллигенции», меня приятно удивили его экономические воззрения. Лично я для себя открыл Кулаковского не только как великого писателя, ученого, общественного деятеля, но и как выдающегося экономиста, причем — экономиста-прогнозиста. Многое из того, что он предлагал в качестве возможных направлений развития родной Якутии, перекликается с днем нынешним. Это актуально и сегодня.

Возьмем, например, идею «заселения» всех озер, не промерзающих зимой, рыбой. Сегодня мы проводим планомерное зарыбление наших водоемов. В произведениях Кулаковского также можно найти мысли о развитии скороспелых отраслей производства на вечной мерзлоте, о необходимости проведения эффективной племенной и селекционной работы, о важности ветеринарной службы. Великий сын якутского народа почти век назад говорил о проблеме завоза в край грузов — продовольствия, товаров народного потребления, широкого развития собственного производства. Его гений был способен охватить и такие области народного хозяйства, как промышленность, связь и транспорт. В своих произведениях он затрагивал многие животрепещущие вопросы экономики — вплоть до налогообложения. Несомненный интерес вызывают его финансовые выкладки, расчеты доходов и расходов, например, организации рыбного промысла в Охот-ске.

Самостоятельное значение имеют его рассуждения о развитии духовной культуры населения, решающую роль в котором призвана была сыграть образованность общества. Большое значение он придавал культурно-просветительской деятельности — открытию общественных библиотек, выписыванию книг, журналов и газет, пропаганде достижений науки и техники.

Трудно переоценить вклад А.Е.Кулаковского в возрождение и развитие якутского литературного языка, связывая его с состоянием и судьбами культуры родного народа. Он постоянно восхищался духовной энергией родного языка, восторгаясь неисчерпаемым богатством его изобразительных средств. Он писал: «Язык этот поэтичен, красочен, богат своими смелыми сравнениями, приятными для якутов повторениями, образностью и обилием слов, присущих исключительно сказкам и песням». Писатель проявлял искреннее беспокойство в связи с тем, что уже в его время в якутском обществе встречались люди, равнодушные к родному языку. Ни чем иным нельзя объяснить следующие его слова: «Но есть между интеллигентами такие люди, которые на родной язык смотрят с презрением, считая его негодным для культурного человека. Презрение это основано на незнании хороших сторон языка. Когда они узнают эти хорошие стороны, тогда и перестанут презирать родной язык». Как актуальны эти слова сегодня!

И тут мы подходим к той большой проблеме, которая занимала Алексея Елисеевича всю его жизнь — проблеме взаимоотношений между якутским и русским народами. Вспомним, что еще в стенах Якутского реального училища в 1897 году молодой Кулаковский написал рефераты на темы: «Вправе ли русские гордиться своим именем?» и «Главнейшие достоинства поэзии Пушкина». Даже беглое знакомство с этими сочинениями достаточно для того, чтобы понять, что каждое наблюдение о русском народе, его культуре буквально выстрадано, пропущено через сердце юного автора рефератов.

Именно потому ему удалось выработать интернациональные по своей сути художественно-эстетические принципы, выйти на масштабный охват действительности, ее философского обобщения.

Особенно заметно проблема якутско-русских отношений освещена в двух вышеупомянутых произведениях — в «Сновидении шамана» и письме «Якутской интеллигенции», хотя она, эта проблема, присутствовала почти во всех других художественных и публицистических сочинениях писателя. Эту проблему он рассматривал в свете надвигавшейся к началу ХХ века угрозы вымирания многих малочисленных народов, в том числе и якутов, что связывалось им с предстоящим переселением в Якутию из центральных районов России двух миллионов человек. Казалось бы, на первый взгляд, логично ожидать от Кулаковского призыва к беспощадной борьбе с ожидаемыми переселенцами. Но гений, мудрость Кулаковского находят другое историческое решение — в качестве «средства устранения вымирания» народа он предложил «поднятие его культурного развития» и таким путем якутам предстояло стать равными с русскими в борьбе за существование.

(Из доклада Президента
Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова на торжественном собрании, посвященном 125-летию
со дня рождения А.Е.Кулаковского-Ексекюляха).

Hosted by uCoz